,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Что НАМ делать дальше?
  • 14 марта 2016 |
  • 12:03 |
  • Wester |
  • Просмотров: 1613
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
+2
Что НАМ делать дальше?


В Украине две самые стойкие формы коррупции. Политическая и бытовая. Политическая связана с треугольником превращений власть-деньги-легитимность. Бытовая частично является базой для политической коррупции (ГАИ, таможня, выдача справок и разрешений), частично призвана компенсировать низкую эффективность государственных институтов и отсутствие мотивации госслужащих (образование, медицина).

С бытовой коррупцией власть довольно успешно борется, учитывая масштаб этого явления. ГАИ в городе заменили на патрульную службу, документооборот переносится в Центр обслуживания граждан (ЦОГ), на таможне вводится электронное декларирование с отслеживанием глобальных логистических цепочек.

Последнюю взятку на дорогах я заплатил в 2014 году. Пол года назад оформлял ДТП и не отметил никаких посылов от новой полиции на вымогательство взяток с виновника происшествия. Все было очень быстро, достаточно профессионально и через месяц я получил выплату по страховке ГО виновника.

Последние пол года супруга дважды оформляла в ЦОГ документы, которые раньше оформлялись у госрегистратора и в МБТИ. Все было быстро, профессионально, дешево и красиво. Часть документов оформлялась в налоговой, там немного поморочили голову. Все решилось предоставлением распечатки нормы закона из базы rada.gov.ua, без денег. Раньше сработала бы привычка дать взятку и решить вопрос. Сейчас сработала привычка не давать взяток. К хорошему привыкаешь быстро.

По образованию и медицине не могу сказать ничего хорошего или плохого. За образование своих детей я и раньше не платил взяток, а за визит к врачу и сейчас оставляю небольшую сумму. Никаких серьезных реформ в этих областях нашей жизни пока не видно.

Теперь о коррупции с головы. Общий смысл этого явления одинаков во всех странах СНГ, хотя процесс реализации отличается.

Например, в России власть конвертировалась сначала в деньги, затем в монополизацию СМИ и отмену процедуры демократических выборов. Причем началось все именно с власти. Ни один из сегодняшних привластных коррупционеров в 1999 году не имел за душой ни гроша.

Ни один из удачливых российских мультимиллиардеров эпохи нулевых не способен поддерживать успешный бизнес в условиях свободной конкуренции. Даже в тепличных условиях госзаказов, госкредитов и господдержки они умудряются получить отрицательный экономический результат. Они вынуждены монополизировать власть, иначе карета может превратится в тыкву. Они используют старый советский образ осажденной крепости, который позволял поддерживать власть другой неэффективной экономической системе.
Украинская коррупционная модель устроена иначе.

Порошенко пришел во власть уже готовым миллиардером. Какая-то часть его миллиардов нажита с использованием административного ресурса, но в общем это эффективный работающий бизнес. Порошенко не боится потерять власть. Его бизнес нормально работал и при Ющенко и при Януковиче. Нет признаков, чтобы этот бизнес как-то сильно развился после того как Порошенко стал президентом.

Другая ситуация у Яценюка. Весь его социальный опыт приходится на работу со стороны госструктур, а не со стороны эффективного бизнеса. Яценюк вынужден держаться за власть, чтобы контролировать финансовые потоки. В противном случае, у него не будет ресурса для участия в следующем цикле деньги-выборы-легитимность-власть-деньги. У него нет опыта и ресурсов для того чтобы зарабатывать иначе.

Это не проблема Яценюка, а проблема политической грамотности населения, которое упорно голосует за популистов. Проблема постепенно решается. В целом, ответственность парламента повышается с каждым новым электоральным циклом. В этот эволюционный процесс после 2013 года активно вмешались внешние силы.

Началось все с движения Януковича в ЕС. Вполне искреннего, следует отметить. Основной мотив, на мой взгляд, сохранение активов после неизбежного поражения на президентских выборах в 2015 году. Евросоюз активно защищал Тимошенко, когда Украина не была ассоциированным членом ЕС. Евросоюз не допустил бы силовой смены собственника после заключения соглашения об ассоциированном членстве.

В этот процесс активно вмешалось соседнее государство, которое посчитало возможный отход Украины от брутального олигархического капитализма угрозой существования собственного авторитарно-клептократического режима. Вмешательство затормозило движение Украины в ЕС и создало массу дополнительных инструментов влияния. Параллельно, соседнее государство решило проблему внутренней легитимности ценой войны, экономического кризиса и международной изоляции.

Вернемся к украинским коррупционерам. Изменение внешней ситуации не позволяло ждать несколько электоральных циклов эволюционного развития страны. Реформы в Украине начал активно педалировать Запад. С одной стороны, помогая антикоррупционными технологиями и деньгами, с другой стороны, требуя ускоренного движения на пути борьбы с коррупцией.

Рассмотрим конкретный пример. На уровне консультаций Украине был предложен закон об электронном декларировании доходов, который давал пищу для работы Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ), также появившемуся по совету Запада.

Украина не единственная страна, погрязшая в коррупции и в мире есть конкретные наработки для борьбы с этим явлением.

Пройдя через парламент, новый закон претерпел ряд изменений, выхолащивающих его основную суть. В новой редакции закон позволял парламентариям скрывать доходы и собственность, законность которых они не способны подтвердить. В современном составе парламента набралось большинство, для которого это критически важно.

Запад ответил замораживанием кредитной линии и отсрочкой введения безвизового режима с ЕС. Первое создавало власти экономические проблемы, второе наносило имиджевый ущерб. Дальше читаем то что написано выше про Порошенко и Яценюка.

Порошенко может обойтись без коррупции. Депутатам из старой политической системы также придется учиться жить без коррупции.

После настойчивых рекомендаций Запада, Порошенко наложил вето на редакцию парламента и предложил свой вариант закона.

Постепенно кольцо красных флажков сужается. Либо существующая элита научится зарабатывать на конкурентном экономическом поле, либо ее сменит другая элита. Отсидеться за декорациями борьбы с коррупцией уже не получится.

Юрий Христензен

Источник

P.S. В целом статья ровная, но ради справедливости следует сказать, что только в целом. Ряд моментов спорен и вызывает сомнение.
Например бизнес Порошенко, который "красиво" работал и при предыдущих президентах... Трудно поверить в то, что Порошенко НИКОМУ, НИЧЕГО и НИКОГДА... Его бизнес просто не существовал бы в принципе. Из этого многое вытекает...




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх