,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Жизнь без техосмотра: что изменилось для украинских водителей
-2
В июле 2011 года Верховная Рада во втором чтении приняла Закон об отмене обязательного технического осмотра автотранспорта. "За" проголосовали 262 народных депутата. Таким образом, техосмотр для частных автомобилей в Украине перестал существовать. Его оставили для авто предприятий, грузовиков и автобусов.
Принятый законодательный акт также отменил требование обязательного наличия у водителя дорожного (маршрутного) листа и нотариально заверенной доверенности на управление транспортным средством. Кроме этого Госавтоинспекция была отстранена от проведения обязательного технического контроля транспортных средств и передала этих полномочия частным фирмам.

Отработанный закон


По данным Госкомстата, в Украине более 8,5 млн машин, из которых примерно 3 млн - принадлежат частным лицам. С принятием закона об отмене обязательного технического осмотра автотранспорта ответственность за техническое состояние автомобилей была переложена на плечи их владельцев: им решать, проходить ТО на СТО, или нет.
Как минимум, отмена техосмотра - это экономия средств автовладельца. Правда, речь идет о не очень значительной сумме - от 400 до 1000 грн (в зависимости от объема двигателя авто), уплаченные за ТО машины в ГАИ.

За прохождение ТО на частных СТО платить все равно придется - однако в данном случае можно выбирать: проходить такую проверку или нет. "Это правильное решение. Данная отрасль была очень забюрократизированной: в ГАИ могли придраться к треснувшему зеркалу, ржавчине на машине и не выдать талон ТО. Такие придирки могли продолжаться до тех пор, пока владелец машины не начинал размышлять, как задобрить милиционера", - говорит Николай К., бывший сотрудник правоохранительных органов (он занимался расследованиями причин ДТП).
По некоторым сведениям, стоимость "дружбы" с инспектором начиналась от 50 долларов (все зависело от состояния автомобиля). При этом ни для кого не секрет, что талоны ТО можно было банально купить, совсем не показывая свою машину на глаза инспекторам. Цена решения вопроса начиналась от 500 долларов. Именно поэтому при страховании авто (КАСКО, автогражданка) агенты порой даже не интересовались, есть ли у водителя талон, ведь он был формальностью.

Жизнь по-новому


МВД всячески пыталось оттянуть принятие этого закона. Официально там ссылались на то, что частные СТО будут продавать техталоны, а во-вторых, снизится сбор штрафов. Ведь раньше нельзя было пройти техосмотр, если у владельца авто есть неоплаченные штрафы, а на частных СТО нет базы должников. Но даже если бы такая база и была, то никто бы не смотрел на то, что у водителя неоплаченные штрафы - ведь это частный бизнес, который в первую очередь заинтересован в прибыли, а это значит, что он не будет отказывать в проведении ТО желающим.
Однако, данная аргументация не оказалась убедительной. Как выяснилось - платить штрафы все равно придется - взимают госисполнители. К тому же, как показывает опыт, неуплата штрафа в срок может плохо закончится для хозяина авто. Очередная проверка может закончиться даже изъятием прав. Ведь база со штрафами в ГАИ все равно остается.
Другое формальное опасения милиционеров - отмена техосмотра ухудшит им показатели по ДТП. Мол, на дорогах появятся множество неисправных машин. Впрочем, если посмотреть на статистику ДТП, то по причине неисправности машин происходило менее 1% всех аварий, другие ДТП произошли из-за так называемого человеческого фактора и плохого состояния дорог (75% и 25% соответственно). К тому же сам техосмотр, в том виде, в каком он существовал, не гарантировал исправность автомобиля в течение года-двух с момента его прохождения, особенно если этот вопрос решался за взятку.
Подобный путь уже прошла Грузия - там уже несколько лет отменен техосмотр. И, судя по данным грузинской службы статистики, состояние машин не изменилось, а количество ДТП там уменьшилось почти на 30%.
Конечно, из-за отмены таких проверок государство недополучает деньги - поступления от обязательных платежей за ТО составили, по приблизительным оценкам, 300-350 млн гривен в год. Но эта сумма не такая большая, если ее сравнить с "левыми" заработками всех нечистых на руку сотрудников ГАИ. По некоторым данным, ежемесячно сотрудники данной службы могли собирать до 800 тысяч долларов нигде не зафиксированных поступлений на своем "рынке".
Кроме этого, следует акцентировать внимание и на другом аспекте: сумма "дорожного налога" теперь включена в акциз на бензин. Причем данная величина постоянно растет (и сегодня с избытком компенсирует потери от отмены ТО), а вот качество дорог не улучшается.

Водителям без техосмотра - все равно несладко


Украинские автовладельцы не всегда положительно воспринимают отмену техосмотра, ведь только одно это никак не повлияло на уровень коррумпированности отечественных гаишников, а даже наоборот увеличило их аппетиты.
"Без техосмотра стало легче только морально, но сотрудники ГАИ все равно находят источники для получения взяток, и с ними все так же сложно находить общий язык", - говорит Юрий Бобко, водитель со стажем. Кстати, ему ни разу не приходилось, несмотря на его старенький "Опель", платить взятку ГАИ за получение талона ТО.
"Я не знаю, стало ли лучше без ТО, теперь я не плачу ГАИ, хотя это маленькая сумма. Но я все равно оплачиваю работу СТО за проведение ТО, поскольку у меня новая машина и я взял ее в кредит. Последнее ТО мне обошлось в 1,8 тыс гривен", - говорит автовладелец Сергей Завальный.
"Без техосмотра жить хорошо. Но, насколько я знаю, такое положение вещей не нравится сотрудникам ГАИ, и они активно лоббируют вопрос возвращения им функции проверки наличия талона ТО на дорогах. Если они этого добьются - взятки вырастут в цене", - говорит Павел Кондратюк, практикующий юрист и автолюбитель.

Жизнь без техосмотра: что изменилось для украинских водителей



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх