,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


К юго-западу от границ России образуется очаг нестабильности
  • 24 февраля 2013 |
  • 18:02 |
  • Alive |
  • Просмотров: 786
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
-5
Почти перманентный политический кризис на Украине стал уже привычным. При этом мы, по видимому, наблюдаем только первые симптомы надвигающейся "болезни" - неизбежная девальвация гривны с соответствующим снижением уровня жизни будет иметь однозначные последствия. В целом, краткосрочный прогноз для страны достаточно очевиден. Вопрос в том, как будет развиваться ситуация в более отдалённой перспективе. Украина обречена на успех - или просто обречена?

Чтобы ответить на него, следует, прежде всего, оценить нынешнее состояние и перспективы украинской экономики. В советский период "народное хозяйство" страны стояло на четырёх "китах", в качестве которых выступали машиностроение, металлургия, химическая промышленность и агропром. При этом масштабы производства были впечатляющими. Так, численность занятых в автомобилестроении составляла 1,5 млн. человек, Украина занимала первое место в мире по выпуску автобусов, третье - по выпуску грузовых автомобилей и шестое - по производству легковых. Минеральные удобрения и серная кислота производились в количествах, больших, чем, например, в Германии.

Однако с тех пор многое изменилось. Для украинской промышленности в целом характерна, во-первых, технологическая отсталость, и, как следствие, высокая себестоимость производства, несмотря на крайне дешёвую рабочую силу (средняя зарплата в стране ниже, чем у городского населения Китая). Так, энергоёмкость украинской промышленности почти в полтора раза выше российской. Во-вторых, как правило, низкая загрузка мощностей, что дополнительно увеличивает себестоимость. В-третьих, архаичная номенклатура выпускаемой продукции - вложения в НИОКР составляют лишь около 0,1% ВВП. Как следствие, украинская индустрия в лучшем случае производит то же, что и в 1980-х. В-четвёртых, очень высокая степень износа основных фондов. В-пятых - крайняя зависимость от экспорта и, как следствие, от конъюнктуры внешних рынков.

Ситуация усугубляется очень высокой степенью износа инфраструктуры. Так, износ производственных фондов железных дорог достигает 80%, износ локомотивов - 92%. У 90% блоков украинских теплоэлектростанций расчётный ресурс был исчерпан ещё пять лет назад. У 72,5% блоков исчерпался и "разрешенный индивидуальный ресурс", после достижения которого их эксплуатация запрещена. Страна столкнётся с дефицитом энергии в ближайшие несколько лет.

При этом, на фундаментальные проблемы экономики Украины накладываются ситуативные факторы. Прежде всего, это специфичные условия вступления в ВТО, практически распахнувшие настежь внутренний рынок страны и блокировавшие возможности для поддержки местных производителей. Итогом стали отрицательные торговый и платёжный баланс - страна живёт в долг. Как следствие, всё более увязающее в кредитах украинское правительство даже теоретически не располагает ресурсами для модернизации.

Рассмотрим нынешнее состояние и перспективы ключевых отраслей украинской экономики. Когда-то гигантский украинский машиностроительный комплекс в основном мёртв - за такими локальными исключениями, как тепловозостроение, дающее треть машиностроительного экспорта страны. Оборудование в среднем изношено на 70%, продукция, как правило, неконкурентоспособна ни на внутреннем, ни тем более на внешнем рынке. Как итог - производство падает нарастающими темпами. В 2012-м машиностроение снизило объёмы выпуска на 6%. При этом в особенно жёсткой форме кризис проявился к концу года - в декабре 2012 г. уровень производства упал на 19% по сравнению с декабрём 2011-го.

Картина в наиболее технологичных отраслях выглядит ещё более удручающе. Так, украинский авиапром занят в основном досборкой самолётов, "недостроенных" в советское время. Типичные темпы сборки новых самолётов - одна машина в два года. АНТК им. Антонова убыточен и при этом нуждается примерно в $300 млн инвестиций. Единственный шанс "фирмы" на выживание - заказы российского министерства обороны, однако ценой контракта является перенос части производства в РФ. Украинский авиапром ещё может выжить, но... в очень большой степени в России.

Украинское сельскохозяйственное машиностроение испытало образцовый коллапс - так, выпуск тракторов составляет лишь 3,5% от советского уровня. При этом отрасль продолжает падение - например, производство тракторов в 2012-м упало на 22,7%, сеялок - практически вдвое.

Однако самое показательное зрелище представляет собой автопром. Численность занятых в отрасли за два десятилетия сократилась в... 150 раз, с 1,5 млн. до 10 тыс. Собственно говоря, украинский автопром как таковой попросту перестал существовать - в основном сейчас речь идёт об отвёрточной сборке с крайне низкой степенью локализации (26%). При этом даже такая "промышленность" в буквальном смысле слова "испаряется". Так, в 2012 году производство легковых автомобилей сократилось на 28,5%, а январь 2013 года показал падение на 76,2% по сравнению с предыдущим месяцем. Производство стало в буквальном смысле штучным - так, в январе было произведено 14 коммерческих автомобилей и 28 автобусов.

История уничтожения и самоуничтожения отрасли также весьма показательна. Украина вступила в ВТО на условиях, предусматривавших 10% ввозные пошлины на автомобили. В итоге количество занятых в автопроме сократилось более чем вдвое, и с 2010-го года настала эпоха сугубо отвёрточной сборки. В 2012-м безжалостно теснимые российскими автопроизводителями украинцы решились на ответный удар. Контролирующий часть украинского автопрома Пётр Порошенко, возглавлявший на тот момент Министерство экономического развития, начал спецрасследование в отношении российских конкурентов, и, не дожидаясь его результатов, объявил о введении 30% пошлин, что шло вразрез с правилами ВТО. Ответные действия Москвы практически закрыли доступ украинским автопроизводителям на российский рынок, что привело к окончательному коллапсу украинского автомобилестроения.

В целом, шансов на выживание у украинского машиностроения весьма мало.

Сталелитейная отрасль, дающая наиболее весомую долю украинских экспортных доходов, и поддерживающая 35-40% промышленного производства, пока выглядит намного лучше машиностроения - однако её перспективы представляются сомнительными. Крайняя узость внутреннего рынка, обусловленная коллапсом машиностроения, привела к тому что более 3/4 украинского металла отправляется на экспорт. Между тем, ситуация на внешних рынках безрадостна.

В мире наблюдается значительный избыток металлургических мощностей. По оценке "Эрнст энд Янг", более четверти мировой металлургии является "лишней". Украине, таким образом, предстоит предельно жёсткая и плохо оплачиваемая конкуренция на перенасыщенном рынке - и она эту конкуренцию проиграет. Качественного преимущества у страны нет - в экспорте преобладают полуфабрикаты, неспециализированный товар с низкой добавленной стоимостью. Конкуренция, таким образом, может быть только ценовой - однако на этом поле у Украины мало шансов.

Местная металлургия - откровенный анахронизм. Например, почти половина украинской стали выплавляется в устаревших мартеновских печах (для сравнения, в России - 9,8%) и только 3,8% - в электродуговых печах (в РФ - 26,9%). Архаичная технология, во-первых, убивает преимущество Украины в стоимости рабочей силы - мартены требуют для обслуживания в 2,5 раза больше персонала, чем современные кислородно-конвертерные печи. Во-вторых, резко увеличивает затраты энергии и сырья: так, на Украине на одну тонну стали тратится на 20% больше энергии, чем в Китае и ЕС; на одну тонну чугуна - 520-550 кг кокса против 350-400 кг у конкурентов. В итоге себестоимость украинской стали выше российской, несмотря на кратно меньшие зарплаты рабочих.

Как следствие, украинский металл активно вытесняют с рынка. Как сообщалось, производство общего проката в 2012 году снизилось на 9% по сравнению с предыдущим годом, стали - на 7%, труб - на 9%. Относительно уверенно чувствует себя только производство чугуна и сырья - железной руды и кокса. В целом направление движения украинского горно-металлургического комплекса очевидно - это переход от экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью к экспорту сырья и продукции с ОЧЕНЬ низкой добавленной стоимостью. Единственный повод для оптимизма в этой области - долгосрочная тенденция к росту цен на железную руду и уголь. Украинской металлургии необходима модернизация - но из-за ценовой конъюнктуры денег на неё нет, и не будет.

Ситуация в химической отрасли на этом фоне выглядит относительно благоприятной. За годы независимости Украина утратила "сложную" химию, превратившись в весьма специализированного поставщика азотных удобрений. Крайняя узость внутреннего рынка делает отрасль предельно зависимой от экспорта. Отрасль недоинвестирована, себестоимость производства растёт, и намного выше, чем в России - благодаря чему россияне активно теснят украинцев на их собственном рынке. Тем не менее, высокие цены на азотные удобрения поддерживают украинскую химическую промышленность на плаву.

Сельское хозяйство демонстрирует стандартные украинские проблемы (недоинвестированность и низкий технологический уровень). Однако гигантский рост глобального спроса на продовольствие, по-видимому, сделает из него успешную отрасль - если инфраструктурные проблемы не блокируют его рост.

В целом, при сохранении нынешних тенденций Украине предстоит трансформация в аграрно-сырьевую страну с деградировавшей инфраструктурой - своего рода "молдавизация". При этом очевидно, что растущее сельское хозяйство не сможет поглотить "высвобождающиеся" рабочие руки. Так, для той же Молдавии характерен традиционно высокий уровень безработицы. Безусловно, процесс деиндустриализации Украины будет сопровождаться политическим кризисом и, вероятно, фрагментацией страны.

Последнему может способствовать и деградация силового потенциала Киева. Нынешнюю довольно крупную (184 тыс.), хотя и мало боеспособную украинскую армию намечено сократить до 110 тыс., при этом фактическая "цифра будет зависеть от уровня финансового обеспечения реформирования". Попутно предполагается модернизация. Сокращение, безусловно, произойдёт, но ресурсов на модернизацию у Украины нет и в обозримом будущем не будет.

Иными словами, к юго-западу от российских границ почти неизбежно образуется очаг нестабильности - и на весьма длительный срок.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх