,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Церковные расколы в новейшей истории Украины. Хронология
  • 7 октября 2011 |
  • 17:10 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 1771
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
+1
Проповедуй слово, настой во время и не
во время, обличай, запрещай, увещевай
со всяким долготерпением и назиданием.
(2 Тим. 4. 2).


Предисловие

В период выхода союзных республик из состава СССР, — государства, территориально охватывавшего абсолютно все пространство былой Киевской Руси, у многих священнослужителей возник соблазн создания собственных церквей, причем, используя вековой авторитет православия, они намеренно приписывают себе названия и титулы, принадлежащие, на самом деле, легитимно действующей церкви. На Украине за короткий срок ее новейшей истории появились не только самозванные епископы, но и ряд незаконных мнимоправославных групп, ставящих себя в один ряд с канонической Украинской Православной Церковью. Такие «епископы» часто делают различного рода заявления от своего имени и от имени ими же основанных «церквей».

Появление украинцев с явно выраженной осмысленной антиправославной и раскольнической деятельностью зиждется на эмоциональной зависимости от другого мощного общественно-социального процесса, связанного с формированием нового государства — Республики Украина. От соблазна стать «первым» в границах зарождающегося государства не устоял даже бывший Предстоятель УПЦ Филарет (Денисенко), не говоря уже о множестве заморских деятелей украинского и неукраинского происхождения, слетевшихся в страну для «возрождения» духовной составляющей не только украинцев, но и представителей других национальностей, исповедующих православие.

В этом контексте отсчет новейшей истории Украины целесообразно начинать с 16 июля 1990 года — даты провозглашения Верховным Советом УССР «Декларации о государственном суверенитете Украины». Это справедливо и потому, что первые регистрационные документы, выданные на руки представителям «новых православных церквей», выдавались от имени Советской власти и лишь позже, когда «новых церквей» появлялось больше — государственными органами независимой Украины.

Наиболее характерным в определении новейшей украинской истории как таковой, ее интегральным фактором в деле деформирования религиозного сознания есть то, что главные фигуранты антиправославных учений живы до сих пор и вызывают в обществе «историческую рефлексию», даже если сами не являются объектами специального анализа. Ведь с их уходом из этого мира новейшая история, как правило, превращается в «просто» историю, которую можно при желании еще больше деформировать и искажать в угоду постоянно возникающим историческим необходимостям. Как видно, потребность в таких искажениях прослеживается последние шестнадцать лет, совпадая по времени с возрастом молодого украинского государства.

Чего стоят заявления лидеров абсолютно всех раскольнических течений о том, что их «церкви» имеют тысячелетнюю историю! Массовая интеграция раскольнического сознания, причем в любых формах и любыми методами, в мир канонического Православия — основная цель идеологов раскола. Незаметное приближение статуса раскольников к законному церковному статусу Украинской Православной Церкви на данном историческом этапе является для отступников веры первостепенной задачей. Это особенно актуально сейчас, когда верующие готовятся к знаменательной дате — празднованию 1020-летия Крещения Руси. К сожалению, власть безоглядно принимает участие в суверенизации Церкви, вынуждая верующих принять то, что давно обозначено ими как очевидная истина.

Обратимся к небольшому, но яркому примеру подобных исторических манипуляций. Киевляне не против переименования улиц, речь идет о том, чтобы творческий диалог с прошлым находился в справедливом для обеих сторон нравственном равновесии. Это означает, что до официального снятия Церковью анафемы с И.Мазепы (если такое окажется возможным), Киевсовет должен был в своем распоряжении о переименовании одной из городских улиц дать такое определение: улица имени анафематствованного Ивана Мазепы. Все остальное — подмена исторического факта средствами политического интриганства.

Для того, чтобы таких исторических метаморфоз не происходило в отношении современных самозваных епископов и их мнимоправославных групп, возникла необходимость в систематизации знаний об их раскольнической деятельности в виде датированной исторической справки — хронологии. Уникальность жанра состоит в том, что фигуранты церковной смуты от «патриарха» до «пономаря» имеют возможность посмотреть на себя и созданную ими же историческую ретроспективу со стороны. Оглядываясь на «национальное богоискательство» недавнего прошлого, а точнее новейшей истории Украины, оставив методологию исторических подтасовок, такой читатель становится одновременно летописцем, «историографом» изучаемой проблемы, которую сам и породил. Его экскурс в собственное прошлое призван обнаружить новые отвратительные стороны лжеучений и отметить на карте развития этих учений свое собственное место. Осмысление глубины личностного порока дает возможность избавления от него — в этом еще одно предназначение предлагаемой хронологии, которая будет полезна не только раскольникам, но и всем, кто интересуется раскольнической проблематикой, серьезно разрушающей духовное единство титульной нации на Украине.

В книге «К истории автокефального и филаретовского раскола», изданной в марте 2002 года, была опубликована сокращенная версия хронологии, однако именно сейчас возникла необходимость ознакомить читателей с ее полным вариантом. Это вызвано тем, что идеологи раскола, минуя этап наглых захватов православных храмов, все чаще намереваются принять вид невинного ягненка, за которым, на самом деле, скрывается облик хищного волка, постоянно терзающего духовно-нравственную жизнь украинского общества. Многое из того, что они говорят, может показаться естественным и закономерных ходом развития раскольнической истории, но более убедительными выглядят их дела, замалчивать которые не в привычках добросовестных исследователей.

Откровенно игнорировать историю — не значит быть независимым от неё. В противном случае, обществу с легкостью могут быть навязаны старые факты и идеи как новые. Провальная попытка недавнего прошлого создать новые церкви под предлогом «конфессионального» объединения, сегодня выдается как новая идея. Гражданское общество должно иметь «табу на повтор», ибо его социальная миссия — быть носителем Новозаветных истин, а не богопротивных человеческих пороков.

В процессе исследования истории нельзя стать генератором полезных идей, не будучи эрудитом, т. е. хранителем информации о прошлом. Это дает возможность защитникам канонического православия обличать расколы непосредственно «по горячим следам». Такой статус полемики исключает какую-либо предвзятость в изложении и вынуждает раскольников избегать исторического субъективизма, как бы они этого не хотели. Появление этого материала на данном этапе своевременно тем, что «блуждающими в расколе» уже создана своя историография, настолько искусно вплетённая в общий ход новейшей истории Украины, что неподготовленному читателю порой трудно разобраться в цепи происходящих событий, тем более в такой специфической теме как религия и церковь.

Поведенческая линия горе-лидеров и возглавляемых ими околоцерковных течений замыкается на неудержимой идее «спасения украинской нации». Искусственные псевдоцерковные структуры сливаются и дробятся, приобретая новые формы социального самовыражения, каждый раз претендуя на исключительную роль и особое лидерство в сфере духовного окормления народа. Современные «мессии» продолжают раскольничать в своей среде, подводя «религиозную» жизнь тех, кто по наивности ими увлекся к критической черте, за которой «ревностное» отстаивание «национальных теологий» неизбежно приводит к отпадению от веры. К сожалению, приобретенная патология веры, в силу тривиального отсутствия знаний о спасительном опыте церкви, хоть и ненадолго, но все же становится для многих жизненной нормой. Для нас это — безусловная трагедия. Любящему Христа, всегда больно смотреть, как слепой поводырь слепых с каждым днем уводит обманутых все дальше и дальше от Бога...

Многие будут удивлены, узнав, что в настоящее время на Украине существуют три раскольнических Киевских патриархата:

Киевский патриархат «Украинской Автокефальной Православной Церкви»;

Киевский патриархат «Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат»;

Киевский патриархат «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (канонической).

Более того, на Украине живут и здравствуют два «патриарха» и оба носят одинаковый титул — «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины»!

Всего же их было четыре. Такое «ризномайитья» сложилось в первые годы независимости Украины, причем один лжепатриарх из четырех себе подобных — Мстислав Скрыпник — умудрился возглавлять два Киевских патриархата одновременно! Апологеты раскола и графоманы-историки до сих пор не могут толком разобраться, «патриархом» какого Киевского патриархата он все же был?! Чтобы в этом убедиться, достаточно внимательно ознакомиться с публикациями, размещенными на сайтах этих раскольнических течений. В 2005 году число Киевских патриархатов на Украине пополнилось новой единицей — Киевский патриархат — «Украинской автокефальной православной церкви (канонической)» во главе с «патриархом» Моисеем (Куликом). Как это ни странно, но след «патриарха» Мстислава Скрыпника обнаруживается в епископской линии и этой церкви... Примечательно, что нынешняя власть, почему-то упрямо отказывается регистрировать Киевский патриархат «патриарха» Моисея. А жаль. Ведь тогда у молодой украинской демократии был бы неоспоримый аргумент в борьбе против «иностранного» церковного влияния — выставить против одного Московского Патриархата сразу три Киевских!

Среди бывших православных священнослужителей, подавшихся в раскол, особого внимания заслуживает анафематствованный Михаил Денисенко, известный в современном украинском обществе как «патриарх» Филарет. Больше всех о самом себе говорит он сам, убеждая мир в том, что он является инициатором создания Киевского патриархата. Для установления истины, даже в неблаговидном деле раскольнической смуты, важно показать, что первоначально идея Киевского патриархата, которую он себе приписывает, постоянно выставляя себя ее «страдателем», принадлежит другому, более раннему крылу раскольников — автокефалам. Именно они озвучили ее на своем собрании в 1990 году в киевском Доме кино и на законодательном уровне закрепили за своей новосозданной «церковью» статус Киевского патриархата.

«Мастерство» Михаила Антоновича (Филарета) заключается в том, что он, будучи изобличен Церковью в нарушении принятых на себя монашеских обетов и церковных канонов, при тесной смычке с политико-националистическими силами, действующими в Украине в 1992 году, ловко перетянул сшитое автокефалами одеяло «национальной церкви» на себя. Под ним он греется до сих пор. Конечно, хрен редьки не слаще, но при этом М.Денисенко, цинично игнорируя вековой опыт канонического православия и церковной истории, продолжает смущать православные сердца трех братских народов — России, Украины и Беларуси. Показать пагубность убеждений бывшего митрополита Филарета (Денисенко) для современного гражданского общества, его обывательское приспособленчество, сперва в условиях советского государства, а позже и независимой Украины, как человека, судя по его поступкам, далекого от христианских ценностей — основная преамбула предлагаемой читателю хронологии.

Хронология не включает описание других раскольнических течений, тяготеющих к использованию православных символов, обрядов и традиций. В первую очередь, к ним относится задекларированная в Киеве «Вселенская православная церковь всемирного патриархата», первосвященник которой именуется титулом Вселенский патриарх батько Абатар I. Не упоминается в тексте «Украинская реформаторская православная церковь», возглавляемая бывшим православным священником, и действующая как самостоятельный подраздел в «Посольстве благословенного царства Божьего для всех народов» харизматического афропроповедника А. Сандея. Нет данных и об «Украинской истинно-православной независимой церкви». Эти и другие неорелигиозные образования возникли значительно позже «авто-филарето-кефалов» и, что самое главное, их лидеры никогда не ставили идею создания Киевских патриархатов в центр своих «теологических» изысканий. Главным в представленном материале является отражение самого «момента рождения» филаретовского Киевского патриархата, что поможет вдумчивому читателю самому увидеть его причинную несостоятельность и как следствие — историческую обреченность.

Несомненно, что ретроспектива и природа «ядерной реакции» постсоветских околорелигиозных движений, излившихся на головы украинского народа множеством «национальных церквей», вскоре будет достаточно подробно изучена и изложена добросовестными церковными историками.

После факта отказа избрания «автокефалами» нового патриарха как главы своей церкви в 2000г. и захват 4 февраля 2005г. здания вдовствующей патриархии УАПЦ другим — «мефодиевским» крылом из тех же автокефалистов, дальнейшая хронологизация событий раскольничества просто бессмысленна. Все и так становится на свои места. Скрытый порок, изначально заложенный в самом расколе, именно так и должен был проявиться, подтвердив тем самым факт отрицания идеи автокефализма в среде самих ее носителей, а затем и в украинском обществе. Что же касается ухода Михаила Антоновича (Филарета) в раскол, то, незванно вторгнувшись в среду автокефалов, он, против своей воли, заполучил от них мощный заряд на самоуничтожение.

Терпеливый, настойчивый голос церковной совести, направленный на вразумление раскольника Михаила Денисенко, многократно звучащий в гражданской и церковной прессе — наилучшее доказательство нежизнеспособности созданной им асоциальной структуры. М. Денисенко (Филарет) вынужден постоянно прибегать к откровенному обману, убеждая всех в том, что его церковь образовалась в результате объединения УПЦ и УАПЦ. Даже студент первого курса религиоведения знает, что это не так. Украинская Православная Церковь никогда и ни с кем не объединялась! А УАПЦ, не признав «объединения», путем активного протеста добилась от властей восстановления регистрации своего Устава и после смерти «патриарха» Мстислава (Скрыпника) спокойно избрала для себя нового «патриарха» — Димитрия (Ярему).

Вопреки всему, Филарет утверждает, что не Димитрий (Ярема), а Владимир (Романюк) является прямым преемником покойного «патриарха» Мстислава. И это еще не все, что можно услышать от кузнеца лжи. В конце концов, где же все те многочисленные видео, фото и аудио — свидетельства такого «великого исторического» события, имплантируемого в историю Украины как состоявшееся в июне 1992г. «объединение двух церквей»?

В доморощенном расколе странно все. Удивляет, прежде всего, напористая ориентация наших раскольников на церковные организации, созданные в «свободном мире» различными волнами украинской эмиграции. С самого начала становления и активизации киевского «Комитета по возрождению АУПЦ» «третьего периода возрождения» (1998г.), кандидатом на первого украинского патриарха наметили архиепископа Мстислава (Скрыпника), выходца из «второго периода возрождения» (1942г.), проживавшего в США. Между тем, в Киеве на Подоле в то же время жил и бодрствовал архиепископ Оксиюк Иосиф Федорович, участник автокефального «Всеукраинского собора» 1921 года, член епископата УАПЦ «первого периода возрождения». Более авторитетного человека в деле «подъема духовности» и представить трудно. Ан нет — заморские автокефалы из эмигрантов оказались привлекательней. Может быть, дело вовсе и не в возрождении национальной духовности, тем более, что образцом единства раскольники украинской диаспоры быть не могут.

До настоящего времени Украинская Православная Церковь в Канаде, Украинская Православная Церковь в США, Украинская Православная соборноправная церковь, епархии украинской автокефальной православной церкви в Великобритании, Западной Европе, Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке не помышляли и не помышляют ни о каком объединении. Эти «национальные украинские церкви», во многих храмах которых богослужения проводятся на английском языке, не нуждаются в единстве ни под омофором своего патриарха «всея Экзыля», и тем более ни под омофором такого «благодатного патриарха» как Филарет Киевский. Противоречивое отношение заграничных украинских церквей к рокировкам Киевских патриархатов на Украине можно проследить по тексту предлагаемой хронологии.

В час нелегких испытаний обращаемся к назиданию Священного Писания: «Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя, ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей» (Пс. 70. 4). Со взором надежды верные канонической церкви ожидают вразумления и возврата своих братьев из раскола, в каких бы духовных топях они не находились. Каноны Церкви имеют полный свод наставлений о том, на каких условиях принимаются раскольники. Выбор остается за ними. Спасительная ограда Украинской Православной Церкви открыта всегда и для всех.

Время, как это уже неоднократно было в истории, и в этот раз даст однозначную оценку событиям, развернувшимся в украинском раскольническом вертограде, но вместе с тем, желая восстановить настоящую картину появления наиболее ярких представителей церковной смуты и их околоцерковных группировок, для пытливого читателя предлагается Хронология раскола, написанная языком самой истории — языком фактов.

ХРОНОЛОГИЯ РАСКОЛОВ

Начало раскольничьей смуты — киевский «Комитет по возрождению УАПЦ». Отступничество Петропавловского прихода Львова и появление «первоиерарха» автокефалистов «епископа» Иоанна (Боднарчука)

15 февраля 1989 г.

В Киеве на базе Украинского Культурологического Клуба создается «Комитет по возрождению украинской автокефальной православной церкви» (третьего периода возрождения), состоящий из столичных культурологов: Сергей Набока, Лариса Лохвицкая, Ольга Гейко (Матусевич), Анатолий Бытченко, Татьяна Бытченко, Евгений Сверстюк, Александр Ткачук, Владимир Кательницкий, Николай Буднык и др. Возглавил «Комитет» бывший настоятель Свято-Успенского храма латвийского города Елгава (Рижская епархия) священник Богдан Михайлечко. Божественные Литургии, исповедь, причащения и молебны эпизодически проводятся на киевских квартирах и в частных домах. Несмотря на призывы возродить «национальную церковь», активисты так и не смогли создать свою собственную полноценную автокефальную общину, оставаясь до распада «Комитета» неформальным светским образованием.

19 августа 1989 г.

Во Львове приход святых апостолов Петра и Павла заявил о своем уходе в автокефальный раскол. Двое из трех священнослужителей этого прихода — протоиерей Владимир Ярема и священник Иван Пашуля выступили за выход из юрисдикции Украинского экзархата РПЦ, а третий священник — Ярослав Чухний — отказался от участия в расколе и остался верен требованиям церковных канонов.

21 сентября 1989 г.

На попытки властей Львова опечатать Петропавловский храм, Церковный Совет Украинской православной церкви в США направил на имя Президента СССР М. Горбачева протест с просьбой «аннулировать решение львовской администрации и возвратить храм общине, чтобы она, используя гарантированные им права, могла свободно исповедывать свою веру».

Сентябрь 1989 г.

Выходит первый номер самиздата приходов УАПЦ — «Наша віра — Православ’я». Главный редактор — Евгений Сверстюк. Редакционная группа: Николай Буднык, Михаил Орфенюк, Александр Ткачук. Общий тон издания — плаксивое напоминание о двух утерянных автокефалиях 1921 г. и 1942 г., меркантильное философствование о возрождении «тысячелетней» УАПЦ. Вскоре, сквозь «крокодиловы слезы», издание избавится в своем наименовании от слова «православ’я» (?!) и станет называтся просто — «Наша віра».

13 сентября 1989 г.

Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел жалобы управляющего Житомирской епархией епископа Иоанна (Боднарчука) об ухудшении здоровья и по его же просьбе уволил архиерея на покой с назначением ему персональной пенсии для лечения.

29 сентября 1989 г.

Протоиерей Виталий Политыло объявил автокефальным Свято-Успенский приход Львова.

Октябрь 1989 г.

Под лозунгом «возрождения национальной православной церкви» началась массовая автокефализация православних приходов УПЦ в Галиции. Как правило, «конфессиональная самостоятельность» утверждалась на основании решений «приходских соборов» проводимых стихийно в частных домах священников или прихожан. Стимулирующим фактором к ускорению этого процесса стал захват униатами православного Преображенского храма Львова.

3 октября 1989 г.

Заштатный епископ Иоанн (Боднарчук) просит Священный Синод РПЦ возвратить его на кафедру, заявив, что он совершенно здоров.

20 октября 1989 г.

Львов. В церкви святых апостолов Петра и Павла состоялся собор священников УАПЦ. Собор обратился к бывшему епископу Житомирской епархии Иоанну (Боднарчуку), находившемуся за штатом по болезни, с просьбой взять под свою опеку УАПЦ и возглавить ее. В соборе приняли участие священники Владимир Ярема, Мирослав Максимович, Иван Пашуля, Николай Кавчак. Собор основал Православную Церковную Раду Львовской епархии.

В стане УАПЦ совершаются первые антиканонические «священнические» и «епископские» хиротонии

22 октября 1989 г.

Епископ Иоанн (Боднарчук), вопреки церковным канонам (Св.Апостолов, правило 35) совершил на территории Львовской епархии в храме Петра и Павла литургию, рукоположил ставленника Юрия Бойка во диакона и объявил об образовании «Украинской автокефальной апостольской церкви греко-украинского обряда», а себя назвал её «первоиерархом». За эти «деяния» епископ Иоанн, во время телефонной беседы с митрополитом Мстиславом, был им возведен в сан архиепископа.

31 октября 1989 г.

На заседании Церковной Рады под председательством протопресвитера Владимира Яремы были утверждены условия приема для желающих перейти в раскол. Пунктом пятым «Условий» оглашалось «Беззастережне визнання своїм зверхником митрополита УАПЦ Мстислава Скрипника».

1 ноября 1989 г.

Епископ Иоанн (Боднарчук) сообщил телеграммой в Московскую Патриархию «о своём выходе из состава епископата Русской Православной Церкви».

6 ноября 1989 г.

Экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) вместе с архиепископом Львовским Иринеем (Середним) через духовенство пытались связаться с епископом Иоанном (Боднарчуком) и удержать его от раскольнических действий, но он от диалога уклонился и отказался прибыть в Киев на заседание Священного Синода.

14 ноября 1989 г.

Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Пимена в расширенном составе рассмотрел дело епископа Иоанна (Боднарчука) и лишил его священного сана. Учинённый им раскол в Церкви Священный Синод, согласно церковным канонам, квалифицировал как тяжкий грех, который, если останется нераскаянным, по учению Святых Отцов, не смывается даже мученической кровью. Все священнодействия, которые могут совершаться Боднарчуком, были объявлены недействительными, хиротонии безблагодатными, церковные распоряжения — незаконными. Те священнослужители, которые будут иметь с ним церковное общение, запрещаются в священнослужении до времени полного раскаяния, а совершаемые ими таинства и священнодействия считаются безблагодатными и не спасительными.

15 ноября 1989 г.

Священный Синод Русской Православной Церкви обратился к духовенству, монашествующим и всем чадам Украинского экзархата с посланием, в котором призывал украинскую паству сохранять церковное единство и не поддаваться соблазну раскола.

9 декабря 1989 г.

В Киеве на Конгрессе духовенства и представителей автокефальных общин Украины основано Всеукраинское Православное Братство УАПЦ.

30 — 31 января 1990 г.

В Киеве состоялся Архиерейский Собор, на котором был заслушан доклад митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко) о положении в Русской Православной Церкви в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в западноукраинских епархиях, а также об осуждении действий бывшего архиерея — «епископа» Иоанна Боднарчука, возглавившего автокефалистский раскол.

31 января 1990 г.

Митрополит Мстислав (Скрыпник) направляет из США письмо Вселенскому Патриарху Димитрию I, в котором выражает обеспокоенность высказываниями представителя Константинопольской Православной Церкви митрополита Хризостома во время его пребывания в Москве. Константинопольская Церковь, — сказал митрополит Хризостом, — разделяет решение своей сестры — Русской Православной Церкви о лишении епископского сана епископа Иоанна (Боднарчука) за поддержку автокефального раскола. Копии этого письма разосланы Патриархам и главам Поместных и автономных церквей.

2 — 4 февраля 1990 г.

В Саут Банд Бруке на Чрезвычайном Соборе Украинской Православной Церкви в США, посвященном положению УАПЦ на Украине, отмечалось, что «широкое возрождение УАПЦ началось в Западных областях Украины, однако фанатические католические круги в Галиции составляют значительное сопротивление возрождению УАПЦ на тех землях».

10 — 11 февраля 1990 г.

Состоялась Конференция Всеукраинского Братства УАПЦ ап. Андрея Первозванного, на которой был разработан и утверждён «Статут» братства. Создан Великий Совет Всеукраинского Братства.

17 февраля 1990 г.

Во Львове состоялась установочная конференция религиозно-просветительского Львовского Краевого Братства св. апостола Андрея Первозванного УАПЦ.

10 марта 1990 г.

В киевском музее народной архитектуры и быта «Пирогово» (под открытым небом) состоялось освящение первого автокефального храма. Деревянный храм постройки 1646 года был перевезен в музей из села Дорогинка Киевской области как архитектурный памятник. Чин освящения совершил прибывший из села Стадница Винницкой области священник Мефодий Андрущенко. Он утверждал, что имеет на это особое право, так как был рукоположен в автокефального диакона, а затем и священника еще во время оккупации Украины фашистской Германией.

24 марта 1990 г.

В селе Болехове Ивано-Франковской области бывший епископ Иоанн (Боднарчук) совершил первую епископскую псевдохиротонию. Помимо Боднарчука в совершении «хиротонии» учавствовал лишённый диаконского сана бывший клирик Тульской епархии Виктор Владимирович Чекалин, именовавший себя «епископом истинно православной церкви» Викентием («епископская хиротония» Виктора (Викентия) Чекалина не была признана архиерейским синодом Русской Зарубежной Церкви, к которому Чекалин обращался, прося принять его в молитвенное общение).

30 марта — 2 апреля 1990 г.

Официальная делегация Украинской православной церкви в Канаде в составе викария Митрополии епископа Саскатунского Юрия и священника Степана Ярмуся посетила Константинополь. На вопрос каково нынешнее отношение Вселенской Патриархии к стихийным проявлениям автокефалов в Украине, Вселенский Патриарх Димитрий сказал: «Территория Украины принадлежит к юрисдикции Русской Православной Церкви и Московской Патриархии».

29 апреля 1990 г.

В гуцульском горном поселке Космач Ивано-Франковской области состоялась хиротония священника Василия Романюка на «епископа» Ужгородского и Хустского с именем Владимир. Хиротонию совершали «архиепископ» УАПЦ Иоанн (Боднарчук) и «епископы» Андрей (Абрамчук) и Даниил (Ковальчук). После хиротонии епископ Владимир (Романюк) прибыл в Киев и возглавил Миссионерский отдел при Патриархии УАПЦ.

1 июня 1990 г.

Петлюровский племянник, возглавляющий УПЦ в США митрополит Мстислав (Скрыпник) направляет «Обращение» Президенту СССР М. Горбачёву по поводу отказа ему в открытии въездной визы. В письме он восклицает: «Не можу зрозуміти, чому саме моя особа ще й далі знаходиться в реєстрі осіб «нон грата», та чому з того реєстру Міністерство Закордоних Справ СССР й нині користує».

Май 1990 г.

Экзарх Украины, митрополит Филарет (Денисенко), провел встречу с духовенством Тернопольской епархии. В своих выступлениях Филарет всячески поносил участников автокефального раскола, убеждая священнослужителей, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей. Через СМИ были приняты меры по разъяснению пагубности раскола чинимого автокефалистами на Украине.

3 мая 1990 г.

Кончина Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Местоблюстителем Патриаршего Престола избран митрополит Киевский Филарет (Денисенко Михаил Антонович).

4 июня 1990 г.

Лишенный возможности прибыть в Киев (отказ во въездной визе) для участия в намечаемом Соборе УАПЦ, митрополит Мстислав (Скрыпник) направляет на имя Президии Собора приветственное послание, в котором подчеркивает значимость своей личности для судьбы украинского православия. Он пишет: «Знаю, мої любі, що ви сподівалися почути від мене на Соборі поради, джерелом яких був би мій довголітній досвід у службі Богові... та покликаному Божим Провидіням до апостольського свого служіння на Сході Европи українському народові».

Создание Киевского патриархата УАПЦ (№1)

5 — 6 июня 1990 г.

В Киеве в республиканском Доме кино состоялся Всеукраинский Собор УАПЦ (7 епископов, 150 священников, более 300 делегатов). На Соборе принят устав УАПЦ. Главным решением собора было «піднесення» УАПЦ до статуса Киевского Патриархата. Иоанн (Боднарчук) возведен в сан «митрополита», поставлен «митрополитом Львовским и Галицким» и избран местоблюстителем патриаршего престола. «Патриархом Киевским и всея Украины» избран Мстислав (Скрыпник), возглавлявший УПЦ в США и Епархии УАПЦ за границей (эта «церковная» группа наследников лыпкивцев и поликарповцев была осуждена Собором Русской Православной Церкви в 1942 г. и осталась непризнанной во всем православном мире). «Всеукраинский собор» руководствовался не канонами Православной Церкви, а так называемыми «лыпкивскими канонами», принятыми в 1921г. таким же «Всеукраинским Собором».

7 июня 1990 г.

Консистория УПЦ в США рассылает настоятелям своих приходов в Америке и за границей «Поручение», которым обязывает во время Литургии поминать иерархию в следующем порядке: «Святішого Мстислава, Патріарха святої Української Автокефальної Православної Церкви; Блаженнішого Іоанна, Митрополита Галицького і Волинського; Високопреосвященних Архиєпископів Константина, Анатолія, Василія і Андрія; Преосвященних єпископів Антонія, Паісія, Даниїла, Володимира, Миколая, Нестора і Романа».

Июнь 1990 г.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Филарет (Денисенко), несмотря на статус Местоблюстителя Патриаршего Престола, не был избран новым Патриархом Русской Православной Церкви. Он проиграл выборы не только новому Святейшему Патриарху Алексию II, но набрал также меньшее количество голосов, чем митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), что свидетельствовало о полном падении авторитета Филарета среди верующих Украины.

15 июля 1990 г.

Визит местоблюстителя патриаршего престола УАПЦ «митрополита» Иоанна (Боднарчука) в Украинский Православный Центр в Саут Банд Бруке (США). Кроме ознакомительного характера поездка связана с организацией первого посещения «патриархом» Мстиславом (Скрыпником) Украины.

27 июля — 6 августа 1990 г.

Пребывание на Украине новоизбранного Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх посещает монастыри Киева и Украины, знакомится с церковно-религиозной ситуацией, сложившейся в стране. Во время посещения Почаевской Лавры состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия ІІ с духовенством и верующими западноукраинских епархий. В последний день пребывания на Украине состоялась встреча Его Святейшества с Председателем Верховного Совета УССР Л.Кравчуком.

31 августа 1990 г.

«Первоиерарх» УАПЦ Иоанн (Боднарчук) своим указом назначает «епископа» Владимира (Романюка) викарием Киевской епархии УАПЦ.

31 августа 1990 г.

В резиденции главы УПЦ (Киев, Пушкинская, 36) при участии митрополита Филарета, Председателя Комиссии Священного Синода РПЦ по вопросам межконфессиональной ситуации в Западных областях Украины митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, членов комиссии: архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского Феодосия, Тернопольского и Кременецкого Лазаря, епископов Львовского и Дрогобычского Андрея, Пинского и Липецкого Стефана состоялась пресс-конференция. Обличая раскольников автокефалистов, митрополит Филарет говорил журналистам: «Мы считаем, что та «автокефалия», которую провозгласил Иоанн Боднарчук, не может быть названа канонической. Автокефалисты провозгласили себя не канонически автокефальной Церковью, взяли титул Патриарха. В истории нашей Православной Восточной Церкви не было случаев, чтобы Церковь сама себе придавала патриаршее достоинство».

2 октября 1990 г.

Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров УССР зарегистрирован «Статут об управлении Украинской автокефальной православной церкви» (протокол №11). Так, в условиях советской действительности и на основании законов Советской власти, произошла легализация УАПЦ «третьего периода» возрождения.

20 октября 1990 г.

Киев. Первое прибытие в Украину из США «патриарха» Мстислава (Скрыпника). Из рук «патриарха» Мстислава, активисты автокефалистских общин, получают привезенные им из-за океана фальшивые антиминсы. Таким образом, на Украине были распространены сотни подделок под православный антиминс.

25 — 27 октября 1990 г.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Свято-Даниловом монастыре при участии всех 97 епископов, архиепископов и митрополитов Русской Православной Церкви, упразднил Украинский Экзархат РПЦ. Предстоятель Украинской Православной Церкви получил титул «Митрополит Киевский и всея Украины», которому в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». Предстоятель УПЦ избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

28 октября 1990 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в кафедральном соборе Киевских митрополитов — Святой Софии — вручил Украинской Православной Церкви Томос о независимости и самостоятельности в управлении. Украинская Православная Церковь сохраняет свое единство с Вселенским Православием через единство с Московским Патриархатом. Признание ее каноничности всеми Поместными Православными Церквями имеет церковно-историческое продолжение исключительно в силу ее существующего статуса. В этот день в адрес верущих УПЦ со стороны автокефалистов и униатов звучало лишь одно: «окупанти, москалі, запроданці Москви», «п’ята колона» и др., что свидетельствует о единстве автокефало-униатской идеологии и совпадении их методов в борьбе с каноническим Православием.

29 октября 1990 г.

От имени епископата УПЦ, верующих, монашества и мирян в адрес Президиума Верховного Совета УССР была направлена телеграмма против действий, учиненных раскольниками, униатами и представителями националистических партий в отношении духовенства и верующих УПЦ.

9 ноября 1990 г.

На окраине Киева в частном доме под председательством викария Киевской епархии епископа Владимира (Романюка), некоторых членов «Комитета по возрождению УАПЦ» и трех священников состоялось установочное собрание. Секретарем Киевской епархии был избран священник Александр Зарудный. На собрании был выработан проект Статута Киевской епархии УАПЦ.

18 ноября 1990 г.

В Соборе Святой Софии состоялась «интронизация патриарха» УАПЦ Мстислава (Скрыпника).

Избрание Предстоятелем УПЦ митрополита Филарета (Денисенко) и его противодействие распространению автокефалии на Украине

22 — 23 ноября 1990 г.

В Киеве состоялся Собор Украинской Православной Церкви, на котором была принята новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церкви. Собор осудил деструктивные действия униатов и автокефалистов. Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран занимавший Киевскую кафедру митрополит Филарет (Денисенко).

1 декабря 1990 г.

Состоялся собор «епископов» УАПЦ. Управляющим делами патриаршей канцелярии назначен «епископ» Антоний (Масендич). «Архиереи» УАПЦ потребовали от «митрополита» Иоанна (Боднарчука) предоставить доказательства действительности первых «епископских хиротоний».

26 декабря 1990 г.

Верховный Совет УССР принял постановление о праздновании Рождества Христова, страстной Пятницы, Пасхи и Дня Святой Троицы как государственных праздников. Эти дни признаны выходными.

25 — 26 января 1991 г.

На годичной Сессии Совета Митрополии Украинской Православной Церкви в США в Саут Банд Бруке (штат Нью Джерси) пунктом вторым было одобрено решение Всеукраинского Собора УАПЦ, состоявшегося 5-6 июня в Киеве о предоставлении УАПЦ на Украине статуса Киевского патриархата.

Февраль 1991 г.

В газете «Известия» опубликовано письмо Святейшего Вселенского Патриарха Димитрия к Патриарху Московскому Алексию. В интервью «Голосу Америки» «патриарх» Мстислав выразил свое мнение по поводу текста письма: «Дуже прикро сказати, але лист Патріярха Димитрія — це політичний документ, а не турбота про добро всієї Вселенської Православної Церкви, яка переживає у цьому столітті важку і болючу пробу».

18 февраля 1991 г.

В первый день Великого поста митрополит Филарет (Денисенко), выступая по украинскому телевидению в передаче «Актуальная камера», обвинил «патриарха» Мстислава (Скрыпника) в неканоничности его «епископской» хиротонии. Мстислав (Скрыпник) утверждал, что в 1942 г. по случаю своей «хиротонии» он получил от Вселенского Патриарха Дионисия приветственное послание.

22 февраля 1991 г.

«Патриарх» Мстислав (Скрыпник) направил письмо Председателю Верховного Совета УССР Л. Кравчуку, в котором сообщил, что решением Всеукраинского Собора, состоявшегося 5-6 июня 1990 года в Киеве, статус УАПЦ был поднят до уровня Патриархии, а на него — Мстислава возложили обязанности Патриаршего служения. В связи, с чем «патриарх» Мстислав просил Л. Кравчука содействовать в получении для себя постоянной въездной визы в Украину. Из-за возникших визовых проблем гражданин США Мстислав Скрыпник не смог присутствовать на Всеукраинском Соборе, и был избран «патриархом» УАПЦ заочно.

25 февраля 1991 г.

В Тернополе при Крестовоздвиженском храме, построенном в 1540 году, открыта первая духовная семинария УАПЦ.

Февраль 1991 г.

В Саут Банд Бруке (США) вышел демонстрационный фильм (время трансляции — 4 часа) под названием «Мстислав I, Патриарх Киева и всей Украины. Интронизация» (комплект из двух кассет VHS). Фильм снят оператором Олегом Булавкой и заявлен на приобретение по адресу: Bulawka Televideos, Patriarch Tapes. 9553 Kilimanjaro RD., Columbia, MD. 21045.

Юридическое признание Республикой Украина Киевского патриархата УАПЦ. Предстоятель УПЦ Филарет (Денисенко) продолжает шельмовать автокефалистов

19 марта 1991 г.

Постановлением Совета по делам религий при Кабинете Министров УССР зарегистрирован «Гражданский Устав патриаршей канцелярии УАПЦ. Официальное название — Киевская Патриархия». С этого дня в Украине Киевский патриархат УАПЦ получает юридическое признание и вступает в правовые отношения с государством. В прессе, в проповедях и публичных выступлениях Филарет (Денисенко) яростно нападает на Киевский Патриархат УАПЦ, убеждая всех в его незаконности и безблагодатности. (Внимание! Более чем через год будет создана УПЦ-КП, Киевский Патриархат которой возглавит сам Филарет (Денисенко).

29 марта 1991 г.

Министерством юстиции УССР зарегистрирован «Устав Всеукраинского Православного Братства св. апостола Андрея Первозванного» УАПЦ.

30 марта 1991 г.

Второе прибытие в Киев из США «патриарха» Мстислава.

12 мая 1991 г.

В Киеве, на месте разрушенного Свято-Михайловского Златоверхого собора состоялся молебен, установка и освящение креста. Чин освящения креста, приуроченный к началу восстановления собора и мужского монастыря, совершил «патриарх» Мстислав (Скрыпник).

13 мая 1991 г.

Собор епископов утвердил церковно-административное деление Киевского патриархата УАПЦ, в состав которого вошли четырнадцать епархий.

12 июня 1991 г.

Совет по Делам религий при Совете Министров Украинской ССР зарегистрировал «Гражданский Устав епархиального управления Киевской епархии УАПЦ» (протокол №3).

26 — 28 июля 1991 г.

В Киеве пребывает представительская Патриаршая Константинопольская делегация в составе митрополитов: Халкидонского Варфоломея, Пергийского Евангела, Еленопольского Афанасия. В проповеди, произнесенной во время служения совместной Божественной Литургии в Софийском соборе, митрополит Филарет ссылался на слова Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия из его послания Святейшему Патриарху Московскому Алексию: «Что же касается возникающих отрицательных моментов, вызывающих смятение в лоне Вашей Церкви, наша Матерь — Великая Святая Христова Церковь решительно их осуждает. Речь идет, в частности, о недопустимой и во многом антихристианской деятельности униатов в ущерб православным верующим Западной Украины, о захвате ими святых храмов, о вандализме, святотатстве, о движении автокефалистов на Украине... и прочих христианских группировок в ущерб православным интересам».

27 июля 1991 г.

В здании Митрополии УПЦ (Киев, Пушкинская, 36), состоялась пресс-конференция, на которой митрополит Варфоломей выразил отношение Вселенского Патриархата к УАПЦ: «На территории Советского Союза мы признаем только Русскую и Грузинскую Православные Церкви. В Православной Церкви существует строгий канонический порядок, и все в ней происходит по священным канонам, за пределами которых не может быть здоровой церковной жизни». В общении с прессой Представители Константинопольского Патриархата осудили события, касающиеся «движения автокефалистов» на Украине.

28 июля 1991 г.

В день памяти св. Владимира Великого в Софийском соборе духовенством УПЦ, совместно с представителями Константинопольского Патриархата была отслужена Божественная Литургия. В это же время у памятника св. Владимиру на киевских горах проходило служение УАПЦ, на котором присутствовал патриарх Мстислав (участия в службе он не принимал). Вечером этого же дня Мстислав направляет на имя Председателя Верховного Совета УССР Л. Кравчука заявление-протест, в котором напоминает правительству Украины и самому митрополиту Филарету (Денисенко), что собор Святой Софии, отобранный у УАПЦ в тридцатые годы, принадлежит ей.

25 июня 1991 г.

Совет по делам религий при Совете Министров УССР зарегистрировал Киевскую Духовную семинарию УАПЦ (Свидетельство № 62).

Разоблачения митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко). Начало репрессий Филарета в отношении духовенства УПЦ. Закулисные переговоры Предстоятеля УПЦ с представителями Патриаршей Канцелярии УАПЦ

Август — сентябрь 1991 г.

В периодических изданиях появляются разоблачительные публикации о связях некоторых иерархов Русской Православной Церкви с Комитетом Государственной Безопасности СССР. Филарет (Денисенко) был разоблачен как агент КГБ с псевдонимом «товарищ Антонов», а также как нарушитель монашеских обетов, содержащий жену и детей. Тем временем Филарет начинает церковно-административное преследование епископов, не согласных с его методами руководства. Епископ Ионафан (Елецких) запрещен в священнослужении и лишен епископского сана.

9 сентября 1991 г.

Из сообщений Киевского Информационного Бюро РУХа стало известно, что начались переговоры Митрополита Филарета (Денисенко) с УАПЦ в Украине, на что «патриарх» Мстислав (Скрыпник) направил из США официальное уведомление на имя Управляющего делами Киевской Патриархии «архиепископа» Антония (Масендича), в котором предупреждал: «К сожалению, не имею от Вас никакой информации в этом деле, в частности, кто именно брал участие в «переговорах» со стороны нашей Церкви. В связи с этим спешу сообщить, что никаких полномочий для переговоров я никому не давал и их нельзя считать обязательными для нашей Церкви».

2 октября 1991 г.

В Стамбуле (Константинополь) на 77-м году скончался Вселенский Патриарх Димитрий I, Архиепископ Константинопольский. От УАПЦ на церемонии похорон присутствовал Управляющий делами Киевской патриархии «митрополит» Антоний (Масендич).

1 — 3 октября 1991 г.

В Киево-Печерской Лавре состоялся собор Украинской Православной Церкви, на котором была осуждена самочинная автокефалия, возникшая на Украине. Митрополит Филарет (Денисенко) распространяет документ-обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о даровании Украинской Православной Церкви автокефалии. Не сумев стать патриархом Московским, митрополит Филарет решил стать патриархом Киевским. Решение собора встревожило значительную часть священнослужителей и мирян на Украине.

4 октября 1991 г.

«Патриарх» Мстислав направляет письмо на имя «Собора епископов УАПЦ», в котором дает следующее распоряжение: «Исходя из явно деструктивных и вредных для нашей Церкви действий митрополита Иоанна (Боднарчука)... лишаю его права представлять нашу Церковь внешне, а все его распоряжения во внутренней жизни считать недействительными». Скрытый конфликт между «патриархом» и «местоблюстителем» одной и той же церкви вокруг возникших внутренних проблем на Львовщине был впервые выражен явным временным запретом на действия для последнего.

8 октября 1991 г.

Решением Совета Министров УССР памятник архитектуры XVIII века — Трапезная Златоверхого Михайловского монастыря — передана Софийским заповедником Украинской Автокефальной Православной Церкви, в которой разместилась Патриархия УАПЦ. До этого Патриаршая Канцелярия УАПЦ находилась в киевской гостинице «Украина» (ул. Пушкинская) в апартаментах люкс № 450.

10 октября 1991 г.

Секретарь Киевской епархии священник Александр Зарудный передал в Патриаршую канцелярию УАПЦ утвержденные Разрешительной системой МВД Украины две круглые печати и угловой штамп: печати — «Патріарх Київський і всієї України», «Керуючий справами. Канцелярія» и угловой штамп с реквизитами «Київський Патріархат». Согласно составленному акту, печати переданы секретарю Патриархии УАПЦ священнику Владимиру Черпаку. С этого момента, исходящие документы Киевского патриархата УАПЦ получают полную юридическую силу.

22 октября 1991 г.

Священный Синод РПЦ в своём заявлении к чадам Церкви напомнил о том, что изменение государственных границ не должно повлечь за собой изменение состава поместной Церкви, а распад Союза не подразумевает автокефализации отдельных её частей. «Границы Патриархата не обязательно должны совпадать с государственными границами... Патриархат есть церковно-каноническая реальность, образованная для поддержки единства и соборности входящих в него церковных структур», — отмечается в заявлении.

Октябрь 1991 г.

Выступая в Киеве на пресс-конференции, будущий Вселенский Патриарх Варфоломей резко осуждает украинских автокефалистов, именуя их сообщество «богоотступным расколом».

2 ноября 1991 г.

В Константинополе состоялась интронизация Вселенского Патриарха Варфоломея I. На вопрос корреспондента по поводу места церкви в обществе Патриарх Варфоломей I в частности сказал: «Вселенский Патриарх никогда не вмешивается в политику. Мы стараемся не иметь дел связанных с политическими вопросами, потому что это не входит в наши обязанности. Для этого есть политики».

19 — 20 ноября 1991 г.

В Киеве под эгидой Председателя Президиума Верховной Рады УССР Л.Кравчука проходит «Межрелигиозный форум» — заведомо провальное мероприятие, призванное создать внутри страны и за рубежом видимость взаимопонимания между религиозными конфессиями на Украине. В этот период униаты совместно с автокефалистами, всячески поддерживаемые эмигрантскими националистическими центрами и радиостанциями, финансируемыми Конгрессом США, взяли курс на полный разгром трех епархий Украинской Православной Церкви — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, что и было реализовано к концу 1993 г. Основной целью форума являлось формирование общественного сознания украинцев о якобы мирном диалоге враждующих у всех на виду УПЦ и УАПЦ, с возможностью их объединения в дальнейшем, о чем много говорилось в государственных СМИ. На самом деле, форуму была определена роль своднического мероприятия, на котором не только встретились, но и обменялись первыми публичными любезностями фигуранты будущего незаконного объединения — Предстоятель УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) и автокефальный «митрополит» Антоний (Масендич).

9 декабря 1991 г.

В Беловежской пуще (Беларусь) подписан документ о создании Содружества Независимых Государств. Республики, входившие в состав Советского Союза, получили политическую независимость. Официальная дата распада СССР.

14 декабря 1991 г.

В доме «певчих» на территории Свято-Михайловского Златоверхого монастыря под Председательством «митрополита» Антония (Масендича) при участии всех «епископов» УАПЦ состоялся «архиерейский собор», на котором, кроме организационных вопросов, было принято вторичное обращение к митрополиту Иоанну (Боднарчуку) с просьбой подать несомненные доказательства «епископских» хиротоний и отослать документы Вселенскому Патриарху в Стамбул (Константинополь).

25 — 27 декабря 1991 г.

На заседании Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Алексия II и с участием митрополита Филарета (Денисенко) решено было разослать обращение и определение Собора УПЦ от 1-3 октября 1991 г. всем архиереям Русской Православной Церкви для тщательного изучения поднятых на нем вопросов.

Декабрь 1991 г.

Брожение и недовольство правлением митрополита Филарета (Денисенко) усиливается. В Московскую Патриархию из разных епархий стали поступать телеграммы и протоколы приходских собраний с просьбой оставить их приходы в юрисдикции Московского Патриарха. Митрополит Филарет разослал циркуляр об обязательном проведении собраний духовенства в поддержку решения Собора УПЦ о предоставлении ей независимости: «Списки духовенства и личные подписи необходимо привезти в канцелярию», — говорилось в циркуляре.

3 — 24 января 1992 г.

Пребывание «патриарха» Мстислава (Скрыпника) в Украине. Место размещения — гостиница «Киев».

13 января 1992 г.

Решением № 17 горисполкома Киевского городского Совета народных депутатов зарегистрирована община апостола Андрея Первозванного УАПЦ. Адрес регистрации — частная киевская квартира.

23 января 1992 г.

В гостинице «Киев» «патриарх» Мстислав провел рабочее совещание с «епископами» УАПЦ, на котором рассмотрел вопросы разделения Киевского Патриархата УАПЦ на митрополии. Были определены четыре митрополии: Киевская, Галицко-Львовская, Волынско-Подольская и Черниговская. Эти решения рекомендовано вынести для утверждения на «поместный собор» церкви. В этот же день на имя Президента Украины Л. Кравчука было отправлено письмо, в котором «патриарх» Мстислав выразил изумление тем, что: «государственные чиновники благоприятствуют интернационализации церковных отношений, тем самым, вызывая национально-государственное несоответствие, вредящее Украинскому государству».

20 января 1992 г.

Двадцать шесть народных депутатов Украины (О.Шевченко, В.Чорновил, С. Головатый и др.), опубликовали «Депутатское заявление», в котором выдвинули требование к митрополиту Филарету (Денисенко) оставить занимаемый им пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви, указывая, что разоблаченный сотрудник КГБ, нарушивший обеты монашества, не может руководить возрождением православия на Украине.

22 января 1992 г.

Под председательством митрополита Филарета (Денисенко) в Киеве состоялось епископское совещание УПЦ. На нем под давлением Филарета было принято новое обращение ко всем архиереям РПЦ, акцент которого ставился на том, что священноначалие Русской Церкви «умышленно затягивает положительное решение вопроса об автокефалии», и что «определённые силы» сеют смуту среди монашествующих, духовенства и мирян и тем самым фактически работают против православия на Украине.

1 февраля 1992 г.

Для встречи с руководством Высшего Церковного Управления УАПЦ в Западной Европе в Мюнхен (ФРГ) из Киева прибыла делегация УАПЦ в составе: Управляющего делами Патриаршей канцелярии митрополита Антония (Масендича), игумена Валентина (Дажука), секретаря Киевской епархии протоиерея Александра Зарудного.

7 февраля 1992 г.

В актовом зале Украинского Свободного Университета (Мюнхен) состоялась официальная встреча Высшего Церковного Управления УАПЦ, возглавляемого архиепископом Парижским и Западноевропейским Анатолием (Дублянским) с представителями УАПЦ прибывшими из Украины. Центральной темой на встрече, поднятой и поддерживаемой митрополитом Антонием (Масендичем), являлся вопрос перехода Западноевропейских епархий в юрисдикцию Киевского Патриархата УАПЦ. Решение было следующее — дождаться «лучших времен» и в дальнейшем переговоры на эту тему, вести только по благословению патриарха Мстислава (Скрыпника).

7— 8 февраля 1992 г.

Состоялась годичная Сессия Совета Митрополии УПЦ в США (Саут Банд Брук), одной из резолюций которой было приветствие Л. Кравчука с избранием его на пост Президента Украины и выражение искренних пожеланий в подборе нужных для Отчизны управленческих кадров. Другой резолюцией решительно осуждались все недостойные христианской Церкви поступки, к которым прибегает Русская Православная Церковь и поставленный ею на Украину митрополит Филарет (Денисенко).

8 февраля 1992 года.

В кафедральном соборе Покрова Божией Матери украинской греко-католической общины Мюнхена состоялся соборный молебен, в котором принимала участие делегация УАПЦ из Украины. Перед совместным служением, проходившим в алтаре униатского храма, автокефалист «митрополит» Антоний (Масендич), в знак особого уважения к униатам, попросил у архиепископа Платона (Корниляка) сослужить в униатском омофоре, на что тот добродушно согласился, предоставив облачение со своего плеча. В своей проповеди во время молебна и на состоявшейся в этот день встрече представителей автокефального раскола, прибывших из Украины с эмигрантской интеллигенцией, «митрополит» Антоний не переставал возносить дифирамбы в честь греко-католической церкви. Особая хвала возносилась ее деятелям — Иосифу Слипому, Андрею Шептицкому и др. Братская встреча проходила в мюнхенском униатском культурном центре. И это в разгар брутальных греко-католических погромов православных епархий на материковой Украине! В Киев митрополит Антоний возвратился с заветным подарком — униатским омофором.

8 февраля 1992 г.

Между Ватиканом и Украиной установились дипломатические отношения. Со стороны Украины — на уровне посольства, со стороны Ватикана — на уровне Апостольской нунциатуры.

22 февраля 1992 г.

Митрополит Филарет (Денисенко) принимает решение о смещении с кафедр авторитетных украинских иерархов — епископов Онуфрия (Березовского), Сергия (Генсицкого) и Алипия (Погребняка). Православные епархии и приходы начинают акции протеста против митрополита Филарета. Во многих приходах УПЦ имя митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко) перестали поминать за богослужениями.

23 февраля 1992 г.

Епископы УПЦ Черновицкий Онуфрий, Тернопольский Сергий и Донецкий Алипий Решением Синода Украинской Церкви были смещены со своих кафедр и направлены в другие епархии. Тогда епископы Онуфрий и Сергий направили личные послания Святейшему Патриарху, в которых заявили об отказе от своих подписей под определением Собора УПЦ, который состоялся в Киеве 1-3 октября 1991 г. и от своих подписей под обращением епископата Украинской Церкви от лица Собора.

Февраль 1992 г.

За отказ братии Киево-Печерской Лавры поставить подписи в поддержку решения Собора УПЦ о даровании ей автокефалии, митрополит Филарет (Денисенко) сместил с должности наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандрита Елевферия (Диденко). Поток писем и телеграмм, направленных в Московскую Патриархию от приходов, монастырей, духовных школ, священнослужителей и мирян с просьбой предотвратить разделение Русской Церкви и сохранить существующий статус УПЦ, нарастал.

Февраль 1992 г.

Святейший Патриарх Алексий II направил митрополиту Филарету (Денисенко) телеграмму, предлагая, в связи с опасным развитием церковных событий в некоторых областях Украины, до заседания Священного Синода, назначенного на 18-19 февраля, «воздержаться от любых канонических прещений».

17 февраля 1992 г.

От митрополита Филарета (Денисенко) в адрес Святейшего Патриарха Алексия II поступило две телеграммы. В первой он просил «не принимать» в Священном Синоде Русской Православной Церкви «никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви», а во второй заявил о том, что не приедет на заседание Синода по причине болезни. Это было явное игнорирование действий священноначалия кириархальной Церкви, направленных на разрешение тяжелого кризиса.

18 — 19 февраля 1992 г.

Священный Синод Русской Православной Церкви принял обращение к митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету и епископату УПЦ с просьбой «пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающих ныне о справедливости в Церкви».

25 марта 1992 г.

В Тресте нежилого фонда Киева секретарь Киевской епархии УАПЦ протоиерей А.Зарудный получил ордера для занятия нежилых помещений по адресу: Киев, ул. Героев революции № 6 и № 6-м. С октября 1991 г. в этих зданиях разместилась Киевская Патриархия и Патриаршая канцелярия УАПЦ. С получением ордеров перечисленные здания перешли на баланс УАПЦ. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выразил недоверие Предстоятелю УПЦ митрополиту Филарету (Денисенко), вследствие чего он обещает оставить управление Киевской кафедрой.

31 марта — 5 апреля 1992 г.

Состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На результаты обсуждения вопроса Украинской Православной Церкви не могли не повлиять многочисленные делегации верующих из разных епархий Украины, протестовавших против автокефалии. Архиепископ Виленский Хризостом, выступив первым, поддержал принципиальную необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефалии, но счел нецелесообразным делать это в настоящий момент потому, что своими необдуманными действиями митрополит Филарет (Денисенко) внес разлад в церковную жизнь Украины. По словам владыки Хризостома, митрополит Филарет, двадцать пять лет возглавлявший Украинский Экзархат и получивший в последние годы большую самостоятельность, не предусмотрел возможности автокефального раскола и возрождения униатства, «и сегодня дарование автокефалии не приведет к единству, а будет лишь поражением Православия и расколом». Группа украинских епископов выступила с предложением рассмотреть вопрос о смене Предстоятеля Украинской Православной Церкви, «так как владыка Филарет (Денисенко) не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян в Украине».

2 апреля 1992 г.

Поворотным моментом на Архиерейском соборе РПЦ в полемике вокруг личности Филарета (Денисенко) и его автокефалистских устремлений, явилось предложение епископа Магаданского Аркадия (Афонина) рассмотреть вопрос о смене главы УПЦ, «так как владыка Филарет (Денисенко) не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине». Архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) заявил: «УПЦ пока не автокефальна, у неё нет своих закрытых внутренних вопросов, которые не были бы доступны компетенции архиерейского Собора РПЦ». Подводя итог заседаний, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II cказал: «... Все мы в ответе за то, что происходит на Украине, но с Предстоятеля Украинской Церкви спрос особый. Мы просим владыку Филарета ради блага православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового Предстоятеля».

На этом Соборе митрополит Филарет (Денисенко), стоя перед Крестом и Евангелием заверил архипастырей, что «во имя мира церковного он подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе УПЦ об освобождении его от обязанностей ее Предстоятеля». При вторичном подтверждении своего решения он сказал: «Мы же христиане и если мы говорим да, то да...».

Публичный отказ от своих обещаний, данных епископату РПЦ, митрополит Филарет (Денисенко) мотивирует тем, что он «дан Богом украинскому православию»

14 апреля 1992 г.

Прибыв на Украину, митрополит Филарет отказался от своих обещаний и провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявил, что на Соборе он был «как на Голгофе» и сообщил, что обещание его уйти с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, было сделано по дипломатическим соображениям. Лейтмотивом дальнейших высказываний было то, что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому православию».

22 апреля 1992 г.

Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей» «Охранным договором» передает в бесплатное пользование для семинарии УАПЦ стилобат Андреевской церкви XVIII века (Киев, ул. Андреевский спуск, 23). Андреевская церковь, лестница и территория вокруг храма 16-м пунктом, части пятой «Охранного договора» Патриархии УАПЦ не передается. Использование Андреевской церкви для богослужений производится на основании отдельного договора.

29 апреля 1992 г.

В Киеве состоялся «синод епископов» УАПЦ во главе с «патриархом» Мстиславом (Скрыпником). На заседании «синода» было принято решение об исключении «митрополита» Иоанна (Боднарчука) из состава «епископата» УАПЦ «за вхождение в компетенцию патриарха Мстислава и самовольный захвата кафедры Львовско-Галицкой Митрополии», запрещение в служении протопресвитера Владимира Яремы и отлучения от церкви председателя Львовского братства Богдана Рожака». Епископат УПЦ, духовенство, монашествующие и миряне намерены принять отставку митрополита Киевского и всея Украины Филарета. Священный Синод РПЦ ограничивает предстоятельские полномочия Филарета (Денисенко).

30 апреля 1992 г.

В Житомире прошло собрание православных епископов, монашествующих и мирян на котором было выражено недоверие митрополиту Филарету. Его отказ исполнить обещание уйти с поста Предстоятеля, был квалифицирован как клятвопреступление. Собрание заявило о созыве 11 мая Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, на котором следует принять отставку митрополита с поста Предстоятеля, согласно его заявлению об этом.

6 — 7 мая 1992 г.

В Москве состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на которое митрополит Филарет не явился. Рассмотрев церковную ситуацию в Украине, Синод постановил:

«Решительно осудить заявления митрополита Филарета по поводу Архиерейского Собора, ибо они не соответствуют истине и вводят в заблуждение паству. Квалифицировать их как хулу на соборный разум Церкви, действующий по водительству Святого Духа...»

«В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в Украинской Православной Церкви, митрополиту Филарету запрещается в период до Архиерейского Собора Украинской Православной церкви действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся жизни Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля».

21 мая 1992 г.

Будучи заранее приглашенным, митрополит Филарет во второй раз откровенно проигнорировал заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Своим решением Синод поручил старейшему по хиротонии иерарху Украинской Православной Церкви митрополиту Харьковскому и Бо



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх