,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


В преддверии Архиерейского собора: украинскую церковную жизнь ждет деградация?
  • 7 июля 2011 |
  • 11:07 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 62302
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
0
Данное событие, как никакое другое, всколыхнуло православную общественность Украины. Для людей неверующих поясню, что Архиерейский собор — это главный управленческий и, если так можно выразиться, законодательный орган УПЦ МП, который собирается крайне редко. Например, последний Архиерейский собор проходил аж 19 лет назад.

И вот столь важное и знаковое событие в жизни Церкви начинают готовить в состоянии невероятной спешки и таинственности. 28 июня прошло внеочередное заседание Синода УПЦ МП, который чуть ли не в авральном порядке назначил на 8 июля проведение Архиерейского собора. Который, по словам его организаторов, должен принять поправки в церковный Устав. Естественно, что такая необычайная спешка породила среди православных верующих множество толков. Самым популярным из них стал тот, что в церковный Устав, вероятно, будет внесено положение об учреждение поста Местоблюстителя Киевского митрополичьего престола при живом предстоятеле. При этом с прямыми намёками, что этот пост вполне может занять молодой и не по годам амбициозный архиерей, что естественно породило волну возмущения в церковных и околоцерковных кругах.

Для того, чтобы понять причины этого возмущения, нужно понимать, что в Православной Церкви местоблюститель — это не заместитель. Он избирается в случае смерти главы поместной церкви и обладает всеми его правами. Если подобное новшество будет внесено в Устав Церкви, то Киевский митрополичий престол становится равным Московскому патриаршему престолу, иными словами, становится независимым от Первопрестольной. Украинская Православная Церковь, таким образом, практически рвёт и так символическую связь с Русской Православной Церковью (РПЦ) и фактически становится автокефальной, то есть независимой. Как раз такой, какой бы её хотели видеть украинские националисты.

Высшие иерархи УПЦ МП уже по факту поднятого шума начали давать разъяснения относительно предстоящего собора, разрушив главную интригу. Оказалось, что вопроса о посте местоблюстителя не будет, однако это не снимает остальных вопросов. Самый главный из которых — почему понадобилась такая спешка в созыве Собора? Почему нельзя было начать подготовку заранее? Ну, хотя бы после Рождества или Пасхи. Почему бы не проинформировать всех православных христиан Украины в Рождественском или Пасхальном послании Предстоятеля Церкви о таком важном событии в жизни УПЦ МП как Собор?

Дальше. На проведение собора, со всеми докладами, прениями и голосованиями отведен аж один день. Вернее даже не день, а несколько часов. То есть несколько часов на Собор Поместной Церкви, первый с 1992 года?

Кроме этого, если на Соборе будут утверждать Устав Украинской Православной Церкви, который был принят в 2007 году, то к нему есть ряд вопросов канонического права. Например, в ряде статей, он противоречит Уставу Русской Православной Церкви. В Уставе УПЦ МП, например, нет упоминания о том, что Патриарх Московский и всея Руси освящает миро для Украинской Православной Церкви. Не сказано, что Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора Русской Православной Церкви являются судами высшей инстанции для Украинской Православной Церкви, хотя об этом прямо говорится в Уставе РПЦ.

Кроме того, в повестке дня Собора есть утверждение постановлений Архиерейских Соборов и Синодов УПЦ МП. В том числе и по осуждению так называемого "политического православия", что само по себе странно. Поскольку сам термин "политическое православие" весьма некорректен. Когда у Святейшего Патриарха Кирилла (тогда ещё митрополита) спросили, что такое "политическое православие", он ответил, что не знает, что это такое. Если сам Патриарх не может понять, о чем идет речь, что тогда осудили в Киеве? Как архиереи будут толковать такие термины? И не будет ли осуждение "политического православия" использовано против активных мирян, сторонников единства Русской и Украинской православных церквей, да и вообще любой активности мирян? И вообще как осуждение "политического православия" соответствует Основами Социальной Концепции РПЦ и Определением Архиерейского Собора РПЦ 2011 года "Об общественной деятельности православных христиан", благословляющих и поддерживающих общественную деятельность, в том числе в сфере политики, православных мирян на благо Церкви. А ведь эти документы действуют и на Украине -канонической территории Московского Патриархата. Возможное свёртывание общественно-политической активности православных мирян может привести к активизации деятельности на Украине псевдоправославных групп и раскольников.

Так что нужно будет очень внимательно следить за проходящим Собором. И главное — понимать, что по многим аспектам внутренней и внешней церковной жизни УПЦ МП значительно слабее, чем например РПЦ. И дальнейшие попытки автономизации УПЦ МП от Матери-Церкви будут приводить лишь к дальнейшей деградации церковной жизни на Украине.

Алексей ИВАНОВ

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх