,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украина — девка на выданье: На Восток нельзя на Запад
  • 15 июля 2011 |
  • 16:07 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 75782
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
0
Национальные интересы Украины определены заложенным в Конституцию этого государства курсом на его интеграцию в Европейский союз (ЕС). Разрываясь между этим курсом и Россией, оно, так или иначе, чувствует себя девкой на выданье. Оценивая то, к какому из объединений присоединиться, на Украине дискутируют и детально анализируют уровень взаимовыгодности сотрудничества с входящими в них государствами, подсчитывают объемы перспективных выгод и потерь, величины рынков, соотношения экспорта-импорта. Какие же потенциальные выигрыши и издержки сулит ей возможное присоединение к Таможенному союзу (ТС) Белоруссии, Казахстана и России?

Вступление в данное объединение для Украины вопрос сложный, поскольку она является членом Всемирной торговой организации (ВТО), и это противоречит ее правилам. А также потому, что, согласно закону этого государства об основах внутренней и внешней политики, оно интегрируется в ЕС. Если Украина захочет шире выйти на рынки Белоруссии и Казахстана, то ей нужно договариваться с РФ и выполнять установленные требования единого пространства этих государств, которое будет втягивать в себя Армению, Узбекистан, Туркменистан, Киргизию... Если в Таможенном союзе будет введена единая валюта, то это весомый аргумент для Украины, торговля которой с его странами занимает сегодня около 40% ее внешнеторгового оборота. Поэтому Киеву придется определяться между Европейским Союзом на Западе и целостной влиятельной экономической системой на Востоке.

Плюсы для России и Украины

Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук и Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины пришли к выводу, что присоединение к ТС и участие в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) может сформировать выгоды условий торговли для Украины на сумму $6-10 млрд ежегодно, что позволит ей уравновесить торговый баланс и обеспечить макроэкономическую устойчивость. Другие положительные эффекты могут быть получены при расширении торговли товарами и услугами, активизации научно-технического сотрудничества, повышении инвестиционной и инновационной активности в капиталоемких отраслях промышленности. Среди выгод от такой интеграции для Украины — уменьшение цен на базовые ресурсы, что способствует развитию экономики. Для России — приоритетный доступ на украинский рынок и экономия средств на инфраструктурных проектах типа «Южный поток».

В случае присоединения Украины к ТС прирост экспорта украинских товаров в Россию (без учета углеводородов) за три года увеличится на $4,6-8,8 млрд. А иначе ожидается его сокращение минимум на $1,4-1,9 млрд. Расчеты свидетельствуют о том, что за счет отмены в рамках ЕЭП экспортных пошлин на углеводороды, поставляемые из России на Украину, положительный прирост сальдо торгового баланса последней, за счет снижения стоимости этой импортируемой ею продукции, составит $2,9 млрд. Возможное уменьшение в результате интеграции цены на, экспортируемый из России в Украину, природный газ до $180 за 1 тыс. куб. м (цена для Белоруссии в 2010 году) увеличит торговое сальдо второй до $5,1 млрд. Эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценивается в $0,5 млрд, снятие в ней технических барьеров добавит еще более $1 млрд. Неучастие же Украины в Таможенном союзе и формирование ею зоны свободной торговли с ЕС ведет к ухудшению условий торгово-экономического сотрудничества с Российской Федерацией и другими государствами-членами ТС.

Одним из выставленных России условий ее вступления в ВТО является приведение с 2014 года в полном объеме цен на добываемый этой страной газ к мировому уровню. В случае же не желаемого Украиной снижения, а, наоборот, ожидаемого дальнейшего повышения цен на российский природный газ энергоемкие металлургический и химико-металлургический комплексы этого государства, генерирующие максимальную прибыль и являющиеся локомотивами экономического роста, окажутся вне зоны рентабельности и будут вынуждены свернуть значительную часть экспортного производства.

С организационной и практической точек зрения вхождение Украины в ЕЭП задача не сложная. Его участники вышли из одной страны, имеют общее технологическое пространство, схожую структуру затрат, близкие уровни эффективности. Поэтому по многим видам деятельности не существует препятствий для широкой межгосударственной интеграции. Вступление Украины в ЕЭП снимет барьеры для нее, в том числе в части рынка труда и капитала. Участники Таможенного союза сейчас проходят процесс вступления в ВТО отдельными государствами, а не их целым объединением, как предполагалось изначально. Ничто не мешает по этой же логике интегрироваться во второй для себя союз и Украине. Различные скорости этого процесса естественны для политики такого уровня.

Минусы для Украины

Потенциальными отрицательными последствиями для Украины от вступления ее в ТС могут стать: частичная потери контроля над отдельными секторами экономики; осложнение интеграционных переговоров с ЕС; возможное повышение конкуренции в отдельных секторах ее внутреннего рынка, в результате которой украинские товары могут быть потеснены российскими аналогами. В современном мире проблемой является не импорт, а экспорт, дающий работу предприятиям. А отношения оцениваются не только общим объемом товарооборота. Доля России в украинском экспорте составляет 26,1%, Европы — 26,9% и почти столько же — Азии. Между Украиной и РФ на уровне закона действует соглашение о свободной торговле, запрещающее установление ограничений на взаимный экспорт и импорт — пошлин, квот и т. п. Россия же осуществила необходимые ей исключения. И даже если в проектах документов Таможенного союза эта норма отсутствует, то нет гарантии, что она не появится позже.

Ключевые компоненты экспорта России — нефть и газ — не имеют проблем доступа к внешним рынкам. Но он является проблемой для Украины, для которой крайне важен гораздо больший российского по объемам европейский рынок. На территории ТС пересечение границ происходит без уплаты налогов и таможенного оформления. Действующие в мире и на Украине международные принципы налогового законодательства предусматривают начисление НДС и акциза на то, что потребляется внутри страны. Первым облагается импорт и не облагается экспорт. В 2010 году Украина экспортировала в Россию товаров на 13,4 млрд гривень, импортировала на 22,2 млрд гривень, получив с них 4,44 млрд долларов налогов, Россия — с 13,4 млрд гривен — 2,68 млрд долларов. В Таможенном союзе Украина данные налоги должна будет платить, но поступят они в бюджет РФ, это: 4,44-2,68=1,8 млрд долларов. Весь акциз за импортированные Украиной нефтепродукты из России или Белоруссии в ТС будет поступать в их бюджеты. К обоим налогам в нем применяется режим взыскания на чужой территории, поэтому украинские потери будут динамичными и могут изменяться. За два месяца 2011 года отрицательное сальдо торговли с РФ составляло 2,8 млрд долларов, что в 2,2 раза больше, чем 1,26 млрд долларов за аналогичный период 2010 года. При таких темпах по итогам текущего года оно может достичь 19,2 млрд долларов, что равнозначно ежегодным потерям украинского бюджета на уровне 3,8 млрд долларов. Если представить себе, что весь российский природный газ будет продаваться в Европу через дочернее предприятие, зарегистрированное ОАО «Газпром» на Украине, то НДС от добычи этого сырьевого ресурса будет зачисляться в бюджет РФ, а возмещать этот платеж за экспорт данного товара должен будет украинский бюджет. Весовые части в голосах каждого из государств-участников и их влиятельность в принятии решений определяются масштабами национальных экономик. Поэтому большая часть полномочий относительно налогового законодательства и оперативных решений Таможенного союза будет находиться в Москве.

Что думают люди

В связи со всем вышеизложенным, интересно, что граждане Украины желают, прежде всего, экономически выгодной интеграции. Согласно результатам опроса социологической группы «Рейтинг», проводившегося с 30 марта по 9 апреля 2011 года среди 2000 респондентов в возрасте от 18 лет на территории всех областей Украины, Крыма, Киева и Севастополя (статистическая погрешность не более 2,2%), половина украинцев поддерживает идею вступления Украины в Евросоюз, а 47% выступают за создание единого государства Украины с Россией и Белоруссией. В последнее время отмечаются тенденции к уменьшению поддержки гражданами Украины евроинтеграции. Если в октябре 2009 года присоединение Украины к ЕС поддерживали 51% респондентов, в апреле 2010-го — 52%, в сентябре 2010 — 57%, в январе 2011 — 56%, то в апреле данного года этот показатель снизился до 51%. В 2010 году за создание единого государства путем объединения Украины, России и Белоруссии выступали 44-45% жителей первой. В январе 2011 года — 48%, а в апреле — 47%. Уменьшается также число тех, кто против идеи объединения: в январе 2011 года — 44%, в апреле — 40%. 37% опрошенных — сторонников идеи объединения с Россией и Белоруссией — одновременно поддерживают вступление Украины в ЕС.

Юрий СТОРЧАК

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх