,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украина работает "на износ"...
  • 27 сентября 2011 |
  • 16:09 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 1304
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
С огласно недавно обнародованному Государственной службой статистики Украины материалу «Вартість основних засобів у 2000-2010 роках» («Стоимость основных средств в 2000-2010 годах»), степень износа основных средств в украинской экономике достигла 74,9%.

Данный показатель, в решающей степени определяющий потенциал (вернее будет сказать — «антипотенциал») развития национального хозяйства, неуклонно рос на протяжении всего рассмотренного периода. В 2000 году степень износа равнялась 43,7%, в 2004-м — 49,3%, в 2008 году (после четырёх лет «помаранчевой» вакханалии) — 61,2%. Но почему-то самый резкий «скачок» произошёл в прошлом году: с 60% сразу до 74,9%. Это «почему-то» возникло ввиду того, что первичная (переоценённая) стоимость основных средств (в фактических ценах на конец года) была вдруг поднята («переоценена») с 3,9 до 6,65 трлн. грн. При этом остаточная стоимость основных фондов выросла незначительно: с 1,6 до 1,73 трлн. грн. (а если учесть инфляцию, то реальная их стоимость не выросла, а вовсе уменьшилась!).

Самое слабое место — транспорт

Оставив методологические нюансы определения вышеуказанных показателей специалистам в области учёта и статистики, продолжим анализ официально опубликованных сведений. В другом материале Госстата — «Наявність і стан основних засобів за 2010 рік» («Наличие и состояние основных средств за 2010 год») — приведены данные по отдельным крупным отраслям народного хозяйства. Из них следует, что хуже всего дела обстоят в сфере «деятельности транспорта и связи», где степень износа достигла — в это ужасающее число даже поверить трудно, но придётся — 94,4%! Отметим, что в этой сфере хозяйства сосредоточена бóльшая часть основных фондов Украины, если брать их первичную (переоценённую) стоимость — 3,8 из 6,65 трлн. грн. А вот остаточная стоимость основных средств здесь оценена всего лишь в 213 млрд. грн.

Иначе, как катастрофической, нельзя назвать ситуацию на железнодорожном транспорте. В апреле с.г. года «Укрзалізниця» признала, что износ её локомотивного парка достиг 80%. В мае появились данные, что износ тепловозного парка составляет вообще 97%, а электровозов — 90%. В стране числятся 2447 тепловозов (но эксплуатируются только 1454 из них) и 1863 электровоза (эксплуатируются 1271) — и многие из этих машин были построены ещё в 50-е — 60-е годы прошлого столетия. Средний возраст электровоза в нашей стране — 36 лет, магистрального и маневрового тепловоза — соответственно 24 и 29 лет. Только в ближайшие годы из эксплуатации в связи с износом придётся вывести 195 электровозов (в 2011-м — 181) и 340 тепловозов. При этом — как признали власти — предыдущий план обновления локомотивного парка был сорван: за последние два года вместо 172 машин приобрели лишь 49, что ставит под сомнение и нынешние планы модернизации [На Украине изношено 97% тепловозов. // www.rosbalt.ru, сообщение от 20.05.2011; Украинская железная дорога намерена существенно обновить свой парк. // Портал транспортной информации www.transport-centre.ru, сообщение от 18.05.2011].

Износ пригородного подвижного состава железных дорог составляет: по электропоездам — 80,3%, по дизель-поездам — 93,1%.

Приходит в негодность и парк железнодорожных вагонов. В 2005-2010 годах «Укрзалізницею» было выведено из эксплуатации около 28,5 тыс. грузовых вагонов, а приобретено взамен лишь чуть более 5 тыс. (в 2009 году — вообще ни одного!). Зато у 35 тыс. вагонов был «продлён срок службы» [Показатели «Укрзализныци» по состоянию парка грузовых вагонов в 2005-2010 годах. // Сайт Z-Украина. Статистика, экономика, тенденции — zet.in.ua].

В настоящее время «Укрзалізниця» (без частных операторов вагонов) располагает парком в 120 тыс. грузовых вагонов. Подавляющее большинство из них выпущено до 1990 года. Свыше 80% грузовых вагонов исчерпали свой нормативный срок службы. Опять же, планов у железнодорожников «громадьё» — в 2011-15 годах закупить 50 тыс. вагонов; но будут ли эти планы реализованы — ещё неизвестно, поскольку во все прошлые годы подобные планы тоже неизменно проваливались, и верить в то, что «теперь всё изменится», по меньшей мере, наивно [Свыше 80% парка грузовых вагонов «Укрзализныци» исчерпали ресурс. // Информационный портал «РЖД-партнёр» www.rzd-partner.ru, сообщение от 03.05.2011].

В своё время, пока был жив Георгий Кирпа, железнодорожное хозяйство ещё кое-как более-менее держалось. А потом, по-видимому, начался постепенно-нарастающий развал. Излишне даже говорить, что накопление проблем в сфере ж.-д. транспорта грозит в перспективе полной закупоркой транспортных артерий страны и, соответственно, коллапсом всей отечественной экономики!

На пути к краху

Ситуация, однако, подходит к критической черте и во многих других отраслях. По той же информации Госстата, в добывающей промышленности степень износа основных средств составляет 47,8%, в обрабатывающей промышленности — 66,8%, в энергетике (производство и распределение электроэнергии, газа и воды) — 60,7%. В целом по украинской промышленности — 63%. Вообще, когда изучаешь состояние тех или иных отраслей украинской промышленности — будь то горно-металлургический комплекс, химпром или сахарная промышленность — всюду встречаешь эти «магические» 60-70 % износа, что говорит о схожести и общности процессов упадка в отечественной индустрии.

Несколько лучше, вроде как, ситуация выглядит в сельском хозяйстве (40,7%), рыболовстве (54,2%), строительстве (50,1%). Впрочем, «лучше» — это ещё как сказать! Потому как с 2000-го по 2010 год количество тракторов в распоряжении сельхозпредприятий Украины сократилось с 319 до 151 тыс. ед., количество сеялок — со 132 до 76 тыс., зерноуборочных комбайнов — с 65 до 33 тыс. ед. [Наличие сельскохозяйственной техники на сельхозпредприятиях. // Сайт Z-Украина. Статистика, экономика, тенденции — zet.in.ua; данные взяты с сайта Госкомстата]. Из года в год сокращается и поголовье скота. Вот, опять же, по данным Госстата («Поголів’я худоби та птиці»), на 1 сентября с.г. поголовье крупного рогатого скота на Украине составило 96,8% от показателя на 1 сентября 2010 года, поголовье свиней — те же 96,8%, овец и коз — 99,6% и только поголовье птицы — 100,6%.

Естественно, проблема износа основных фондов менее всего касается быстрорастущей финансовой сферы — 28,7%. Износ жилых домов на Украине оценён в 47,2%. (Состояние дел в сфере ЖКХ — это тема для отдельного разговора!)

Итак, опираясь на данные главного статистического ведомства страны, можно констатировать безутешный факт: тенденция к нарастанию степени износа основных фондов, т.е., по сути дела, к проеданию и разбазариванию (и разворовыванию!) экономического потенциала страны в ущерб её будущему — тенденция, действовавшая на протяжении всех двадцати лет независимости, при всех президентах и правительствах, и при «оранжевых», и при «голубых» — продолжает действовать и сегодня. Власть поменялась, но ничего пока не меняется в лучшую сторону: Украина и дальше работает «на износ», что, так или иначе, ухудшает конкурентоспособность национальной экономики и приближает её крах. По-моему, это — едва ли не наиважнейшая, критически важная проблема Украины, и необходимо постоянно затрагивать данную тему в прессе, надо бить во все колокола и всюду ставить вопрос об изменении экономической политики с тем, чтобы направить развитие народного хозяйства в русло нормального расширенного воспроизводства. Чтобы добиться, наконец, реального, а не декларативного, обновления и модернизации страны.

Я полагаю, что показатель уменьшения (увеличения) степени износа основных фондов должен рассматриваться как главный, ключевой показатель эффективности проводимой властью экономической политики. По нему надо в первую очередь оценивать работу правительства. Ведь с точки зрения будущности страны данный показатель куда важнее роста ВВП, коим у нас так любят козырять, скрывая и замалчивая серьёзные, чреватые в будущем катастрофическими неприятностями, макроэкономические проблемы.

В общем, «нужно что-то менять», нужно срочно менять экономический курс, дабы не очутиться в итоге в «конченой» стране, которая будет выжата её хозяевами — олигархами, словно лимон, и выброшена за ненадобностью, и не сможет далее обеспечивать даже самый минимальный уровень жизни для её рядовых обитателей.

Дмитрий КОРОЛЁВ

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх