,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Имидж — ничто. Уважение — другое дело
  • 22 июля 2011 |
  • 10:07 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 35813
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
0
Видел недавно своеобразный репортаж по какому-то из особенно патриотичных телеканалов. Речь в нём шла об имидже Украины, который-де никуда не годится. И даже не потому не годится, что он крайне плох, а потому, что его вроде бы как и нет. Мир, дескать, не знает Украину, в Европе представления об Украине совершенно отрывочные и фантасмагорические. Знают о нас единицы, и знания этих единиц почти полностью состоят из негативных штампов — дикари, мол, кроме коррупции, ничего не умеют.

В общем, в результате весь репортаж был наполнен разнообразными стенаниями маркетологов и жалобами имиджмейкеров на то, что Украина своим имиджем не занимается, не конструирует его, и именно поэтому так плохо живёт. Вывод, достойный рекламиста, и как раз поэтому совершенно неприемлемый для нормального человека. Конечно, имидж — это достаточно важно, особенно в современном мире, где внешняя, формальная, «показушная» составляющая признаётся куда более важной, чем содержательная. Но имидж — это, в любом случае, приложение. Конечно, маркетологи, рекламисты, политтехнологи искренне верят в то, что мир искусственных конструкций живёт самостоятельно, что рекламно-маркетинговая «реальность» имеет больший вес, чем то, что за ней скрывается. Однако это просто пороки профессии.

Самая большая ошибка — переносить закономерности создания и функционирования имиджа индивида или корпорации на страну или государство. Это ведь совершенно разные вещи, особенно если вспомнить, что все разговоры об имидже имеют сугубо торговое происхождение. Даже политический имидж нужен прежде всего для того, чтобы «дороже» (то есть, за большее количество голосов) продать кандидата. Имидж страны — это несколько другое. Здесь речь должна идти не о продаже, а о привлечении — впрочем, маркетологи эту разницу не почувствуют. Их она вообще не интересует, для них, как и для рекламистов, имидж первичен.

А на деле он вторичен. В том же репортаже прозвучала такая фраза: имидж Украины за рубежом даже хуже, чем на самом деле. Это, конечно, некоторое противоречие с утверждением об «отсутствии имиджа», но показателен сам подход: значит, предполагается, что имидж должен быть лучше, чем «на самом деле»! То есть, имидж выполняет функции потёмкинских деревень. Да, действительно иногда нужно скрыть некоторые недостатки, но можно ли ставить эту задачу в первоочередные?

Напомню вам два факта. Имидж Советского Союза за рубежом — это был имидж врага. Тоталитарная империя, страшные, бесчеловечные коммунисты и так далее. Но! При этом даже злейшие враги относились к СССР с вынужденным уважением. А популярность Союза среди молодежи капстран (по крайней мере, до Пражской весны) была просто невероятной. Спрашивается: был ли зарубежный имидж значим для СССР? Был, конечно. Был ли он определяющим для политики СССР? Ни в коем случае. Как правило, СССР действовал даже вопреки имиджу, используя шаблоны и штампы недалёких иностранцев в свою пользу. Ну, например: советский автопром — это, дескать, смешно, а Союз в один прекрасный момент представляет на международные рынки ВАЗ «Ниву», которое вводит зарубежье в состояние шока. Имидж взломан, за счёт контраст Союз стрижёт бонусы.

А вот второй факт. После переворота 2004-го года «оранжевые» твердили о «моде на Украину». Мол, это нечто ошеломительное, Украина так популярна, так популярна... Вот это как раз был имидж. И что, сильно он помог Украине, когда дело дошло до международных переговоров, стремления в ЕС, работы с МВФ? Нет, конечно. Потому, что Союз, имея отрицательный имидж, был уважаем. А Украина, даже разжившись на полгодика положительным имиджем, уважения не заслуживала. И не заслуживает. И лепить в такой ситуации какой-то имидж, не разобравшись как следует со всеми содержательными моментами, просто бессмысленно.

Виктор БАНЕВ

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх