,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украина XXI века: живем во времена нового Средневековья?
  • 9 сентября 2012 |
  • 02:09 |
  • Alive |
  • Просмотров: 1114
  • |
  • Комментарии: 7
  • |
-7
Так, по мнению выдающегося французского историка Фернана Броделя, который выдвинул и обосновал концепцию «Длинного Средневековья», его время продолжалось вплоть до конца XVIII или даже до начала XIX века. При этом речь шла о сохранении определенных глубинных структур, которые можно, согласно концепции историка, отнести к так называемому времени большой продолжительности. Используя категорию la longue durée, Фернан Бродель исследовал такие исторические структуры, как материальная культура, повседневная жизнь, история цивилизаций и ментальностей, «вековые тренды» геоэкономики.

Между тем, в Украине в определенной форме средние века, как может показаться, продолжаются до сих пор… Рассмотрим несколько характерных особенностей украинского общества, побуждающих к определенным размышлениям.

Монархия

Не является новостью, что в европейских государствах развитого (зрелого) Средневековья доминировала такая форма правления, как монархия. Правитель и сравнительно небольшая группа — его ближайшее окружение (если имеем дело с абсолютной монархией), а иногда рядом с ним сословная элита — высшие дворяне-феодалы (землевладельцы) — по собственному усмотрению распоряжались всеми главными сферами жизни страны.

Монарх сосредоточивал на себе все рычаги власти: был одновременно высшей законодательной, исполнительной (иногда — в зависимости от характера, харизмы и нрава — делегируя эти полномочия главе правительства и ближайшим соратникам), судебной фигурой (назначал наказание, миловал какого-либо подданного и т.п.). Впрочем, в Англии в январе 1649 года этот принцип был отменен и произошло событие, вызвавшее настоящий шок во всей Европе. Имеется в виду казнь короля Карла I Стюарта по приговору парламента — «именем общин и народа Англии». Но это было исключение — вплоть до Великой Французской революции, то есть казни Людовика XVI также в январе, но уже в 1793 году. Добавим, что эти события происходили уже в Новое время.

Но во времена Средневековья монарх стоял выше любого закона, выше любого права каждого жителя его государства. И упоминавшиеся выше события были лишь исключением из правил.

Какое это имеет отношение к современной Украине? Формально у нас — президентско-парламентская республика. Но у меня есть основания сомневаться в этом. Президент владеет полным набором рычагов в исполнительной власти; имеет множество формальных законодательных прав, а еще больше — неформальных. Фактически администрация президента Украины контролирует абсолютно «карманный» парламент, который выполняет в нашей стране на нынешнем этапе сугубо техническую функцию — визировать и легитимировать решения, принятые президентом и чиновниками его администрации или ближайшими к нему влиятельными лицами. Президент является наивысшей инстанцией и в судебной власти, поскольку владеет правом помилования; более того, фасадом казалось бы независимой судебной ветви скрывается неограниченная власть Виктора Януковича и его окружения, возможность навязывать судам любые «нужные» решения (ярчайший пример — это, безусловно, дела Юлии Тимошенко и Юрия Луценко).

Почему в связи с ситуацией в Украине мы вспоминаем такую категорию, как монархия? Предыдущие утверждения подталкивают к мнению, что в Украине власть действительно сосредоточена в руках одного человека (президента) и его ближайшего окружения (буквально нескольких человек), которые стоят выше любого закона (не является исключением и Конституция) и имеют возможность утверждать ключевые решения во всех главных сферах жизни.

Иерархическая социальная система и феодализм

Средневековью присуща четкая иерархическая социальная структура, четкое разделение общества на определенное количество сословий (классов), которые легко можно отличить друг от друга по статусу, характеру занятий, роли в обществе, престижности, правам и обязанностям, источникам прибыли и т.п. При этом в господствующей идеологии эти сословия рассматриваются как фундаментально неравные и неравноценные, и такое положение вещей якобы имеет божественную природу и является воплощением гармонии и справедливости. Эта общественная иерархия вообще сводится к классической схеме, которая в XI веке восторжествовала и приобрела свою классическую формулировку: oratores, bellatores, laboratores («те, кто молятся», «те, кто сражаются», «те, кто работают»). То есть священники (духовенство), военный класс (дворянство, рыцари) и «люди труда» (крестьяне, а также ремесленники).

Очень упрощенно, но довольно близко к реальной жизни социальную систему в Украине можно описать так: люди делятся на два больших класса (внутри которых есть собственные градации, но их мы здесь не будем рассматривать): «людей власти», то есть вельмож и связанных с ними лиц (так называемых мажоров, блатных и т.п.), и «обычных людей», «электорат». Между ними все более углубляется своеобразная пропасть в социальном статусе, гражданских правах, а также, как правило, и в экономическом положении (поскольку политическая элита и экономический господствующий класс у нас — это одно и то же). «Обычный» гражданин не может рассчитывать на защиту и адекватное представительство своих экономических, личных, гражданских прав, прежде всего в судах, на равенство в случае возникновения конфликта любого пошиба с кем-то из «людей власти».

Формальное равенство криминального и административного законодательства для всех (не забываем, что во времена Средневековья суды также обычно делились по сословному принципу: отдельное судопроизводство и судебные органы для духовенства, дворянства, простонародья) в действительности является ширмой, скрывающей то, что совершенно не является для большинства из нас тайной. Неединичными, если даже не сказать — массовыми, являются случаи, когда влиятельные лица, депутаты, чиновники, их дети-«мажоры» уходили от уголовной ответственности за тяжкие преступления (очень часто — преступления на дороге, связанные со смертью прохожих под колесами автомобилей), за которые «обычные» граждане практически всегда несут наказание. И это только наглядные, всем известные инциденты, можно сказать, верхушка айсберга. Коррупционные связи, «блат» в сфере трудоустройства, образования, распределения важных должностей и т.п. — все это еще более убедительные примеры, подтверждающие фундаментальное неравенство. Правда, можно возразить, что сословная система Средневековья построена на наследственном принципе, где перейти от низшего сословия к высшему с помощью личных качеств чрезвычайно трудно, а в Украине такие «скачки» вполне возможны. Но фактор места рождения (населенного пункта, где человек родился), а еще больше — социального статуса родителей, имеет большое значение, влияет на успешность будущей судьбы любого человека. И совсем нельзя отрицать, что стартовое преимущество ребенка-«мажора» над выходцем из неимущей, обычной семьи огромное.

Более того, относительно социальной системы, доминирующей сейчас в Украине, по моему мнению, можно применять даже некоторые критерии, опосредованно указывающие на наличие у нас пережитков, ни много ни мало, феодализма! Наличие феодализма как социальной формации и определенной экономической системы отношений является одним из основных признаков Средневековья, особенно в экономико-центрических моделях, в частности у Карла Маркса. Не имея возможности подробно проанализировать это понятие (о нем написано множество научных трудов), замечу только, что огромное беспокойство может вызвать такое положение в стране, когда отдельные представители власти, чиновники, народные депутаты одновременно являются и крупными землевладельцами, фактическими хозяевами целых земель (по масштабам сопоставимых даже с такими государствами, как Люксембург или Монако). Более того, это иногда приобретает такие формы, что землевладелец (своеобразный современный феодал) нередко чувствует себя абсолютно безнаказанным правителем, который де-факто устанавливает собственные законы на своей территории и даже позволяет себе собственноручно наказывать тех, кто чем-то мешает его интересам или даже просто не нравится. Дело депутата Лозинского — это крайнее проявление такой формы отношений. Правда, случай оказался настолько вопиющим, что ответственности избежать не удалось, хотя в других случаях суд нередко становился на сторону «феодалов».

Еще одной интересной аналогией со Средневековьем можно считать неединичные проявления любви зажиточных и влиятельных людей к замкам или даже дворцам, роскошным имениям, а целую группу «обслуживающего персонала» (помощников этих лиц) можно рассматривать как свиту мелких правителей, иногда — как клиентов или вассалов (по средневековой терминологии) этих «феодалов». Навязчивое желание приватизировать, ограждать свои имения от обычных людей, захватывать соседние земли и объекты, контролировать движение людей на своих территориях, не допускать и даже наказывать посторонних лиц, оказавшихся там, — все это, хотя и довольно отдаленно, напоминает суровые реалии времен феодализма.

Архаические структуры на уровне идеологии и массового сознания

Как уже отмечалось, на уровне господствующей идеологии для Средневековья присуще противопоставление разных социальных положений, представление об их фундаментальном неравенстве в статусе и правах; кроме этого, характерным является разделение культуры на «высокую» и «низкую». Высокая культура — это большей частью культурные ценности и нормы, которые являются определяющими для верхушки общества, на уровне же массовой культуры часто наблюдаются (имеется в виду так называемая народная культура, культура неграмотного или же «немого» большинства; сравним с названием работы выдающегося российского исследователя Арона Гуревича «Средневековый мир: культура немого большинства») суеверие, вера в сверхъестественные феномены, нерациональные способы объяснения жизненных явлений (вера в самые невероятные чудеса, темные силы и их влияние на жизнь, иррациональное объяснение разных болезней и несчастий из-за влияния потусторонних сил, а также их земных «представителей» — ведьм, колдунов и т.п.).

Как это ни удивительно, типологическую схожесть со Средневековьем автор заметил даже на уровне неофициальной и латентной общественной идеологии, а также массового сознания.

Так, со стороны «блатных», «людей власти» наблюдаются почти откровенное, нескрываемое презрение и пренебрежение к «электорату», «избирателям», «обычным» и т.п.; мнение о собственном превосходстве и даже избранности, о том, что «народ» является только объектом манипуляций и экономической выгоды для элиты и никогда не должен иметь самостоятельной ценности, каких-то особых прав. И, одновременно, со стороны «электората» чувствуется откровенная враждебность, если не ненависть к господствующему классу.

Эта господствующая идеология невольно проявляется в высказываниях политических лидеров (наподобие «А что мы сделали для людей?» — по моему, это высказывание скрывает подсознательное чувство собственного превосходства, инакости по сравнению с обычными людьми), а также во всех общественно-судебных практиках, где неравенство проявляется фактически. Разговоры о демократии, правах народа — это только болтовня, замыливание глаз, примитивная риторика, поскольку говорить об истинном положении вещей и о своих настоящих взглядах невыгодно и опасно, особенно накануне выборов.

И последняя, довольно странная особенность, которую хочется отметить. Это то, что, несмотря на якобы значительное развитие образования и науки и их влияние, в Украине до сих пор наблюдаются какие-то атавистические проявления просто-таки средневекового суеверия и невежества на уровне низовой культуры: экстрасенсы, маги, гадалки. И все это почти на серьезном уровне! То, что народное сознание ищет помощи у оккультных сил, иногда доверяя обычным мошенникам под маской колдунов, подтверждает, очевидно, дикое и запущенное состояние культурного поля в Украине, когда влияние интеллектуалов, моральных авторитетов сведено на нет (отсюда и значительное распространение так называемых религиозных сект, отравляющих сознание ошибочными взглядами, а еще хуже — попыткой контролировать личную жизнь человека, разрушают семьи, да и саму психику своих адептов). Так и живем в Средневековье политическом, а иногда и культурном, даже не догадываясь об этом…

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх