,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Петр Симоненко: Украина должна найти альтернативу США и ЕС
  • 18 мая 2011 |
  • 15:05 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 186794
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
0
Во внешней политике не нужно эмоций и наивных надежд, нужно брать в руки калькулятор и считать выгоду от международного сотрудничества для Украины и народа.

Нынешняя «многовекторность» внешней политики Украины — это двадцатилетнее бессмысленное и нерезультативное болтание по волнам без руля и ветрил. B Европу мы войдем только тогда, когда будем сильными, научимся крепко держать свои интересы и отстаивать их. А сегодня единственное спасение для Украины — это вступление в Таможенный Союз и Единое экономическое пространство.

Пока — без руля и ветрил, без осознанной перспективы

Говорят, что менталитет украинцев — это прагматизм, умение находить пользу и выгоду от любых договоров и соглашений. Но то, что мы уже двадцать лет подряд видим во внешней политике нашего государства — это вообще не политика. Это — бесконечная истерика, сопли и слезы, шараханье из стороны в сторону, а что самое плохое — это подчинение диктату, осуществляемому в отношении Украины со стороны США, Евросоюза и международного капитала, олицетворяемого пресловутым МВФ.

В результате такой, если можно сказать «политики», страна погрязла в международных долгах, не воспринимается серьезным международным партнером, теряет свои потенциальные геополитические возможности для внутреннего развития. В политике так называемой «многовекторности», на самом деле нет вообще никаких векторов. Это — всего лишь шатание из стороны в сторону под воздействием внешних факторов. У США есть внешняя политика и национальные интересы, у России — тоже есть, в Евросоюза — есть, а Украины правящие буржуазные силы загнали в позицию бездомной «Золушки», которая стучится в чужие ворота, хочет предложить руку и сердце в обмен на что-то существенное, а ей отвечают, мол, «в дворовые девки возьмем, а в семью ни-ни». В нашей «многовекторности» нет четкости, нет ясности, нет понимания сути проблемы, а отсюда — все нулевые результаты многочисленных переговоров ни о чем.

Смешно и абсолютно наивно надеяться на то, что ЕС и ВТО пойдет на уступки Украине в тех вопросах, в которых мы заинтересованы. Для этого хищного мира глобальных экономических и политических отношений их собственные многочисленные проблемы гораздо важней, нежели проблемы отдельно взятой слабой Украины. Для них важно снять и хоть как-то сгладить свои экономические проблемы, которые сегодня сопровождают Европу в следствии глобального кризиса, им нужно срочно и быстро решать вопросы снятия социальной напряженности у себя. Вспомните, что происходит сегодня в той же Греции и в ряде других стран Евросоюза. Как вы думаете, за счет кого и чего ЕС будет решать свои проблемы? Если Украины в своем нынешнем ослабленном и неконкурентоспособном состоянии будет продолжать попытки втянутся в зависимые отношения с ЕС и ВТО, то из нас мгновенно сделают фактическую полуколонию, территорию, куда будут сбывать некачественную, но дорогую продукцию. Зачем Европе наш индустриальный потенциал, если у них самих безработица и падение спроса? Зачем Европе покупать у нас продукты питания, если им выгоднее скупить наши земли и завести сюда для их обработки батраков из голодающих стран Азии и Африки?

Украинская власть что-то такое заманчивое рассказывает народу, мол, безвизовый режим будет, все в Европу поедете. Это же элементарный обман. Сегодня Франция, к примеру, инициирует пересмотр Шенгенских соглашений в сторону ужесточения визового режима. И многие европейские страны её поддерживают. Европа, может быть и откроет свои двери для нас, но только тогда, когда Украина станет сильным и самодостаточным государством, когда им будет уже не обойтись без нашего промышленного потенциала, без продукции нашего АПК, без нашего удобного географического расположения, позволяющего вести через Украину евро-азиатские транспортные коридоры. Если же мы «прорвемся» в Европу сегодня, в своем нынешнем положении, то только на роль нищей сырьевой колонии, которой будут диктовать свои условия все, кому не лень. А точнее — все, кто имеет финансовый потенциал. Украина станет безмолвной и бесправной жертвой международных финансовых корпораций. Нам нужна долговременная и серьезная перспектива для того, чтобы реализовать потенциал страны, чтобы вырасти и окрепнуть до уровня равноправных партнеров Запада. Я убежден, что без участия в таких организациях, как Таможенный союз и ЕЭП, Украине сегодня невозможно отстаивать свои интересы на внешних рынках. При это, Украина должна быть активной в поисках альтернативных США и ЕС международных партнеров, должна участвовать не только в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, но и интегрироваться в направлении влиятельной и мощной Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и группой стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Сегодня от ряда политиков чиновников МИД звучат многочисленные заявления о том, что не выгодна. По ряду позиций я тоже разделяю такое мнение. Но внешняя политика и работа МИДа состоит не в проведении митингов и пресс-конференций, не в заявлениях для прессы. Позиция дипломатов и экономистов должна заключаться в скрупулезной и кропотливой работе с документами ЕЭП и Таможенного союза, мы должны обдумать и уточнить каждый пункт, найти выгоду для себя, настоять на изменениях. Но этот процесс невозможен, если украинская власть будет разговаривать с потенциальными партнерами методами перекрикивания из-за плетня. Чтобы выдвигать какие-то свои требования к Таможенному союзу, нужно быть его участниками, нужно сформировать свою позицию, чтобы уставные нормы союза стали выгодными для Украины. Это — сложный и длительный процесс, но в него нужно вступать. Иначе мы опять потеряем годы и десятилетия, упустим все мыслимые и немыслимые выгоды, и опять останемся в роли слабого и беззащитного участника всех международных отношений, как с Востоком, так и с Западом.

А Украине в первую очередь нужно так определить и выстраивать свои позиции в отношениях с партнерами, чтобы у нас была возможность поддержать украинского производителя, развивать свои индустриальный и агропромышленный потенциал, наполнять бюджет, что даст возможность вести осмысленную и целенаправленную социальную политику в отношении собственного народа.

Меньше эмоций, больше трезвых расчетов

Нельзя строить внешнюю политику Украины на эмоциях, на партийных лозунгах, мол «те хотят в Европу», а другие — тянутся к России. Безусловно, Компартия поддерживает стремление большей части украинского народа на углубление интеграции, развитие братских отношений с семьей славянских народов. Но я бы хотел призвать всех больше отталкиваться от соображений целесообразности и прагматизма, нежели от эмоциональных лозунгов. Поверьте, что наша дружба с Россией только выиграет от того, что она будет строиться на экономическом фундаменте взаимовыгодных отношений. Такому экономическому союзу не будет угрожать провокации группки нациствующих молодчиков, какие мы с возмущением увидели 9 мая во Львове. Ведь если Запад Украины будет связан с Россией тесными экономическими связями, если, благодаря этим связям, трудящиеся западных украинских областей получат стабильную работу и зарплату, стабильное наполнение местных бюджетов, а следовательно — и развитие социальной сферы и инфраструктуры, то народной поддержки у национал — экстремистов не будет. А значит, исчезнет почва для провокаций.

Я хотел бы обратить внимание на экономическую составляющую процесса интеграции Украины в ТС и ЕЭП. Тем более, что какие-либо серьезные и объективные научные исследования относительно последствий реализации евровектора Украины отсутствуют, а вот российский вектор развития изучен глубоко и очень всесторонне. По результатам совместного исследования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (Российская Академия наук) и Института экономики и прогнозирования Национальной Академии наук Украины просчитана и дана оценка экономического эффекта участия Украины в процессах евразийской интеграции.

Представленные в исследовании расчеты демонстрируют потенциальный экономический эффект для Украины при реализации нами двух различных сценариях экономической интеграции.

В первом сценарии рассмотрен экономический эффект вхождения украинской экономики в Таможенный союз и нашего участия в Едином экономическом пространстве в рамках ЕврАзЭС.

Во втором сценарии рассмотрены последствия для Украины в случае ее вхождения в зону свободной торговли с ЕС, что исключает возможность присоединения к Таможенному союзу на нынешнем этапе интеграции и неизбежно вызовет ухудшение параметров торгового режима с входящими в него государствами.

По результатам расчетов, при реализации сценария по первому варианту (при присоединении Украины к Таможенному союзу) прирост экспорта украинских товаров в РФ (без учета экспорта нефти и газа) увеличится, по разным оценкам, на 4,6-8,8 млрд. долларов.

При этом, что особо важно для Украины, в структуре экспорта в наибольшей мере вырастет суммарная стоимость поставок продукции машиностроения, удельный вес которой составит (в зависимости от варианта расчетов) — 36-40%, и металлургической промышленности — до 22-42%.

А вот в случае отказа Украины от участия в Таможенном союзе, ожидается неизбежное сокращение экспорта в Россию. По минимальным оценкам, падение экспорта составит не менее 1,4-1,9 млрд. долларов.

Далее, если Украина вступит в Таможенный союз, то прирост товарооборота (без учета углеводородов) в результате взаимной интеграции и устранения торговых барьеров может быть весьма существенным для украинской экономики — 13,5% — 16,4% от ВВП Украины.

Согласно расчетам, только за счет одной единственной меры (уже предусмотренной действующими документами Таможенного союза) — отмены в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) экспортных пошлин на углеводороды, экспортируемые из России в Украину, положительный прирост сальдо торгового баланса Украины составит 2,9 млрд. долл. В случае, если по условиям ЕЭП и формирования единого энергетического рынка, цена на экспортируемый из России в Украину природный газ, будет снижена до 180 долл./ м куб., положительный прирост торгового сальдо Украины увеличится до 5,1 млрд. долл.

Кроме того, эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценивается в 0,5 млрд.долл., а снятие технических барьеров в торговле даст еще более 1 млрд.долл. роста товарооборота.

Всего улучшение условий торговли для Украины оценивается в 6-10 млрд. долл., что позволит нам наконец сбалансировать торговый баланс и обеспечить собственную макроэкономическую устойчивость, что крайне важно в условиях перманентного кризиса капиталистической системы.

Следует иметь ввиду и другие положительные эффекты, которые могут быть получены при расширении торговли товарами и услугами, активизации научно-технического сотрудничества, повышении инвестиционной и инновационной активности в капиталоемких отраслях промышленности.

Положительный экономический эффект для Украины, согласно данным исследования, будет состоять из нижеследующих компонентов:

Во-первых, мы получим расширение рынков сбыта для украинских производителей (в силу повышения конкурентоспособности украинских товаров и услуг на рынках стран-членов ЕврАзЭС), что на практике будет выражаться в расширении объемов производства на украинских предприятиях, а также в расширении структуры экспортера. А значит, еще большее количество украинских предприятий получит стабильные заказы, даст своим работникам стабильную работу и зарплату.

Во-вторых, мы должны учитывать мультипликативный эффект от увеличения производства на украинских предприятиях-экспортерах, это обеспечит возникновение новых рабочих мест и дополнительные доходы в украинский бюджет.

Кстати, доходы госбюджета Украины увеличатся также вследствие повышения импортной пошлины до уровня Единого таможенного тарифа Таможенного союза. И эта мера также позволит повысить ценовую конкурентоспособность украинских товаропроизводителей на 5%, что даст дополнительный положительный эффект в росте производства и доходов.

И следующий из факта нашей интеграции в ЕЭП рост транзитной активности грузопотоков, осуществляемой через территорию Украины, приведет к увеличению доходов украинских предприятий за оказание услуг по транзиту.

Особо подчеркну, что начнет работать механизм, называемый учеными — экономистами «синергетическим эффектом», и он тоже даст свой экономический результат. Я имею в виду восстановление кооперационных связей между украинскими предприятиями и предприятиями из стран ЕврАзЭС, разрушенных еще в начале 90-х годов и так и не восстановленных, «благодаря» неразумной внешней политике Украины. Можно с большой долей уверенности предполагать создании новых межгосударственных консорциумов, выигрыш Украины в которых будет обусловлен, во-первых, эффектом масштаба, а во-вторых, международным разделением труда и наличием единого технического языка общения. Чем была сильна экономика СССР? Коопераций и разделением труда. Почему мы, в условиях экономического спада и регрессии, можем позволять себе априори отказаться от выгод и перспектив такой кооперации? Если это «политика», то это — неправильная и глупая политика.

Теперь давайте посмотрим на то, что получит Украина от своего неучастия в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС? Допустим, что мы пошли на формирование зоны свободной торговли с ЕС, выполнили все условия Евросоюза и рассчитываем на экономические дивиденды от такого шага. На самом деле, мы получим худший сценарий — произойдет неизбежное ухудшение условий торгово-экономического сотрудничества с Россией и другими государствами-членами Таможенного союза. А это, в свою очередь, неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности украинской обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения. При этом, в случае ожидаемого дальнейшего повышения цен на газ, энергоемкие металлургический, химико-металлургический и химический промышленные комплексы Украины, генерирующие максимальную прибыль и являющиеся локомотивами экономического роста страны, останутся за зоной рентабельности и будут вынуждены свернуть значительную часть своего производства. Вы понимаете масштаб последствий? Приостановка и сворачивание производства в ГМК немедленно и очень существенно ухудшит положение украинской экономики. Соответственно, произойдет ухудшение торгового и платежного балансов, уменьшение покупательной способности и падение уровня жизни украинцев. А если брать во внимание глобальный экономический кризис, то мы должны честно говорить о том, что в таком случае дефолт Украины неизбежен.

Я не буду утруждать читателей всеми тонкостями и деталями экономических расчетов, на которые ссылаюсь. Для ответственных и пытливых товарищей укажу, что они могут самостоятельно прочитать и изучить с карандашом в руках сводный отчет о совместной работе российских и украинских ученых, полную версию которого можно увидеть по этой ссылке.

Я просто хочу еще раз напомнить всем горячим головам, что выражение классика «Политика есть концентрированная экономика» в сегодняшнем глобальном мире, как никогда, актуально. Принимая политическое (или внешнеполитическое) решение, мы должны в первую очередь отталкиваться от его экономического эффекта. Особо подчеркну, что речь идет об экономическом эффекте для всего государства и для всего народа. Украинские, как впрочем и международные, финансово-промышленные олигархи реализуют свою экономическую выгоду и получают сверхприбыли через оффшоры. Прислушиваться к их мнению, определяя внешнеполитические приоритеты Украины, смешно и нелепо. Украина должна выбирать такой вектор, который, в результате, даст нашей стране стабильность, рост рабочих мест, рост заработной платы, рост поступлений в бюджет и качественный рост социальной политики, направленной на создание качественного и гуманного по отношению к простым людям уровня жизни.

Вот почему Компартия Украины так настойчиво и последовательно требует от власти принятия осознанных и ответственных решений, направленных на быстрое и эффективное развитие интеграционных процессов в сторону сближения с экономиками государств нашими братских народов. Сегодня наш курс — Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Завтра, когда страна окрепнет, победит коррупцию, защитит и создаст перспективы развития для собственной экономики, мы будет готовы к тому, чтобы рассматривать предложения Евросоюза и ВТО. Но тогда мы будем равноправными партнерами, с нашими интересами будут считаться, и мы сумеем получить должную выгоду и от контактов с ЕС.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх