,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Крест на скорой. Реформа экстренной медпомощи успешна лишь на бумаге
-1
Вы набираете телефонный номер 103 или 112, описываете симптомы, и, если состояние требует срочного вмешательства медиков, они приезжают через 10 минут в городе и через 20 — в сельской местности. И ни минутой позже. Если верить украинским чиновникам, именно так уже и происходит: в отчётах на сайте Министерства здравоохранения они рапортуют об успехах в работе экстренной медицинской помощи (ЭМП) — так теперь называется единая служба, заменившая скорые, неотложки и медицину чрезвычайных ситуаций.

Закон «Об экстренной медицинской помощи» вступил в силу с нового года. Именно этот документ лежит в основе реформы скорой помощи. Он был принят Верховной Радой осенью прошлого года с подачи депутата-регионала Татьяны Бахтеевой. Как заявляют в Минздраве, результатом преобразований станет создание в каждой области центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Каждое такое учреждение будет состоять из отделения экстренной помощи и единой диспетчерской службы с системой GPS-навигации. Должны быть обустроены и дополнительные пункты базирования бригад ЭМП. Пока эти планы по большей части существуют лишь на бумаге, но в Минздраве утверждают, что такие начинания позволят спасать 10 тыс. жизней ежегодно. Врачи скорой медицинской помощи не так оптимистичны: они опасаются, что реформа окажется профанацией и разрушит даже то, что ещё осталось от скорой.

Служба на миллион
13 млн вызовов и 11 млн выездов карет скорой помощи в год — таков масштаб деятельности скорой медицинской помощи. Износ автомобилей скорой, по данным Минздрава, составляет 70%. А у врачей главное и зачастую единственное оборудование — носилки и тонометр (прибор для измерения давления). В Минздраве обещают, что ситуация изменится.
Акцент реформы — создание диспетчерской службы. Это направление выделено в отдельный проект «Своевременная помощь», а его реализацией руководит Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами Владислава Каськива. Того самого Каськива, который подписал скандальное соглашение о строительстве терминала для хранения сжиженного газа с бывшим лыжным инструктором, якобы представлявшим испанскую компанию Gas Natural Fenosa.

Крест на скорой. Реформа экстренной медпомощи успешна лишь на бумаге


По словам руководителя «Своевременной помощи» Алексея Навроцкого, нацпроект предполагает создание в регионах Украины 18 оперативно-диспетчерских центров для координации работы экстренной помощи. Главная новация — использование GPS-технологий, что якобы сократит время прибытия медиков на вызов. Государственных денег на это чиновники не пожалели: только в 2013 году на реализацию нацпроекта, по данным Навроцкого, из бюджета будет по-трачено 300 млн грн. В целом проект обойдётся бюджету в 400 млн грн. Для сравнения: в 2012 году на поликлиники, амбулатории, скорую и неотложную помощь всего было выделено 692 млн грн.

Диспетчерская служба ЭМП должна быть доступна населению по телефонному номеру 112. Дозвонившись по нему, можно будет вызвать не только скорую, но и другие экстренные службы: милицию, МЧС и т. д. Номер 112 заработает только с 2014 года, пока же за экстренной медпомощью закреплён старый номер — 103. Сроки прибытия медиков на вызов (10 минут в городе и 20 — в сельской местности) могут быть увеличены на 10 минут в случае неблагоприятных погодных условий, эпидемии и плохого состояния дорог. «Такие временные нормы являются общепризнанными в мире, в частности в большинстве стран Европы», — утверждает директор департамента реформ и развития медицинской помощи Министерства здравоохранения Украины Николай Хобзей.

В отчётах на веб-сайте Минздрава уже рапортуют, что в некоторых областях бригады укладываются в новый временной норматив.

Ещё одно нововведение — деление вызовов на два вида: экстренные и неэкстренные. Как утверждает директор Украинского научно-практического центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Минздрава Владимир Юрченко, это сделано для того, чтобы эффективнее использовать ресурсы службы. «Речь ни в коем случае не идёт об отказе в помощи пациенту», — заверяет чиновник. Вкратце: бригада ЭМП будет срочно выезжать только по тем вызовам, где пациент находится в тяжёлом состоянии. Тем, чьё состояние не так критично, придётся или ожидать прибытия врачей больше часа, или самостоятельно обращаться в больницу.

Крест на скорой. Реформа экстренной медпомощи успешна лишь на бумаге

Куда уходят медики. Врач с десятилетним стажем Киевской станции скорой медицинской помощи Максим Ионов уверен, что главная проблема – это отток из экстренной медицины опытных докторов


Потерянный навигатор

«Произошла смена вывески. Зато работа скорой ощутимо ухудшилась», — рассказывает Фокусу глава Свободного профсоюза медицинских работников Олег Панасенко. По его словам, несмотря на декларации об успехе реформы, пациенты не могут дождаться скорой помощи более часа. «Так происходит не только в регионах и сельских районах, но и в крупных городах, таких как Киев, Харьков», — утверждает Панасенко.

Причина — нехватка бригад скорой помощи. Согласно ещё советскому нормативу, на 10 тыс. населения должна приходиться одна бригада скорой. Исходя из этого, в Харькове, например, должно работать как минимум 150 машин скорой помощи. На самом деле во втором по количеству населения городе таких машин 60. В Киеве ситуация не намного лучше: исходя из официального количества населения в 2,5 млн человек, столице необходимо 250 врачебных бригад скорой помощи. А на балансе киевских станций скорой помощи таких бригад 145, из них ночью дежурят лишь 90.

Вряд ли делу помогут и GPS-навигаторы. Как выяснил Фокус, автомобили экстренной медпомощи оснащаются навигационным оборудованием прежде всего для контроля местоположения самих бригад. «Машины оборудованы GPS-приборами, но не экранами с электронными картами местности. Электронная карта перед глазами диспетчера, который ориентирует водителя по телефону. Это крайне неудобно», — жалуется Фокусу врач харьковской скорой Анна Оробийко. Стоит такая система недёшево. Только в Харькове, утверждают в Независимом профсоюзе сотрудников скорой медицинской помощи, на неё потратили 5 млн бюджетных гривен.

Прокатиться с ветерком

Учительница Екатерина Висич из посёлка Новые Санжары Полтавской области перемены в работе скорой уже ощутила. «У мужа иногда случаются острые приступы. На протяжении 25 лет всегда, когда мы вызывали бригаду медицинской помощи, врач делал необходимую инъекцию», — рассказывает Висич. Однако в новом году ситуация изменилась: несмотря на обострение хронической болезни и тяжёлые приступы, врач скорой пояснил, что больше не может вводить пациенту сильнодействующее лекарство. «Он предложил отвезти мужа в больницу. Но во время приступа перевозка противопоказана», — возмущается Екатерина Висич. По её мнению, в том, что мужу не смогли оказать необходимую помощь, виноваты не рядовые доктора, а руководство службы.

Врач Киевской станции скорой медицинской помощи, глава Независимого проф-
союза сотрудников скорой медицинской помощи Максим Ионов считает, что поверхностная реформа может превратить скорую в простое транспортное средство, которое под руководством фельдшера довозит больного до больницы. «Акцент делается на скорость прибытия, но умалчивается проблема качества медицинской помощи. Есть риск, что к пациенту может приехать совсем не врач и даже не фельдшер, а обученный навыкам экстренной помощи волонтёр, не исключено, что без медицинского опыта, без медикаментов, без аппаратуры и без помощника. Такова логика перемен, которая сейчас прослеживается», — говорит Ионов.

Но самое удивительное в том, что сама реформа финансово подкреплена однобоко, считает Олег Панасенко. Деньги на одностороннюю GPS-навигацию есть, а на строительство новых подстанций и необходимое оборудование — нет. «Планируется, что строительство центров экстренной медицинской помощи ляжет на плечи областных бюджетов. Только в Сумах на один такой центр необходимо 2 млн грн., а в областном бюджете денег на это нет», — рассказывает Панасенко.

Под вопросом существование дополнительных пунктов базирования бригад — они нужны для быстрого прибытия на вызов. Например, в Киеве, согласно приказу начальника Главного управления охраны здоровья Киевской городской госадминистрации, предусмотрено создание 22 таких пунктов. «Сделано это исключительно для галочки: ни один пункт не оборудован», — рассказывает Максим Ионов. По его данным, чаще всего бригадам предлагают базироваться в пунктах неотложной помощи, в приёмных палатах или даже коридорах больниц и поликлиник. «Но там никто не помещается», — уточняет медик. В результате, по словам Ионова, врачебные бригады, автомобили с оборудованием и лекарствами вынуждены часами стоять на улице под поликлиниками и больницами. По информации профсоюза работников скорой, в других городах ситуация ещё сложнее. «Для того чтобы создать дополнительный пункт базирования, необходимо укомплектовать целую бригаду: для этого нужна новая машина, помещение, кушетка. Но денег на это не выделяется», — говорит врач.

Реформа не решает и проблему оттока квалифицированных врачей из службы экстренной медпомощи. «Нагрузка на врачей огромная, условия труда тяжёлые, а зарплата низкая. Логично, что многие уходят в частные структуры», — рассказывает Ионов. По данным источника Фокуса, в Киеве врач скорой помощи получает ежемесячно от 2,5 до 3,5 тыс. грн. в зависимости от стажа работы. Уровень оплаты труда медиков в частных службах неотложной помощи как минимум в два раза выше.

Олег Панасенко опасается, что реорганизация в нынешнем виде уничтожит саму службу государственной, то есть бесплатной, скорой медпомощи. Если это произойдёт, больные смогут рассчитывать только на частные скорые.

Оборудование, которым должна быть оснащена современная машина скорой помощи

Тонометр, фонендоскоп и термометр
Чемоданчик фельдшера: сумка с набором для оказания первой медицинской помощи
Носилки медицинские (стул)
Матрац иммобилизационный вакуумный
Шина вакуумная для ноги
Шина вакуумная для руки
Шина для шеи
Насос
Электрокардиограф, дефибриллятор-монитор


Набор медикаментов для выездных бригад

Альтеплаза и проурокиназа — для восстановления кровообращения
Глюконат кальция
Активированный уголь
Атропин
Аскорбиновая кислота
Парацетамол
Обезболивающие: наркотические анальгетики, морфин, тримеперидин, фентанил,
трамадол
Ненаркотические анальгетики: кеторолак, кетопрофен


Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх