,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украине следует заниматься восстановлением производственного потенциала
  • 26 мая 2011 |
  • 11:05 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 95036
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
— Какова перспектива, что таки до конца этого года или в начале следующего Украина подпишет соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом?

— Мы интенсивно ведем переговоры о подписании зоны свободной торговли с ЕС, и, я надеюсь, что в течение этого года мы завершим этот процесс, и общее соглашение об ассоциации будет подписано.

Из пяти нерешенных проблем остались две: по экспортным пошлинам и сотрудничеству в энергетической сфере. У Евросоюза еще остались опасения в том, насколько добросовестно Украина будет выполнять свои функции страны-транзитера газа. Но, ведь в прошедший отопительный сезон никаких сбоев в поставках не было, и мы тем самым доказали, что являемся надежными партнерами. Поэтому, я думаю, и оставшиеся проблемы мы в ближайшее время разрешим.

Хочу отметить, что мы готовим соглашения о создании зон свободной торговли не только с Евросоюзом, но и СНГ. Еще с целым рядом стран ведем консультации. Будет для Украины выгодно — подписываем, невыгодно — не подписываем. Чисто прагматичный подход.

— А в рамках зоны свободной торговли с СНГ удастся ли договориться о том, чтобы страны-участники, в первую очередь Россия, не вводили экспортные пошлины? Ведь это ключевой для Украины вопрос?

— Пока такой договоренности нет. Этот вопрос открыт.

— Каковы шансы, что зона свободной торговли с СНГ откроет больший доступ нашей трубной и мясомолочной продукции?

— В отношении всего, что касается сельского хозяйства, у нас уже практически нет никаких ограничений.

Относительно трубной продукции — мы ведем переговоры. На этот год установлена квота — 300 тыс тонн. У нас есть формула, по которой, в зависимости от достигнутых объемов, эти объемы на следующий год увеличиваются. Поэтому, я думаю, по трубной продукции мы тоже достигнем определенного прогресса.

По уровню товарооборота, допустим, с Россией, мы уже превысили докризисные показатели. Мало того: радует, что товарооборот растет не только за счет роста цены на газ, а благодаря тому, что растут поставки продукции нашего сельского хозяйства на российские рынки, но более всего возрос экспорт наших машиностроительных заводов, то есть торговля активизировалась по всем направлениям.

Это касается и других стран СНГ. Например, наш товарооборот с Азербайджаном вырос за 2010 год на 84%. Конечно, во многом это связано с тем, что в Украину пошла каспийская нефть.

— Вы возглавляете межправительственные комиссии по сотрудничеству с Азербайджаном и Туркменистаном...

— Я также возглавляю группу высокого уровня с Россией, веду и Китай, и Белоруссию, фактически, все СНГ, Сирию и многие другие страны. За последнее время количество контактов на всех уровнях с нашими основными партнерами увеличилось на порядок. Речь идет и о России, и о ЕС, и о США, и о других государствах. Например, украинско-китайское сотрудничество перешло на качественно новый уровень. В целом, менее чем за год КНР посетили несколько украинских делегаций во главе с Президентом и Премьер-министром. Украину с официальным визитом посетил вице-премьер Госсовета КНР Чжан Децзян. Ожидается, что в ближайшее время Украину посетит лидер китайского государства Ху Цзиньтао. Мы кардинально повысили статус двусторонней украинско-китайской межправительственной комиссии. Нами также был создан Украинско-китайский деловой совет, в который вошли несколько сот ключевых бизнесменов обеих стран. Украина предлагает китайским инвесторам участвовать в реализации ряда проектов. И мы заинтересованы в привлечении значительных кредитно-инвестиционных ресурсов и новейших производственных технологий Китая для модернизации украинской экономики и инфраструктуры.

Как я отмечал, мы работаем практически по всем направления. Нам также важны новые рынки — Азии, Африки, Америки, стран Ближнего Востока. Наша задача активнее продвигать наши национальные интересы.

— И все же по Туркменистану. Есть ли шанс восстановить отношения до того уровня, на котором они были в начале прошлого десятилетия, а также восстановить поставки природного газа?

— Заседания межправительственной комиссии не проводились 7 лет: последнее состоялось еще в 2003 году. В этом году во время заседания межправкомиссии в Ашхабаде (я был там 31 марта этого года) нас достаточно хорошо встретил президент Туркменистана, и мы активно поработали с правительством.

Во-первых, мы смогли разрешить те проблемы, которые были у наших украинских предприятий в строительном комплексе. Реноме отечественных компаний восстановлено, как нормальных надежных партнеров, и сейчас претензий практически никаких нет. Сейчас уже другие предприятия из Украины не только возобновили работу по ранее тормозившимся проектам, но и выходят на новые горизонты. Новые компании работают на совершенно другом качественном уровне, им предлагают все большие и большие строительные объемы.

Конечно, такая страна как Туркменистан интересна для Украины своими энергоносителями. Фактически, там расположены крупнейшие месторождения газа. Но пока вопрос транспортировки остается открытым. В то же время наши предприятия очень интенсивно работают на строительстве газопроводов, поставке соответствующего оборудования, участвуют в строительных подрядах в рамках реализации разного рода инфраструктурных проектов.

Что касается Азербайджана, то помимо уже заявленных проектов есть много других перспективных направлений. Например, строительство на территории Азербайджана совместных предприятий по переработке сельхозпродукции.

Баку интересует также развитие собственных энергетических объектов, в этой связи возможны, например, поставки в Азербайджан наших турбин. Так что, я думаю, и в этом году мы увеличим наш товарооборот.

— Вопрос по сотрудничеству с Россией в области авиастроения. Год назад были громкие заявления, однако сейчас эта тема как-то затихла. Поговаривают, что после смены руководства российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) шансы Ан-148 уменьшились, а у "Сухой Суперджет" выросли.

— Что касается совместного предприятия, то проблема заключалась в необходимости прохождения длительных внутригосударственных процедур. Фактически, сейчас они завершены, и это СП через определенное время начнет работать.

По поводу конкуренции: рынок и для нашего самолета есть. Необходимо более эффективно организовать работу отрасли. Я недавно собрал всех директоров авиастроительных предприятий. Мы договорились, что ускорим принятие программы развития отрасли до 2020 года. И я думаю, в течение месяца мы должны ее принять. Конечно, потребуется увеличение госбюджетной поддержки авиастроения.

Есть поручения Президента и Премьер-министра относительно корпоратизации всей отрасли... Необходимо выводить ее на нормальные цивилизованные рыночные условия работы. Потому что удобный момент для этого был упущен. Мы пошли по этому пути еще в 2006 году: создали концерн "Антонов". Но потом, в 2007 году, были "форсированы" внеочередные выборы, поменялось правительство, и начатая работа была остановлена. Сейчас все приходится начинать заново, чтобы отрасль смогла заработать эффективно.

Кроме этого, необходимы изменения в закон о государственных закупках, потому что государственные предприятия, даже фактически получая заказы, из-за сложных процедур вынуждены значительно затягивать процесс реализации контрактов, им просто-напросто невыгодно работать.

Проблем у авиастроителей множество, но нет таких, которые бы невозможно было решить. Вот мы в скором времени закончим реструктуризацию долгов в топливно-энергетическом комплексе, то же самое затем сделаем в авиастроении. И таким же образом будем решать проблемы судостроения. Надо создать благоприятные условия для развития приоритетных отраслей.

— В судостроении же государственного мало чего осталось... Плюс часть отдали в "Укроборонпром".

— Правительство должно уделять должное внимание не только государственным предприятиям, но и частному сектору. Главное — это их нормальная работа, это рабочие места, заработная плата, налоги. При этом упор должен делаться на реализацию важнейшей для страны задачи создания новых и модернизации действующих производств. А все остальное — будет. Одновременно с производственным комплексом будет развиваться и сфера услуг, а также социальная сфера.

В нынешних условиях речь надо вести о подъеме промышленности, создании многоотраслевого сельского хозяйства, развивать внутренний рынок и расширять экспортные возможности украинской экономики.

— Возвращаясь к самолетам. Где с вашей точки зрения место Украины: в транспортной или гражданской авиации?

— Большие перспективы имеет и транспортное, и гражданское самолетостроение, однако нужно учитывать высокую конкуренцию со стороны ведущих авиастроительных компаний мира. У нас для транспортной сферы есть отличные самолеты. Тот же АН-124 востребован по всему миру.

— А Украина сама сможет восстановить его производство?

— Украина самостоятельно АН-124 не производила — только в кооперации с Россией. Поэтому восстановить это производство возможно только сообща. Для этого необходимы значительные финансовые ресурсы. Есть уже новый проект: АН-124-200 (с новой кабиной).

— Может быть запущен частный капитал в отрасль, чтобы вытянуть этот проект?

— Безусловно, мы были бы заинтересованы в этом. Но я сомневаюсь, что какая-либо частная компания потянет такие объемы. Если взять, например, Airbus, то это фактически все государства Евросоюза объединили свои предприятия в корпорацию. И Airbus успешно летает по всему миру. Конечно, нам бы хотелось так же раскрутить "Антонов", как Airbus, но вряд ли это возможно сделать быстро. Но спрос на наши самолеты тоже существует.

— Создается впечатление, что правительство поддерживает укрупнение украинской промышленности: создан "Антонов", обрастает новыми предприятиями "Укроборонпром", Дмитрий Фирташ сконцентрировал 4 из 6 азотных предприятий, формируется госхолдинг "Титан Украины".

— Такая тенденция наблюдается во всем мире. Создаются вертикально интегрированные компании. Страны с устойчивой экономикой, в частности государства Евросоюза, уже завершили этот процесс. А если взять страны с быстро развивающейся экономикой, допустим, Индию, Китай, то все они идут по пути создания крупных корпораций, как частных, так и государственных, потому что только тогда вертикально-интегрированные компании могут серьезно представлять себя на внешних рынках. Мы тоже должны подумать о том, как занять перспективные для нас ниши на мировом рынке.

— А сформированы ли какие-то базовые подходы у правительства, в каких корпорациях государству необходимо сохранять за собой контрольный пакет? Вот, например, "Титан Украины": там уже часть предприятий негосударственных, часть — еще государственных.

— Контроль (в "Титан Украины" — ИФ) будет за государством.

— Была еще идея энергомашиностроительного холдинга.

— Скорее всего, мы будем создавать в этой отрасли корпорацию. Когда руководство страны примет окончательное решение, мы будем выходить с конкретными предложениями... Хотя, скорее всего, будет использована форма государственно-частного партнерства, так как требуется вливание больших финансовых ресурсов в реконструкцию заводов.

— Вы уже упомянули о судостроении...

— Что касается судостроения, то мы будем корпоратизировать государственные предприятия.

— Но в этой отрасли уже очень велика доля негосударственных предприятий.

— Думаю, процентов 25 мы будем оставлять за государством, а все остальное нужно будет продавать.

— Заявлялось также о планах создания вертикально-интегрированной нефтяной компании на базе "Укртатнафты" и "Укрнафты".

— Сейчас этот процесс только обсуждается. Пока окончательного решения нет.

— В сельхозмашиностроении есть какие-то планы у государства по созданию холдинга?

— Мы уже работаем над этим вопросом. Есть намерение создать СП с одним из крупных мировых производителей сельхозтехники.

— Речь о комбайнах?

— Не только. Нам нужен полный набор всей сельскохозяйственной техники.

— СП будет создаваться на базе Херсонского машиностроительного завода, "Южмаша" или какого-то другого предприятия?

— Сейчас рассматривается несколько площадок.

В настоящее время одним из главных приоритетов развития украинской экономики является сельское хозяйство. Но тут важнейшее значение имеет грамотное использование земли, восстановление плодородия почв, усиление контроля со стороны государства за соблюдением севооборотов и агротехникой. Если все правильно выстроим, то сельское хозяйство будет одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики нашей страны. И особенно в условиях, когда вопрос обеспечения продовольствием — это уже вопрос номер один в мире.

А чтобы сельхозтоваропроизводителям было выгодно работать, необходимо соответственно изменить правила игры на этом рынке.

— Позвольте сразу уточнить, раз уж пошла речь об управлении предприятиями? Какой будет роль Агентства по управлению государственными корпоративными правами, создаваемого на базе Минпромполитики?

— Если сказать коротко — это управляющий холдинг.

— А Фонду госимущества останется только приватизация?

— Фонд госимущества и должен заниматься приватизацией, как это положено. Управлять государственным имуществом должны холдинги, а через наблюдательный совет Кабинет Министров должен контролировать, результаты их работы. Министерства тоже не должны вмешиваться в работу государственных предприятий. Их задача — формирование взвешенной государственной политики в соответствующих сферах и создание необходимых правовых условий для ее успешной реализации. Ни министерство, ни тем более правительство не наделены функциями оперативного управления фабриками, заводами или шахтами. Для этого создаются холдинги, которые должны работать на рыночных принципах. Государство должно оказывать влияние на них через наблюдательные советы, в состав которых должны входить представители исполнительных органов власти. В случае необходимости могут вводиться должности независимых директоров. Именно такая система корпоративного управления работает во всем мире.

— Если принято решение о привлечении частных инвесторов, вам, в принципе, все равно — украинские это инвесторы или иностранные?

— Отдавать кому-то предпочтение — неправильно. Если инвестор вкладывает ресурсы в модернизацию и развитие экономики нашей страны, мы должны это приветствовать. Поэтому у национального и иностранного инвестора права и преференции должны быть одинаковые.

— Может, для каких-то секторов должны быть сделаны исключения?

— Скорее, есть сектора и компании, которые должны оставаться под контролем государства. Например, "Укрэнерго" — это предприятие должно быть только государственным, так как речь идет о регулировании всей энергетической системы Украины. И это исключительно функция государства.

— Значит, в таких случаях, как "Укрэнерго", проводится только корпоратизация?

— Да, потому что это необходимый рычаг в руках власти, но — хрупкий инструмент в руках бизнеса. Речь идет о безопасности всей страны: вы вспомните времена, когда веерные отключения были обычной практикой. Нельзя допускать подобных сбоев в работе системе.

— Но приватизация областных энергоснабжающих компаний и тепловой энергогенерации все же будет?

— И тепловая генерация, и облэнерго должны быть приватизированы. Но блокирующие пакеты должны остаться за государством. "Энергоатом" — нет, это исключительно государственный холдинг. Хотя и в развитии атомной промышленности можно частично использовать возможности государственно-частного партнерства для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.

— Зачем оставили блокирующие пакеты в облэнерго и генерации?

— Речь о все той же энергетической безопасности страны, необходимости сохранения единой энергетической системы. Все равно должны оставаться механизмы для проведения государственной политики в этом секторе...

— А не сократит ли это конкуренцию на предстоящих конкурсах? Не получим ли мы приватизацию "Укртелекома" с одним участником номер 2?

— Если мы продадим все — мы никак не будем влиять на работу единой энергетической системы. Хотя мое личное мнение: частные облэнерго, либо частные угольные предприятия работают намного эффективнее, чем государственные. Это подтверждает опыт приватизации облэнерго: мы четко видим из практики, что частные работают лучше. Поэтому цель получить деньги в бюджет при продаже государственного имущества — это лишь один из компонентов, но есть еще и другие более важные цели. Речь о более эффективной работе всей отрасли.

Но для того, чтобы государство имело рычаг влияния, надо иметь блокирующий пакет, потому что единая энергетическая система работает в интересах всего государства.

В случае с угольными предприятиями, мы тоже понимаем, что нужно передавать их в частную собственность. При этом ключевыми требованиями должны быть уровень добычи угля и социальные гарантии работникам. Для государства важно сохранить рабочие места и нужен уголь для металлургической промышленности и тепловой энергетики.

Я — категорический противник идеи закрытия всех предприятий угольной промышленности. Сторонники этой идеи считают, что нам стоит перестать дотировать шахты, закрыть их, а уголь лучше покупать на внешних рынках. Но, уверяю вас, уголь сразу же на внешних рынках для Украины станет в полтора — два раза дороже, и на этом все закончится. (Мы уже подобные уроки "проходим" с импортом природного газа.) В данном случае не только потеряем рабочие места в отрасли — многократно возрастут социальные проблемы. И закрытие шахт обойдется гораздо дороже, чем господдержка отрасли.

— Ключевой вопрос для украинского энергорынка — это перекрестное субсидирование. Эта проблема тянется 20 лет, попытки ее решать сталкиваются с социальными протестами, но затягивание решения лишь ее усугубляет. Будут ли повышаться тарифы в этом году, будет ли все-таки снижен уровень перекрестного субсидирования? Ведь любой специалист понимает, что не должны стоить электроэнергия и газ для населения в несколько раз дешевле, чем для предприятий.

— На сегодня формирование взвешенной тарифной политики — важнейший и сложнейший вопрос. Мы должны поднимать, что все процессы в экономике связаны. Сначала мы должны создать максимально благоприятные условия для развития сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг. На базе результатов работы растущей экономики будут повышаться заработная плата и другие социальные стандарты. И лишь параллельно с этим очень аккуратно можно повышать тарифы на энергоносители, адекватно уменьшая перекрестное субсидирование. Должна быть определенная последовательность действий. В один момент эту проблему не решить. Поспешность и перекосы в ценообразовании могут только навредить экономике — потребители энергоресурсов просто не смогут их оплачивать. Вот вы, например, смогли бы оплачивать коммунальные услуги, если бы они достигли 80% ваших доходов? Нет. Каждой семье необходимо, помимо оплаты коммунальных услуг, иметь возможность нормально питаться, одеваться, оплачивать расходы на содержание детей и так далее.

Поэтому очевидно, что выравнивание цен и тарифов сложно осуществить в короткий промежуток времени.

— В национальном плане действий по реализации программ реформ Президента Украины, обнародованном в конце апреля, заявлено о принятии в этом году решения о повышении тарифов на электроэнергию и газ, но не говорится об их размерах. Вы собираетесь его выполнять?

— Да, мы будем его выполнять. Но, как я уже сказал, проблема будет решаться постепенно, умеренными темпами. Это не "шоковая терапия".

— Вас называют отцом альтернативной энергетики в Украине. Вы довольны результатами закона о "зеленом" тарифе?

— Я — инициатор подготовки этого закона. Работая в парламенте, исследовал проблему развития альтернативной энергетики. Причем в разработке этого законопроекта участвовали представители всех фракций парламента — все понимали, что речь идет о будущем страны.

Говорить о результатах действия "зеленого" тарифа пока рановато. Если мы с вами встретимся где-то через год, то к этому времени, уверен, получим осязаемый эффект. А пока ведется большая работа по созданию условий для притока в эту сферу солидных, в том числе иностранных, инвесторов.

Наша страна располагает значительным потенциалом использования энергии ветра, солнца и гидроэнергетики. При этом к развитию возобновляемых источников энергетики мы намерены подойти комплексно, с увязкой их работы с работой всей энергосистемы страны. Планируется комплексное развитие сетей электропередач с учетом перспектив развития регионов.

В связи с резким подорожанием газа, проблемами развития ядерной энергетики после аварии на ЧАЭС и Фукусимы, использование возобновляемой энергии становится все более актуальным направлением развития топливно-энергетического комплекса. Кроме этого, у нас есть достаточный потенциал для наращивания собственной добычи традиционных энергоресурсов.

— Много говорилось о привлечении инвестиций в сектор нефтегазодобычи. В этом году Украина сможет провести конкурс? Крупные компании могут прийти в Украину?

— Мы идем по этому пути. Это капиталоемкий процесс и мы заинтересованы в крупных инвестициях, что позволит Украине значительно увеличить собственную добычу углеводородов. В том числе за счет освоения шельфовой зоны, добычи газа-метана из угольных пластов и других альтернативных месторождениях. Проблема — в несовершенстве нормативно-правовой базы. В настоящее время осуществляется подготовка необходимых документов.

Мы планируем увеличить объемы геологоразведки и добычи нефти и природного газа в рамках договоров о разделе продукции.

— Предыдущее правительство выступало за то, чтобы лицензии преимущественно отдавались "Нафтогазу".

— Мы смотрим на проблему шире. Можно будет идти, например, по пути создания совместных предприятий с НАК "Нафтогаз Украины" или с "Надра Украины" — тоже государственная компания.

Говоря об обеспечении энергетической безопасности страны и дальнейшем развитии ТЭК, мы должны охватывать все направления. Речь идет об увеличении собственной добычи энергоресурсов, использовании альтернативных источников энергии, альтернативных импортных поставок углеводородов, модернизации тепловой генерации, продлении сроков службы энергоблоков АЭС, развитии атомной промышленности и создании производства ядерного топлива в Украине. Важно также проводить активную политику энергосбережения и повышения энергоэффективности всей экономики.

Вопрос дальнейшего развития атомной энергетики рассматривается сейчас особо. Аварии на ЧАЭС и АЭС Фукусима усилили протест мировой общественности против использования атомной энергии. Поэтому все энергоблоки будут подвержены стресс-тестам.

— Мы их ждем от МАГАТЭ?

— Имеется целый ряд европейских регуляторов в этой сфере. Они объединили усилия с тем, чтобы повысить безопасность ядерной энергетики, подвергнув действующие станции дополнительным проверкам с точки зрения возможности их эксплуатации в дальнейшем.

Украина — в числе инициаторов создания новых стресс-тестов. В принципе такие проверки проводится постоянно. Просто теперь будут проводиться дополнительные мероприятия.

— А новые блоки, которые мы решили строить и уже выбрали российских партнеров. Авария на Фукусиме как-то повлияла на эти планы, мы будем как-то менять проект?

— Планы сохраняются. Но то, что будут введены дополнительные системы безопасности — это факт.

— И все наши планы по созданию собственного цикла производства ядерного топлива сохраняются?

— Это все остается в силе.

— Мы долго говорим о работе первого вице-премьера. Вы вспоминаете периодически о выборах, которые будут в 2012 году или Вы сейчас просто сконцентрированы на работе правительства и Министерства экономического развития и торговли?

— О выборах 2012 и 2015 годов я помню — а как иначе? Я вам скажу так: может это будет сильно сказано, но я любую задачу стараюсь решать таким образом, чтобы укрепить экономику и улучшить на этой основе положение граждан Украины.

Я за то, чтобы снижать налоги, если есть такая возможность. Создавать максимально благоприятные условия для бизнеса. Страна должна производить конкурентоспособную продукцию. В 2010 году в течение месяца мне пришлось, по долгу службы, побывать в Китае дважды — там есть чему поучиться.

И нам, в первую очередь, следует заниматься восстановлением производственного потенциала на основе современных технологий, развивать сферу услуг, создавать рабочие места. Вот это главное. А все остальное приложится.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх