,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Союз или зона?
  • 15 февраля 2013 |
  • 16:02 |
  • AlksndP |
  • Просмотров: 1697
  • |
  • Комментарии: 7
  • |
+6
Союз или зона?Алексей КРАСНОПЕРОВ,
политолог Центра социально-
консервативной политики,

Юрий ЛИПЧЕВСКИЙ,
президент Центра социально-
консервативной политики,
cskp_ua@ukr.net

Четкий ответ на вопрос, куда мы движемся, следует давать уже сейчас, на пороге процесса экономического и политического сближения. Ведь оба возможных для Украины интеграционных проекта — и Таможенный cоюз, и Зона свободной торговли с ЕС — развиваются достаточно динамично. И если «поезд» Евросоюза Украина безуспешно пытается догнать уже 21-й год, то «прицепиться к составу» ТС еще можно, но с каждым днем промедления сделать это будет все сложнее.

Безусловно, решение о направлении интеграции должно приниматься исключительно исходя из национальных интересов Украины. Чтобы оценить вероятные выгоды от обоих торгово-экономических объединений, как и потери, которые также неминуемы, понять перспективы и возможности нашего государства в каждом из интеграционных проектов, попробуем дать им оценку по пяти базовым критериям:

1. Сохранение национального политического и экономического суверенитета.

2. Возможности для активизации торговли и увеличения товарооборота.

3. Выгоды для промышленности и сельского хозяйства.

4. Перспективы развития энергетики и обеспечения энергетической независимости.

5. Возможности для увеличения инвестиций.

В соответствии с этими критериями и будет складываться успех или неудача участия в проекте, поэтому оценка нужна максимально взвешенная и аргументированная.

Итак, вопрос суверенитета — самый щекотливый из всех из-за своей крайней политизированности. В случае полноценного вступления Украины в ЕврАзЭС и подписания Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве нашему государству действительно придется передать часть своих полномочий наднациональным органам — Высшему евразийскому экономическому совету и Евразийской экономической комиссии, которая является по сути исполнительным органом ВЕЭС. Экономический арбитраж будет проходить в Суде ЕВРАзЭС, общем для всех наднациональным органе. Решения ВЕЭС принимает путем консенсуса сторон.

При вступлении в Зону свободной торговли с ЕС и подписании Соглашения об ассоциации Украине также придется передать часть полномочий наднациональному органу — Совету Европейской ассоциации свободной торговли, в который входят министры и постоянные представители. Решения принимаются простым большинством. Деятельность Совета поддерживается Секретариатом, исполнительным органом ЕАСТ. Хозяйственные споры разрешаются в Стокгольмском арбитражном суде

Важно отметить, что в обоих случаях высшие органы экономических объединений будут находиться не в Украине, а за ее пределами: для ТС — это Москва и Санкт-Петербург, для ЗСТ — Брюссель и Стокгольм. В арбитраже будет действовать не украинское законодательство, а рабочими языками будут соответственно русский и английский.

Можно сделать вывод, что любая интеграция означает частичный отказ от суверенитета. И этот отказ компенсируется экономическими и социальными выгодами для страны, бизнеса, отдельных граждан. В каком из объединений он будет компенсирован лучше?

Главная задача и того и другого экономического объединения — активизация торговли, увеличение товарооборота, повышения качества товаров и услуг и снижение их цен за счет конкуренции. На сегодняшний день, по данным Государственной таможенной службы, годовой товарооборот Украины со странами Таможенного союза достиг $60 млрд. Причем наблюдается рост объемов торговли, который за минувший год достиг 50% (продажи выросли в 1,5 раза). Товарооборот с Европейским Союзом в 2012 г. снизился до чуть более $30 млрд. В 2011-м он составлял $44 млрд.

Следует отметить, что в плане потенциала ЕС более перспективный рынок, так как его объемы составляют 27% мирового ВВП, а объемы рынка ТС — всего около 3%. Тем не менее нужно учитывать возможности воспользоваться этим сегментом в 27% валового продукта. Ведь даже при абсолютно открытой торговой зоне, где не будет фискальных и юридических преград, нас от рынка ЕС отделяет преграда: украинская продукция должна быть конкурентоспособной и соответствовать многочисленным сертификационным пунктам, принятым в торговой зоне Евросоюза.

И здесь уже возникает вопрос, какие выгоды получат от интеграции промышленность и сельское хозяйство.

Так, при вступлении в Таможенный союз Украина сможет беспошлинно экспортировать туда высокотехнологичную продукцию, а именно изделия авиационной, автомобильной промышленности, гражданского судостроения. К примеру, Украина экспортирует в Россию 80% своей авиационной продукции, а импортирует из РФ около 60% деталей для нее. Возможно и участие в аэрокосмических проектах.

В то же время никаких выгод это не дает для черной и цветной металлургии, так как в этой области Украина и Россия являются конкурентами, продавая металл странам Запада и Китаю.

В выигрышном положении оказываются аграрный сектор и пищепром, так как будут сняты барьеры для экспорта в страны ТС спиртных напитков, молочных продуктов, сахара и кондитерских изделий.

Обратный эффект мы получаем от интеграции в Зону свободной торговли. В однозначном выигрыше будет металлургическая отрасль, для которой открываются огромные рынки Евросоюза и, возможно, США. Однако едва ли выдержат конкуренцию высокотехнологичные отрасли и пищевая промышленность, кроме разве что производства подсолнечного масла, по которому Украина является мировым лидером, и зерна, где наши позиции тоже довольно прочны.

Так что в плане выгод для промышленности и сельского хозяйства ситуация выглядит так: ЗСТ — это финансовые выгоды для олигархов при сохранении и углублении сырьевой модели экономики, а ТС — перспектива сохранить и модернизировать устаревающую сферу высоких технологий без больших сиюминутных финансовых выгод.

Немаловажен также аспект энергетической независимости. Здесь ситуация и вовсе очевидна. Следует признать, что Украина — энергетически зависимое государство, так как импортирует из России порядка 30 млрд. кубометров газа в год при потребности примерно в 50 млрд. кубометров, то есть 60% необходимых объемов. Также наша страна покупает в России низкообогащенный уран для своих атомных электростанций, не имея технологических возможностей производить топливо для АЭС на собственной территории.

Итак, вступление Украины в ТС позволит получать все вышеперечисленные ресурсы дешевле благодаря снижению или полной отмене таможенного сбора, сохраняя при этом энергозависимость. Вступление же в ЗСТ не изменит ситуацию, поскольку у европейских стран нет достаточных для экспорта энергоресурсов, а в отношении стран ТС будут действовать старые контракты. Поэтому вступление в ЗСТ не позволит ни снизить стоимость энергоресурсов, ни обеспечить энергонезависимость.

Наконец, последним значительным фактором выгодности интеграционного процесса является инвестирование в экономику страны и перспективы его увеличения. По данным за 2012 г., основными странами — инвесторами Украины остаются Кипр — $15,076 млрд., Германия — $7,433 млрд., Нидерланды — $5,041 млрд. и Российская Федерация — $3,706 млрд. Это свидетельствует о том, что в Украину фактически вкладываются средства из теневых ресурсов российских и украинских олигархов, держащих капиталы в кипрских офшорах.

Можно предположить, что вступление в Таможенный союз позволит сделать эти поступления открытыми. Хотя логично, что и ЗСТ с ЕС расширит поле для притока европейских инвестиций. Более точно оценить выгоды от увеличения инвестиции в каждом из интеграционных проектов представляется проблематичным ввиду непрозрачности инвестиционного климата в Украине.

Возможно, вступление в ЗСТ будет предполагать даже большее ограничение суверенитета из-за большей развитости надгосударственных структур в ЕС, чем в ТС. Однако такой отказ от суверенитета компенсируется рядом экономических выгод. От вступления в ТС выигрывают товарооборот, высокотехнологичная промышленность и аграрный сектор, также появляется возможность снизить цены на импортное топливо. От вступления в ЗСТ преимущества получит тяжелая сырьевая промышленность, в первую очередь металлургия, а также продажа зерна и подсолнечного масла.

Позитивные стороны есть и в одном, и в другом интеграционном проекте. Однако стране нужно определиться с вектором интеграции и активизировать сотрудничество. Ведь пока ЗСТ в ЕС функционирует без нас, Таможенный союз создается и развивается без нас, мы стоим на месте, вертим головой то влево, то вправо и махаем прощальным платочком уходящим «поездам».

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх