,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ПРИТЯЖЕНИЕ ИУД
+14

В историю гетман Мазепа вошел как символ предательства. Изменивший России и Петру I, Мазепа был удостоен единственным в мире Орденом Иуды. Чувствуя эмоциональную привязанность к этому предателю гетман всея Украины Ющенко удостоил коллегу именного Креста.

27 июня 1709 года – одна из знаменательных дат отечественной истории, день боевой славы русской армии. В этот день в Полтавском сражении войска Петра І наголову разгромили армию шведского короля Карла ХІІ. Однако, увы, для многих современных «вітчизняних» историков эта дата не красная, а черная. Ибо «союзником» Карла в то время выступал гетман Мазепа – тот самый, что нарисован на десятке гривен. И разгром шведского войска «розвіяв останню надію незалежності»


 ПРИТЯЖЕНИЕ ИУД


Видимо, опасаясь, что до лета, когда будет торжественно отмечаться 300-летие Полтавской победы, он может и не дотянуть, президент поспешил начать чествование Мазепы уже сейчас. 20 марта В.Ющенко принял личное участие в ряде мероприятий по празднованию «370-й годовщины со дня рождения» гетмана-анафемы, хотя точный год и месяц этого события историкам неизвестны до сих пор. А ровно через неделю он порадовал нас очередным Указом – № 189, учредив новую государственную награду – президентский орден «Крест Ивана Мазепы».

Видно, не доложили «гаранту», что в тот самый день «мазепинских» торжеств в Киеве, в другом столичном городе – Симферополе, оппозиционные организации, установив прямо напротив Президентского представительства в Крыму «парсуну» Мазепы, щедро угостили оную тухлыми яйцами и навозом, проведя таким образом свое «антипразднование». И еще там был зачитан составленный еще в 18 веке чин анафематствования:

«Новый изменник нарицаемый Ивашка Мазепа, бывый Гетман Украинский, или паче антихристов предтеча, лютый волк овчею покрытый кожею, и потаенный вор, сосуд змиин, вне златом блестящийся, честию и благолепием красящийся, внутрь же всякия нечистоты, коварства, злобы диавольския, хитрости, неправды, вражды, ненависти, мучительства, кровопролитиа и убийства исполненный… 1708 года в месяце Декемврии презрев толикая благодеяния Божия, и крайнюю неизреченную к себе Государеву милость и любовь, ковалерством превысоким от Него почтенный, сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную. И аки вторый Иуда предатель отвержеся Христа Господня и благочестивыя державы Благочестивейшаго Государя нашего Царя и Великаго князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца. И привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадил его в малороссийскую землю…»


Ах, не учел Виктор Андреевич, что сочетание слов «Мазепа» и «орден» может навести на очень нехорошие ассоциации. И в связи с этим одиозным Указом вспомнился один эпизод из истории Полтавской баталии.

27 июня 1709 года – одна из знаменательных дат отечественной истории, день боевой славы русской армии. В этот день в Полтавском сражении войска Петра І наголову разгромили армию шведского короля Карла ХІІ. Однако, увы, для многих современных «вітчизняних» историков эта дата не красная, а черная. Ибо «союзником» Карла в то время выступал гетман Мазепа – тот самый, что нарисован на десятке гривен. И разгром шведского войска «розвіяв останню надію незалежності».

Гетман Мазепа, как известно, много лет играл роль «верного подданного» царя, но на самом деле его мысли уносились далеко в сторону. Вопреки утверждениям современных украинских историков, находящих измену только в 1707 г., первые намеки появились еще в 1690-х годах, когда Мазепа в тайном письме польскому королю предлагал ему свое подданство и переход всего Левобережья под власть короны.

Академик С.Платонов пишет, что Мазепа замыслил измену уже в 1701. В одном из писем польского короля Станислава Лещинского указывается 1703 год, но, в общем, ясно, что Мазепа окончательно струсил после первых поражений Петра І в Северной войне. Струсил и начал тайные сепаратные переговоры с врагами: Польшей и Швецией. В 1707 появился уже итоговый документ этой измены – договор о возврате Украины под власть Польши при сохранении Мазепиного гетманства. В октябре 1708 Мазепа открыто перешел на сторону шведов, а спустя несколько месяцев под Полтавой его замыслы развеялись как дым.

Победоносный Петр щедро наградил всех участников сражения: президент Иностранной коллегии Г.Головкин получил звание канцлера, П.Шафиров – вице-канцлера, А.Меньшиков – фельдмаршала, генералы Брюс и Репнин – ордена Андрея Первозванного. Не забыл он и Мазепу. По приказу Петра Меньшиков отправил в Москву предписание: «По получении сего сделайте тотчас манету серебреную в 10 фунтов, а на ней велите вырезать Июду на осине повесившегося и внизу тридесят серебреников лежащих и при них мешечек, а назади надпись против сего: «Треклятый сын погибельный Июда еже за сребролюбие давится». И к той манете, зделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно».

Сия «манета» весом в 5 кг и была «Орденом Иуды», специально учрежденным Петром для изменника Мазепы. К сожалению, награждение не состоялось: через три месяца после Полтавы Мазепа от великих горестей скончался. Но «орден» не пропал: еще долгое время на разных «всешутейших» мероприятиях его носил царский шут князь Юрий Шаховской – чтобы все смотрящие помнили, каков был конец предателей Иуды и Мазепы. Народ не поддержал изменника и, помня об этом, Петр даже издал 11 марта 1710 особый манифест, запрещавший называть «верных подданных малороссийского народа» изменниками из-за Мазепы.

Вот какие нехорошие ассоциации вызывают у автора последние президентские инициативы. Перефразируя классика, «Какая-то в державе нашей гниль», если героем становится предатель-иуда-анафема.

Имя «Мазепы» уже давно стало в народе нарицательным. Еще в знаменитых «Очерках бурсы» Н.Помяловского отмечалось: «Мазепа» было слово ругательное и вероятно основание тому историческое… Это имя было слово нарицательное, а не собственное. По преимуществу называли «мазепами» толсторожих».

Еще занятнее трактует это прозвище академический «Словарь украинского языка» 1908 г. под редакцией знаменитого Бориса Гринченко. «Мазепа – первоначально то же, что и замазура, а затем вообще неопрятный, грубоватый и простоватый человек, вахлак, простак, простофиля, глупец». Тут же приводится пример: «У нас у селі мазепою лаються: от як дурна людина, чого не зрозуміє, так кажуть: ах ти мазепа!» Есть и соответствующее прилагательное: «мазепський» – бранное слово: плохой, глупый». Дуру, кстати, согласно тому же Гринченко, называли «мазепською дівчиною».

Даже сам «национальный пророк» Тарас Шевченко отозвался о Мазепе только в одной из своих повестей, и то без особого восторга, как о «знаменитом анафеме».

Чин анафематствования гетмана-изменника был впервые оглашен 23 ноября 1708 в Троицкой церкви города Глухова Киевским митрополитом Иоасафом Кроковским, Черниговским архиепископом Иоанном Максимовичем и Переяславским епископом Захарием Корниловичем и одновременно в Успенском соборе Москвы патриаршим местоблюстителем Стефаном Яворским. И более полутора веков методично вычитывался во всех храмах России.

Правда, в ноябре 2008 во время визита в Москву В.Ющенко, ссылаясь на слухи, циркулирующие в «Киевском патриархате», поднимал вопрос о снятии анафемы с Мазепы, которая якобы уже имела место в 1917-1918 гг. Однако, как уведомил секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, украинский президент «получил ответ, полностью основанный на изученных архивных данных», о том, что Совещание епископов в 1918 году, в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной церкви пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса «нет достаточных канонических и исторических данных».
Так что единственным достоверным фактом является лишь то, что 10 июля 1918 Киевский викарий, епископ Черкасский Назарий (Блинов) отслужил по Мазепе торжественную панихиду.

Правда, в 1992 году в угаре всеобщего «р-р-революционного отрицания» свежерасстриженный Филарет 21 августа провел некую церемонию «снятия анафемы» с Мазепы. Но сам он на тот момент, за аналогичный грех клятвопреступления уже был лишен сана и священства, являясь с точки зрения церковных канонов просто гражданином М.А.Денисенко. А за свое упорствование в греховном самозванчестве и углубление раскола через пять лет был также анафематствован. Так что во всем православном мире никто не признает ни «патриярха Кыивського Филарета», ни его квазирелигиозную (псевдоцерковную) структуру «УПЦ-Киевского патриархата». Единственное место, где его еще воспринимают всерьез – это Украина, с националистическими правителями которой анафемы так легко находят общий язык.

В текущем же году чин анафематствования был восстановлен и оглашен 8 марта архиепископом Тираспольским Юстинианом в Приднестровской епархии и одновременно в Киеве на Крестном ходе в честь Праздника Торжества Православия.

А в исторической перспективе Ющенко и Мазепа вполне могли бы по-дружески обменяться своими наградами – они оба их достойны – и «Ордена Иуды», и «Креста Мазепы».

Юлий ФЕДОРОВСКИЙ


My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх