,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Психологический портрет ВАЮ
  • 26 октября 2008 |
  • 13:10 |
  • dnukr |
  • Просмотров: 19734
  • |
  • Комментарии: 9
  • |
0
Когда Александр Морозов предложил для публикации статью "Он снова сделал это…", редакция "Украинской правды" обратилась к автору с просьбой подробнее прокомментировать аргументы, на основании которых он сделал выводы о нынешнем психологическом состоянии президента. В ответ Морозов ознакомил нас с документом, который редакция, после достаточно долгих раздумий, решила опубликовать фактически полностью.

Это психологический портрет Ющенко, подготовленный группой профессиональных психологов, пожелавших, к сожалению, остаться неназванными. Из этических соображений из текста убраны наиболее персональные, на наш взгляд, моменты, однако в целом мы уверены, что психологическое состояние первого лица страны может и даже должно быть предметом публичных обсуждений.

Публикуемый материал не претендует на истину в последней инстанции и может рассматриваться исключительно в виде субъективной профессиональной точки зрения.

Редакция УП готова открыть дискуссию и предоставить слово психологам, имеющим альтернативные точки зрения.

Тяжелое детство…
Известно, что детские психологические травмы, насилие над ребенком провоцируют зачатки психопатологий, в последующем оказывающих большое, а порой определяющее значение на формирование зрелой личности.

Исследование детства ВАЮ затруднено попытками окружения сформировать красивый миф, далекий от реальности. Однако тщательный анализ воспоминаний и интервью ВАЮ и его близких дает достаточно фактов для исследования.

Заметно, что ВАЮ гипертрофировано оценивает влияние семьи на свое воспитание и формирование жизненных принципов, особенно абсолютизируя роль отца. Он признает: "Я принадлежу к той категории людей, для которых семья – первоначальная ценность". Такая зацикленность объясняется специфичностью семейных отношениями, практиковавшимися родителями ВАЮ.

Есть ряд свидетельств, что отец ВАЮ имел деспотический характер, что могло быть спровоцировано пребыванием в концлагере. Мать ВАЮ так характеризовала супруга (учителя): "В школе его ученики очень боялись". Односельчане вспоминают и такой интересный факт: "когда он заходил в мужской школьный туалет, пацаны-курильщики мигом глотали папироски".

Представляете, какой панический ужас испытывали дети, что не задумываясь глотали зажженные (!) сигареты. На уровне инстинкта страх перед учителем отключал даже страх боли.

Мать ВАЮ признавала, что крутой нрав отца имел место и дома, он не гнушался рукоприкладства.

Бывшая учительница ВАЮ Покотило вспоминала, что о строгостях воспитания в их семье ходили легенды. "Один раз сказали, что старший брат Петр был в компании, которая чем-то нехорошим занималась. Варвара Тимофеевна пришла домой, схватила сына за волосы, хотела надавать тумаков. Но тот говорит: мам, клянусь Богом, меня оговорили. Видите, в какой строгости воспитывались дети в семье".

Другая цитата матери ВАЮ показывает еще одну сторону отношений в их семье: "Теперь мне Витя говорит: мама, для меня Петя – как отец".

Известно, что отношения между детьми, как правило, далеки от идиллии: имеются конкуренция, конфликт возрастов, ревность за внимание родителей.

Отцовский комплекс у старшего брата к младшему появляется обычно в неполных или неблагополучных семьях, когда насилие родителей формирует повышенную эмоциональную близость между детьми, а старший брат (быстрее повзрослевший) пытается оградить младшего от негатива, который испытал сам.

Деспотизм родителей и установка на безоговорочное подчинение в семье ВАЮ прослеживается и на таких фактах. Он признался, что специальность при поступлении в ВУЗ после небольшого сопротивления выбрал по настоянию отца. То же произошло и с дочерью ВАЮ, ее он заставил изучать арабский язык, хотя она этому "долго сопротивлялась".

Еще один важный факт. В семье ВАЮ принято обращение к родителям на ВЫ. "Все четверо детей – 23-летняя Лина, 18-летний Андрей, Софийка и Тина – обращаются к родителям на Вы. Эта семейная традиция имеет глубокие корни. И к тому же, по мнению Виктора Андреевича, помогает создать особые отношения в семье".

Конечно, в этом нет чего-то предосудительного, однако оно характеризует достаточно специфические отношения в семье. Как правило, это означает, что в отношениях родителей к детям доминирует принцип социальной иерархии, а не природные инстинкты, эмоциональная привязанность.

В таких семьях между родителями и детьми возникает эмоциональный барьер, отчужденность, что признает и сам ВАЮ: "когда мой сын приходит домой поздно, я с ним беседую по всей строгости, И если он хочет мне в чем-то возразить, дальше, чем "Тату, ну ви..." не идет. Вы – это тот барьер, который дальше не пускает".

Момент перехода на Вы в раннем возрасте вызвал у дочери ВАЮ эмоциональный шок. Вот, что она вспоминает: "Помню, я стояла во дворе около забора, тут подходит папа и говорит: Доченька, ты должна называть меня, маму, бабушек и дедушек на ВЫ. Лина сильно удивилась: для нее это прозвучало так, как будто бы у знакомых с рождения людей вдруг изменились имена, а у окружающих предметов – названия. И, что, теперь я должна все называть на ВЫ – и забор, и дерево, и кур, и собачек?– со слезами на глазах спросила девочка. Нет, собаку можно на ТЫ".

Фромм отмечал, что нарушение естественных отношений в семье, замещение эмоциональной привязанности к родителям фетишизацией неких форм социальных отношений (уважение к страшим, традиции), может иметь серьезные негативные последствия для ребенка в зрелом возрасте, провоцируя развитие некрофилической психопатии.

По мнению Фромма, для таких людей мать – только часть социальной иерархии, "скорее фантом, чем реальная личность. Она может представлять собой символ Земли, родины, крови, нации, традиций, корня, первопричины. Но тяга к такой Матери не может быть влечением любви и вообще у них не формируется эмоциональное отношение к кому бы то ни было.

Здесь вообще не подходит обычное психологическое толкование влечения как чего-то прекрасного, приятного и теплого. Такой человек остается нарциссом, холодным и равнодушным, а причиной является состояние неумолимого и невыносимого одиночества, вызванного нарциссизмом. О таком человеке можно сказать, что он просто не видит других людей, он смотрит как бы сквозь них, словно это неодушевленные предметы; к прошлому, к мертвым он проявляет даже больше интереса, чем к живым людям".

…Следствие–паранойя
Абсолютизация роли отца и фетишизация социальной иерархии в сознании ВАЮ показывают, что он не прошел стадию, известную как конфликт поколений, бунтарства против родителей.

Этот конфликт присущ подросткам, которые в момент полового созревания на инстинктивном уровне начинают борьбу за статус альфа-самца, вступая в конфликт не только со сверстниками, но и родителями, в-первую очередь, с отцом. Такое поведение обусловлено на гормональном уровне и достигает максимума в период подростковой гипергормональности.

По мнению Фрейда, главная причина враждебности достигшего полового созревания мальчика к отцу не только в соперничестве с ним, но главным образом в бунте против репрессивного патриархального авторитета.

Очевидно, что подростковая деформация психического развития в дальнейшем спровоцировала у ВАЮ новые деформации, сформировавшие психопатиическую параноидальную личность.

ВАЮ по жизни "вели" покровители – Гетман, Кучма, Плющ. ВАЮ даже называл Кучму отцом. Сегодня, роль "отца" при ВАЮ играет глава его секретариата, который "заботится", "защищает", потакает капризам, освобождает от нагрузок.

На этой же почве для нахождения внутреннего компромисса и гармонии у многих возникает паранойя, когда мания преследования оказывается своеобразной проекцией внутреннего фантазийного желания: проблемы, связанные с гомосексуальностью, как бы содержатся не в самом человеке, а навязаны извне.

Как правило, мужчин-параноиков "преследуют" альфа-самцы. (Кстати, Тимошенко демонстрирует психотип альфа-самца, нанося двойной удар по самолюбию ВАЮ: от более сильного соперника, к тому же женщины).

Диспропорции частной жизнь
У параноиков, вступающих в брак, идя навстречу требованиям доминирующей в обществе морали и традиций гетеросексуальности, отмечается плохая адаптация к семейной жизни, диспропорции в отношениях, домашние разлады.

Советник ВАЮ Жулинский отмечает, что первая жена ВАЮ Светлана "полностью растворялась в Викторе. Незадолго до развода, в начале 90-х, Светлана сильно изменилась. Ходила в черном облачении, словно монахиня, взгляд стал отрешенным".

Он привел и такой факт. Когда умерла мать ВАЮ он прислал за бывшей женой машину. На панихиде "Светлана воспринимала смерть бывшей свекрови как свое личное горе. Но она стояла в стороне и даже не пыталась подойти к бывшему мужу, чтобы выразить свои соболезнования".

Такое же отсутствие эмоциональной близости наблюдается и в отношениях ВАЮ с нынешней супругой Екатериной.

Вот цитата из ее интервью: "Вопрос: в семье Ющенко часто бывают романтические ужины вдвоем? Ответ: Никогда. Я всегда представляла, что, если мужчина и женщина вместе, то они хотя бы раз в неделю должны ужинать вдвоеь. В нашей жизни такого еще не было, я все еще жду тот первый раз. Как-то я сама пригласила Виктора. И целый день готовилась: одела новое платье, сделала прическу и макияж. Жду его, надеясь на романтический вечер с любимый. 7 вечера, 8, 9. В 10 он звонит домой и говорит: Я здесь сижу в замечательном кафе с друзьями. Ты бы не хотела к нам присоединиться? Я, честно признаться, так расстроилась!"

Диспропорции просматриваются и в отношении ВАЮ к детям. Одновременно со строгостью, навязыванием своей воли (подруги старшей дочери объясняют ее семейные неурядицы вмешательством отца), доминированием социальной иерархии над чувствами, жены, ВАЮ признается, что он склонен проявлять специфичный либерализм: разрешает младшим детям игнорировать личную гигиену или объедаться шоколадом во вред здоровью.

Рассказывала она и о таком ненормальном проявлении любви к младшим детям: возвращаясь домой поздно, ВАЮ "будит всех, усаживает на диван и начинает расспрашивать о прошедшем дне".

Распад первого брака ВАЮ в значительной степени объясняется плохой совместимостью с консервативно-патриархальной, набожной женщиной.

Второй брак оказался внешне более успешным, так как сильный характер второй жены при внешнем позиционировании в качестве патриархальной "берегини" семейного очага, дает ВАЮ большую внутреннюю гармонию.

Известно, что слабые мужчины (как правило, страдающие латентной или подавленной гомосексуальностью) тянутся к сильным женщинам. Так семья приобретает внутреннюю логику, обеспеченную полузамещением ролей.

Еще один характерный момент – на протяжении всей карьеры ВАЮ большое влияние на него имели сильные, властные женщины – Ульянченко, Паречкина, внешне также позиционировавшиеся как заботливые "няньки".

Государство – та же семья
Патриархальная семья, где отец – носитель верховной власти, а женщина занимает подчиненную роль "берегини", хранительницы очага, традиций, по признанию ВАЮ, является для него единственно правильной и допустимой моделью отношений.

Он проецирует ее и на восприятие государства, партии, отношений с людьми. Тем самым ВАЮ пытается навязать совершенно чуждую украинской ментальности модель власти, когда президент – это строгий отец, царь-батюшка для подданных, априори обязанных подчиняться его авторитету.

Анализ мировосприятия ВАЮ показывает, что за внешним антуражем украинскости и западничества просматривается носитель и проводник ментальности русской. Для которой характерно, во-первых, ощущение сакральной сути власти.

ВАЮ откровенно ненавистна западная модель, где президент – наемный обществом менеджер, проводник социально востребованной программы, выразитель интересов отдельных социогрупп.

Близкий ВАЮ Балога идет еще дальше, утверждая, что судьба ВАЮ зависит не от народа, оппонентов, рейтингов или политической конъюнктуры, а находится "в руках Божьих".

Во-вторых, ВАЮ является приверженцем мироустройства русской патриархальной крестьянской общины, столетиями остававшейся становым хребтом крепостничества. Очевидно, что ВАЮ чужд доминирующей в современной украинской ментальности традиции казацкой вольницы, самоуправления, индивидуализма и привнесенного с Запада рационализма.

В-третьих, ВАЮ склонен к мессианству, также присущему русским (квинтэссенция – концепция "третьего Рима"), но совершенно чуждого ментальности украинцев.

Украинец, как и другие европейские нации, способен поверить во что-то, но в дальнейшем требует постоянного подтверждения и подкрепления своей веры, его рационализм всегда доминирует над иррациональностью. У русских же вера не требует рационального подтверждения, будучи самодостаточной - умом Россию не понять, в Россию нужно просто верить. Даже очевидные провалы всегда находят оправдание: царь-то хороший – бояре плохие.

В-четвертых, мировоззрение ВАЮ базируется на постулате о богопредначертоности власти (любая власть от Бога), отсюда ее сакральный характер. В этом контексте характерно отношение ВАЮ к Кучме.

Отвечая на вопрос, считает ли он до сих пор Кучму своим "отцом", ВАЮ отбросил личностный фактор, акцентировав внимание опять таки на патриархальной иерархии, отметив что для него главное – преемственность и принцип подчиненности младшего поколения старшему.

Даже после отставки с поста премьера ВАЮ сохранял верность патриархально-иерархическим принципам государства-семьи: "я выступаю за то, чтобы каждый премьер искренне относился к президенту". Возглавив оппозицию, подчеркивал: "я буду уважать президента, так как это символ моего государства. Не уважая президента, я как интеллигентный человек не наберу баллов".

Оказавшись на вершине властной пирамиды ВАЮ требует от других следовать той же логике. Характерно, что в заочной полемике с оппонентами, он зачастую критикует их от третьего лица, подчеркивая свой статус.

Мировоззрение ВАЮ не совместимо с западной ментальностью, базирующейся на другом библейском постулате: "Богу Богово, а кесарю, кесарево", к тому же признающей право на восстание против суверена.

Характерно отношение ВАЮ к политической оппозиции как таковой: "я скептически отношусь к идее политической оппозиции. Я не вижу, чтобы оппозиция как модель поведения давала ответ на вопрос, как нам обустроить Украину".

В-пятых, характерно восприятие ВАЮ роли женщины в семье и обществе.

Жена ВАЮ рассказывает как в их семье видится роль женщины: украинская женщина должна быть "настоящей Берегиней и для своей семьи, и для Украины. Женщина сохранила наш народ, поскольку Украина вечно была разрознена, наши мужчины всегда вынуждены были защищать Украину, а на женские плечи ложилось все бремя сохранения и продолжения рода".

Призвание женщины – обеспечить мужу уютный дом, счастливую семью, место, куда он будет возвращаться с радостью после работы. Это соответствуют русской ментальности, которая впитала многие традиции Востока. Роль женщины в украинском обществе всегда была более эмансипированной, что гораздо ближе европейской культуре и традициям.

Проекция ВАЮ патриархально-архаической семьи на государственное устройство является основной, глубинной причиной крайнего неприятия Тимошенко – воительницы, лидера, железного ангела Майдана. Она органически не вписывается в его жизненные ценности и представления о роли женщины.

В географически близкой к России Сумщине влияние русской ментальности всегда было значительным, в силу чего ВАЮ воспринял ее, как говорится с молоком матери. ВАЮ вырос в русифицированной семье и украинский язык для него не родной.

Раньше он употреблял много русизмов, сейчас его речь стала более грамотной, однако анализ показывает: его украинский лексический запас ограничен, речевые обороты закостенелы и не отличаются разнообразием.

Несоответствие риторики и декларируемых проукраинских и прозападных ценностей с внутренним мировоззрением и русской ментальностью ВАЮ, стало весомой причиной потери общественной поддержке.

Общество интуитивно отвергает чуждую украинскому менталитету модель общественных отношений, даже если она преподносится в подчеркнуто патриотической, национальной упаковке.

На невербальном уровне люди чувствуют несоответствие формы и содержания. Это, в свою очередь подсознательно усугубляет внутренний дискомфорт ВАЮ, провоцирует обострение фобий и психозов.

Главные проблемы ВАЮ – неспособность адаптироваться к доминирующим в обществе настроениям, критически воспринимать, корректировать и трансформировать свои ценностные установки. Вместо этого он пытается трансформировать окружающий мир, абсолютно неадекватно оценивая свои силы и возможности.

У ВАЮ заметна повышенная ригидность, то есть неспособность адекватно менять однажды выбранные установки, стереотипы, цели, точку зрения, даже когда в этом назрела объективная необходимость.

Она проявляется на всех трёх уровнях: когнитивном (трудно перестраивает индикаторы восприятия и ранее сформировавшиеся представления в изменившейся ситуации), мотивационном (практически не перестраивается система мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения) и, особенно, аффективном (абсолютно закостенелые эмоциональные отклики на изменяющиеся объекты эмоций).

Перед вами вторая часть исследования персоны украинского президента Виктора Ющенко. После публикации первой части редакция получила немало писем. Некоторые из них – с очень жесткими обвинениями.

С некоторыми из наших читателей и авторов, возмущенных этой статьей, пришлось вступить в дискуссию. Приведем несколько фраз из этой переписки, чтобы и вам, читатели, стали понятны наши мотивы.

Мы признаем, что психологический портрет любого из наших читателей будет пестрить "нездоровыми" терминами. Возможно, публиковать такой развернутый психологический портрет было слишком рано для аудитории. Но ведь когда-то слишком рано для публики казалось обнародование информации о здоровье президента. А еще раньше - о его семье, о его хобби и привычках.

Мы не можем сказать с уверенностью, что информация о психическом здоровье человека, а скорее - о его психологических качествах - когда-то станет обязательной составляющей информации о кандидатах на высшие посты. Но сегодня это кажется невероятным. А завтра может стать нормой.

И когда человек говорит "да, я возглавлю свой народ", он должен как минимум понимать степень своей ответственности, а как максимум - подумать, сможет ли он это сделать? Хватит ли у него душевных сил? Достоин ли он? может ли он быть воплощением народа?

Мы также исходим из того, что человек, у которого априори нет качеств, необходимых для того, чтобы представлять народ, не может адекватно оценивать свои силы. А значит, мы вправе знать о некоторых "психологических особенностях" лидера. Хотя бы для того, чтобы делать правильный для себя выбор. Или не возлагать напрасных надежд.

***

Примерно с 2000 года в сознании ВАЮ хорошо прослеживается перманентное присутствие образа демонизированного врага. Анализ его речи и мимики показывает, что имеют место не просто PR-приемы в борьбе за власть - количество врагов и ненависть к ним постоянно растут (ранее – Медведчук, затем – Тимошенко, Жвания и т.д).

Борьбу с ними он воспринимает как "предначертанную свыше Миссию", не заботясь об имиджевых и рейтинговых потерях, даже публично демонстрирует неоправданную агрессию, мелкую мстительность, желание унизить и оскорбить, не задумываясь над абсурдностью обвинений.

Говоря о/с врагами, демонстрирует аффективную экспрессию, интеллигентная лексика уступает место грубости, хамству, вплоть до нецензурщины. ("ЮВ! Вы не уважаете тех, кто вас уважает. Не уважаете! Вам нужен конфликт, Вам нужно это блядское президентство!" – из распечатки телефонного разговора с Тимошенко) .

Еще нагляднее признаки возбудимой психопатии проявляются в спонтанно-стрессовых ситуациях, где еще сильнее появляются аффективная экспрессия и изменения лексики: "Да мой отец в концлагере за вас, холуев" – митингующим в Донецке после срыва партсъезда; "Ваше место возле параши!", в присутствии журналистов Билоконю.

Еще один пример – пресс-конференция 2005 года после критических публикаций о сыне, где уровень агрессии, истерики и хамства вообще вышел из-под контроля.

***

Анализ выступлений ВАЮ выявляет гипертрофированое акцентирование на собственной значимости, убежденность в своей непогрешимости, праве на истину в первой инстанции, безапелляционность суждений.

Речь изобилует местоимением Я, но ВАЮ избегает местоимения МЫ. Заметна исключительная вера в собственную мессианскую роль в судьбе "моей нации". Никогда не признаёт ошибок, ни публично, ни внутренне. Самокритика появляется только в том, что иногда обвиняет себя в излишней "мягкости" и "компромиссности" к оппонентам или впавшим в немилость фаворитам.

Несмотря на резкое падение рейтинга, демонстрирует искреннюю веру в правильность своих действий и неминуемость успеха. Мир воспринимается ВАЮ как враждебный, все свои проблемы объясняет заговорами и кознями врагов.

Заметен комплекс жертвенности (Иисуса Христа), на что указывают частые фразы: "я пожертвовал своим здоровьем и лицом ради Украины", "ради Украины я вынужден носить эту страшную маску". Видна динамика: собственная миссия приобретает все большие исторические масштабы, цели становятся всё более глобальными.

ВАЮ живет в самопридуманном мире, что объясняет очевидную неадекватность и некритичность оценок своей роли в происходящих процессах. Комплекс неполноценности подсознательно пытается компенсировать пренебрежением и презрительностью к людям, которых считает по статусу подчиненными себе.

Характерна эмоциональная окраска интонаций при произнесении местоимения "Я" и пренебрежительные, снисходительные – при местоимении "ОНИ".

Больше всего испытывает страх перед теми, кто находится рядом, что пытается компенсировать демонстративной презрительностью и требованием ценить близость к себе: "они стояли рядом со мной на Майдане", "я их на помойке нашел", "я им доверил власть".

Участники встреч ВАЮ со своей фракцией отмечают грубость, безапелляционность, нервную или даже истеричную реакцию на любые критические высказывания, в таких случаях обрывает на полуслове.

Характерна склонность к резонерству – многословности, длинным зачастую банальным речам, с элементами гипертрофированной патетики и морализаторства. При этом жестами (подергивание манжета, поправка очков, причмокивание) демонстрирует внутреннюю неуверенность в себе, страх быть непонятым. Нервно реагирует на отсутствие поддержки слушателей.

Многократные повторения, обыгрывания одной и той же идеи призваны компенсировать аффективность логики, предоставляя возможность и время для формулирования мысли. Такая структура речи отражает плохо развитое вербальное мышление и невысокие способности к синтезу и анализу.

ВАЮ вообще не склонен к рациональному логическому мышлению: все события воспринимает и оценивает исключительно в парадигме "правильно–неправильно" в контексте самосозданной картины мира.

В речах присутствуют многократные упоминания высших ценностей – патриотизм, честность, мораль, приверженность которым активно включена в его политический образ, что, по его мнению, дает право критики оппонентов, которых он обвиняет в их отсутствии.

Мировой опыт показывает, что образ такого политика бывает востребован частью интеллигенции, людьми, которые также видят себя носителями высших ценностей и глубоко уязвленных тем, что общество не замечает и не оценивает их "должным образом". Эта аудитория готова фанатично верить в объект своего поклонения.

ВАЮ безусловно обладает харизмой, но своеобразной, специфической, называемой в психологии "застарелой". Ее природа в акцентуации состояния аффекта, когда лояльные слушатели склонны вкладывать во внешне пассивного человека уникальные, даже сверхчеловеческие качества.

ВАЮ нельзя назвать аморальным или злым. Просто в своих суждениях и действиях он руководствуется собственным пониманием морали, шкалой оценки добра и зла, не стремясь соответствовать тем, которые приняты в обществе.

По-своему, он чрезвычайно искренен, во всяком случае, совершенно искренен в вере в собственную правоту. У ВАЮ обостренное чувство справедливости, которая также как и мораль является сугубо субъективной. В таком контексте легко объяснима раздвоенность морали ВАЮ.

Простые примеры. Считает себя искренне верующим православным, несущим высокую Миссию – создание единой поместной церкви, публично покровительствует сомнительным культам, жестко осуждаемых православной и католической церквами ("посольство Божье" Аделаджи и Черновецкого).

Проповедуя приверженностью семейным ценностям и патриархальным традициям, изменял первой жене, потакает беспутствам и "жизни в блуде" старших детей.

Любит повторять: "Я живу публично в этом государстве. Если у кого-то есть данные, которые демонстрируют мою неискренность, я никого не буду просить, чтобы они их не использовали", но выше приводились примеры аффективной реакции на критику в адрес себя или близких.

***

Вторая жена ВАЮ в ряде интервью отмечала, что их семья много лет живет "в атмосфере тревоги и ожидания опасности".

Неспособность поддерживать отношения с другими людьми ярко проявляется в фактическом отсутствии единой команды, которая так и сформировалась за всю его карьеру. "У ВАЮ нет команды. И уже не будет. Он потерял людей, которые искренне хотели вместе с ним двигать страну вперед", считает в прошлом близкий ВАЮ Гриценко.

Нет у ВАЮ и близких друзей, что говорит о неспособность к дружбе как таковой из-за патологической подозрительности. Выше отмечалось отсутствие в речи местоимения "МЫ", как показывает анализ, причина этого в барьере, который ВАЮ воздвигает между собой и "враждебным миром", с которым себя не ассоциирует и которому вынужден постоянно противостоять.

Жена ВАЮ признается, что круг его общения "очень ограничен". И она и сам ВАЮ, как правило, уходят от ответа, кого можно назвать его близкими друзьями. Только однажды, она сказала в интервью, что такие люди есть: "О. Я признательна Господу за таких людей. В: Назовете их? О: Не хочу. Могу сказать, что это те люди, которые крестили нашего сына Тараса, наших дочерей".

Тараса крестил Жвания, которого ВАЮ спонтанно вдруг заподозрил в своем отравлении, после чего "посланный Богом" друг стал вызывать патологическую ненависть и подвергся неадекватной травле.

ВАЮ и сам признает трудности в общении с людьми. Вот фрагмент его интервью:
"В: Кто из ваших детей больше всего похож на вас?

О: Мне кажется, Андрей. В определенных обстоятельствах я не люблю разговаривать, особенно в обществе некоторых людей. Это на меня немного давит, я даже теряюсь. А хочется быть самим собой. Андрей такой же немногословный. У него такие же черты. Он может днями себя развлекать, читать, играться на компьютере и не нуждаться ни в каких компаниях"
.

Характерно признание ВАЮ, что даже спортом занимается без тренера, предпочитая некомандные виды – горнолыжный, дайвинг. "Сегодня горные лыжи – мой любимый вид спорта. Тренируюсь всегда сам, без инструктора".

ВАЮ испытает затруднения даже в общении с семьей. Вот что рассказывает его жена:
"В: Когда ВА возвращается домой после особенно трудных дней, он бывает раздражен? Как это выражается?

О: Я бы сказала, что он на время замыкается в себе и не хочет общаться. Так он показывает, что был очень трудный день. В такие вечера В. вместо того, чтобы зайти к детям, поиграть с ними, может просто взять ужин и закрыться в себя в кабинете с какой-то книгой, а потом сразу лечь спать".


Даже в статусе лидера оппозиции ВАЮ вел уединенный образ жизни, что, по признанию жены, ее угнетало: "Вот весна придет – и снова будем каждые выходные проводить на даче. В. любит, чтобы и дети, и я туда ездили. И, если честно, я бы и по-иному время проводила, на какой-либо концерт сходила. Мы нечасто где-то бываем. Недавно были в Львове на концерте Билозир, потом долго сидели в кафе, разговаривали. Это мне на несколько месяцев культурная программа".

***

ВАЮ также присущ страх пережить неприятные ситуации. К примеру, принимая жесткие решения в отношении соратников, никогда не идет на предварительный или пост-фатум контакт и выяснение отношений.

Решения о своем увольнении многие экс-фавориты узнавали из СМИ, при чем в комментариях ВАЮ излагал, как правило, не факты каких-то проступков, а свои эмоциональные оценки: "они меня предали", "они не оправдали моих надежд" и т.д.

Имеет место заметная инертность психики. ВАЮ долго переживает травмирующие события. Старается избегать контактов с теми, кто внушают ему страх, неприязнь.

При этом даже пренебрегает своими конституционными обязанностями. К примеру, после начала политического кризиса 2 сентября этого года он отказывался от любых контактов с премьер-министром и лидером оппозиции.

Его публичные оценки ситуации и людей категоричны, экспрессивны, лишены каких-либо сомнений. Как следствие, не любит сложных ситуаций, многоходовых решений, людей, действия которых трудно упростить и понимать.

Не готов принимать быстрые решения в сложных, стрессогенных ситуациях, стремится отложить неприятные решения, надеясь, что высшая правда и справедливость, которые, безусловно, на его стороне, в конце концов, восторжествуют.

Анализ выступлений ВАЮ выявляет внутреннюю неуверенность в себе. К примеру, часто говорит о себе в третьем лице, используя оборот "президент сделал то-то и то-то". Такие формулировки свидетельствуют, что внутренне, подсознательно чувствуя свою ущербность, а право на принятые решения обосновывает для других и себя формальным, иерархическим статусом.

Если обстоятельств вынуждают на сложный шаг, требует визуального доказательства поддержки народа. Известно, что роспуском Рады в 2007 году потребовал от Тимошенко собрать на Майдане митинг, чтобы "глядя людям в глаза, ощутить их поддержку".

Даже карьерный рост давался ВАЮ с мучениями, порождая страх и сомнения. В 1993 года Гетьман и Плющ буквально заставили ВАЮ стать главой Нацбанка: "Иван Степанович хитростью заманил Ю. в парламент и поставил перед фактом необходимости его выступления и утверждения".

Сразу после назначения ВАЮ "повел себя довольно странно. Получив доверие парламента, он … взял длительный отпуск – по состоянию здоровья".

Назначение премьером также давалось с большими внутренними муками. Вспоминала его мать: "В. приехал ко мне перед назначением премьером, С ним много людей. Он попросил: Мама, выйдем. Обнял меня в соседней комнате: Такие обстоятельства создали вокруг меня, что отказаться от этой должности нет никакой возможности".

Не легче давалось и решение о выдвижении в президенты. В 1999 году ВАЮ отверг эту идею, хотя имел неплохие шансы. "Я не чувствовал ни малейшего желания принимать участие в президентской гонке", – признавал позднее.

Не испытывал энтузиазма, когда после отставки с поста премьера ему начали предлагать встать во главе оппозиции. Соратникам пришлось долго убеждать его, а он все тянул с решением.

Известно, что в ряде сложных ситуаций ВАЮ старается в буквальном смысле убежать от проблем. Так в декабре 2001-го ему удалось убедить влиятельных персон в Раде учинить политическую расправу над своим заклятым врагом Медведчуком, инициировав его отставку с вице-спикерства. Какового же было их удивление, когда за час до голосования выяснилось, что ВАЮ уехал из Киева, а часть обещанных им подписей депутатов исчезли.

Вот выдержка из телефонного разговора ВАЮ с Омельченко, обнародованного журналистом Панамарчуком:

"О: Как Вы могли так поступить, уехать в Винницу в день, когда голосуется первым вопросом Медведчук, и даже ни хера не сказали? Как Вы могли так поступить?!!

Ю: ...Они голосуют, Александр Саныч.

О: Я Вас прошу, вернитесь в Киев!

Ю: Есть, есть…".


Через 15 минут:

"О: ВА! Что Вы наделали?!

Ю: Александр Саныч…

О: Я же Вас просил вернуться с дороги назад!!!

Ю: Александр Саныч… та, ну, я с дороги… я, я в Виннице... Два с половиной часа.

О: Почему Вы продали меня?!!! Вы меня продали!!! Вы – предатель!!!".

Из этого отрывка видно, что даже в момент своего успеха ВАЮ оказался психологически сломлен, подавлен и дезорганизован.

Похожая ситуация произошла и после выборов 2002-го, когда его политсила добилась большинства в Раде. Но вместо того, чтобы держать ситуацию под контролем и формировать правительство, ВАЮ спешно уехал отдыхать. Тем временем президент выдернул из оппозиции несколько депутатов и оставил ВАЮ ни с чем.

ВАЮ обладает достаточно высокими интеллектуальными способностями, чтобы сформулировать свои глобальные цели, целостную картину желаемого результата. По информации СМИ, его IQ составляет 110.

ВАЮ – единственный политик, который сегодня имеет целостную идеологическую конструкцию своего видения идеального будущего страны, однако он не способен формулировать стратегию достижения результата, не приспособлен к созидательному труду. Сама необходимость процесса достижения результата вызывает у него отторжение.

Отсюда симптоматичны любимые способы времяпрепровождения – гончарное дело, рисование, народные промыслы, которые свидетельствуют о склонности к созерцательности и уединению. Это своего рода способ ухода от реальности, повседневной работы и активной умственной деятельности.

Не желанием ВАЮ трудиться на результат, его верой в свою уникальную Миссию нещадно пользуются фавориты, умело манипулируя и играя на его слабостях и фобиях.

Балога в одном интервью изложил ту мотивацию, которая постоянно звучит в ближайшем окружении ВАЮ: "такой мощной фигуре, как ВАЮ, как-то ни к лицу играться в рейтинговые гонки", "будущее ВЮ зависит только от воли Божьей и от него самого".

Источник: Украинская правда



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх