,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Соглашение Украины с ЕС. Что внутри?
+14
Наблюдая евромайданные баталии и их отголоски на многочисленных интернет-ресурсах, заметил что почти никто не приводит сам текст соглашения, или хотя бы внятные цитаты. Понять противников соглашения можно - опыт за 20 прошедших лет без СССР подсказывает, что от "партнеров" ждать хорошего не приходится.

Да и мировой кризис, начавшийся еще в 2008, который в общем то и не кризис, а полноценная глобальная мировая катастрофа - диктует свои условия. Которые просты - сдохни сегодня ты, а завтра я.

Но как продержаться на плаву глобальному капитализму, могущему существовать только в условиях непрерывно расширяющихся рынков? Правильно - нужно пересмотреть условия торговли с уже имеющимися странами так, чтобы они покупали больше твоей продукции, а свое производство прикончили под лозунгами свободной конкуренции и доступных качественных товаров. Ведь ежу понятно, что более крупный производитель всегда может задавить мелкого при равных рыночных услвоиях.

И в этой связи крайне полезным представляется разобаться в том что преподносят Украине в качестве демокартической пилюли.
Благо в сети есть первоисточник , и даже нашелся перевод на русский язык

Чтобы проанализировать все соглашение, нужно довольно много времени. Но в свете глобального кризиса перепроизводства, а значит и попыток продавить свои товары политичесими методами - знаковым для нас будет раздел устанавливающий пошлины и торговые ограничения. Читаем:

РАЗДЕЛ 4.

ТОРГОВЛЯ И ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТОРГОВЛЕЙ

ГЛАВА 1

Национальный режим и доступ товаров на рынки

Часть 2

Отмена пошлин, сборов и других платежей



Статья 29
Отмена ввозной пошлины


1. Каждая Сторона уменьшит или отменит ввозные пошлины на товары, происходящие из другой Стороны, согласно графиков, установленных в Приложении 1-А к настоящему Соглашению (далее - графики).

Для одежды и других изделий, бывших в употреблении и которые классифицируются по коду УКТВЭД 6309 00 00 00, Украина отменит ввозные пошлины на условиях, установленных в Приложении I-В к настоящему Соглашению.

2. Для каждого товара базовая ставка ввозной пошлины, в отношении которого должно применяться постепенное уменьшение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, указываться в Приложении I к настоящему Соглашению.

3. Если в любой момент после даты вступления в силу Соглашения любая Сторона уменьшает ставку ввозной пошлины, применяемой в рамках режима наибольшего благоприятствования (далее - РНБ), такая ставка ввозной пошлины должна применяться как базовая ставка, если и до тех пор она будет ниже ставки пошлины, рассчитанной в соответствии с Графиком этой Стороны.

4. Через 5 лет после вступления в силу настоящего Соглашения Стороны могут по запросу любой Стороны провести консультации с целью рассмотрения ускорения и расширения сферы отмены ввозной пошлины в торговле между Сторонами. Решение, принятое на заседании Комитета ассоциации по торговле, как это определено статьей 465 настоящего Соглашения (здесь и далее, также - Комитет по торговле), об ускорении или отмене ввозной пошлины на товары заменяет любую ставку пошлины или другую любую промежуточную категорию, определенную Графиками для этих товаров.

Глядя на 1ый пункт статьи 29, мы конечно же не могли не заинтересоваться указанным Приложением 1-А. На русский язык оно почему то не переведено, поэтому пришлось использовать английскую версию. Вот что там обнаружилось:

APPENDIX to Annex I-A
This Appendix summarizes the aggregate quantities as set out in Annex I-A, where
applicable.
A. Indicative aggregate TRQs for imports into the EU

То бишь речь идет не о ввозных пошлинах, а о квотах на импорт в ЕС, согласно которым Украина не может экспортирвоать в ЕС больше, чем указано в таблице. А в ней указано:

Beef meat (говядина) - не более 12 000 тонн/год
Pork meat (свинина) - не более 20 000 тонн/год (+20 000 по отдельным категориям)
Sheep meat (баранина) - не более 1500 тонн/год с повышением до 2250 тонн за след. 5 лет
Poultry meat and poultry meat preparations (мясо птицы и субпродукты) - 16 000 тонн/год с повышением до 20 000 за след. 5 лет +20 000 субпродукты.
...
Всего 36 позиций - в том числе сахар, крупы, молоко, сигареты и даже этанол

А вот квоты в обратную сторону:
B. Indicative aggregate TRQs for imports into Ukraine

Pork meat (свинина) - не более 10 000 тонн/год (+10 000 по отдельным категориям)
Poultry meat and poultry meat preparations (мясо птицы и субпродукты) - 8 000 тонн/год с повышением до 10 000 за след. 5 лет +10 000 субпродукты

Всего 4 позиции - две другие из которых квоты на сахар.

Занятно - квоты в Евросоюз прописаны на 6 листах с перечислением 36 позиций, а вот квоты в Украину - всего полтора листа и целых 4 позиции.
Но это то что на поверхности, а если разобраться. то с мясом поулучается такая картина:

По состоянию на 1 ноября с начала 2013 г. экспорт мяса и мясопродуктов из Украины составил 147 тыс. т, при том, что импорт указанных продуктов в страну был почти в два раза больше – 286 тыс. т. Указанные данные содержатся в балансе спроса и предложения мяса и мясопродуктов, подготовленном рабочей группой при Министерстве экономического развития и торговли и опубликованном на вэб-сайте ведомства.

В структуре экспорта мясо птицы заняло 118 тыс. т, говядина – 21 тыс. т, свинина – 4 тыс. т. Что касается импорта, то больше всего в страну было ввезено свинины – 193 тыс. т, мяса птицы – 64 тыс. т, говядины – 17 тыс. т.

Общее производство мяса и мясопродуктов в Украины, согласно балансу, за 10 месяцев 2013 г. составило 2 018 тыс. т, включая 899 тыс. т мяса птицы, 804 тыс. т свинины и 295 тыс. т говядины. При этом потребление мяса и мясопродуктов на одного человека в стране за указанный период составило 55,7 кг, в т.ч. 24,8 кг. мяса птицы, 21,4 кг. свинины и 8,6 кг. говядины.

Что имеем?
Только по мясу - если ТС закроет пошлинами вход украинского мяса на российский рынок (а Украина с 2008 года член ВТО, т.е. выгодно экспортировать им больше некуда), то почти в три раза упадет экспорт мяса птицы и в 1,8 раза - экспорт говядины. Теоретически можно нарастить экспорт свинины, но свинина уже массированно ввозится, и стоит очевидно дешевле, чем ее можно было бы производить на месте.

То же самое и с говядиной и мясом птицы. У украинских производителей просто не будет рынка, куда можно без конкуренции с мировыми гигантами (и естественно предлагающими по более низким ценам) продавать продукцию. Внутренний рынок - открыт для всех, за спиной - забор ТС. Приехали.

Еще более откровенно европейские общечеловеки ломают украинского производителя зерна. Так, в 2012 году Украина на мировые рынки поставила 15,6 млн. тонн кукурузы, в том числе в ЕС — 6,18 млн. тонн, что составило 39,7% всего экспорта этой зерновой культуры.

А что мы видимо в соглашении про квоты на кукурузу?

Maize, flour and pellets(Кукуруза, мука и гранулы) - 400 000 тонн/год с увеличением до 650 000 тонн/год за последующие 5 лет.

Снижение - десятикратное!

Но это еще не все:

Статья 31
Вывозные (экспортные) пошлины


1. Стороны не должны вводить или сохранять в силе любые пошлины, налоги или любые другие меры, имеющие эквивалентные действия, которые налагаются на вывоз товаров или вводится в связи с вывозом товаров на другую территорию.

2. Пошлины или меры, имеющие эквивалентное действие, которые применяются в Украине, как указано в Приложении I-С к настоящему Соглашению, должны постепенно аннулироваться в течение переходного периода в соответствии с Графиком, включенного в Приложение I-С к настоящему Соглашению. В случае внесения изменений в законы Украины обязательства, принятые в соответствии с Графиком, содержащееся в Приложении 1-С к настоящему Соглашению, продолжают действовать на основе соответствия описания товаров. Украина может применять защитные меры по вывозной (экспортной) пошлины на условиях, указанных в Приложении I-В к настоящему Соглашению. Действие таких защитных мер закончится в конце периода, установленного для такого товара в Приложении-В к настоящему Соглашению.

Сравним:

Украина за 2012 года сократила выручку от экспорта черных металлов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 17% - до 15,344 млрд долл., сообщает Государственная таможенная служба Украины.

Как сказано в сообщении, импорт черных металлов в денежном эквиваленте в прошлом году сократился на 17,2% - до 2,299 млрд долл.

Экспорт меди упал за этот период на 22,8% - до 196,352 млн долл., алюминия - сократился на 21,6% - до 144,684 млн долл., свинца - вырос на 11% - до 17,048 млн долл., никеля - упал на 23,8% - до 14,475 млн долл., а экспорт цинка вырос на 17% - до 12,909 млн долл.

Импорт алюминия вырос за 2012 года на 0,07% - до 490,674 млн долл., никеля - сократился на 13,3% - до 215,840 млн долл., меди - упал на 22% - до 171,249 млн долл., свинца - сократился 24,2% - до 56,858 млн долл., цинка - упал на 3,4% - до 50,672 млн долл., а импорт олова сократился на 29,5%.
Выручка от продажи основного экспортного товара Украины (а доля экспорта произведнного металлопроката в Украине - 70%) - проката черных металлов, из-за все того же кризиса , сократилась до 15 млрд. долл в 2012 году. При том что вывозные пошлины на экспорт черного металлопроката уже отменены. А производство цветного металлопроката - отстает от спроса, несмотря на то, что экспортная пошлина на лом цветных металлов в 2012 году взымалась в размере 24% от стоимости. И что же нам готовит в этой связи Соглашение с ЕС? Изучаем Приложение 1-С (вновь на английском):

ANNEX I-C
SCHEDULES OF EXPORT DUTY ELIMINATION (график ликвидации экспортной пошлины )
Alloyed ferrous metal scrap, nonferrous metal scrap and semi-manufactured goods of them (лом цветных металлов)
ferrochrome nickel and other ferroalloys 13,64(2013) 10,0(2014) 9,0(2015) 8,0(2016) 7,0(2017)... 0,0 (2023)
waste and scrap of alloyed steel of stainless steel 10,0(2013) 9,0(2014) 8,0(2015) 7,0(2016) 6,0(2017)... 0,0 (2023)
...

Waste products and scrap of ferrous metals (лом черных металлов)
waste and scrap of cast iron - 9,5 euro/tonne(2013) 9,5 euro/tonne(2014) 7,5 euro/tonne(2015) 7,5 euro/tonne(2016) 5 euro/tonne(2017)... 0,0 (2023)

и так далее.
Что же мы видим - страна, промышленность который нуждается в цветмете - вынуждена резко снизить вывозные пошлины на лом цветных металлов, то есть нагрузить производителя дополнительными расходами (цена на лом автоматически повысится).

И напоследок:

Статья 35
Ограничение экспорта или импорта


Ни одна из сторон не может вводить или сохранять в силе любые запреты или ограничения или меры, имеющие эквивалентное действие на импорт любого товара другой Стороны или на экспорт или продажу для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Соглашении или в соответствии со статьей XI ГАТТ-1994 и ее примечаний толкования. С этой целью статью XI ГАТТ-1994 и ее примечания относительно толкования включено в настоящее Соглашение и они являются неотъемлемой частью.

Думаешь защитить собственного производителя? Только через длинную писанину, которая еще вряд ли поможет. Скорее предприятие сдохнет, чем западноевропейский буржуй что то решит для незалежного конкурента. Они ведь и своих то - итальянских, испанских и прочих греческо-португальских не шибко жалуют. Что уж тут говорить о какой то Украине.

Отсюда вопрос. Если свой производитель окончательно загнется (а все делается именно для этого) - то где взять деньги на модные европейские товары? Поставлять сырье? Но его не хватит чтобы прокормить 45 000 000 человек. Кредиты МВФ? А отдавать чем - собственной территорией с залежами полезных ископаемых да заросшими пашнями?

А ведь мы еще ничего не писали про защиту авторских прав, переход на различного рода европейские техрегламенты, запрет демпинга и субсидирования собствнных товаров....

Так что же мы видим за всеми этими евпропейскими увещеваниями? План ОСТ, не иначе.

Украина – ЕС: соглашение без иллюзий


Чтобы проанализировать последствия влияния такого соглашения на экономику Украины, следует более внимательно изучить, что именно мы экспортируем в Европу.

Соглашение Украины с ЕС. Что внутри?


Более половины всего украинского экспорта в ЕС составляет продукция металлургической промышленности, сельского хозяйства, а также сырьё: каждая из этих отраслей обеспечивает порядка 20% от общего объёма экспорта.

Кроме того, важную роль играет пищевая промышленность (около 6%), химическая и нефтеперерабатывающая отрасли (порядка 4%), а также машиностроение (примерно 2,5%).

Очевидно, что ожидать каких-то изменений можно именно в этих отраслях, поэтому анализировать мы будем именно их.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Считается, что именно эти отрасли украинской экономики получат от ассоциации с ЕС наибольшую пользу. Мечты о том, что «Украина будет кормить всю Европу» выглядят, конечно, красиво, но насколько они реалистичны?

Почти половину нашего сельскохозяйственного экспорта составляет кукуруза: в 2012-м году Европа ввезла из Украины более 6 миллионов тонн этого продукта на полтора миллиарда долларов.

На втором месте – с существенным отставанием – семена рапса: в том же 2012-м году Европа купила у нас рапса почти на 700 миллионов долларов. Кроме того, видными статьями сельскохозяйственного экспорта в Европу являются соевые бобы (500 миллионов долларов) и традиционная пшеница (400 миллионов).

Другие статьи экспорта значительно отстают от ведущей четвёрки. Речь идёт, в частности, о семенах подсолнечника и льна, некоторых овощах, мёде, бахчевых культурах, ягодах типа рябины или черники и так далее. Всё это в совокупности даёт ещё примерно 300 миллионов долларов экспорта.

Соглашение Украины с ЕС. Что внутри?


Если же говорить о пищевой промышленности, то основу нашего экспорта в ЕС составляет подсолнечное масло: в 2012-м году европейцы купили у нас его на 780 миллионов. Другие важные статьи экспорта (фруктовые и овощные соки, соевые масла, овощные консервы, патока, кондитерские изделия, этиловый спирт, хлебобулочные и макаронные изделия и т.п.) в общей сложности даёт Украине ещё порядка 300 миллионов годового экспорта.

Перейдём теперь к анализу того, как повлияет на эту отрасль подписание соглашения об ассоциации с ЕС.

Во-первых, следует отметить, что «свободная торговля» с ЕС в этой области будет не такой уж и свободной. Соглашение об ассоциации предусматривает мощный инструмент регулирования в продовольственной сфере под названием «квоты на импорт». Идея в том, что по целому ряду позиций устанавливается некий предельный размер беспошлинного ввоза: какое-то количество товаров можно ввести действительно бесплатно, а всё остальное – на общих основаниях с выплатой всех пошлин.

Квоты, предоставленные ЕС Украине, достаточно скромные. К примеру, европейские партнёры готовы освободить от пошлин лишь 400 тысяч тонн кукурузы – правда, в течение пять лет готовы постепенно увеличить квоту до 650 тысяч тонн. Иными словами, беспошлинно в Европу будет ввозиться не более 10% от нынешнего объёма украинского экспорта – и то далеко не сразу.

По другим видам продукции соотношение чуть получше, но незначительно. Так, европейцы готовы освободить от пошлин четверть импортируемых из нашей страны кондитерских изделий, около 40% соков, примерно половину мёда и пшеницы и так далее.

Предусмотрены квоты и на те товары, объём экспорта которых в ЕС является пока что незначительным. Так, Украина получит право экспортировать в ЕС в общей сложности до 6 тысяч тонн яиц, что составляет около 0,5% от общего объёма внутреннего производства яиц в нашей стране. По молоку размеры квоты составляют 0,9% от общего объёма внутреннего производства. Аналогичная ситуация и по другим продуктам данной группы.

Европейский список квот включает порядка 40 позиций.

Свой список квот имеется и у украинской стороны, но он состоит лишь из трёх пунктов: свинина, мясо птицы и сахар. Правда, ограничения здесь будут тоже ощутимыми для наших европейских партнёров: скажем, из 70 тысяч тонн мяса птицы, которые мы импортировали из ЕС в 2012-м году, попасть на нашу территорию без пошлин смогут лишь 20 тысяч тонн. Но беда в том, что список квот, которые вводит Украина, уж слишком узок и защищает лишь некоторые отрасли сельского хозяйства и вообще не затрагивает пищевую промышленность.

Итак, можно сделать первый вывод: квоты на основные виды украинского продовольственного экспорта слишком малы для того, чтобы объёмы их производства значимо возросли. Фактически, такой «частичный» режим свободной торговли позволит некоторым украинским экспортёрам несколько увеличить свою прибыль за счёт освобождения от уплаты пошлин – и не более того.

Кстати, вопрос о том, кому именно достанется квота, в случае подписания соглашения, скорее всего, будет главной интригой каждого следующего года.

Есть и другое явление, на которое повлияет установление режима свободной торговли: соотношение между экспортом масел и масличных культур. Как мы уже писали, Украина экспортирует в ЕС весомые объёмы подсолнечного, рапсового, соевого и льняного масла, а также необработанные семена каждой из этих культур, масло из которых выжимают сами европейцы. В случае рапса, сои и льна мы экспортируем преимущественно сырьё (скажем, по сое экспорт сырья и масла в денежном выражении соотносится как 10:1). По подсолнечнику ситуация противоположная: Украина обрабатывает его самостоятельно, вывозя в основном масло. Кстати, наша страна является одним из лидеров по производству подсолнечных масел.

Этой ситуации способствует тот факт, что в Украине действуют экспортные пошлины на вывоз семян подсолнечника: каждый, кто хочет вывезти данный вид сельхозпродукции из Украины, должен заплатить государству порядка 10% от стоимости вывозимой партии.

Но в рамках соглашения об ассоциации с ЕС Украина обязуется отказаться от экспортных пошлин: через пять лет после подписания соглашения об ассоциации их ставка уменьшится уже вдвое, а через десять лет пошлины будут отменены совсем. Это, скорее всего, приведёт к существенному росту экспорта в ЕС семян. А поскольку значительно увеличить производство подсолнечника аграрии вряд ли смогут, то, соответственно, это будет означать проблемы для украинских маслоэкстракционных заводов, которые составляют немаловажную отрасль украинской экономики – и, кстати, ключевой предмет экспорта в ЕС для пищевой промышленности. Таков второй негативный аспект подписания соглашения между Украиной и ЕС в сфере производства продуктов питания.

Соглашение Украины с ЕС. Что внутри?


Но, пожалуй, главным фактором, который окажет влияние на украинское сельское хозяйство и пищевую промышленность в связи с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС станет открытие украинских границ для импорта из Европы.

Мы и сегодня импортируем из ЕС много продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Скажем, в 2012-м году Украина ввезла из Европы мясных субпродуктов на 140 миллионов долларов. И это притом, что их импорт в Украину облагается 10-15% пошлиной. Несмотря на наличие заметных пошлин, Украина импортирует из ЕС значительные количества яиц, овощей, фруктов и многого другого. Причём зачастую импортируются продукты, которые во вполне значительных количествах производятся в Украине. Скажем, мы ввозим примерно 10% от общего объёма реализуемых в стране куриных яиц.

То же самое касается готовых пищевых продуктов. К примеру, на каждый доллар, который мы зарабатываем на экспорте в Европу шоколада и других кондитерских изделий, приходится два доллара, которые мы тратим на импорт аналогичной продукции из ЕС.

При этом импортные пошлины, действующие в ЕС, значительно ниже аналогичных пошлин, которые применяет Украина. Ставка импортной пошлины в ЕС для Украины по данному виду продукции составляет 8,3%, тогда как в Украине — 10-15%. Иными словами, украинские кондитеры, конечно, смогут сэкономить при экспорте на отмене пошлин европейцами, но их европейские коллеги получат больше преимуществ на украинском рынке, которые «съедят» все выгоды.

Сырьё

Основным сырьём, которое Украина поставляет в Европу, является железная руда и железорудные концентраты (17 миллионов тонн на сумму в 1,6 миллиарда долларов). Кроме того, мы в значительных объёмах поставляем в ЕС каменный уголь, древесину и другие лесоматериалы, глину, гранит и песчаник и т.п.

Отмена импортных пошлин на эти виды продукции в рамках соглашения об ассоциации по идее должна позитивно сказаться на украинской экономике.

Но нюанс заключается в том, что ввозные пошлины на многие из этих товаров украинские импортёры в Европе… и так не платят. Иными словами, для экспортёров сырья данное соглашение не даст практически ничего.

Это уже не говоря о том, что экспорт сырья вообще является не самым выгодным занятием, и поощрять его совершенно незачем.

Металлургия

На украинскую металлургическую промышленность установление режима свободной торговли с ЕС повлияет двояко.

Во-первых, как и в случае с семенами масличных культур, Украина должна будет отменить экспортные пошлины на ферросплавы, а также на ряд других видов продукции, в частности, лом чёрных и цветных металлов. Данные виды продукции являются сырьём для отечественной металлургии, и беспошлинный вывоз их, вообще говоря, нежелателен.

Во-вторых, в рамках зоны свободной торговли украинские производители будут освобождены от уплаты импортных пошлин при ввозе своей продукции в страны ЕС. Но в данный момент Евросоюз уже не облагает пошлинами многие статьи украинского металлургического экспорта.

Соглашение Украины с ЕС. Что внутри?


Так, нулевые ставки пошлины при ввозе в ЕС из Украины действуют на углеродистую сталь, металлопрокат и т.п. Из основных (с точки зрения объёмов экспорта) видов украинской продукции пошлиной облагается лишь чугун (1,7%).

Значительные импортные пошлины действуют на другие виды металлургической продукции, например, на трубы. Однако в ЕС их вывозится сравнительно немного: скажем, в 2012-м году мы экспортировали в Европу труб из чёрных металлов лишь на 18 миллионов долларов, что, кстати, составляет всего 16% от нашего экспорта в другие страны мира.

Иными словами, обнуление импортных пошлин Евросоюзом лишь незначительно облегчит экспорт металлопродукции из Украины в ЕС. Зато трудности с сырьём вследствие отмены экспортных пошлин могут стать проблемой.

Выводы

Рискнём сделать некоторые итоговые выводы о тех последствиях, которые будет иметь для Украины подписание соглашений о свободной торговле с ЕС.
1. Украина вряд ли сможет извлечь значительную выгоду из отмены странами Евросоюза пошлин на импорт товаров из нашей страны. Для сельскохозяйственной и продовольственной продукции Европа установила для нас слишком низкие квоты на беспошлинный импорт, а что касается сырья и металлургии, то в этих отраслях пошлины в основном отсутствуют и так.

2. Отмена нашей страной экспортных пошлин на сырьё, вывозимое в Европу, окажет отрицательное влияние на отечественную промышленность. Данная мера будет способствовать вывозу из Украины сырья, что создаст проблемы, в частности, для металлургической и пищевой промышленности.

3. Украина почти полностью отменяет пошлины на ввоз товаров из ЕС, что создаст серьёзные проблемы для украинских производителей. В частности, можно ожидать, что наиболее серьёзные проблемы начнут испытывать предприятия, занимающиеся производством одежды, мебели, продуктов питания, машиностроение и так далее.

4. Доходы государственного бюджета Украины серьёзно уменьшатся вследствие отказа от импортных и экспортных пошлин. Так, только из-за отмены пошлин на экспорт ферросплавов и семян рапса госбюджет ежегодно будет терять более двух миллиардов гривен в год.

Таким образом, экономика нашей страны вряд ли получит ощутимую пользу от подписания данного соглашения, зато столкнётся с целым рядом рисков, последствия которых могут быть весьма и весьма печальными.

Association Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Ukraine, of the other part (начиная со стр.1600)

ссылка

ссылка

пусть хоть почитают какие "свободы" они там "отстаивают"



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх