,


Наш опрос
За последние 30 лет ваша жизнь в Украине
Улучшилась
Изменилась, но не особо заметно
Ухудшилась
Я покинул Украину
Я не проживал в Украине последние 30 лет


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Опыт боевого применения аэростатов в интересах ПВО в войнах и вооруженных конфликтах
-2
Постановка проблемы... upset
Чергова атака Києва літаючими іранськими мопедами - це не лише трагедія, але й сором


Всё новое - хорошо забытое старое... idea

Всякое действие рождает противодействие. Этот третий закон Ньютона.

Все сущее является совокупностью противоположных основ, которые считаются целостными по своей природе, однако, при этом противоречат друг другу и самое главное, что один не может существовать без второго. Это закон диалектики.

Оба этих закона наиболее ярко проявляются в военном искусстве: любое средство нападения порождает средства защиты от него. Стрела и копьё привели к появлению щита; пуля породила бронежилет; ну а средства воздушного нападения, по крайней мере на начальном этапе их применения, привели к применению аэростатов заграждения (АЗ).

Заграждения, как инженерные сооружения, давно применялись при ведении боевых действий.

Первая мировая война совпала с бурным развитием авиации вообще и бомбардировочной в частности. Рост числа налетов авиации на города и крупные промышленные центры, привёл к выводу, что и в воздухе, с помощью аэростатов, также возможно создание заграждений.

Впервые АЗ были применены в 1916 году итальянцами для обороны Венеции и Ундино. На подступах к Венеции было установлено около 70 аэростатов. Эта мера дала ощутительный результат – в первую же ночь австрийцы потеряли восемь самолетов, а затем почти на целый год отказались от воздушных атак на Венецию.

Опыт итальянцев был заимствован остальными участниками первой мировой войны.

Первые АВЗ были несовершенны. Поднимались они в среднем не выше 1300 метров. Тем не менее, новое средство противовоздушной обороны дало вначале очень большой эффект. Это объясняется тем, что бомбардировочная авиация того времени стояла еще на низком уровне технического развития. Самолеты, груженные бомбами, не могли подняться на большую высоту, и воздушные заграждения являлись для них серьезным препятствием. Впоследствии, с развитием авиации, когда практический потолок самолетов стал гораздо большим, АЗ поднимались до высоты 4 – 5 тысяч метров. Это заставляло самолеты противника вести бомбардировку объектов, защищенных АЗ, с высоты не менее 5 – 6 тысяч метров. При этих условиях точность прицельного бомбометания сильно падала.

После первой мировой войны развитию аэростатов воздушного заграждения не уделялось достаточного внимания:

во «Временном наставлении по противосамолетной обороне» Англии, изданным в 1922 году, об АЗ не говорилось ни слова;

также и во второй части полевого устава «Вождение в бой соединённых родов войск» Германии от 1923 года, где вопросам воздушной обороны была отведена отдельная глава, об АЗ даже не вспомнили.

В остальных государствах развитие АЗ поводилось по остаточному принципу.

Система ПВО Франции была организована по «Временной инструкции по тактическому применению крупных соединений», принятой в 1921 году. Там, наряду с истребительной авиацией, зенитной артиллерией, прожекторными и звукоулавливательными постами, не отказались и от воздухоплавательных частей, которые представляли собой роты воздушных заграждений.

АЗ планировалось применять только массированно и располагать под прямым углом к вероятному курсу воздушного противника не менее чем в два ряда, с максимально допустимым интервалом 750 м.

В итальянской армии вопросы организация ПВО были изложены в сборнике «Воздушная оборона», изданном в 1922 году и применять АЗ планировалось исключительно для прикрытия тыловых объектов.

Американская инструкция тактического применения зенитной артиллерии рекомендовала располагать заграждения под углом 45° к вероятному направлению полета неприятельских самолетов. Аэростаты поднимались с интервалом 250–500 м между тросами. Каждая группа должна была включать не менее десяти АЗ. Тем не менее в США перед началом Второй мировой войны частей аэростатов заграждения вообще не было. Военное руководство полагало, что из-за географической удаленности не стоит опасаться авианалетов на территорию Америки. Только в октябре 1941 года в связи с ухудшением отношений с Японией правительство США заказало 500 аэростатов заграждения британского образца и начало подготовку подразделений АЗ. Они предназначались для прикрытия Панамского канала и Гавайских островов. 6 декабря японский агент в Перл-Харборе в своем последнем донесении указывал на полное отсутствие АЗ на военно-морской базе. На следующий день — 7 декабря 1941 года неожиданным ударом торпедоносцев и бомбардировщиков, взлетевших с японских авианосцев, был фактически уничтожен Тихоокеанский флот США. Японская авиация наносила удары на предельно малой высоте. Все военные аналитики того времени сошлись во мнениях: если бы база Перл-Харбор была бы прикрыта хотя бы двумя эскадрильями АЗ британского типа, Америке удалось бы избежать «национального позора».

Интересный факт: 320-й батальон АЗ армии США, который принимал участие в высадке союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года был сформированный исключительно из чернокожих американцев, хотя у англичан, немцев и у нас стартовые расчеты аэростатов были почти полностью женскими, хотя встречались и чисто мужские части, укомплектованные призывниками самых старших возрастов.

Техникой АЗ в этот период практически не занимались, а те работы, которые велись, носили экспериментальный характер и представляли из себя усовершенствованные образцы Первой мировой войны.

Дыхание грядущей воны заставили пристальнее взглянуть на вопросы ПВО. В конце 20-х годов военные теоретики ведущих государств пришли к однозначному выводу: применение воздушного заграждения в современных условиях не только возможно, но и необходимо. Наступил период поисков наилучших конструкций и способов их применения.

Первым из советских ученых тактику ПВО стал разрабатывать Н. Бородачев. Он считал, что «воздушные заграждения» устанавливаются «для преграждения пролета… неприятельских самолетов и для повреждения или даже уничтожения тех аппаратов, которые будут пытаться проникнуть через загражденный район. Сами препятствия по своему устройству могут быть двоякими: материальные — в виде проволочных сетей различного устройства и взрывчатые — в виде своего рода воздушных мин». При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина (рис. 1).

 Опыт боевого применения аэростатов в интересах ПВО  в войнах и вооруженных конфликтах


Рис.1 Принцип действия воздушной мины


Отечественный воздухоплаватель Н. Шабашева, доказывал, что оборона объектов, аэростатами экономически выгодней, чем зенитной артиллерией и истребительной авиацией.

В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение отрядов аэростатов заграждения. До этого времени АЗ на вооружении РККА не было. В 1932 году Управление ПВО РККА считало, что аэростаты применяются в основном для морального воздействия на летчиков. В «Справочнике ВВС» 1933 года говорилось обратное: их невыгода в дороговизне и зависимости от метеорологических условий (при неблагоприятных погодных условиях потолок аэростатов снижался почти на треть).

Несмотря на это 5 апреля 1932 года в Советском Союзе по постановлению СНК сформировали первые учебные отряды аэростатов заграждения в составе ПВО Москвы, Ленинграда и Баку.

К началу войны Красная армия располагала десятью дивизионами аэростатов заграждения. А с началом войны решением Государственного Комитета Обороны от 09 июля 1941 года были созданы особые аэростатные полки. Так, в частности, Москву защищали три таких полка. За годы войны в составе Красной армии были сформированы три дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения.

Опыт второй мировой войны показывал, что при налетах на объекты, защищенные аэростатами заграждения, нападающая сторона вынуждена была бомбардировать практически всю площадь цели. Все это заставляло применять крупные соединения самолетов и вело к большому коэффициенту оперативного напряжения авиации, перерасходу боеприпасов.

Таким образом, воздушное заграждение представляло собой эффективное средство ПВО. АЗ широко использовались совместно с истребительной авиацией и зенитной артиллерией.

Вследствие низкой эффективности одиночного применения аэростата – АЗ устанавливались группами. Практика боевых действий показала, что применять группу менее, чем в шесть аэростатов было нецелесообразно. Так группировка АЗ при обороне Лондона составляла до 800 аэростатов, в ПВО Москвы было задействовано более 850 АЗ, в Ленинграде — 350.

В ходе боевого применения были выработаны два основных способа расположения аэростатов: по кольцу и в шахматном порядке. В первом случае воздушное заграждение устанавливалось вокруг обороняемого объекта – кольцом. Однако кольцевое расположение требовало слишком большого количества аэростатов, и было неэффективно в применении против атак пикирующих бомбардировщиков.

Постепенно пришли к выводу, что наиболее эффективно применение АЗ расположенные в шахматном порядке. Расстояние между аэростатами варьировалось в зависимости от высоты их подъема - от 400 до 1000 метров. Боевая практика показала, что при высоких скоростях самолетов летчик был не в состоянии маневрировать в таких интервалах, и машина должна была задеть какой-либо из тросов.

Эффективность шахматного расположения АЗ также обуславливалась тем, что таким путем прикрывалась вся площадь защищаемого объекта. Выбытие из строя одного или нескольких аэростатов не нарушала обороноспособности всей системы. При таком расположении сделать проход в заграждении было труднее, чем в заграждениях, расположенных по кольцу. Кроме того, такое расположение давало возможность спускать по очереди баллоны на землю для их осмотра, ремонта без особого ущерба системе заграждения. Применялись также комбинированное расположение АВЗ. В ПВО СССР нашли распространение способы постановок АЗ «лебедки в линию», «лебедки в две линии», «лебедки по площади».

За период обороны Москвы было зафиксировано 125 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов разрушилось в воздухе, часть из налетевших на тросы аэростатов самолетов упали у линии фронта и за ней, не долетев до своих аэродромов.

Борьба с аэростатами

Еще в Первую мировую был поднят вопрос о защите самолета от столкновения с аэростатами и тросовыми сетями. Ко Второй мировой было предложено применение паравана – ограждения, крепившиеся к кабине и концам крыльев. Эти средства были не особо эффективными: даже если паравану удавалось защитить самолет от троса и мины, то удержать его после столкновения мог далеко не всякий пилот. Кроме того, установка паравана приводила к увеличению лобовое сопротивления самолёта и центровочной массы груза в хвостовой части самолета, что отрицательно сказывалось на пилотировании.

Эксперименты проводились на самолетах Ту-2 и Пе-2, немцы применяли на Ju -88 (рис. 2) и He-111. Но массовыми противоаэростатные приспособления так и не стали.

 Опыт боевого применения аэростатов в интересах ПВО  в войнах и вооруженных конфликтах


Рис 2. Немецкий бомбардировщик Ju -88, оснащенный «параваном» для защиты от удара тросом аэростата заграждения


Применение аэростатов воздушного заграждения

против самолёто-снарядов ФАУ-1

16 мая 1944 г. верховное главнокомандование вермахта отдало приказ на боевое применение V-1 (ФАУ-1). 12 июня 1944 г. состоялась первая бомбардировка Англии самолёте-снарядами.

Столкнувшись с проблемой ракет V-1, англичане организовали эффективное ПВО страны и выработали меры борьбы против ракет. В целом, систему ПВО преодолело только 33% V-1.

Главные свои усилия англичане сосредоточили на организации ПВО Лондона, Бристоля и районов сосредоточения основных сил союзников для вторжения в Нормандию от самолетов-снарядов Еще в декабре 1943 г. командование ПВО Великобритании приступило к разработке детального плана обороны от V-1 – «Дайвер». Планом предусматривалось создание трех рубежей ПВО: на первом внешнем рубеже V-1 должны были уничтожаться ИА; на втором - ЗА; на третьем - АЗ. Для обнаружения V-1 планировалось использовать уже существующую сеть радиолокационных станций и наземных наблюдателей.

АЗ предусматривалось развернуть сразу за линией зенитной артиллерии в количестве 500 постов. Линия аэростатных постов была перпендикулярна маршрутам полётов V-1.

Аэростаты заграждения были, по существу, последним рубежом защиты Лондона от V-1. Несмотря на пассивную природу их противодействия, за время налетов немецких ракет на Лондон аэростатами заграждения, достоверно была уничтожена 231 ракета. Это составляет около 3% от всех выпущенных ракет й более 8% от числа всех сбитых V-1 (рис.3).

Количество КР, поврежденных тросами АЗ, вероятно, было существенно большим.
 Опыт боевого применения аэростатов в интересах ПВО  в войнах и вооруженных конфликтах

Рис. 3 Крыло V-1, повреждённое тросом аэростата заграждения...


В 1944 г советскому командованию стало известно, что войска СС планируют нанести удар ракетами V-1 по некоторым городам СССР, в частности по Ленинграду. При этом для увеличения дальности полета, сокращения потерь от средств ПВО и повышения точности удара, гитлеровское командование предполагало использовать пилотируемый вариант крылатой ракеты Fi 103 и летчиков-смертников.

В зоне ответственности Ленинградской армии ПВО были созданы два сектора: северо-западный и юго-западный. Средства ПВО располагались по зонам: первая - зенитная артиллерия, вторая - аэростаты заграждения и третья - истребительная авиация. Против V-1 выделялось четыре полка истребительной авиации, свыше 100 батарей зенитной авиации, свыше 100 батарей зенитной артиллерии (418 орудий) и более 2000 АЗ. Общая глубина зоны ПВО составляла 70-100 км.

АЗ развертывались по новой схеме. Посты выдвигались за город и уплотнялись. Их интервал составлял 300-400 м, высота подъема - до 2 км. Таким образом, плотность заграждения была 6-7 тросов на километр фронта при общей глубине аэростатной зоны 8 км. Аэростаты поднимались в пригородах Ленинграда и на баржах в Финском заливе. В отличие от обычного защитного ряда АЗ, применявшегося для защиты Лондона, советские аэростаты помимо основного привязного троса имели две боковых расчалки, повышающие вероятность столкновения V-1c поражающими элементами АЗ.

Привязной трос оснащался миной фугасного действия. Были значительно уплотнены боевые порядки системы ВНОС. Для оповещения о подлете V-1 на удалении 120 км от Ленинграда было развернуто 86 наблюдательных и ротных постов и 5 РЛС. Фашистские войска не успели применить самолеты-снаряды против Советского Союза.

Проведя сравнительный анализ английской и советской аэростатных систем для противодействия V-1 можно сделать вывод, что в обоих случаях аэростаты заграждения применялись в тесном взаимодействии с истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Единым было то, что ПВО Лондона и Ленинграда предусматривала создание рубежей трех разнородных сил: авиации, артиллерии и аэростатов. И в Англии, и в СССР для обнаружения и оповещения о налете V-1 использовались радиолокационные станции, а также наземные наблюдатели.

Отличие - для защиты Лондона на внешнем (первом) рубеже V- 1 должны были уничтожаться истребителями; на втором - зенитной артиллерией; на третьем - аэростатами заграждения. Для защиты Ленинграда на третьем рубеже разворачивалась зенитная артиллерия, на втором - аэростаты заграждения и на первом истребительная авиация. Каждый боевой порядок имел свои достоинства и недостатки. В английском способе аэростатам отводилась роль своеобразного последнего заслона крылатым ракетам, прорвавшимся к городу. Это было связано с тем, что зенитной артиллерии запрещалось сбивать V-1 над городом (сбитые ракеты своим взрывом также наносили ущерб). В советском способе аэростаты играли роль своеобразного сита. На прошедших через него крылатых ракетах должен был сосредотачиваться зенитно-артиллерийский огонь.

В 1945 году в Советском Союзе было составлено «Наставление по боевому применению аэростатов заграждения», в котором обобщался как отечественный, так и зарубежный опыт боевого применения АЗ во Второй мировой войне. В частности, там отмечалось, что АЗ являются одним из средств противовоздушной обороны и имеют задачей затруднять действия авиации противника в зоне заграждения; они применяются в сочетании с другими средствами ПВО, дополняя и усиливая их. В 1953 году прошёл испытания образец малообъемного аэростата заграждения «МАЗ-51», принятый на вооружение в 1955 году. Со стальным тросом диаметром 5 мм он имел практический потолок 4000 м при допустимой скорости ветра на потолке до 29 м/с. Его тормозное вооружение ТВ-1 и минно-режущее вооружения МВ-2 позволяли вести борьбу с летящими со скоростью до 700 км/час авиасредствами и беспилотными снарядами типа крылатых ракет. В 1956 году был разработан высотный аэростат заграждения, рассчитанный на потолок до 9000 м при скорости ветра – на рабочей высоте – до 30 м/с. До начала 1960-х годов части АЗ привлекались для защиты советских ядерных полигонов. В 1961 г., во время Карибского кризиса, в СССР, по приказанию Н.С.Хрущёва, было сформировано два отдельных дивизиона аэростатов заграждения для перекрытия воздушного моста ФРГ — Западный Берлин. С нормализацией отношений между СССР и США дивизионы были расформированы. В то же время, малообъёмные морские аэростаты заграждения «МАЗ–1» и «МАЗ-55» использовались для защиты караванов советских торговых кораблей, идущих на Кубу, от провокаций американских самолетов. Последней военной операцией, в которой массово использовались отечественные АЗ являлось аэростатное прикрытие Асуанской плотины во время египто-израильского противостояния 1968-1970 гг., проводимое в рамках операции по усилению ПВО Египта «Кавказ».


Чем опыт применения АЗ интересен на текущем этапе?

Одним из элементов тактики применения современных КР является подход к цели с различных направлений, на высотах 60 - 100 м с огибанием рельефа местности. Полет к объектам на предельно малых высотах снижает эффективность действия РЛС, в то же время позволит создать завесу из АЗ с максимальной плотностью что приведёт к снижению эффективности воздушного удара.

В настоящее время в ходе военных конфликтов активно применяются средние и малые беспилотные летательные аппараты (БПЛА), в частности против средств ПВО. Применение массированного налета БПЛА на средства ПВО ведет к быстрому исчерпанию их боевого ресурса и последующей неспособности их решать задачи по своему предназначению. В войнах ближайшего будущего возможно массовое многоэтапное и многоэшелонированное применение групп легких разведывательных и разведывательно-ударных БПЛА, а также «БПЛА-камикадзе».

Так, турецкий тактический средневысотный БПЛА Bayraktar TB2 (рис. 4) может нести 4 управляемые противотанковые ракеты UMTAS с дальностью их применения до 8 км. Малый рубеж применения оружия и относительно низкая высота применения средств поражения, опять же, позволит создать завесу из АЗ с максимальной плотностью и также приведёт к снижению эффективности воздушного удара.

 Опыт боевого применения аэростатов в интересах ПВО  в войнах и вооруженных конфликтах

Рис. 4 БПЛА Bayraktar TB2

Дальнейшее развитие тактики группового применения БПЛА существенно усложнит условия функционирования средств ПВО, а также потребует кардинального пересмотра идеологии создания систем ПВО, в которых АЗ, я надумаю, найдут своё место.


Литература:

А.Крымов. Заграждения. Журнал Техника молодёжи №4 1940 г.

В.Тарнавский, Ю.Каторин Уникальная и парадоксальная военная техника, т.2

К.Барановский Военно-промышленный курьер № 43 (756) 2018 г.

Аэростаты заграждения на защите московского неба. Вечерняя Москва. Портал городских новостей. http://www.nauka-tehnika.com.ua/nt/article/boevye-aerostaty-chast-1

Воздушное заграждение scharapow-w.livejournal.com/30648.html

Аэростаты заграждения против крылатых ракет V-1. http://airships.narod.ru/v_1/v_1.html

Аэростатные системы сегодня. Военные материалы. http://warfiles.ru/show-39881-aerostatnye-sistemy-segodnya.html

Привязные аэростаты и их применение. Pentagonus. http://pentagonus.ru/publ/privjaznye_aehrostaty_i_ikh_primenenie/18-1-0-1313

multiurok.ru

П.С. cheesy



-->


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.