Акулий жир - универсальное противовирусное средство
Холестериноподобное вещество скваламин, добываемое из тканей акул и миног, способно отражать атаки самых разных вирусов, для многих из которых до сих пор нет эффективных вакцин.

Исследователи из Медицинского центра Джордтаунского университета (США) сообщают, что скваламин — холестериноподобное вещество, получаемое из тканей акул, — может оказаться универсальным противовирусным препаратом. Впервые скваламин привлёк внимание учёных в первой половине 1990-х годов. Вскоре у него обнаружилась способность тормозить рост кровеносных сосудов; его стали применять в онкологии и при лечении некоторых заболеваний сетчатки глаза. Но главная интрига, связанная со скваламином, оставалась не вполне разъяснённой.

Дело в том, что акулы, в силу древности происхождения, не имеют совершенной системы иммунитета, но в то же время успешно отражают атаки инфекционных патогенов, губительных для других, более «продвинутых» морских обитателей. Это говорит о том, что у акул есть какая-то особенная уловка, позволяющая им выживать со своим слабым иммунитетом. Как оказалось, скваламин может работать в виде универсального противовирусного щита. Его молекула имеет положительный заряд, и, проникая в клетку, скваламин способен вытеснять некоторые положительно заряженные белки с внутренней (отрицательно заряженной) поверхности клеточной мембраны. Многие из этих белков являются ключевыми для воспроизводства вирусов, и без них в нужном месте жизненный цикл вируса нарушается.

То, что скваламин действует не на сами вирусы, а на клетки организма, делает его труднопреодолимым препятствием: вирус не сможет выработать устойчивость к нему. При этом он способен одинаково противостоять самым разным видам вирусов. Как пишут исследователи в журнале PNAS, скваламин делал культуры человеческих клеток устойчивыми к вирусу лихорадки Денге и гепатитов В и D. В экспериментах на животных он отражал атаки жёлтой лихорадки, мышиного цитомегаловируса и восточного лошадиного энцефаломиелита. Скваламину хватало нескольких часов, чтобы сделать клетки устойчивыми к вирусу, что сопоставимо с временем, которое требуется для размножения самому вирусу.
Правда, скваламин может проникать не во все клетки, а только в клетки печени и кровеносных сосудов. Что до его природных хозяев, то, по словам ученых, у акул и миног в других тканях есть его аналоги, выполняющие ту же функцию «дополнительного иммунитета». Для медицинских же целей придётся эту молекулу каким-то образом модифицировать. Но даже сейчас антивирусные свойства вещества и связанные с ним перспективы не могут не впечатлять — ведь против многих возбудителей, которые не способны преодолеть скваламиновый барьер, до сих пор нет более или менее эффективных вакцин.

источник profinews.com.ua