,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Влияние ваххабизма на общественно-политическую ситуацию на Украине
  • 18 января 2013 |
  • 21:01 |
  • Thor |
  • Просмотров: 1268
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
+11
Влияние ваххабизма на общественно-политическую ситуацию на Украине


ИстокЪ

После обретения 24 августа 1991 года Украиной независимости от СССР началось интенсивное возрождение национальных и религиозных традиций не только украинцев, но и других народов, населяющих республику, в том числе и народов, исповедующих ислам. Первые мусульманские общины в Украине стали возрождаться в начале 1990-х годов. Они действовали в основном под контролем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, в чью юрисдикцию входили мусульмане Украины. Общины были зарегистрированы во многих крупных городах Украины - Харькове, Запорожье, Днепропетровске, Николаеве, Одессе, Львове.

Первая исламская община в Киеве образовалась в 1991 году в Шевченковском районе. 14 августа 1992 года решением Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири было основано Главное мухтасибатское управление мусульман Украины. Имамом-мухтасибом был назначен шейх Ахмед Тамим, приглашенный общиной для содействия изучению ислама и основавший первую в Киеве школу по изучению основ этой религии в 1991 году. С 27 сентября 1993 года организация стала называться Духовным управлением мусульман Украины (ДУМУ), основной целью которого стало объединение мусульман и обучение религиозным знаниям. 11 мая 1993 года было открыто первое в истории Украины мусульманское учебное заведение - Киевский Исламский университет.

Однако, в этот же период на Украину, как и в Россию, стали проникать идеи ваххабизма и других экстремистских течений. Помимо официально зарегистрированных религиозных общин стали появляться общественные организации, национально- культурные и исламские культурные общества, которые стали способствовать распространению идеологии радикально-экстремистских партий «Братья-мусульмане» и «Хизб-ат-Тахрир».

В середине 1990-х годов на Украине появился ряд организаций иностранных студентов, ориентированных на партию «Братья-мусульмане», которые стали активно вмешиваться во внутренние дела исламских общин.

После регистрации первичных организаций в начале 1997 году (7 февраля) на Украине была официально зарегистрирована уже межобластная ассоциация общественных организаций «Арраид» («Лидер»), объединившая под своей эгидой все общественные организации иностранных студентов. «Арраид» возглавил Муаз Абу Обейда, которому спустя некоторое время был запрещен въезд на Украину.

Следует отметить, что представители этой организации еще до официальной регистрации несколько лет действовали на Украине нелегально. В одном из документов организации в год образования говорится, что ассоциация выражает благодарность участникам уже четвертого лагеря исламской молодежи, проходившего в 1997 году в поселке Симеиз. На бланке стоит подпись Муаза Абу Обейды, а указанный на нем адрес имеет одна из организаций-членов Всемирной ассоциации исламской молодежи (WAMY), которая активно пропагандирует ваххабитскую идеологию во всем мире, несмотря на то, что ее деятельность запрещена во многих странах мира. Штаб-квартира WAMY находится в одном из пригородов Вашингтона. Президентом и казначеем организации является один из родственников ныне покойного Осамыбин Ладена, Абдуллах, входящий в финансовую элиту мира.

Летом 1997 года в Крыму «Арраид» организовала семинар, два молодежных лагеря и «караван просвещения». Под таким названием по разным городам Крыма было отправлено 11 групп с пропагандистской программой. Кроме представителей Крыма, в работе лагеря принимали участие жители Донецка, Запорожья, Киева, Одессы, Харькова. Программа обучения включала в себя лекции, диспуты, просмотр видеофильмов. Все мероприятия проводились с ведома и одобрения Духовного управления мусульман Крыма.

Помимо Крыма, в июле 1997 года «Арраидом» также был проведен уже седьмой ежегодный лагерь в Ирпене для иностранных студентов. В его работе принимали участие Исам аль-Башир и Фейсал Мавляви. Последний является одним из руководителей известной радикально-экстремистской организации «Братья-мусульмане». Он же был приглашен ассоциацией «Арраид» и в 1998 году на первый Международный круглый стол «Мусульманское меньшинство между теорией и практикой», который проходил 16-17 октября в Киеве.

Летом 1998 года, с 8 по 15 июля, ассоциацией «Арраид» был проведен очередной молодежный лагерь в Симеизе. Кроме религиозных вопросов, была затронута роль мусульман в современном обществе, и подчеркнута необходимость более активного участия в культурной, общественной и политической жизни страны. По словам некоторых участников, обучение проводилось по книге идеолога дагестанских ваххабитов Багаутдина Мухаммада «Намаз». На территории Украины эта книга была издана в Одессе организацией «Аль-Масар», входящей в состав «Арраида». 25-26 июля 1998 года состоялась торжественная церемония открытия трех новых мечетей в Крыму (Родниковое, Разливы, Строгановка). На официальной церемонии присутствовал директор Международной корпорации и развития и благотворительного фонда «Зам-Зам» Саад Эддин эль-Лаббан, который внезапно покинул Россию после взрывов домов в Москве и Волгодонске в 1999 году.

В конце 1998 года начала выходить газета «Арраид» на русском и арабском языках. В газетах печатаются материалы Юсуфа аль-Кардави, главы этой организации, который известен своими призывами к российским мусульманам бойкотировать президентские выборы в России. Также в газете даются ссылки на ИбнТаймию и печатаются статьи Хаввы Амаговой, пропагандирующие идеологию ваххабизма.

Для более активного внедрения своей идеологии путем использования национального фактора ассоциация «Арраид» стала налаживать сотрудничество с культурно-национальными центрами. Так, в 1999 году были установлены связи с культурно-этнографическим центром «Алушта». С этого времени там стали проводиться занятия, которые вели Наджие Муртазаева из Симферополя и Фейрузе Хатип из Алушты. Они распространяли газеты «Арраид» и «Аль-Баян» и литературу, изданную известным проваххабитским фондом «Зам-Зам» и WAMY. При содействии Фейрузе Хатип молодежь Алушты посещала занятия в симферопольском подразделении «Арраида», организации «Ахрар», а она, в свою очередь, проводила семинары в Алуште, влияние организации распространялось и на весь Алуштинский район. В 2002 году Фейрузе Хатип была заместителем директора лагеря, проводившегося «Арраидом» в Симеизе.

Для привлечения в свои ряды новых сторонников проваххабитские организации проводили благотворительные мероприятия, активно используя религиозные события и праздники. Например, в начале 1999 года, в месяце Рамадан, члены «Арраида» - студенты ординатуры медицинского института Симферополя - провели ифтары в 40 населенных пунктах Крыма. На каждом из мероприятий присутствовало от 30 до 300 человек. Ифтары также проводились и фондом «Зам-Зам». Они прошли в Саках, Судаке, в селах Плотиное и Красный Мак Бахчисарайского района, а также - в Молодежном, Строгановке, Родниковом, Андрусово, Симферопольской мечети Кебир-Джами.

28 марта 1999 года ассоциацией «Арраид» и Украинским отделением Российского благотворительного фонда «Зам-Зам» было организовано празднование Курбан-Байрама. В Крыму праздничные мероприятия были организованы обществом «Ахрар». Кроме этого, в Крыму активно действовали фонды «Бирлик» (Единство) и «Крым 2000».

В конце марта 1999 года в Управлении юстиции Киева было официально зарегистрировано украинское отделение проваххабитского международного благотворительного фонда «Зам-Зам». Организацию возглавил Ясир аль-Хасан, возглавлявший ранее фонд «Бушра» и имевший отношение к «СААР Фаундейшин». Эта организация стала официальным спонсором газеты «Аль-Баян».

Летом 1999 года прошло также несколько лагерей, организованных ваххабитами для дополнительного привлечения в свои ряды молодежи. В начале июля лагерь был организован в Бахчисарайском районе Крыма на турбазе «Привал». Учителями в этом лагере были выходцы из Саудовской Аравии.

В начале 2000 года негативная деятельность «Арраида» была замечена государственными властями Украины. 17 апреля председатель организации не был допущен на Украину после очередной заграничной поездки. Вот как он рассказывает о сложившейся ситуации: «Эта история началась с февраля 2000 года… Власти отказались продлить регистрацию моей супруги и детей. После настойчивых обращений в соответствующие органы регистрацию продлили лишь на месяц. В начале марта я уехал в Египет и через две недели прилетел обратно. Однако после двухчасового ожидания в аэропорту "Борисполь" офицер пограничной службы сообщил, что мой въезд на Украину ограничен. По-видимому, мотив данного решения - разжигание вражды между представителями разных культур и национальностей».

Несмотря на это, ассоциация «Арраид» продолжила свою работу. С 28 июня по 23 июля 2000 года в Симеизе «Арраидом» был проведен очередной (седьмой) лагерь для женщин, юношей и детей. В его работе принимали участие не только граждане Украины, но и других стран СНГ (Россия). В детской смене отдыхало 68 человек. Директором лагеря был Мухаммад Абу Армиз. В отличие от 1999 года преподавателями были в основном жители Украины. По мнению организаторов, в будущем именно они должны руководить подобными мероприятиями. Если раньше в работе лагеря мог принимать участие любой желающий, то с 2000 года был установлен определенный критерий отбора. В молодежный лагерь принимают юношей от 16 до 25 лет, имеющих базовые знания религии. Здесь уже просматривается принцип некоего отбора участников работы лагеря. Подобный метод широко применяется в ступенчатой структуре привлечения членов организацией «Братья-мусульмане».

30 июля 2000 года о лагере в Симеизе был показан репортаж журналистами НТВ. Особый акцент ставился на том, что в Симеизе обучают идеологии ваххабизма, а лидером крымских ваххабитов был назван Мухаммад Мухсин. Эта информация вызвала большой резонанс на полуострове. По этому поводу Лигой крымскотатарских юристов «Инициум» и фондом «Крым-2000» была созвана пресс-конференция, во время которой говорилось, что в Крыму нет почвы для распространения ваххабизма. Репортаж, показанный на НТВ, вызвал негативную реакцию Лиги крымскотатарских юристов «Инициум» и Управления верховного коммисара по делам беженцев ООН (УВКБ ООН), при содействии которого была образована названная организация. На вопрос журналиста «Крымского времени»Александра Мащенко об экстремистской литературе глава фонда «Крым-2000» Кубеддин Кубеддинов заявил, что подобных книг никогда не видел. А Мухсин Мухаммад на вопрос, что такое ваххабизм, так и не ответил. За исключением фразы, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был «выдающимся ученым».

В поддержку сторонника ваххабизма Мухсина Мухаммада и его идеологии также выступили газеты «Голос Крыма» и «Къырым». На страницах газеты «Къырым», в частности, говорится: «Конечная цель ваххабизма в Крыму, как преподносят ее некие силы, - государственное переустройство и воссоздание халифата. Насколько это соответствует реальности? Сравнивать ситуацию в Крыму с ситуацией в Чечне 1993-1995 годов либо - абсурд, либо - злой умысел». Следует напомнить, что подобные высказывания звучали и в Дагестане накануне вторжения сторонников ваххабизма из Чечни. По поводу репортажа НТВ в адрес Генерального консульства России высказал свое недоумение и премьер-министр Крыма Сергей Куницын. Он назвал информацию журналистов явной неправдой. Его точку зрения поддержали и в СБУ.

По состоянию на 2002 год на Украине действовала целая сеть студенческих организаций, замыкающаяся на «Арраиде». Это - «Ан-Нур» в Киеве, «Аль-Исра» в Виннице, «Аль-Масар» в Одессе, «Аль-Манар» в Харькове, «Аль-Амаль» в Донецке, «Ахрар» в Симферополе, «Аль-Баян» в Луганске, «Аль-Нибрас» во Львове, «Аль-Фаджр» в Запорожье, «Аль-Худа» (Истинный Путь) в Полтаве, «Аль-Мустакбаль» в Днепропетровске. Действует ряд женских клубов в Киеве, Донецке и Симферополе. Все эти организации продолжают распространение идеологии ваххабизма на территории Украины.

На Украине также стали предприниматься попытки открытия сети исламских культурных центров на территории всей страны. Одна из таких организаций появилась в Херсоне. Ее деятельность вызвала недовольство мусульман региона. На собрании общины, состоявшемся 10 апреля 1994 года, в частности говорилось: «Для мусульман появление ИКЦ было полной неожиданностью. Не был доведен до сведения мусульман общины устав ИКЦ. На вопрос к председателю ИКЦ Д. Фаизову: зарегистрирован ли ваш ИКЦ? - ответ был отрицательным». Обращало на себя внимание и то, что эта организация получала литературу фундаменталистского толка и распространяла ее среди мусульман Херсона. На указанном собрании было принято единогласное решение ходатайствовать перед городской администрацией о запрете регистрации центра под руководством Д. Я. Фаизова. Еще с середины 1990-х годов существовал и областной Культурный центр ислама в Донецке, который вел активную религиозную деятельность, в частности содействовал выпуску литературы организации «Братья-мусульмане». Однако, согласно документам отдела по делам религии донецкой областной администрации, занятия проводимые организацией не являлись религиозными, следовательно, организацию нельзя было относить к таковым.

Культурный центр в Донецке представлял в Украине интересы Исламского Конгресса России. Представители этой организации ввозили в Украину и распространяли проваххабитскую литературу Исламского Конгресса России, которая в частности, направлялась в государственные библиотеки. Культурный центр Ислама в Донецке установил также тесные взаимоотношения с ассоциацией «Аль-Бушра» и оказывал содействие в распространении газеты «Аль-Баян», которая является одним из первых средств массовой информации в Украине, распространявших идеологию партии «Братья-мусульмане». В газете, в частности, публиковались статьи и делались ссылки на таких религиозных и общественно-политических деятелей как Абу Аля аль-Маудуди, Юсуф аль-Кардави, Хурам Мурад, МукаддасаБибарсова, Абдуррахмана Тахира (глава фонда «СААР Фаундейшин»). Последний на страницах газеты восхваляет идеологического предшественника Ибн Абд аль-Ваххаба, Ибн Таймию и одного из идеологов экстремистской организации «Братья-мусульмане» Абу Аля аль-Маудуди.

В Киеве Исламский культурный центр активно сотрудничал и с организацией «СААР Фаундейшин». При содействии этой организации в культурном центре были открыты курсы арабского языка, построен ряд мечетей в Крыму (Пионерское, Дубки, Родниковое, Строгановка, Симферополь). При поддержке «СААР Фаундейшин» также начал действовать фонд «Шафакат» (Сострадание). Однако, наиболее интересным фактом является то, что эту организацию, имеющую главный офис в американском штате Вирджиния, больше всего интересовало экономическое положение Украины. В одном из писем, направленных в Херсонскую область, глава организации интересовался экономическим положением региона (состояние промышленности, сельского хозяйства, животноводства и т. п.). В 1995 году организация неожиданно прекратила свое существование.

Следует отметить, что наибольший интерес для сторонников радикально-экстремистских организаций на Украине представляет Крым, имеющий пестрый этноконфессиональный состав. На полуострове действует независимое Духовное управление мусульман Крыма. Оно образовано в 1992 году из организации, которая ранее подчинялась ДУМЕС (Россия). Отделение произошло, несмотря на то, что VI внеочередной съезд ДУМЕС постановил сохранять единство организации и не допускать деления по региональному и национальному признаку. В одном из писем Талгата Таджутдина на имя председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины по этому поводу сообщалось: «Центральным органом координации и духовного наставления мусульманских приходов Украины является Главное мухтасибатское управление во главе с имамом мухтасибом шейхом Ахмедом Тамимом. Вопрос об отделении мусульманских приходов Крыма общинами этого региона не поднимался. Документов об отделении казыята Крыма от ДУМЕС не поступало. Принимая во внимание решение VI внеочередного съезда, прошу Вас при регистрации общин и центров на Украине иметь дело только с Главным мухтасибатским управлением мусульман Украины».

Отдельно о ситуации в Крыму. Третий этап распространения ваххабизма в Крыму начался еще в начале 90-х года. Духовное управление мусульман Крыма тогда возглавлял Саид Джалиль Ибрагимов, получивший образование в Саудовской Аравии и поддерживавший тесные отношения с ваххабитами России. Четвертый этап начался в середине 90-х годов. Тогда было образовано несколько политических организаций с исламскими названиями. В этот период происходило латентное обострение межнациональных отношений, периодически выливавшееся в мелкие конфликты (1993-2000). Сначала это носило сугубо националистический характер. Ваххабитский фактор стал присоединяться к нему позднее. Здесь можно провести некоторую аналогию с событиями, происходившими в этот период на Северном Кавказе, где ваххабиты для достижения поставленных целей активно использовали этнический фактор - желание отдельных этносов этого региона получить государственную самостоятельность. Следует отметить, что призывы пересмотреть статус Крыма не стихают до сих пор.

В последнем десятилетии прошлого века в Крыму распространялись книги Багаутдина Мухаммада, Фатхи Якана, Абу Аля аль Маудуди, Саида Кутба, литературы московского ваххабитского издательства «Бадр», фонда «Ибрагим аль-Ибрагим» и кооператива «Сатланда». На некоторых изданиях остановимся подробнее. В книге «Намаз», изданной в Пакистане, неизвестный автор призывает верующих не подчиняться государству и совершить революцию: «Если мы на земле подчинимся какому-либо государству - это государство должно быть мусульманским. Если государству несвойственны данные качества, то это уже не ваше государство, и вы не должны подчиняться подобному государству». Кроме этого, в Крыму распространялись книги современного идеолога ваххабизма Мухаммада ибн Джамиля Зину, в частности, «Столпы Ислама и Веры» и «Исламская Акыда».

В целом с 1994-1998 годов в Крыму проводилось активное распространение ваххабитской идеологии. Действительно, как отмечают политолог Рустем Джангужин и протоиерей Александр Кубелиус, авторы фундаментального исследования о влиянии исламского фактора на внутриполитическую жизнь Украины, «заинтересованность судьбой крымских татар проявила и Саудовская Аравия, являющаяся родиной ваххабизма. Она предоставляет помощь в подготовке священнослужителей, финансирует образовательные проекты». А кто платит, тот и музыку заказывает. Как заявил в интервью УНИАН вице-президент Фонда «Стратегия-1» Михаил Гончар, несмотря на то, что сейчас деятельность исламских фундаменталистских центров в Крыму не имеет опасных масштабов, она таит в себе потенциальную долговременную угрозу. По его словам, речь идет о проповедниках ваххабистского толка, имеющих несколько сотен сторонников. Они занимаются проповеднической деятельностью, распространяют среди крымских татар специальную литературу. Для завоевания авторитета среди мусульманской общественности предоставляют средства для строительства мечетей. Потенциальная опасность состоит и в привлечении к этому течению части крымскотатарской молодежи, которая не имеет постоянной работы и живет с грузом нерешенных социальных проблем.

По словам Огуза Четиноглу, корреспондента турецкого журнала «Калгай», не раз бывавшего на полуострове, в этот период Крым посещали группы ваххабитских миссионеров, которые, пребывая в селах и городах полуострова, проводили собрания, где пропагандировали свою идеологию и распространяли брошюры и книги. Также сторонники этого политического течения в ряде сел начали строительство мечетей, но строительные работы сознательно тормозили, требуя от жителей вступления в ряды ваххабитов.

По словам Четиноглу, сторонники ваххабизма стремились подрывать авторитет исламских религиозных деятелей, не поддавшихся влиянию их идеологии. Для этого, как и на Северном Кавказе, активно использовался финансовый метод и влияние на местные власти. Благодаря связям в милицейских органах они также принуждают вступать в свои ряды крымских татар, имеющих проблемы с законом, обещая решение возникших проблем. По словам автора, влияние ваххабитов в органах власти больше распространяется на русских, чем на крымских татар. В некоторых районах Крыма, где сторонники этого религиозно-политического движения проводили наиболее активную работу, произошел раскол исламских общин.

Распространение ваххабизма также негативно сказывалось и на внутрисемейных отношениях, приводя к противостоянию между отдельными родственниками. Мэр Бахчисарая Виталий Курбатов также знаком с ваххабитами не понаслышке. «Я знаю несколько представителей ваххабитского течения в городе, - рассказывал он. - Они подтягивают к себе детей, рассказывают о своей вере, но ведут себя мирно и спокойно. Пока они стоят на мирных рельсах - до определенного момента. Всему свое время».

Похоже, сторонники ваххабизма в Крыму хорошо освоили современные пиар-технологии и серьезно беспокоятся о собственном имидже. Главный редактор одной из популярных и тиражных крымских газет рассказала, как представители радикальных исламистов предложили ей встретиться, чтобы читатели могли составить о ваххабизме более полное представление. «Они оказались спокойными, образованными, очень хорошо подготовленными к разговору людьми, - рассказывает редактор. - Я поняла, что мне просто не хватает знаний, чтобы вести дискуссию на заданном ими высоком интеллектуальном уровне».

По состоянию на 2001 год в Крыму насчитывалось около 300 активистов ваххабитского движения, средний возраст которых - 30-45 лет. Они составляли 30 ячеек в разных населенных пунктах Крыма. Между собой ячейки были связаны редко, все напрямую замыкались на иностранных представителей. Также сообщалось, что некоторые из религиозных общин уже легально подконтрольны ваххабитским эмиссарам из арабских стран. Сегодня, надо полагать, число ваххабитов-активистов значительно возросло, равно и как сложность созданной ими сети.

В начале 2000-х годов задача зарубежных ваххабитских проповедников заключалась в распространении литературы и привлечении на свою сторону как можно большего числа сторонников. При этом в разных районах Крыма подбирались люди, способные вербовать сторонников. Новоприбывшим платили до 100 долларов в месяц, при условии вовлечения в свою очередь новых людей. Наиболее способных направляли на обучение в Саудовскую Аравию.

Контроль за проводимой работой осуществляли также иностранцы. После очередного их приезда в Крым появились следующие отчеты: «За лето в Крыму в 20 населенных пунктах работала группа арабских студентов. Обработано 120 крымскотатарских семей. Цель - задействовать в пропаганде ваххабизма. Крым в этом же году посетило 1017 арабских студентов. Цель распространение религиозной литературы и идей ваххабизма».

Учитывая становление и слабость исламских институтов в Крыму, ваххабизм может быстро взять верх над другими направлениями ислама, - подобное развитие событий предрекают многие аналитики. Пока же очевидно, что ситуация выходит из-под контроля как государственных органов, так и Меджлиса крымскотатарского народа.

Рассматривая вышеизложенные факты, можно сделать следующие выводы. Как и в России, с конца 80-х - начала 90-х годов на Украине исподволь, но с каждым годом все активнее стали распространяться ваххабизм и идеология «Братьев-мусульман». Все это делалось и делается под прикрытием ислама.

В середине 1990-х годов Украина находилась уже на втором из этапов распространения ваххабизма - шла активная вербовка сторонников в мусульманских общинах. Особое внимание уделялось молодежи, для привлечения которой стали организовывать летние лагеря. В этот же период одновременно проводился и третий этап - стремление возглавить общины, назначить своих людей имамами. Все это привело к образованию независимых общин, которые потом образовали отдельное Духовное управление (ДЦМУ). Легализировались подпольные организации. Для более успешной деятельности ваххабиты регистрировали разнообразные культурные центры (исламские, национальные), фонды и фирмы. По сути, одних и тех же людей представляло несколько юридических лиц. Некоторые из подобных организаций активно собирали стратегическую информацию об Украине. Устанавливались связи с проваххабитскими организациями «Аль-джамаат аль-исламийа», WAMY, фондами «Зам-Зам» и «Ибрагим аль-Ибрагим».

С конца 1997 года Украина находится уже на четвертом этапе распространения ваххабизма. Оформив организационные структуры и получая материальную подпитку из-за рубежа, сторонники ваххабизма зарегистрировали политическую организацию, а с 2000 года, можно сказать, началась последняя стадия четвертого этапа. После депортации Муаза Абу Обейды, общественной организацией «Арраид» в резкой форме ставится вопрос об отношениях Украины и организации «Арраид», выдвигается целый ряд требований к государству, и, более того, - руководство Украины запугивается потерей выгодных экономических контрактов в странах Персидского залива.

Кстати, привлечение выгодными экономическими контрактами - один из методов распространения ваххабитами своего влияния на государственную власть той или иной страны.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх