,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Пленки Мельниченко поспорят с драмами Шекспира
0
Опубликованные более десяти лет назад аудиозаписи, якобы тайно сделанные майором президентской охраны, стали в Украине причиной одного из самых громких политических скандалов. Масштаб действа был столь неслыханным, что появились даже разговоры об инсценировке пленок майора. В феврале 2003 года с таким предложением выступил Иван Драч. «Я даже уже предложил Богдану Сильвестровичу Ступке, – рассказывал тогда поэт и парламентарий. – Говорю, ты уже столько ролей играл: Чингисхана, Хмельницкого, Мазепу. Тебе еще нужно сыграть президента Кучму. Давай, я берусь за текст – это нужно будет разрешение просить у того майора Мельниченко – и сделаем такой интересный спектакль».

С тех пор прошло уже более восьми лет, но Ступка так и не стал Кучмой, зато успел побывать Бульбой. Между тем, открытие Генпрокуратурой дела против Леонида Кучмы реанимировало интерес общества к злосчастным пленкам. Может, и правда пора доставать уже пропахшую нафталином идею со спектаклем?

«Эта тема не имеет будущего, – убежден театральный режиссер и продюсер, экс-директор Одесского оперного театра Сергей Проскурня. – Будущее имеет фигура Гии Гонгадзе, моего друга, об утрате которого я никогда не перестану грустить. А все, что происходило тогда вокруг Гии, – это уже исчезающая сегодня политическая натура. Я не вижу тут никаких поводов для серьезного театрального эксперимента».

По словам Проскурни, он и 8 лет назад воспринял эту идею скорее как шутку. Даже, скорее, как черный юмор по поводу назначения в 1999 году Богдана Ступки министром культуры. «Все тогда гадали, кого же пригласит министром культуры премьер-министр Ющенко. И тут они посетили какое-то мероприятие в филармонии, и Богдан Сильвестрович спросил: «Леонид Данилович, кого вы видите министром культуры?» На что Кучма и говорит: «А почему бы вам не попробовать?» Я присутствовал при этом», – рассказал режиссер. Так что слова Драча о том, что Богдан Ступка может сыграть роль Леонида Кучмы, можно считать завуалированной издевкой.

Тем не менее, скандальные записи все же могли бы выйти на подмостки. Но беда в том, что подходящих театров в стране попросту нет. «Во многих странах мира, за исключением Украины, сейчас чрезвычайно модна документальная драма, – говорит Проскурня. – В Москве, например, есть «Театр.doc». И все, кто идет в этот полуразрушенный подвал в центре Москвы, понимают, что им предложат импровизацию на тему российско-грузинского конфликта, войны в Афганистане или бомбардировок Ливии. Это публицистический театр, рожденный для того, чтобы реагировать на вызовы современности, публика за этим туда и идет». Режиссер считает, что если бы подобные театры действовали бы и в Украине, спектакль по пленкам Мельниченко имел бы успех. Правда, успех был бы локальным, ведь такими проблемами интересуется небольшой сегмент людей, а сам спектакль наверняка ставили бы на аматорском уровне. Впрочем, отмечает Проскурня, «у нас ведь и политика аматорская – не политика, а экономика под маской политики».

Между тем, не все театральные деятели относятся к идее спектакля по пленкам Мельниченко столь же критично. «Я считаю, что пленки будут вечно актуальны, хоть в 2003 году, хоть сейчас», – говорит режиссер и театральный продюсер Мирослав Гринишин, в свое время поставивший нашумевший во Львове спектакль «У.Б.Н.» («Украинский буржуазный националист»). Гринишин отмечает, что после «У.Б.Н» планировал поставить по этим пленкам спектакль на сцене львовского Театра имени Заньковецкой. «Остановили, во-первых, финансы, а во-вторых, директор. С ним были проблемы и тогда, когда мы «У.Б.Н» делали, а если бы мы захотели там пленки поставить, он бы там вообще…», - сетует режиссер.

Но Гринишин все же использовал скандальные записи Мельниченко во благо искусства. Правда, не в качестве отдельного произведения, а при оформлении программки уже упомянутого спектакля «У.Б.Н». Последняя состояла из 3-х частей: на нижнем были представлены слегка размытые тексты расшифровок скандальных пленок, после – отрывки из произведений Тараса Шевченко, Дмитрия Донцова, Евгения Маланюка, а также информация о спектакле. «Когда директору доложили о расшифровках пленок на наших программках, он их все собрал и выбросил из театра, – вспоминает режиссер. – Ему тогда звонил глава Администрации Владимир Литвин, а мы взяли как раз те места, где шла речь о ликвидации Гонгадзе». Гринишин говорит, что именно после этих разборок у него появилась идея поставить спектакль по пленкам Мельниченко.

Впрочем, Гринишин и сейчас бы не отказался бы от представления «по Мельниченко»: «Сам материал для постановки – «в десятку». Это же просто сок! Сегодняшние депутаты, чиновники, бюрократы – они же так думают, общаются так между собой! Единственное, что нужно было бы простроить костяк, историю, и на нее уж наложить эту драматургию». Правда, тут же добавляет, что это должен быть частный проект, поскольку ни один театр не согласиться ставит такую вещь: директора опасаются, как бы чего не вышло.

Впрочем, сам Иван Драч, предложивший инсценировать пленки восемь лет назад, сегодня относится к своей идее без былого энтузиазма: «Спектакль был интересен тогда, когда президентом был Кучма, а сейчас что? Сейчас уже другая ситуация, да и Богдан Ступка болен...»

Так что, вряд ли украинцы в ближайшее время смогут увидеть на сцене старое-новое представление «по пленкам Мельниченко». А ведь это, как отметил Мирослав Гринишин, была бы «с элементами гротеска, комедийными моментами, но, конечно,– драма».


Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх