,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Честные ответы на вопросы о будущем социальной сферы Украины
  • 15 октября 2013 |
  • 17:10 |
  • AlksndP |
  • Просмотров: 593
  • |
  • Комментарии: 7
  • |
+8
Честные ответы на вопросы о будущем социальной сферы Украины


В Киеве оптимисты убеждают украинцев тем, что ЕС является панацеей от всех украинских проблем. В этом ключе агитацию развернули и внепарламентские силы, активно кормящиеся европейскими грантами. Например, проект «Третья украинская республика» Ю.Луценко (который очень хочет вернуться в большую политику) с октября развернул специальную кампанию в поддержку подписания Соглашения между ЕС и Украиной в Вильнюсе. Правда кампания проходит в лучших традициях нацистского агитпропа, когда сравниваются несоизмеримые величины, тенденциозно подбираются показатели и примеры и т.д. Впрочем, вывод все равно один: только в Европу, в это «новое Эльдорадо».

В первую очередь украинцев пытаются соблазнить европейскими зарплатами, высоким пенсионным обеспечением и вообще – некими «европейскими стандартами жизни». Имманентно предполагается, что именно такова станет жизнь простых украинцев.

Однако какова же внутренняя ситуация в социальном секторе Украины и как скажется на нем евроинтеграция?

* * *


Удивительно, но наиболее честные ответы на эти вопросы дают вовсе не данные Госкомстата или заявления высоких чиновников, а один важный, но не новаторский документ, который готовится выйти из стен Минсоцполитики Украины – «Концепция социальной политики Украины до 2023 года».

Как сказала министр соцполитики Н. Королевская, «этот документ – про варианты нашего с вами будущего. В котором каждый мог бы увидеть себя, свою семью, близких и, в конце концов, всю страну».

Мы не будем останавливаться на анализе откровенно идеалистических показателей, которых эта Концепция должна достичь к 2023 году – вряд ли ее авторы всерьез надеются на то, что хоть кто-то в них поверит. Однако справедливости ради надо сказать, что министерство проявило отчаянную смелость и действительно дало масштабную картину украинской действительности в социальной сфере. Однако образ этот может испортить настроение любому, кто хоть чуть-чуть переживает за судьбу страны. Если то, что отображено в документе правда, то тут не то что о евроинтеграции, а о банальном выживании народа следует подумать.

В документе сформулированы ключевые угрозы на пути «социального прогресса». Их получилось пять:

1. Потери и деформации человеческого потенциала. За 20 лет независимости Украина потеряла 6 млн. граждан. Это привело к катастрофическим мигрантским практикам, стремительному росту общих и профессиональных заболеваний, росту травматизма на производствах, сокращению доходов на душу населения более чем на 20%.

2. Демографический кризис. Проблема не только в чисто количественном сокращении населения, но и в качественном измерении – уменьшается время продолжительности жизни и качество образования, все более стремительно смещаются акценты в сторону увеличения людей преклонного возраста (сейчас их уже более 16%) – это один из самых высоких показателей в мире.

3. Обесценивание человеческого капитала. Среди прочего, речь идет о снижении трудовой мотивации населения, падению престижа рабочих профессий, а также социально-ориентированных профессий работников медицинской, образовательно-педагогической, культурной сфер.

4. Низкие стандарты и уровень оплаты труда. По состоянию на начало 2013 года среднемесячная зарплата в Украине составляла приблизительно 365 долл., в то время как в России – 800 дол.

5. Потенциальные угрозы, связанные с реализацией интеграционных проектов Украины. Пожалуй, первый раз хотя бы делается попытка в государственном документе указать на то, что евроинтеграция несет в себе не только сплошные позитивы, но и вполне реальные угрозы государству и его гражданам. В первую очередь обращается внимание на то, что национальный рынок труда может подвергнуться существенным изменениям, к которым Украина не готова: ускорение динамики трудовой миграции, обострение конкуренции на внутреннем рынке и возможное высвобождение работников в низкоконкурентных секторах украинской экономики.

* * *


В целом же документ Минсоцполитики наполнен «откровенными» данными о социальной ситуации в стране.

Например, сегодня количество граждан в возрасте 60 лет и старше уже составляет более 20% украинцев и, по прогнозам украинских ученых, показатели старения в период с 2018 по 2023 год лишь будут ускоряться. Причем будет это происходить на фоне продолжающегося вымирания населения Украины.

Как следствие, прогнозируется увеличение дефицита рабочей силы, повышение налоговой нагрузки на трудоспособное население, сокращение возможностей соцобеспечения в условиях общего роста потребностей в социальных услугах лиц, требующих особого внимания со стороны государства.

В стране по-прежнему наблюдаются огромные объемы теневой занятости, низкий спрос на рабочую силу в сельской местности и в малых городах. Рынок образования едва ли не полностью оторван от реалий рынка труда и пересекается с ним лишь частично, что приводит, в итоге, к росту молодежной безработицы, не обеспеченной даже первым местом работы.

Только на учете Госслужбы занятости пребывает 15% молодежи, которая закончила полные циклы обучения. 30% тех, кто все же работает, трудится в условиях, которые не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Неформальная занятость населения достигает 35%. Средняя продолжительность безработицы – 170 дней.

Однако и те, кто работают, далеко не всегда могут похвастаться даже минимальными преимуществами перед безработными. Например, только по данным официальной статистики, практически 20% трудящихся на Украине находятся за чертой бедности, получая заработную плату на уровне прожиточного минимума для трудоспособных. При этом есть еще 5% тех работников, которые получают заработную плату в размере ниже прожиточного уровня.

В стране пропала практически любая связь между доходами и образовательно-профессиональным уровнем работника.

Растут объемы теневых зарплат, наблюдается крайне низкий показатель оплаты труда в структуре операционных расходов с реализованной продукции (сейчас – на уровне 6%). Растут задолженности по зарплате (по состоянию на сентябрь – почти 1 млрд. грн.).

Не меньше проблем у Пенсионного фонда. Только в 2013 году на пенсионные программы было направлено 250 млрд. грн., но при этом дефицит наполнения Пенсионного фонда составляет практически 10%. И авторы Концепции честно говорят, что чем дальше, тем будет хуже, если не начать что-то срочно делать.

Все это накладывается на низкое качество предоставления соцуслуг, на которые так же банально нет денег. Авторы Концепции говорят, что если на рынок соцуслуг срочно не запустить некоммерческие и благотворительные организации, то долго государство в этих вопросах не продержится. И это не удивительно, поскольку, по данным того же Минсоцполитики, «социальный бюджет» (объем расходов на социальную защиту) Украины только на 2013 год составляет 370 млрд. грн., или 24% объема ВВП этого года.

Подписание масштабного Соглашения об ассоциации с ЕС приведет к усложнению ситуации в социальной сфере Украины. Ведь правительство не скрывает, что это приведет к однозначному сворачиванию некоторых секторов экономики, которые не смогут быстро перестроиться в соответствии с требованиями ЕС. А это означает дополнительный рост безработицы и ухудшение всех вышеприведенных параметров. И это притом, что даже для основных отраслей экономики риски так и не были просчитаны, что уж говорить о социальном секторе.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх