,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


РАСПАД: Между победой и цугундером - 3
+4
Начало РАСПАД: Между победой и цугундером - 1

Продолжение РАСПАД: Между победой и цугундером - 2


В отношении к своему электорату Партия регионов похожа на индивида, который удивительным образом изловчился наступить на свою собственную мошонку и длительное время терпит невероятные мучения во имя улучшения своей потенции. Естественно, что даже с точки зрения здравого смысла подобная процедура не приведёт к заветному результату. Более того, она, наоборот, способна лишить этого индивида этой самой потенции. Но уж слишком сильна сила самовнушения. Именно поэтому Партия регионов и наступает старательно на свой электорат, надеясь, что в нужное время он мощно встанет и удовлетворит «регионалов». Ну а так как на данный момент политическая потенция власти с каждым месяцем слабеет, её представители, не снимая ноги с электората, активно ищут чудодейственную политтехнологическую «Виагру».

В частности, глава президентской канцелярии Сергей Лёвочкин напряжённо сушит мозг над проблемой реанимации мёртвого рейтинга Виктора Фёдоровича. Похоже, именно титаны политтехнологии и гиганты пиара из Администрации исторгли из себя «хитрый» проект в виде социальных инициатив президента. Причём, судя по всему, думали они над ними недолго. Точнее, не думали вообще, а просто тупо заимствовали у Тимошенко идею «возвращения» вкладов Сбербанка СССР, а у Черновецкого концепцию «охмурения» пенсионеров.

Очевидно, в канцелярии президента Украины решили, что будущую победу на парламентских выборах Партии регионов может принести лишь взятка. Поэтому и в сфере политтехнологии украинские чиновники мыслят привычными для них коррупционными схемами. Естественно, что в деле покупки электората должны соблюдаться два основных условия: его должно быть много и он должен дёшево стоить. Именно поэтому выбор и пал на пенсионеров. В Администрации президента посчитали, что за сто гривен бабульки и дедульки приковыляют на Банковую и будут Виктору Фёдоровичу с благоговением руки целовать. Как своему спасителю и благодетелю.

В связи с этим не совсем понятно кто глупее, «мудрогели» из АП, решившие, что за сто гривен к пенсии старики и старушки собьются в гигантские толпы и снесут избирательные участки в стремлении проголосовать за Партию регионов, или те, кто действительно «поведётся» на «Витину тыщу» и «припарку для мёртвых» в виде стогривневой добавки.

В связи с президентскими инициативами пускай каждый задаст себе предельно простой вопрос: какое именно из бесконечного списка своих предвыборных обещаний выполнил Янукович и/или Партия регионов? Те, кто посообразительнее, сразу же «просекли», что т.н. социальные инициативы президента это очередное «разводилово», рассчитанное на доверчивых «лохов». Предвыборное счастье для пенсионеров, которое потребовал от правительства Виктор Фёдорович, – это прекрасно. Но где взять деньги для его реализации? Кто оплатит заявленный «банкет»? «Регионалы» посчитали, что для трюка с надбавками, вкладами и дешёвой ипотекой необходимо каких-то несчастных 26 млрд. грн. Наверное, для вождей Партии регионов, привыкших ни в чём себе не отказывать, это и небольшие деньги, но для нищего украинского государства это фантастическая цифра.

Чтобы в этом убедиться, необходимо просто обратиться к общеизвестным фактам и элементарной логике.

Как было сказано ранее, политтехнологическая придумка ПР стоит около 26 млрд. грн., или 3,25 млрд. долл. США. Насколько она для нашей страны подъёмная, можно понять, лишь сравнив запланированные (и незапланированные) доходы и расходы украинского государства.

В прошлом году наша страна потратила на закупку природного газа в России рекордную сумму – около 13 млрд. долларов. При сохранении текущих газовых контрактов с Российской Федерацией средняя стоимость газа для Украины в 2012 году составит в среднем 416 долл. за 1 тыс. куб. м. Дабы как-то компенсировать эту неподъёмную цену, правительство решило сократить потребление. В связи с этим Николай Азаров заявил, что в текущем году Украина купит у России не 52 млрд. куб. м., как это положено по контракту, и не 40 млрд. куб. м., которые были куплены в прошлом году, а только лишь 27,4 млрд. куб. м. И это будет стоить Украине где-то 11,3 млрд. долларов.

Вроде как при таком раскладе получается хорошо со всех сторон. И страна к бережливости приучается, и деньги экономятся. Но не всё так просто. Согласно газовому контракту, заключённому в январе 2009 года, «Нафтогаз» с 2010 года должен закупать 52 млрд. куб. м. природного газа. При этом в случае приобретения менее 80% от этого объема НАК всё равно должна заплатить за 80% указанного в контракте объёма («бери или плати» - take or pay). Этот контракт предусматривает, по договоренности сторон, снижение контрактного объема закупки газа максимум на 20% (то есть до 41,6 млрд. кубометров), при этом такая договорённость должна быть достигнута до 1 июля года, предшествующего году закупки.

В связи с этим возникает вопрос: кто-нибудь слышал о том, чтобы Украина и Россия в прошлом году подписали соглашение о снижении контрактного объема закупки газа? Правильно, его не было. А что тогда из этого вытекает? А то, что даже если Украина и сможет потребить лишь 27,4 млрд. куб. м. российского газа (что крайне сомнительно), платить ей всё равно придётся за 41,6 млрд. кубометров, а это будет стоить госказне 17,3 млрд. долларов.

То есть неучтённая расходная часть госбюджета может быть больше на 6 млрд. долларов.

Идем дальше. Доходная часть госбюджета на 2012 год составляет 331,6 млрд. гривен (41,4 млрд. долл.), местных бюджетов – 92,6 млрд. гривен (11,6 млрд. долл.), сводный бюджет – 424,2 млрд. гривен (53 млрд. долл.). Расходная часть госбюджета составляет 268,8 млрд. гривен (33,6 млрд. долл.), местных бюджетов – 193,2 млрд. гривен (24,1 млрд. долл.), сводный бюджет – 461,7 млрд. гривен (57,7 млрд. долл.).

Что мы имеем в итоге? Если рассматривать лишь доходную и расходную часть госбюджета, то после вычитания расходов из доходов в остатке оказывается 7,8 миллиардов. От них можно отнять 6 газовых миллиардов (take or pay) и (внимание!) 3,5 миллиарда «унылых енотов» из социальных инициатив президента. В результате нехитрой арифметики несложно понять, что на предвыборную политтехнологию Партии регионов в бюджете не хватает 1,7 млрд. долл.

Если же сравнивать расходы и доходы сводных бюджетов и предположить, что бюджетные дыры в регионах будут спасаться за счёт госбюджета, то на руках у правительства останется не 7,8 млрд. долл., а лишь 3,1 миллиарда. А этого не хватит не то что на «Витину тыщу», но и на закупку положенного объёма газа. Вот и получается, что в таком раскладе социальные инициативы Виктора Фёдоровича могут спасти лишь россияне, если согласятся наплевать на контракт и не будут требовать с Украины газовые take or pay.

Но с какого это перепугу Москве отказываться от положенных ей по контракту шести «ярдов зелени»? Чем так хорош для Кремля Янукович или его партия?

Впрочем, речь об этом и не идёт. Не так давно наши правители гордо сообщили, что украинская экономика настолько благоденствует под мудрым руководством Партии регионов, что Нацбанк и госбюджет просто трещат по швам от распирающих их финансовых средств. Более того, премьер-министр настолько увлёкся фантазиями о собственных достижениях в сфере развития украинской экономики, что публично заявил о завершении эпохи «затягивания поясов» и начале эры всеобщего благоденствия. Теперь на Украине стало настолько хорошо в финансово-экономическом плане, что сто гривен доплаты к пенсии и «Витина тыща» это только начало того счастья, которое с головой накроет простых украинских граждан, если они проголосуют за Партию регионов.

В связи с этим радостным известием сразу же возникает ряд вопросов. Если экономика Украины так мощно расцвела и запахла за годы правления «регионалов», то тогда:

- почему отрицательное сальдо внешней торговли Украины за январь-ноябрь 2010 г. увеличилось на 65% – до 7 млрд. 958 млн. долл. (по сравнению с 4 млрд. 843,1 млн. долл. за аналогичный период 2009 г.), а за январь-ноябрь 2011 года составило 12,764 млрд. долларов?

- почему в 2010 году украинское правительство договорилось с МВФ о кредите в 15,6 млрд. долл.?

- почему премьер-министр Николай Азаров хочет получить новый кредит МВФ, чтобы рефинансировать предыдущие или добиться от Фонда отсрочки выплаты долгов на 10 лет?

- почему НАК «Нафтогаз Украины» хочет взять у российского «Газпромбанка» кредит на 2 млрд. долл.?

- почему только за 2011 г. валовый внешний долг Украины вырос на 8,9 млрд. долл.?

- почему на 1 января 2012 г. общий валовый внешний долг Украины превысил 126,2 млрд. долл. и продолжает расти?

- почему непрерывно уменьшаются золотовалютные резервы Украины?

- почему рейтинговое агентство Standard & Poor’s изменило прогноз долгосрочных суверенных рейтингов Украины со «стабильного» на «негативный»?

- и почему спрос на CDS – страховку на случай дефолта Украины, и, соответственно, её стоимость начали расти?

- почему рассчитываемый Европейской Бизнес Ассоциацией индекс инвестиционной привлекательности Украины снижается уже третий квартал подряд и восприятие инвесторами рынка Украины продолжает оставаться негативным?

Вряд ли ответы на вышеперечисленные вопросы будут свидетельствовать о процветании украинской экономики. Торговый баланс, внешний долг, золотовалютные резервы и инвестиционная привлекательность это основные показатели экономической успешности страны. Если торговый баланс положителен, внешний долг небольшой, золотовалютные резервы растут и инвестиции идут в страну, то это значит, что экономика успешно развивается. Если же страна с каждым годом покупает больше, чем продаёт, её внешний долг непрерывно увеличивается, золотовалютные резервы уменьшаются, а инвесторы из неё бегут, то это свидетельствует о том, что страна двигается в направлении национального дефолта, то есть банкротства.

К тому же восторженные реляции «регионалов» об экономическом процветании Украины выглядят весьма странно на фоне углубляющегося финансово-экономического кризиса в Европе. Этим хвалебным одам об экономическом росте могут верить только те из наших граждан, кто искренне считает, что, в то время как мощная экономическая система Евросоюза в глубокой депрессии, коматозная экономика Украины, всецело зависящая от внешних рынков и финансовых заимствований, может интенсивно развиваться.

Была у «регионалов» заветная надежда на новый кредит МВФ. С его помощью можно было бы устроить яркое шоу с социальными инициативами президента. Однако после того как Тимошенко ушла по этапу, американские чиновники в МВФ неутомимо крутят фиги украинским делегациям, поражаясь идиотической настойчивости наших вице-премьеров. Официально деньги обещают после поднятия для населения цены на газ. Неофициально после того, как на свободу выпустят лидера «Батькивщыны». В любом случае перспектива нового транша тает во мраке поствыборного будущего, в котором Вашингтон хочет видеть Верховную Раду под контролем оппозиции.

Что же в таких условиях остаётся делать правительству, дабы звонко отрапортовать президенту об исполнении его предвыборных желаний? Какие у Азарова есть реальные возможности для реализации социальных инициатив Виктора Фёдоровича, если казна пуста и занять не у кого? Выбор небогат – эмиссия. Если деньги нельзя заработать и невозможно занять, их можно напечатать. Естественно, что все 26 млрд. гривен печатать не будут. Напечатают лишь часть этой суммы. Чтобы хватило на предвыборный период. Поэтому в лучшем случае пенсионеры получат копеечную прибавку к пенсии и кому-то из них удастся в рукопашной схватке возле сберкасс вырвать «Витину тыщу» (если успеет это сделать до выборов). А «мулька» про дешёвую ипотеку, повышение зарплат бюджетникам и иные обещанные радости жизни для бедных умрут в кабминовских бумажках, даже не родившись.

Но дело не только в том, что на данный момент у правительства нет денег даже на такую предвыборную «мелочёвку», как социальные инициативы президента, а в том, что на фоне стремительно ухудшающейся социальной и экономической ситуации сто гривен к пенсии и «Витина тыща» для многих пенсионеров выглядят как издевательство. К тому же всё это «счастье» от Партии регионов неизбежно сожрёт инфляция, скачок которой после дополнительного печатания денег предопределён. Рост цен в магазинах вернёт всё на круги своя и развеет мифическую утопию «регионалов».

Да и власть не будет сидеть сложа руки, и наблюдать как народ безнаказанно «обогащается» на волне т.н. «социальных инициатив» президента. Все те крохи, которые получат простые граждане, будут отобраны назад путём повышения налогов и введения новых фискальных поборов. К этому «регионалы» готовятся уже сейчас. На данный момент Минфином уже подготовлен пакет законопроектов, который должен позволить дополнительно собрать налогов на 7,4 млрд грн [14]. Среди прочего планируется повысить акцизы на алкоголь, ренту за добычу полезных ископаемых и импортные пошлины на 1,9 тыс. видов продукции. Подобный шаг неизбежно приведёт к подорожанию товаров широкого пользования. К этому необходимо добавить неизбежное повышение для населения цены на газ как минимум на 30% (которое произойдёт сразу же после выборов) и налог на роскошь, который так хитро прописан, что ляжет тяжёлым бременем не на украинских нуворишей, а на простой народ [15].

Но самое забавное во всей этой политтехнологической «лабуде» Виктора Фёдоровича это то, что его взятка за казённый счёт не может гарантировать «правильное» голосование взяткополучателя. За годы «нэзалэжности» сознание простого народа существенно эволюционировало от состояния детской наивности к хроническому цинизму. И никакие «Витины тыщи», копеечные добавки к пенсиям и иные подачки с барского стола уже никого очаровать не могут. Даже если активисты ПР будут разносить мешками гречку по всей стране, а Янукович лобызать взасос теряющих вставные челюсти бабулек, это мало повлияет на политический выбор основной массы престарелых граждан. Народ научился подбирать «кости», которые ему кидают власть имущие перед выборами, и при этом голосовать против своих «добродетелей». Как это делается, могут детально рассказать «бабушки Черновецкого».

Очень сомнительно, что откровенно тупые «заманухи» «регионалов» на фоне катастрофического обнищания выброшенных за борт полноценной жизни пенсионеров будут иметь существенный успех. «Лохов» (даже среди пожилого населения), которые «ведутся» на такие фокусы, в Украине стало катастрофически мало. Народ уже давно хочет большего. Социальные «заманухи» президента (причём третьей свежести) - это не те достижения двух лет властвования «регионалов», которые могут впечатлить и уж тем более спасти их имидж и рейтинг.

К тому же у «стратегов» с Банковой и тех «политтехнологов», которых они позвали «рубить бабло», не хватает ума понять одну весьма простую истину: на сладких обещаниях и «фальшморковках» эффективно выстроить свою предвыборную кампанию способна лишь оппозиция, а власть в борьбе за голоса избирателей может опереться лишь на свои реальные достижения, ощутимые для простых граждан. Только они могут стать надёжным фундаментом её успешной предвыборной кампании. Найти же эти достижения у «регионалов», даже при очень большом желании, невозможно.

На этом депрессивном фоне весьма забавно выглядят попытки Лёвочкина привлечь к спасательным пиар-мероприятиям признанных специалистов этого дела. К примеру, не так давно у главы Администрации состоялась «вербовочная» беседа с Георгием Почепцовым. Когда-то при Медведчуке он руководил одной из структур Администрации, а сейчас катается по миру с лекциями на тему имиджелогии, public relations, информационных войн, предвыборных технологий и т.п. Так вот, на предложение Сергея Владимировича заняться спасением имиджа президента Украины Георгий Георгиевич, не без присущей ему иронии, заявил, что он не Брюс Всемогущий, чтобы решать столь неразрешимые проблемы.

«Тушки» для «семьи»

В Межигорье, судя по косвенным признакам, тоже начали понимать, что на данный момент перспективы светлого будущего «семьи» гаснут просто на глазах. Однако выводы из этой неприятности «семья» делает весьма специфические. Образно говоря, она принялась копать номенклатурные окопы, рассчитывая на долгую позиционную войну. Именно об этом говорят кадровые перестановки в центральных органах государственной власти, которыми в последнее время увлёкся Виктор Фёдорович. Теряя поддержку народа и опасаясь предательства со стороны ближайшего окружения, «семья» сперва взяла под контроль финансы страны, потом методично подмяла под себя весь силовой блок, а теперь вплотную подошла к открытию сезона охоты на самостоятельных игроков из числа значимых фигур нынешнего режима.

Впрочем, подобные «хитрые» мысле- и телодвижения, а также их причины достаточно легко предсказуемы. Ещё в сентябре 2010 года в интервью сетевому изданию «Сегодня.Ру» я описал алгоритм трансформации нынешней власти:

«На мой взгляд, уже через год политическая диспозиция внутри правящей верхушки будет иной. Если процесс концентрации власти в руках Януковича продолжится и его полномочия, а также надзаконное влияние позволят ему встать над «процессом», вокруг него неизбежно сформируется олигархический суперклан вроде «семьи» Ельцина 90-х. В этот клан войдут незначительные на данный момент персонажи из личного окружения Януковича. Люди из третьего и четвертого эшелона власти. Люди-никто. Несамостоятельные фигуры без особых денег и властных полномочий. Их отличительной чертой будет полная зависимость от «папы» и личная преданность ему.

Со своей стороны, Янукович нуждается в тех, кто никогда не сможет сказать ему «ты», в тех, кто выполнит любой его приказ, в тех, чья судьба, достаток и карьера будут полностью от него зависеть. Именно эти люди и станут коллективным президентом Януковичем, а затем «сожрут» наиболее влиятельные на данный момент олигархические группировки» [16].

Оказавшись заложником своего собственного окружения, Виктор Фёдорович в течение двух лет своего президентства фактически полностью израсходовал свой политический капитал. С рейтингом в 5%, презираемый и ненавидимый народом, на данный момент он представляет собой политический балласт. Фактически любая политическая сила, претендующая на долгую перспективу, уже сейчас должна держаться подальше от хозяина Межигорья. Это касается и Партии регионов.

При всём своём показном раболепии перед президентом верхушка «регионалов» в неофициальной обстановке, когда нет опасений, что тебя «прослушают» или на тебя «настучат», уже не скрывает своего критического отношения к гаранту Конституции. Примерно такое же отношение к президенту у всех тех, кто, так или иначе, вынужден взаимодействовать с ним в силу служебной необходимости. Реально Виктор Янукович не пользуется авторитетом не только у большинства «пэрэсичных» граждан Украины, но и тех, кто, так или иначе, имеет отношение к нынешней власти. Его боятся, но его не уважают. Трудно судить, насколько хорошо хозяин Межигорья информирован относительно моральной изоляции, в которой он оказался. Но в любом случае можно утверждать, что он уже давно никому не доверяет. Исключение – ближайшие родственники и старые друзья, составляющие в совокупности «семью». Но этих людей можно пересчитать по пальцам одной руки.

В такой нездоровой обстановке вероятность «мятежей» и предательств существенно возрастает. Не имея поддержки ни в обществе, ни в государственных структурах, президент, дабы не оказаться в ситуации, в которой когда-то оказался его предшественник, просто обречён заполнять ключевые должности в системе государственной власти «своими» людьми, теми, кто легко контролируется «семьёй» и полностью от неё зависит. «Свой» генпрокурор, «свой» начальник МВД, «свой» глава Нацбанка, «свой» министр обороны, «свой» председатель СБУ… в целом становятся единственной гарантией влияния и безопасности президента. Больше ему опереться не на что и не на кого. Именно поэтому ни глава Администрации, ни премьер-министр со всеми министрами и вице-премьерами, ни глава РНБО, ни кто-либо другой из тех, кто представляет верхушку Партии регионов, не могут себя чувствовать спокойно. Каждый из них в любой момент может быть смещён со своей должности и даже подвергнут остракизму со стороны президента. А страшнее этого в рамках данной системы ничего быть не может.

Всё это, безусловно, даёт Виктору Фёдоровичу ощущение собственной безопасности и могущества. Однако, как было сказано ранее, это ощущение – иллюзия и самообман. Ведь реальные опасности его подстерегают не внутри выстроенной им системы, а исходят извне, оттуда, где его влияние сведено к нулю, а способность различать угрозы практически отсутствует. И первый сигнал, сигнализирующий о такой опасности, – это приближающиеся парламентские выборы, поражение на которых фактически означает потерю власти Виктором Януковичем. Не сейчас, а через три года. Со всеми вытекающими из этого последствиями. И предотвратить это надвигающееся поражение не в силах ни «свой» генпрокурор, ни «свой» начальник МВД, ни «свой» министр обороны, ни «свой» председатель СБУ.

Когда у президента всё «своё», кроме народа, который его выбрал, ему необходимо думать либо об эвакуации, либо о хитрых комбинациях, которые помогут в очередной раз «развести лохов».

Именно поэтому президентом была дана отмашка вернуть избирательную систему смешанного типа с мажоритарными округами. Расчёт крайне простой. Если нельзя создать парламентское большинство путём победы на выборах, необходимо сделать так, чтобы его, это парламентское большинство, можно было купить после поражения.

Купить депутатские «тушки», выдёргивая их из партийных списков, сразу же после выборов практически невозможно. В 2012 в Верховную Раду зайдёт отборная партийная гвардия, рассчитывающая на определённые перспективы. Поэтому единственный выход это возвращение в парламент мажоритарщиков, которые всегда были товаром. Именно они, если их купить, могут влиться в провластное парламентское большинство. Конечно же, в этом году расценки на «тушки» будут высокие, но, скорее всего, Андрей Петрович Клюев уже располагает необходимой суммой для оптовой покупки. Всё-таки «регионалы» два года собирали по копеечке дань со всей страны.

Похоже, что скупка мажоритарщиков – единственная реальная возможность Партии регионов удержать на какое-то время под своим контролем парламент. Но даже при удачном раскладе крайне сомнительно, что «регионалам» удастся купить конституционное большинство. А ведь только оно способно переписать Конституцию, чтобы в 2015 году Виктора Фёдоровича имели возможность избрать президентом самые дорогостоящие люди нашей страны – депутаты Верховной Рады Украины. Иных вариантов остаться в президентском кресле на второй срок у лидера Партии регионов нет. Как показывают социологические исследования, уже сейчас во втором туре президентских выборов Янукович неизбежно проигрывает практически любому сопернику [17]. А через три года вождь «регионалов» будет остывшим политическим трупом.


Андрей Ваджра



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх