,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Польша и Украина не готовы принять Евро-2012
0
На днях Оргкомитет Евро-2012 провёл рабочую поездку по восьми городам Украины и Польши. В группу помимо высших чиновников УЕФА вошли журналисты ведущих европейских футбольных изданий, в том числе и ваш покорный слуга.

График работы был жесточайшим: подъём в 6 утра, трансфер в аэропорт, «шмон» при посадке в самолёт, перелёт, осмотр строящегося авиатерминала, визит на стадион, посещение места будущей фан-зоны, осмотр гостиниц, встреча с местными чиновниками и мэром, пресс-конференция, товарищеский ужин с видными горожанами, трансфер в аэропорт, «шмон», перелёт… Всего получилось 11 перелётов за шесть дней.

Первым городом на нашем нелёгком пути оказался Львов, где пройдут три матча группового этапа турнира.

Готовность местного стадиона оказалась удручающей. Трибуны по большей части построены, а вот крышу только начали возводить. Соответственно о поле, отделке помещений и прилегающей территории и говорить нечего. Пока лишь бетон. Окружающее стадион пространство в ужасном состоянии. Пустырь, развороченный техникой, кстати, за пределами местной кольцевой. Пыль, ветер… Подъезды неудобные, дороги едва строятся. По генеральному плану все парковки будут находиться не ближе 15 минут ходьбы от стадиона. Так что фанам придётся прогуляться пешком.

Польша и Украина не готовы принять Евро-2012

таким львовский стадион типа должен быть

У сооружения пока нет даже имени. На сайте УЕФА он называется «Стадион Украина», мэр города Андрей Садовый называл его «Львов Арена», однако оговорился, что город готов продать название, если будут хорошие предложения. На мой вопрос, какую из сборных Львов хотел бы принять у себя во время Евро, директор львовского оргкомитета Олег Засадный сказал, что был бы очень рад России: «Город рассчитывает на российских туристов и готов создать им хорошие условия». Выглядело это вполне искренне. Как и доброжелательность львовян. Все, с кем мне приходилось встречаться, отлично и охотно говорили по-русски и были исключительно приветливы.

Понравилась и будущая фан-зона, расположенная в старой части города. Вокруг множество кафе и уютных ресторанчиков. По словам Садового, их во Львове 1500!

Хуже обстоит с гостиницами. В 30 отелях (от трёх до пяти звёзд) всего 1523 номера, причём многие уже забронированы УЕФА. Для тех, кому мест не достанется, будут открыты студенческие общежития, хостелы, оборудованы временные мотели. Есть ещё частный сектор. Но о жилье лучше позаботиться заранее.

Донецк в целом уже неплохо готов к Евро-2012, и это заслуга Рината Ахметова – самого богатого человека на Украине и самого влиятельного политика этой страны. Ахметов, чей капитал оценивается в 17,8 млрд долларов, – основной спонсор нынешнего украинского президента и друг детства вице-премьера Бориса Колесникова. Крушение «оранжевой коалиции» Ющенко и Тимошенко и приход к власти Партии регионов – во многом дело его рук.

Ахметов – владелец и президент (с 1996 года) футбольного клуба «Шахтёр». При нём донецкий клуб ни разу не опускался ниже второго места, шесть раз становился чемпионом Украины и столько же раз выигрывал Кубок страны. А в 2009 году добыл Кубок УЕФА. «Донбасс-Арена», открытая в 2009-м, по праву считается лучшей в Восточной Европе. «Арена» удобно расположена, территория вокруг неё ухожена и оборудована всем необходимым, а работники стадиона уже имеют хороший опыт проведения больших мероприятий – 11 игр Лиги чемпионов, матчи сборной, концерт Стинга и т.д.

У «Шахтёра» великолепная база «Кирша» с девятью полями, двумя гостиницами, медицинским центром и территорией, напоминающей богатую русскую усадьбу XIX века.

Стадион, базу, несколько гостиниц, городскую больницу и ещё много всего в Донецке построил Ахметов. А вот новый терминал донецкого аэропорта предприниматель строить отказался, уступив городу эту честь и возможность потратить 112 млн долларов из госбюджета. В результате получился типичный советский долгострой – аэропорта фактически нет, хотя деньги потрачены.

Советские времена в городе напоминает многое: широкие проспекты, зелень, блочные пятиэтажки, парк имени начальника главного политуправления Красной армии А.С. Щербакова, памятники Ленину… Очень по-советски встретил нас и городской голова Донецка Александр Лукьянченко. Сел за стол, достал бумажку с речью и бубнил едва ли не полчаса: «Городом закуплено 143 троллейбуса, 150 автобусов, 23 трамвая…» На мой вопрос о явно недостаточном количестве номеров в гостиницах (всего 799) Александр Алексеевич с обезоруживающей простотой ответил: «Так у ваших россиян тут родственников полно живёт, у них и остановятся».

Если ключевой фигурой в подготовке Донецка к Евро-2012 стал Ринат Ахметов, то другой крупнейший центр Восточной Украины – Харьков – ещё в большей степени обязан Александру Ярославскому (15-й в списке самых богатых людей Украины – 797 млн долларов). Изначально Харьков был лишь запасным городом для Евро-2012, и его шансы в сравнении с Днепропетровском и Одессой казались минимальными. Но пока второй олигарх Украины – Игорь Коломойский (6,5 млрд долларов) – выторговывал у города вдобавок к авиатерминалу ещё и взлётную полосу, а одесситы никак не могли поделить сферы влияния, Ярославский выкупил за 1 млн долларов землю вокруг стадиона «Металлист», не обидев при этом, как говорят, ни одного владельца самой распоследней «ракушки», и реконструировал сам стадион. На самом же деле отстроил его заново, сохранив элементы исторического фасада. Ещё важнее то, что ему удалось помирить мэра с губернатором и зажечь всех харьковчан идеей чемпионата.

Александра Ярославского мы обнаружили не голым в реке, как следовало бы из канонического текста, но появился он тоже весьма эффектно – в честно протёртых джинсах, сандалиях на босу ногу и расстёгнутой до пупа рубахе. Местные журналисты рассказали, что это олигарх ещё принарядился, а обычно в это время суток он ходит топлес, в шортах и строительной каске. Весь день на объектах, во всё вникает, везде влезает. Впрочем, это не означает, что Ярославский всё хочет сделать сам. И на стройке гостиницы, и на стадионе, и на новом авиатерминале мы встретили крепких профессионалов, причём, что характерно, западноевропейского происхождения. Было очевидно, что деньги здесь не «пилят» и в землю не зарывают.

По дороге из аэропорта Борисполь в город довелось услышать много неожиданного об истории и культуре Украины и России. Я знал, что Николая Васильевича Гоголя переводят на украинский язык и изучают в школах в разделе иностранной литературы. Но меня ждало другое открытие: гид рассказала, что Киев – третий по святости город мира после Иерусалима и Рима, и каждый православный должен совершить сюда хотя бы раз в жизни паломничество, как мусульманин в Мекку. В качестве доказательства приводилась русская поговорка «Язык до Киева доведёт», что, по словам гида, в переводе на любой другой язык должно звучать как «Все дороги ведут в Рим».

Словоблудие вообще очень характерно для нынешней киевской власти. Ни в одном из восьми городов Евро-2012 не делалось столько пафосных заявлений и не происходило столько неразберихи, злоупотреблений и скандалов, как в столице Украины. Достаточно сказать, что первоначальная стоимость стадиона «Олимпийский» за три года поднялась со 150 до 500 млн (!) евро. Деньги брались из бюджета, распределяло их Национальное агентство по проведению и подготовке Евро-2012 на Украине, которое затем было ликвидировано. Впрочем, в России знают не хуже, как «правильно» осваивать бюджетные средства.

На устроенной в Киевском городском совете пресс-конференции вице-президент Украины Борис Колесников и президент ФФУ Григорий Суркис наперебой заверяли представителей УЕФА, что всё идёт по плану и объекты будут сданы в срок.

На это генеральный секретарь УЕФА Джианни Инфантин ответил лестным комплиментом: «Раньше я называл их супер-Борис и супер-Григорий, теперь же они в моих глазах стали мега-Борисом и мега-Григорием!»

Вице-премьер также рассказал, что к Евро-2012 Украина планирует закупить восемь высокоскоростных поездов Hyundai, что значительно ускорит железнодорожное сообщение в стране. Дорога из Киева в Харьков будет занимать 3,5 часа, в Донецк – 4,5 и во Львов – 6,5 часа. Осталось, правда, непонятным, как и когда украинцы собираются запускать и осваивать Hyundai, ведь для того же «Сапсана» сначала закупались и устанавливались японские рельсы, а потом ещё полгода шли испытания и проверки скоростных режимов.

Главная проблема Варшавы – состояние Национального стадиона. Заказчиком сооружения является Народный центр спорта (NCS), а исполнителем – австрийско-польский консорциум Alpine – Hydrobudowa – PBG. В настоящее время стороны находятся в жёсткой конфронтации. Помимо невыполнения сроков сдачи объекта NCS обвиняет консорциум в конструктивных дефектах уже возведённой части стадиона. В частности, отсутствуют лестницы на самый верхний ярус трибун. Не то чтобы их забыли построить, но тех, что есть, явно недостаточно для эвакуации людей в случае экстремальной ситуации. NCS дал консорциуму 10 дней (начиная с 1 июня) на устранение дефекта, в противном случае ему грозит штраф в размере 30 млн евро. Со своей стороны, консорциум ссылается на ранее утверждённый проект сооружения и готов оспаривать обвинения и штрафные санкции в суде. Пока стороны не могут найти компромисса, ситуация патовая, а время идёт…

Если бы выбор не зависел от состава групп и расписания игр, то через год во время Евро-2012 я поехал бы именно во Вроцлав. В этот город трудно не влюбиться даже за один неполный день. И пусть строительство стадиона и аэропорта в бывшем Бреслау заметно отстаёт от контрольных сроков – по тому, как ясно и точно понимают в местной администрации и оргкомитете, что и как нужно сделать, сомнений в успешном результате не остаётся.

Что касается Познани, то тут всё не однозначно. За шесть дней перед нами прошла целая коллекция мэров. И все в своём роде уникальны. Львовский был похож на университетского профессора, донецкий – на партийного работника советских времён, харьковский – на новорусского «братка», в Познани встретил шоумен.

Он прекрасно выглядел, ослепительно улыбался, постоянно повторял «We are the best!», а банальности преподносил так, будто делился с вами чем-то глубоко выстраданным и сокровенным. Но очарование длилось недолго.

– Почему в Познани фанаты «Леха», празднуя гол, поворачиваются спиной к полю? – Риккардо Пратеси из Gazzetta dello Sport первым же вопросом поставил телегеничного мэра в тупик.

Ещё пара вопросов – и выяснилось, что пан мэр совершенно ничего не знает ни о собственной команде, ни о футболе вообще. Впрочем, стадион в Познани оказался практически готовым, а вот на месте нового авиатерминала, как говорится, конь не валялся. Видимо, в городе больше рассчитывают на тех, кто приедет на турнир по железной дороге и на своих автомобилях.

Следующая – конечная остановка Гданьск. Там на 9 июня было запланировано открытие стадиона. Сборная Польши должна была сыграть контрольный матч с Францией. Не успели. Большая часть работ завершена, но стадион не прошёл тестирования на безопасность и противопожарные мероприятия. Да и газон пока оставляет желать много лучшего. Матч перенесли, но тут уже всё ясно: до состояния полной готовности остался всего один шаг.

В варшавском аэропорту улыбчивая девушка взяла мой паспорт и уже собиралась поставить штамп, как за её спиной возник польский пограничный страж, внешне напоминающий актёра Александра Семчева в роли милиционера. Несколько раз внимательно рассмотрев каждую страницу моего российского паспорта, он наконец нашёл то, что искал.

– А это что? – едва сдерживая восторг, страж ткнул пальцем в печать венского аэропорта, где я благодаря логистике УЕФА пересаживался на рейс во Львов.

Я объяснил.

– Ваша польская шенгенская виза недействительна, – буквально светясь от счастья, заявил псевдо-Семчев.

– С какой это стати?! – искренне возмутился я. – На польской визе никаких отметок нет, а для того, чтобы сделать пересадку в аэропорту, никакая виза вообще не нужна.

Улыбчивая девушка шлёпнула штамп и вернула мне паспорт. Но на этом дело не закончилось. Уже на выходе из аэропорта бдительный страж выхватил меня из группы и сопроводил назад на КПП, вновь и вновь задавая вопрос о происхождении венской печати. Вмешались другие пограничники, офицер УЕФА, но страж был непоколебим. В результате некоторого компромисса час спустя вместо стерильной визы польского посольства в Москве мне прямо в аэропорту от руки выписали новую визу и разрешили наконец-то въехать в страну.

Провожая меня до выхода, Анджей, так звали стража, мстительно заметил: «В Москве на ваша граница меня один раз полтора часу задержали».

Видимо, в этом и была главная причина происшедшего.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх