Харьковские физики открыли новую форму углерода, которая может стать основой для электроники будущего
+6
Об этом сообщается в статье на Liga.net.Открытие совершили Нина Крайнюкова из Физико-технического института низких температур НАН Украины и Евгений Зубарев с Физико-технического факультета ХПИ. Они открыли и протестировали новую модификацию углеродного волокна и назвали ее «углеродные соты». Эти соты способны хранить большое количество газа и жидкости в своей трехмерной структуре. Их можно использовать как легкое, энергоэффективное топливное хранилище.

Технология может стать решением проблемы хранения водорода, над которой в мире давно ломают голову: сегодня хранение водородного топлива обходится дорого, часто это еще и небезопасно. Таким образом, украинская технология может перевернуть индустрию водородного транспорта, которая до сих пор почти не развивалась из-за вышеупомянутой проблемы.

Но есть и другая сфера применения для открытия украинских ученых — микроэлектроника. «Если заполнить «соты» разными металлами и неметаллами, спектр электрических и магнитных свойств будет очень широким», — рассказывает Нина Крайнюкова. Это может полностью изменить внешний вид и возможности мобильных устройств.

На вопрос о коммерциализации разработки ученые отвечают уклончиво: «На данном этапе говорить о быстром коммерческом применении еще рано, мы сделали только первый шаг».

Дальнейшая работа над новой водородной формой будет проходить в кооперации с зарубежными учеными. «Их техническая база для исследований намного лучше нашей», — отмечает Крайнюкова.

Между тем в Украине вовсю ведутся работы в сфере технологий применения графена (еще одна форма углерода) в электронике. Команда ученых Харьковского физико-технического института уже несколько лет работает над технологией 3D-печати с использованием графена по заказу американской компании American Graphite Technologies Inc. Результаты исследований не раскрывают, однако ясно, что в случае успеха все интеллектуальные права на инновацию будут принадлежать американцам, которые финансируют разработки.

Примечательно, что хотя Нина Крайнюкова и Дмитрий Виноградов живут в одном городе и оба работают над углеродными технологиями будущего, они не знакомы друг с другом. Другие украинские физики узнали об открытии харьковчан из американского журнала. Это говорит о том, что научного сообщества в Украине по факту нет. Все работы ведутся индивидуально, часто энтузиастами на волонтерских началах либо при поддержке из-за рубежа. В Украине же бизнес и власть предпочитают восхищаться успехами извне, чем развивать внутренний потенциал.

Напомним, украинская профессор биохимии Марина Роднина получила премию Лейбница. Это одна из самых почетных наград в научном мире.Источник