,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Куда мы катимся. Почему повышение импортных пошлин не поможет отечественным компаниям
+2
Сегодня на рассмотрении правительства находятся два крайне важных вопроса. Законодателям необходимо решить нелёгкую судьбу отечественных производителей автомобилей и нефтепродуктов. И те и другие жалуются на неравную конкуренцию с иностранцами, требуя защитить от них пошлинами и квотами и предоставить дополнительные налоговые преференции. Автомобилестроители, кажется, близки к успеху: министр экономического развития и торговли Пётр Порошенко всячески поддерживает украинский рынок. Чиновник одобряет повышение пошлин на импорт, сетуя на существенное падение автопроизводства в стране. Размер ставки пока не утверждён, но, по неофициальным данным, максимальная пошлина составит 15%. Для обывателей это означает лишь одно: иномарки буду дорожать.

Вместе с тем вновь встал вопрос об увеличении сборов с нефтепродуктов. Порошенко заявил, что «собирает для этого аргументы», министр энергетики Юрий Бойко заговорил о критическом уровне импорта, а премьер Николай Азаров предупредил: решение, конечно, непростое и приведёт к росту цен на нефтепродукты, но, видимо, необходимое.

Автомобильная промышленность и нефтепереработка в Украине похожи хотя бы тем, что до середины нулевых были максимально защищены государством. Помимо того, что правительство установило прямые барьеры на пути импорта, оно частенько закрывало глаза на шалости вроде налоговой оптимизации. В результате миллиардного протекционизма украинцы получили «лучший» продукт отечественных производителей — «Таврии» и «Ланосы». Такая же ситуация и с украинскими нефтеперерабатывающими заводами — качество их бензина и дизельного топлива (Евро-3 и Евро-4) вроде неплохое, но в Европе от такого топлива отказались ещё лет пять назад. И даже если владельцы местных НПЗ закатают рукава и уже сегодня приступят к модернизации своих производств, то смогут достичь качества бензина уровня Евро-5 в лучшем случае через пару лет.

И отечественное автомобилестроение, и нефтепереработка — весьма примитивные по современным меркам производства. Около 90% себестоимости выпускаемых ими продуктов формируют импортные комплектующие или сырьё. Иными словами, это всё тот же импорт, только худшего качества и под украинской маркой. Еще одна особенность — высокая цена.
И автозаводы, и нефтепереработчики были проданы государством за гроши, поэтому все ожидания инвестиционного потока оказались напрасными, хотя большая часть предприятий этих отраслей принадлежит теперь мощнейшим финансово-промышленным группам и возможностей более чем достаточно. Например, владелец солидного НПЗ в Лисичанске, российская компания ТНК-ВР, по официальным данным, в 2011 году получила около $9 млрд чистой прибыли, но уже в марте 2012 года остановила украинский завод из-за годового убытка в $23 млн.

И последний аргумент: обе отрасли с завидным постоянством просят у государства новых дотаций и защиты от конкурентов, каждый раз обещая заняться повышением качества продукции и своей конкурентоспособности. А от любых вопросов производители, как щитом, прикрываются рабочими местами, которые они содержат. Поэтому, безусловно, правительству остаётся лишь одно: реагировать. Тут уже практика показала, что, как правило, функцию спасения индустриальных гигантов выполняют не «утопающие», а обычные украинцы — покупатели автомобилей и нефтепродуктов. И если по стоимости автомобилей из-за перманентного повышения пошлин и акцизов мы уже давно перегнали Европу и тем более США, то в случае введения пошлин на импортные нефтепродукты цены на отечественных заправках действительно взлетят до европейского уровня. При этом сразу же повысится стоимость не только импортного топлива, но и отечественного.

Уверен, что в стране никто не против покупать товары made in Ukraine. Но совершенно непонятно, почему далеко не самые богатые соотечественники должны помогать тем, чьи прибыли сопоставимы с бюджетом государства. Почему каждому из нас придётся при покупке выбирать дорогой украинский автомобиль и заправлять его отечественным бензином по такой же цене, как в Варшаве или Вильнюсе, но при этом худшего качества?

Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх