,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Полет к океану и обратно
  • 8 марта 2011 |
  • 22:03 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 37033
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
Киев изучает опыт реформирования Российской армии и укрепляет военные связи с Москвой

В конце минувшей недели, с 24 по 27 февраля, в России находилась делегация Министерства обороны Украины, которую возглавлял глава военного ведомства страны адмирал запаса Михаил Ежель. Вместе с российским коллегой Анатолием Сердюковым он совершил полет к берегам Тихого океана, на Камчатку, где нынешний министр обороны Украины прослужил 10 лет (а на Тихоокеанском флоте все 19).

Гости побывали в поселке Вилючинск, на базе 16-й эскадры атомных подводных лодок и на атомном подводном ракетном крейсере стратегического назначения проекта 667БДР класс Дельта III «Святой Георгий Победоносец» с бортовым номером К-433, которым командует капитан 2-го ранга Алексей Гритчин, и на объектах социально-культурного назначения гарнизона. В том числе и в Доме офицеров, центре культурного досуга «Океан» с аквапарком, бассейном и в ледовом дворце «Айсберг», где есть каток с искусственным льдом, в жилых домах на улице Крашенинникова, матросской казарме и комбинате питания.

Возвращение в будущее

Затем обе делегации перелетели во Владивосток, на дивизию ракетных кораблей, которой адмирал Ежель командовал до апреля 1993 года, пока не вернулся в Украину. Министру обороны дружественной страны устроили, как и в Вилючинске, торжественную встречу. С почетным караулом, гимнами двух стран и выносом Андреевского флага, с посещением ракетного крейсера «Варяг».

Михаил Ежель был растроган такой встречей. «Вы должны меня понять, -- сказал он. -- Побывать через двадцать лет в том месте, где служил, увидеть корабли своей дивизии, ступить на причал, по которому ходил не один год, -- можно почувствовать состояние моей души. Это особенно трепетное состояние. Но мои впечатления не ограничиваются только этим».

Посетили министры микрорайон Снеговая Падь, где для увольняемых в запас военнослужащих флота и Восточного военного округа строится 52 жилых дома на 9628 квартир. А из столицы Приморского края отправились в Оренбург, в Президентское кадетское училище, знакомиться с организацией жизни, быта и учебы 840 подростков из военных семей, в том числе и оставшихся без погибших в боях отцов.

«Целью этой поездки, -- заявил «НВО» министр обороны Украины, -- было изучение опыта реформирования Российской армии, в том числе и решение социальных вопросов военнослужащих. Как проходящих сейчас военную службу, так и увольняемых в запас в связи с приданием ей нового перспективного облика. Этот опыт для нас крайне важен, так как и украинская армия проходит сейчас этап реформирования. И все то, что я здесь увидел, произвело на меня огромное впечатление. Я не был тут много лет, а все очень сильно изменилось. Сделан огромный шаг вперед. Созданы великолепные социальные условия для моряков-подводников и их семей в Вилючинске, строится замечательное жилье для увольняемых в запас и отставку в Снеговой Пади. Очень хорошие, просто потрясающие условия созданы в Президентском кадетском корпусе для обучения и воспитания подростков. Я обязательно доложу обо всем увиденном нашему президенту, и этот опыт мы обязательно используем в своей стране».

Посмотреть есть на что

Конечно, посмотреть и Вилючинске, и во Владивостоке, и в Оренбурге было на что. Занесенный снегами гарнизон подводников в бухте Крашенинникова Авачинской губы, в поселке Рыбачий, словно выставочный экземпляр для ВДНХ или какого-нибудь международного ЭКСПО.

Несколько лет тому назад его посетил тогдашний президент страны Владимир Путин и, увидев облезлые, как на всем российском севере, открытые океанским ветрам панельные дома, где жили семьи экипажей атомных подводных лодок стратегического назначения, разруху и запустение, что бросалось в глаза с каждого поворота дороги, полуразрушенный госпиталь и другие здания гарнизона, устроил разнос военным строителям и руководителям военной медицины. И теперь там среди расчищенных от сугробов белых дорожек пять новеньких, словно с иголочки, детских садов, четыре средних общеобразовательных, две музыкальных и одна художественная школы, где занимаются 3500 мальчишек и девчонок, две спортивные школы, несколько десятков жилых домов и матросских общежитий.

Есть и прекрасный госпиталь, оборудованный по последнему слову медицинской «моды». Такая аппаратура, как здесь, есть, пожалуй, только в московском клиническом госпитале имени Бурденко. А еще здесь построены ДК «Меридиан» и Дом офицеров, спортивно-оздоровительный комплекс «Океан» с бассейном на пять дорожек и роскошным круглогодичным аквапарком (не надо даже ездить в Турцию), ледовый комплекс «Айсберг» с закрытой хоккейной площадкой и тренажерными залами...

Кстати, билет на посещение аквапарка для взрослого человека стоит здесь 380 руб. без ограничения времени пребывания, детский -- 130. На час -- значительно дешевле. И хотя в другом гарнизоне такие цены были бы неподъемными для семей офицеров, здесь они вполне по карману -- командир атомного подводного крейсера получает как минимум 70 тыс. руб. в месяц плюс по 400-му приказу еще 100 тыс. Оклад подводника-лейтенанта уже равен 50 тыс., а с 400-м приказом в два раза больше. Так же и у моряков-контрактников. Живут они сейчас в новеньких благоустроенных квартирах. Правда, в служебных, где все -- мебель, стиральные машины, электроплиты и само обустройство кухни -- принадлежит Минобороны России.

Я зашел в одну из таких квартир. Двери мне открыл капитан 2-го ранга Виталий Ларин, начальник морской инженерной службы эскадры. Его семья, состоящая из жены Светланы, старшего матроса службы радиационной безопасности и дочери-шестиклассницы Алены, занимает три комнаты общей площадью в 90 кв. м.

-- Раньше мы жили в Вилково-15, -- говорит Виталий, -- там была квартира в два раза меньше. И потому очень рады новому жилью. Здесь тепло, просторно и удобно.

Капитан 2-го ранга служит на Камчатке уже 21 год. Сам он родом из Крыма, Светлана -- местная. Где они будут жить, когда закончится контракт с военным ведомством, еще не думали. Но получить где-либо на просторах России такую же квартиру, надо догадываться, им будет очень и очень непросто.

Правда, членов украинской делегации такой вопрос, наверное, не волновал. Они видели то, что видели. А Вилючинск по отношению к другим гарнизонам и поселкам Камчатки, конечно же, был и пока остается витриной того, что должно и может быть, но не всем дано.

Вскоре должен стать таким и микрорайон Снеговая Падь, который ударными темпами строится под Владивостоком. Украинский министр обороны Михаил Ежель, наверное, хорошо знает, что на этом месте когда-то был огромный флотский артиллерийский склад. Начальник расквартирования и обустройства войск -- заместитель министра обороны России Григорий Нагинский на совещании в Калининграде убеждал премьер-министра страны Владимира Путина, что там не обнаружено ни одного снаряда. На что глава правительства строго заметил чиновнику: «Я хочу, чтобы вы мне твердо сказали, что там нет ни одного снаряда». Нагинский скромно промолчал.

А размах строительства в Снеговой Пади, конечно же, впечатляет. Здесь до конца 2012 года должно быть возведено 52 жилых дома на 9628 квартир. А потом еще 4 тыс. квартир. 14 домов уже возведено, сейчас идет процесс их оформления в собственность и заселение. Хотя самих новоселов мы в микрорайоне не заметили. Видимо, они не все бумажки оформили. К тому же еще не закончено строительство школ и детсадов, нет поликлиники и магазинов. Как объяснил министрам обороны Анатолию Сердюкову и Михаилу Ежелю начальник Дальневосточного управления «Спецстроя России» генерал-лейтенант Юрий Хризман, все это -- в процессе строительства. А другие объекты соцкультбыта и инженерную инфраструктуру обещала построить администрация Приморского края, на что выделено 5 млрд. руб. Присутствовавший во время разговора губернатор Приморья Сергей Дарькин согласно кивал головой.

Михаил Ежель сказал мне, что ему особенно понравилось с системе обеспечения жильем военнослужащих России то, что проблема у нас решается комплексно. Строят не отдельные дома, вставляя их куда-то в уже сложившийся жилой массив, а целые городки и микрорайоны. Так и надо поступать на Украине тоже. «У нас, как и у вас, огромная армия бесквартирных офицеров», -- заметил он.

Дружба -- дружбой, а табачок -- врозь

Правда, украинские коллеги не только изучали опыт реформирования российской армии и обустройства отставников. В ходе поездки по гарнизонам Тихоокеанского флота и многочасового перелета из Москвы на Камчатку, потом во Владивосток и обратно, через Оренбург в Москву, главы двух делегаций вели достаточно откровенные переговоры о состоянии и перспективах российско-украинского и украинско-российского военного сотрудничества. И многие проблемы такого сотрудничества, при всем желании сторон идти на максимальное сближение, как мне показалось, выглядят весьма неоднозначно. Может, даже по-своему остро.

Например, российская сторона предложила украинским партнерам возможность разместить на наших кораблях, охраняющих в районе Африканского Рога от пиратов гражданские торговые суда, отряд или группу спецназа вооруженных сил Украины, чтобы в случае необходимости те смогли отразить нападение пиратов или освободить от захватчиков плененные экипажи. На словах, киевляне не против такого варианта совместной работы. Михаил Ежель даже сказал мне, что бороться с пиратским разбоем на море, участвовать в операции «Аталанта» сегодня обязанность каждого государства. «Но участие в таких операциях может быть разным, в том числе и при помощи размещения оперативных групп на кораблях. Правда, самое главное тут -- взаимодействие. И у нас есть план использования самолета-амфибии Бе-12 в этом районе во взаимодействии с российскими моряками», -- сказал министр.

Как можно понять, деликатно уклонился от сделанного ему российской стороной предложения. Одно дело, когда твои подчиненные находятся на борту корабля хоть и дружественного, но иностранного государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Другое, когда они действуют самостоятельно, но во взаимодействии с моряками другого государства. Маленькие, но весьма существенные тонкости.

Другой пример. Скоро закончится второй десяток лет, как на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара стоит у причальной стенки ракетный крейсер проекта 1164, аналог флагмана Черноморского флота крейсера «Москва» и флагмана Тихоокеанского флота крейсера «Варяг». Сначала он носил имя «Адмирал Лобов», потом его переименовали в крейсер «Украина», а сейчас в Киеве поняли, что самой стране он не нужен, и вообще сняли с него название. Теперь он числится по рабочим документам как «Заказ №...»

Продать в Индию или Китай этот «заказ», как в Поднебесную под видом металлолома был продан авианесущий крейсер «Варяг», не представляется возможным из-за отсутствия на его борту вооружения. К тому же по своим тактико-техническим характеристикам оно не может быть поставлено за рубеж. Ракета основного противокорабельного комплекса крейсера П-1000 «Вулкан» летает на 700 км, а за рубеж по международным правилам нельзя поставлять ракеты, способные преодолеть более 300 км. К тому же «Вулкан» делают в России, и потому в Киеве родилась мысль предложить бывшую «Украину» Москве. Но цена, которую хотят получить за крейсер в столице незалежной, никак не может устроить наш ВМФ.

Михаил Ежель с большим воодушевлением рассказывал журналистам, как новый крейсер вместе с «Москвой» может резко усилить мощь Черноморского флота России. «Не хочу предвосхищать события, -- сказал он, -- но мне, как моряку, после того, как мы побывали сегодня на однотипном крейсере «Варяг» Тихоокеанского флота, видели, что это за корабль, какая у него мощь, у меня рука не поднимется резать этот крейсер с 95-процентной готовностью к выходу». «Я думаю, -- добавил он, -- что Анатолий Эдуардович тоже хочет иметь еще один такой корабль в составе ВМФ РФ». Министр обороны России слушал своего коллегу и тихо улыбался, иногда вставляя шутливые реплики: «Вот давит!» А когда Ежель закончил свою речь, сказал то ли в шутку, то ли всерьез: «Мы готовы его взять, но только бесплатно». Правда, через минуту, став совсем серьезным, добавил: «Мы ждем от Украины по этому крейсеру приемлемых предложений».

Каких именно, осталось, как говорится, за кадром. Но понятно, что они должны быть адекватны той работе, которую еще предстоит сделать на этом корабле (по словам Ежеля, «готовом на 95%»), чтобы поставить новый-старый крейсер в боевой строй Черноморского флота. И стоит ли овчинка выделки -- тоже большой вопрос. Как утверждают некоторые военные эксперты, и проект этого крейсера сильно устарел, и оружие его тоже. Сейчас нужны новые корабли и новые системы вооружений для них. Хотя на безрыбье и «заказ №...» тоже грозная посудина.

Не решается так, как хочется Москве, и проблема перевооружения Черноморского флота России. И хотя по этому вопросу, казалось бы, приняты все необходимые решения, где-то то тут, то там появляются какие-то бюрократические барьеры, мешающие осуществлению этого процесса. Правда, Михаил Ежель категорически отмел любые предположения, что такие препятствия создаются специально и что перевооружение флота искусственно тормозится. «Этот вопрос изложен в соглашении 1996 года об условиях базирования флота на Украине», -- заявил он. -- Мы действуем в рамках этого договора, все остальное -- это предмет переговоров».

Анатолий Сердюков согласился с такой постановкой вопроса, только отметил, что «соглашение есть, там все прописано, но читают его стороны по-разному». Именно поэтому, считает он, настала пора подписания новых документов.

Но и этим вопросом список нерешенных проблем во взаимоотношениях военных ведомств не ограничивается. Идет дискуссия об использовании в интересах военных двух стран 31-го испытательного центра и полигона под Феодосией, о создании совместного предприятия по поддержанию в работоспособном состоянии НИУТКА (Научно-исследовательского учебно-тренировочного комплекса авиации) в Саках под Севастополем, где уже возобновились тренировки морских летчиков Северного флота, о проведении совместных учений. Таких как, к примеру, «Фарватер мира».

Михаил Ежель считает, что «если хорошо спланировать такие учения, как «Фарватер мира», то по своему масштабу они могут превзойти любые другие маневры. В ходе их можно провести и совместные поисковые операции на море, и совместные действия по применению всех видов оружия, и закрытие района мореплавания, и организовать противолодочную и противовоздушную оборону -- все вопросы, которые будут внесены в повестку дня учений, могут здорово подтянуть подготовку и ВМС Украины, и Черноморского флота России. Нужна только добрая воля, а она у двух стран сегодня есть». «Фарватер мира» будет венцом боевой подготовки наших двух флотов», -- заявил министр обороны Украины.

Анатолий Сердюков, в свою очередь, сказал, что сбор-поход кораблей двух стран пока не планируется. Это предмет дальнейших переговоров. Российская сторона готова проводить с украинской армией любые учения. Не только на море, но и в воздухе и на земле. Отдельные, комплексные, двусторонние и многосторонние, с привлечением войск третьих стран. «Мы к этому готовы», -- утверждает он. И встречи, переговоры не только министров, но и военных экспертов, глав рабочих групп двух министерств постоянно способствуют этому.

Кстати, 25 марта должно состояться заседание подкомитета по Черноморскому флоту. Именно там и должны решаться те вопросы, которые возникли в ходе полета украинской делегации на Камчатку, во Владивосток и Оренбург. Будем надеяться, что возвращение двадцать лет спустя на берег Тихого океана для министра Михаила Ежеля, как и переговоры с его российским коллегой, не будут бесплодными для двусторонних военных отношений.

Виктор ЛИТОВКИН, Вилючинск-Владивосток-Оренбург-Москва



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх