,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Мифы и реальность социальной политики президента Януковича.
  • 3 августа 2012 |
  • 05:08 |
  • Alive |
  • Просмотров: 540
  • |
  • Комментарии: 11
  • |
Вторая задача власти – уберечь крупный бизнес от высоких налогов. Именно поэтому в Налоговом кодексе проигнорированы предложения коммунистов о прогрессивном налогообложении, о налогах на роскошь, на операции с оффшорами и т.п. Зато вице-премьер Тигипко решил проверять, действительно ли матери-одиночки должны получать государственную помощь (показателем «хорошего материального положения» он назвал… наличие нового велосипеда).
Разумеется, при таком подходе к наполнению бюджета найти деньги на реализацию активной социальной политики негде. Соответственно, и социальные обязательства государство настойчиво сокращает.

Например, дефицит Пенсионного фонда решено уменьшить путем сокращения числа пенсионеров – через повышение пенсионного возраста (рекомендовано МВФ). В рамках реформы ЖКХ неизбежно повышение тарифов с последующей реприватизацией жилья неплательщиков (рекомендовано МВФ). В рамках реформы железнодорожного транспорта предполагается отменить (под предлогом убыточности) ночные поезда и пересадить всех на дневные скоростные «Хюндаи» с одновременным прекращением субсидирования. Для понимания – на обычный поезд «Киев - Днепропетровск» билет стоит 250 гривен, на «несубсидируемый скоростной» – 500.

А в рамках медицинской реформы предполагается полная ликвидация действующей системы медицинской помощи и создание совершенно иной системы, в которой, например, семейным врачам будут доплачивать прибавку к зарплате за ненаправление пациента в стационар!

В рамках административно-территориальной реформы предполагается укрупнение районов и сельсоветов, что сделает государственные услуги в принципе недоступными для большинства селян. Впрочем, на фоне предстоящей продажи земли слишком большая численность сельского населения власти и не нужна – по словам бизнесменов-аграриев, им хватает 20% сельского населения. А для остальных создаются такие условия, при которых они, продав землю, в селе не останутся.

Кстати, экономия экономией, но реформы не исключают возможности заработать на их проведении. Довольно смешно выглядят типовые преамбулы к «реформаторским» законам: «Существующая система пришла в полный упадок из-за отсутствия бюджетного финансирования. Чтобы её не финансировать, предлагаем создать совершенно новую систему. Сколько это будет стоить – не знаем, но много». Главврач стоматологической поликлиники из Луганска Игорь Шубчинский дал четкую характеристику такому методу: «У нас нет денег, чтобы заправить бензином «Жигули», поэтому давайте купим «Мерседес».

В 2012 году, когда в опасной близости оказались выборы в Раду, а выходить на них с лозунгом «Бедные заплатят за богатых» для партии власти - не самое разумное решение, пришлось выдвигать новые лозунги. К тому же оказалось, что в бюджете действительно нет денег. Совпали два фактора – социальные расходы сокращаются слишком медленно, а государственные расходы (на Евро-2012 и на те же реформы), напротив, растут быстро. Чтобы совместить несовместимое, были использованы два механизма.

Инициативы
Первый механизм - «социальные инициативы президента», старт которым был дан в марте. Они предполагают: повышение пенсий 9 миллионам граждан на 100 гривен; выплату в 2012 году 6 млн. вкладчикам Сбербанка СССР по тысяче гривен; проведение перерасчета страховых выплат инвалидам производства; внедрение регулирования цен на лекарства и пр. Эти «инициативы» явно готовились впопыхах, без детальной проработки и согласования позиций между Кабмином и Администрацией Президента. В результате, например, оценки затрат на инициативы в заявлениях разных чиновников «плавали» от 16 до 26 млрд. гривен.

Реализуются инициативы по-разному. Сбербанк, например, учтя опыт раздачи «юлиных тысяч», к выдаче «витиных тысяч» подошел технологично. Ажиотажа и очередей не наблюдается (в 2008 году было несколько случаев смертей в очередях за деньгами). А вот программа доступного жилья, предполагавшая выделение кредитов под 3% годовых (разница с коммерческой ценой кредита покрывается государством), судя по всему, провалилась. К середине июня было выдано лишь 40 кредитов, да и отнюдь не бедным. Министр ЖКХ Близнюк сказал, что квартира в 40 метров по программе «Доступное жилье» в Киеве будет стоить 350 тыс. гривен. А сумма первого взноса (25% от стоимости квартиры) составит 87 500 гривен - это «всего-то» 11 тыс. долларов. При этом средняя зарплата столичного учителя – 2400, врача – 1300. Месячный «доход» семьи из врача и учителя (если вычесть два официальных прожиточных минимума по 1017 грн.) составляет 1666 гривен. На первый взнос семье без детей придется копить больше 4-х лет, отказывая себе буквально во всем. И размер ежемесячного платежа по этой программе – 5 527 гривен. «Всего-навсего» втрое больше доходов семьи из двух человек, для которой кредит якобы предназначен. Всё это очень напоминает блеф.

…И бюджет
Второй предвыборный механизм - возвращение к некоторым отвергнутым предложениям времен работы над проектом Налогового кодекса. В частности, Кабмину поручили обложить налогами операции с оффшорными зонами и ввести налог на предметы роскоши. За дело взялся безотказный и не страдающий чистоплюйством вице-премьер Сергей Тигипко.

Налог на оффшоры действительно был введен, но он получился гениальный - затрагивает только те оффшоры, где украинский бизнес хранит примерно 5% своих капиталов. А Кипр, где лежат еще 95%, остался без внимания.
Налог на роскошь реализовался в количестве трех законопроектов, причем проекты Тигипко и Минфина выводили из-под налогообложения имущество богатых людей, но затрагивали интересы не только среднего класса, но даже и бедняков (под налог попадали большие дома в селах). В результате закон так и не был принят, поскольку третий законопроект КПУ партии власти даже не захотели рассматривать.

Резюмируя, можно сказать, что генеральная линия социальной политики Януковича – сокращение обязательств государства перед основной массой населения. Если же хоть что-то делается в противоположном направлении, то это означает одно - скоро выборы.

Василий Стоякин,
директор Центра политического маркетинга
для «Горожанина»

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх