,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Почему Украина не Китай
  • 25 мая 2011 |
  • 16:05 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 142970
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
0
Днями я побывал в Китае и, находясь под впечатлением от увиденного, хочу наши проблемы соотнести с китайским реформаторским опытом.

Первый раз, в конце 80-х, я рассматривал Китай через реку Амур в подзорную трубу. Виден был большой плакат с надписью: «Русский солдат, — переходи к нам, ты каждый день будешь получать пирожок». Ныне Китай, — главный соперник США, а города Китая отягощены изобилием и блещут роскошным убранством.

Однажды, лет восемь назад, моим соседом в самолёте был известный на Украине металлург. Он летел в Китай третий раз: первых два — как учитель, а теперь — как ученик, перенимать опыт.

Не исключено, что Украина на основе опыта Китая может не только улучшить плачевную пока что ситуацию, но и вернуть былую (времён УССР) мощь.

Самое простое и нам в прошлом знакомое — перенять у Китая практику реализации сценарной культуры Времени, нацеливающей страну на развитие и, соответственно, — достижение лучшего будущего.

Конечно, сейчас это сделать непросто, поскольку Украина на двадцать лет застряла в тенетах так называемого циклического Времени (от урожая до урожая), которое исповедуют чаще всего примитивные африканские племена. Китайский опыт разворота в русло сценарного Времени нам ближе и доступнее, чем опыт Запада. А значимость такого поворота огромна: ведь мы в рамках циклического Времени совершаем транзит в средневековье, всё чаще СМИ фиксируют очаги феодализма, где феодал подминает не только жителей, но и местную власть.

В общем-то+ обозначенные феномены сценарного времени нам доступны+ но для успеха они недостаточны. Куда важнее, но и сложнее, перенять у Китая уникальный опыт возрождения цивилизационных ценностей — без чего успех Китая был бы невозможен. Речь идёт, конечно же, не о переносе к нам соответствующих ценностей, а о способах их актуализации.

Для начала напомним общеизвестное: Китай воспрянул духом, и совершил в развитии мощный рывок, когда Дэн Сяопин «разблокировал» и оживил традиционные для Китая ценности конфуцианства, даосизма и буддизма. Именно этот «букет» цивилизационных ценностей предопределил «господство духа над материей», а значит, — и феноменальный социально-экономический успех.

Всё это понятно. Но для нас немалое значение имеет парадоксальный, казалось бы, факт: Дэн Сяопин возвёл в культ своего предшественника и врага Мао Цзедуна.

Могут сказать, — это благородство, но это не так. Поступок этот — сугубо прагматичный. Эпоха Мао — это была чёрная дыра, т.е. провал в культуре созидательных китайских ценностей, насчитывающих 2,5 тысяч лет, и определяющих сплочённость, жертвенность и другие уникальные качества китайцев.

Дэн Сяопин понимал: десятилетия господства идеологии и практики Мао могли разрушить тысячелетнюю цивилизационно-ценностную ткань и стать преградой на пути успеха. Отсюда — через культ Мао — деспот и разрушитель был обезврежен, и чёрная дыра была «заштопана».

Полагаю, что мудрость, проявленная Дэн Сяопином в отношении культа Мао, может быть назидательным уроком для лидеров Украины. Ведь то, что всё предыдущее каждым вождем растаптывается, — есть одна из главных причин несостоятельности Украины.

Среди уникальных ценностей, которые, пережив тысячелетия, и ныне «работают» на успешный Китай, следует назвать кадровую политику этой страны.

Чтобы убедиться, насколько она эффективна, достаточно, казалось бы, сослаться на успехи, достигнутые страной. К этому можно ещё добавить высочайшую оценку, которую дал китайским чиновникам легендарный премьер Сингапура Ли Куан Ю. В своей книге «Сингапурская история» он отметил, что, объезжая территорию Китая, он восхищался руководителями провинций, «которым в мире нет равных».

И этот феном тоже не случаен: он, как и многое другое, есть следствие конфуцианской практики отбора, выучки и культа чиновников. Достаточно отметить, что в гильдию чиновников в Китае претенденты традиционно отбирались через «многоэтажные» (уезд, провинция, столица) экзамены, что статус чиновника всегда был высок и даже позволял общаться лично с императором.

Ныне традиция отбора в чиновники лучших из лучших в Китае сохранилась; в стране отработан соответствующий механизм. И, что особенно важно было бы узнать (а может и перенять) на Украине, — соответствующая практика распространяется и на главу государства. Так, нынешний руководитель Китая уже плотно общается по части стратегии развития страны со своим будущим приемником. И никаких плевков друг в друга у них заведомо не будет.

Мне скажут: но у нас ведь демократия — лучшая из лучших практик на планете. Но мы помним, что сказал язвительно о демократии Черчилль. А у нас стоит сослаться на дважды избранного, — весьма странного, если не сказать больше, — нынешнего мэра Киева, который, не стесняясь, покупал избирателей пакетами с гречкой. Да и покупка мест в украинском парламенте — практика общеизвестная на уровне страны.

В Китае бы нечто подобное каралось вплоть до смертной казни. У нас же на почве этой практики никто не пострадал. Зато в тартарары летит страна; она все 20 лет безостановочно деградирует.

В ситуации Китая — если продолжить перечень причин успешности, — невозможно (как это практикуется Украиной), утаивать львиную долю доходов от бизнеса в оффшорах за пределами страны. И это тоже источник успешности. Кстати, эту практику пресекают и Соединённые Штаты, — при всём своём либерализме.

Наконец, самое важное, что нужно было бы нам перенять у Китая, — это присущий китайскому этносу пафос созидания и социальный оптимизм. Ведь без этого не бывает ни стабильного успеха, ни веры в будущее страны. На Украине же на почве допущенных злокачественных деформаций народ, который всегда отличался весёлым нравом, ныне впервые за свою историю оказался рекордно депрессивным. И не случайно Украина попала в особый список ООН, фиксирующий факт несостоятельности страны.

Юрий ПАХОМОВ, родился в 1928 г. в городе Кунгур Пермской области. Известный украинский экономист и общественный деятель. Доктор экономических наук, профессор. Академик АН УССР. Лауреат государственной премии Украины в области науки и техники (2002). В 1953 году окончил юридический факультет Киевского университета, в 1962 году аспирантуру Киевского института народного хозяйства. В 1980— 1987 годах ректор Киевского института народного хозяйства. В это же время возглавлял комиссию Минвуза СССР по реформированию высшего экономического образования. С 1992 года и по настоящее время возглавляет Институт мировой экономики и международных отношений Украины. Советник премьер-министра Украины (на общественных началах). Академик Пахомов является основателем ряда научных школ и направлений в области экономики, социологии, глобалистики, которые признаны научными кругами в Украине и за ее пределами. Является автором свыше 500 научных трудов, в частности 32 монографий.

* * *

Мнения


Сергей Пауков

Всегда интересно и познавательно читать описание чужого успешного опыта, сравнить его со своим. Любой автор, пишущий на такие темы, обязательно подспудно подразумевает, или как здесь, прямо говорит: «важно было бы узнать (а может и перенять)...», т.е. «вот бы и нам такое». И это замечательно — не замыкаться в себе, отбросить ложную гордость (точнее гордыню из серии «мы самые крутые») и, если есть достойный опыт, попробовать перенять его. Кстати, тот же Китай и Япония немалой частью своих достижений обязаны именно заимствованиям извне.

Но, читая такие материалы, всегда хочется кроме оправданных восторгов в обязательном порядке видеть раскрытие двух тем: 1) Источник успеха, путь к нему, как конкретно удалось добиться этого конкретного достижения. 2) Применимость. Возможно ли в принципе такое же у нас, если да, то как (с учётом всех отличий нас от них). А без этого получается красивая сказка из чужой жизни + утопическая мечта о своей.

Ведь точно так же в годы перестройки нас соблазняли огромными успехами западных стран в обеспечении благополучия, скромно забыв сказать, что, к примеру, доходы и благополучие какой-нибудь Levi’s обеспечена трудом турецких швей, а забота об экологии той же Америки или Германии во многом успешна за счёт переноса вредных производств куда-нибудь в Индию.

Вот в этой статье тоже — «нам бы вот это перенять» и «это было бы хорошо». Но в отличие от многих подобных кое-что сказано об источниках достижений, в частности, они «есть следствие конфуцианской практики». А как же тогда быть нам, каким образом мы можем у себя перенять китайский опыт, если наша практика в основном православная, отчасти исламская? Возможно ли вообще, а если да, то как, что нужно подкорректировать?

* * *

сам-дурак

Ответ на сообщение: Сергей Пауков

Да будет вам батенька хулить во всём православие, в Китае перед этим большим скачком Мао провел культурную революцию перевоспитав китаёзких чинуш трудотерапией в той самой деревне шо они по привычке мордовали: "Шо бы знал гавно кому кланятся!..". Эта вот пиривка от заподло по отношению к стране и народу у них доси в крови! А в усраине чиновник в третьим поколении безнаказан, суды могут принять любое решение игнорируя законы и документы по делу, потому в усраине суды сами по себе а закон сам по, себе для них он не писан и никто их не может остановить их в своём беззаконии, ни прокуратура ни даже президент, только Стразбург может наложить штраф... и всё. Вот и катятся граждане в страсбург со своими проблемами... Ну а если закон на этой территории не работает, то работают подковёрные законы кланов и диаспор, то есть усраина как была и есть пока ещё дикое поле. А реальным законам, работающими на этой территории в ближайшее время и не пахнуть. А зачем тогда чиновнику парится, он будет сидеть на своём кормлении и по наследству его передавать, так что порядки у нас пока ещё африканские, ещё тот бантустан с атомными электростанциями.

* * *

Сергей Пауков

Ответ на сообщение: сам-дурак

Где ж тут можно было узреть «хуление православия»? Привёл я его исключительно в качестве примера различий между ними и нами, не более того.

Я прекрасно понимаю, что созерцание некоторых сторон сегодняшней действительности Украины, России и прочих братских республик (а тем более существование внутри этих «особенностей») не способствует сохранению оптимизма и вполне может вызывать подобные эмоциональные всплески. Но именно наличие чужого опыта может показать, что на самом деле не так всё беспросветно и безнадёжно. И другие страны оказывались в ситуации развала, тотального беззакония, сплошной коррупции и воровства, но сумели выбраться из этого болота. Тот же Китай или Сингапур. Так что смотрим и учимся.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх