,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Все будет «семья»
0
После победы Виктора Януковича на президентских выборах в 2010 году многие сделали поспешный вывод о том, что к власти пришел украинский крупный бизнес (или в другой вариации — большая часть украинского крупного бизнеса), первейшей задачей которого является консолидированное отстаивание собственных корпоративных интересов. Впрочем, на практике бизнес-конфликты в Украине не исчезли, а, наоборот, обострились. В такой ситуации ряд теоретиков стали отстаивать тезис о перераспределении собственности проигравших олигархов в пользу толстосумов-победителей. Но с проблемой угроз раскулачивания стали сталкиваться также крупные бизнесмены, давно и четко поставившие на победу Януковича. На поверку оба умозаключения оказались ошибочными. С новой эпохой получил наибольшую актуальность уже призабытый страной процесс первичного накопления капитала. Оптимисты называют его все же первично-вторичным, но глобальной сути это не меняет.

Итак, сегодняшний процесс накопления в Украине де-факто проходит в двух плоскостях. Во-первых, перераспределяются в интересах очень ограниченного круга лиц все бюджетные потоки. А во-вторых, подминаются тем же ограниченным кругом все жирные куски украинской частной собственности. Прежние полновластные собственники активов, ставшие первой мишенью поглощения, вынуждены либо отдавать кровное, причем недорого, либо пускать «ограниченный круг» в долю.

Но все эти процессы могут продолжаться максимум два года, после чего начнется стремительное окостенение «ограниченного круга», а внешние источники для динамического развития у этой пары-тройки избранных миллиардеров иссякнут. На-гора в списке этой пары-тройки, безусловно, выйдет лично Янукович или кто-то из хранителей его «семейного очага», впрочем, тут же возникнет вопрос: а что потом? А потом осуществится попытка скатывания постиндустриальной Украины (постиндустриальными странами принято называть те, в которых на сферу услуг приходится более половины ВВП, а, по данным на 2009 год, доля в ВВП Украины сферы услуг была 58,8%, занятость украинского населения в сфере услуг и того выше — 65,7%) в дремучее средневековье, и даже далеко не европейского образца. Судя по всему, примером для подражания украинским «ограниченным кругом» приняты восточные деспотии или их современные ремейки, прежде всего в странах Центральной Азии. Где почти все в государстве принадлежит семье падишаха, а малая толика — его преданным слугам.

Но, как известно, Украина — не Россия, а тем более не Узбекистан, Таджикистан или Туркменистан. Даже в России попытка выстроить «схему падишаха» при президентстве Бориса Ельцина закончилась крахом, не работает она и при Путине — Медведеве. А почему? Потому что роковая проблема в том, что в отличие от вышеперечисленных центрально-азиатских стран Россия имеет многопрофильную экономику больших масштабов (и этим, кстати, РФ и Украина очень похожи). Одно дело владеть единственным на всю страну алюминиевым комбинатом или несколькими месторождениями газа, а другое — сложной экономической махиной в постиндустриальный период (а в РФ, как и в Украине, на сферу услуг приходится более половины ВВП, в этом мы также похожи). Между прочим, промежуточную модель выстроил Казахстан, и этим он уникален в центрально-азиатском регионе. Здесь произошла институализация лидера — Нурсултана Назарбаева, семья которого не подмяла под себя все и вся, а живет от ренты, с чем вполне согласен местный и иностранный крупный бизнес. Единственное, что всецело монополизировал Назарбаев — это казахстанские массмедиа, понимая, что производственным ресурсом в постиндустриальном обществе являются как раз информация и знания. Попытки использовать этот опыт Казахстана предпринимаются и в украинском случае, но делается это бессистемно и фрагментарно, из чего напрашивается вывод — мы пойдем другим, не казахстанским, путем.

Роднит наших власть имущих с их азиатскими и в немалой степени даже с африканскими коллегами существующий принцип формирования органов государственной власти на основе родоплеменных связей, что наукой именуется как трайбализм. Повсеместное присутствие на всех уровнях украинской власти чиновников если не с донецкой пропиской, то хотя бы имеющих «донецкую» строчку в трудовой биографии, стала уже привычной для нашего общества практикой. Как и постоянное разделение на «своих» и «чужих» (в украинском случае это делается не по действительно племенному различию, а по обычной стрелке компаса), что также является характерной чертой трайбализма. Более того, это чувство принадлежности к «своим», например, в Донбассе годами особо лелеется и побуждает таких же украинцев принимать отдельный от прочих собратьев набор социокультурных, исторических, экономических и политических фетишей. Что, кстати, в самом зародыше ломает любые попытки слепить из Януковича «падишаха всей Украины».

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх