,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Общение с чиновниками подорожает
-2
С 3 января единые окна по выдаче разрешительных документов должны заработать в областях. До сих пор регистраторы работали лишь в райцентрах и городах областного значения. Соответствующие новации предусмотрены в изменениях к Закону «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», недавно подписанных Президентом. По данным Госкомпредпринимательства, на сегодня в стране работают около 700 разрешительных офисов (порядка 1000 администраторов). Там предприниматели могут пакетом получать все необходимые для ведения хозяйственной деятельности документы, ходатайствовать о выделении земельных участков и закрывать бизнес. Причем, согласно закону о разрешительной системе, предприниматели могут получить или подать пожарным, санэпидемстанции, органам Госземагентства или управлениям местного совета необходимые документы двумя способами – лично либо через администратора. Чиновники уверяли, что, воспользовавшись единым разрешительным окном, субъект хозяйствования будет избавлен от бумажной волокиты. На деле же все сделано так, чтобы предприниматели продолжали самостоятельно обивать пороги их кабинетов.

Правительственное постановление (№526 от 21 мая 2009 года) содержит перечень представителей разрешительных органов, которые могут присутствовать в офисе единого окна: пожарные, горпромнадзор, экологи, представители Госводагентства, Госземагентства, Гослесагентства, управления ветеринарной медицины, санстанции, ГАИ, Госархстройинспекции и Госслужбы автодорог. Однако нигде не сказано, что чиновники должны это делать в обязательном порядке.

Многие ведомства используют эту лазейку для того, чтобы не делегировать в разрешительные центры своих представителей (окончательный перечень утверждает горсовет). И, как утверждают предприниматели, «помогать» бизнесу с решением проблем в неформальной обстановке. «Комментарии» наугад зашли на сайты трех разрешительных центров в разных регионах – Хорольского района Полтавской области, Подгаецкого района Тернопольской области и города Феодосии АРК. Как выяснилось, перечень органов, которые дислоцируются в каждом из трех офисных центров, разный.

Например, в Хороле предпринимателей в едином окне ждут только пожарные, санстанция, управление сельского хозяйства райадминистрации и представители предприятия «Полтававодхоз». В Подгайцах кроме аналогичных служб в разрешительном офисе также есть возможность подать документы в местные управления экологии, ветеринарной медицины, а также в отдел контроля застройки. В Феодосии перечень шире – здесь работает еще и служба карантина растений, управление ГАИ и центр страхового фонда документации.

Статистика Госкомпредпринимательства свидетельствует о том, что подавляющее большинство представителей бизнеса не только пользуются услугами единых окон, но и остаются довольны их работой. В частных же беседах предприниматели уверяют, что отзываются положительно о чиновниках при официальных опросах лишь потому, что не хотят портить с ними отношений. Это, помимо прочего, подтверждает и «Исследование эффективности деятельности разрешительных центров Крыма», проведенное в рамках одного из проектов USAID в 2009–2010 годах, по данным которого, лишь 10% опрошенных крымских предпринимателей общались с властью через администраторов разрешительных центров. Еще 60% обращались в офисы госорганов напрямую, а еще 25% респондентов налаживали контакт с клерками в офисе разрешительного центра, но без участия администраторов. Каждый восьмой при решении вопросов в едином офисе вынужден был давать взятку. При этом, по словам авторов отчета, крымские предприниматели оценивали ситуацию в разрешительной системе более позитивно, чем бизнес в целом по стране.

Новации, инициированные Госкомпредпринимательства и воплотившиеся в подписанном Президентом законе, вряд ли изменят ситуацию к лучшему. Во-первых, сомнительна сама целесообразность создания еще одного уровня разрешительных центров. По словам первого замглавы ГКРПП Галины Яцишиной, на уровне области выдается около 80% всех разрешений, и ежедневно десятки сотрудников разрешительных органов выезжают в районы, чтобы поучаствовать в работе местных центров. Однако согласно принципам регуляторной политики такие центры должны находиться как можно ближе к предпринимателю. Теперь же те госорганы, которые захотят выжать максимум из бизнеса, с комфортом разместятся в областном центре и смогут гонять предпринимателей за дополнительными справками на места. «Например, в Одесской области расстояния от некоторых райцентров до Одессы нужно преодолевать шесть часов на рейсовом автобусе. А ведь чиновники могут всякий раз требовать все новые и новые справки», – говорит зампредседателя парламентского комитета по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина.

Во-вторых, не совсем понятно обоснование финансовой составляющей появления «областной прослойки» разрешительных центрах. Чтобы сэкономить на поездках нескольких десятков клерков, правительству теперь придется потратить около 2 млн. грн. на 27 новых региональных офисов. Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту о создании областных разрешительных центров, они должны окупить себя за счет увеличения количества выдаваемых платных документов. Однако на сегодня большинство разрешительных документов официально выдается бесплатно, и зарабатывать можно только на копиях, выписках, справках, дубликатах документов, регистрациях уставов и прочих платных услугах. Которые, впрочем, не являются основными в деятельности разрешительных центров. По данным уже упомянутого крымского мониторинга, наиболее распространенной услугой, которую получают в разрешительном центре предприниматели (33% опрошенных), является разрешение пожарных на начало работы вновь созданных предприятий. Согласно Реестру государственных админуслуг эта услуга обходится бизнесу в 0 грн. Впрочем, судя по той зарплате, которую правительство установило для областных регистраторов (не более 1300 грн. до уплаты налогов), рассчитывать им остается исключительно на неформальные доходы.

Зато очевиден ответ на главный вопрос: какова реальная цель создания областных разрешительных центров? Эта инициатива вполне вписывается в происходящую в стране глобальную централизацию денежных потоков и контроля над бизнесом.

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх