,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Москва. Как много денег в этом звуке
  • 28 сентября 2013 |
  • 12:09 |
  • yurriy73 |
  • Просмотров: 608
  • |
  • Комментарии: 7
  • |
-1
Москва. Как много денег в этом звуке
В 2016 году средняя зарплата в столице составит 77203 рублей

Москва и дальше будет кататься как сыр в масле – в 2016 году средняя зарплата ее жителей достигнет 77203 рублей. Это следует из прогноза столичного департамента социально-экономического развития на 2014 - 2016 годы, который оказался в распоряжении «Комсомолки». Сейчас, судя по документу, москвичи зарабатывают тоже не кисло, и впредь будут только богатеть:

Москва. Как много денег в этом звуке


Конечно, и для Москвы эти цифры – средняя температура по больнице. Реальный разброс зарплат огромен. По данным Мосгорстата, больше всего заколачивают в столичной «нефтянке» – 217129 рублей, аудиторских конторах – 179442 рубля, банках – 116722 рубля, предприятиях оптовой торговли – 100825 рублей, табачных фабриках – 95836 рублей, в Мосэнергосбыте – 72886 рублей. Ниже среднего платят в строительных фирмах – 54811 рублей, НИИ – 51185 рублей, в организациях здравоохранения и соцзащиты – 48238 рублей, школах и вузах – 46276 рублей.

Но все равно, по сравнению с остальной Россией московские зарплаты – это небо и земля. Вот как, по данным Росстата за первое полугодие 2013 года, зарабатывают в регионах (подробная таблица опубликована в «Российской газете», мы ограничимся лишь данными по федеральным округам):

Москва. Как много денег в этом звуке


Да, в регионах имеются свои куркули: в Югре и ЯНАО средние зарплаты вполне московские – 52509,1 и 70981,2 рублей соответственно. Но в целом выходит, что Россия живет беднее своей столицы почти в 2 раза. Как уменьшить это неравенство?


– Картина Росстата по Москве неполная, она учитывает только средние и крупные зарплаты, – отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор Наталья Зубаревич. – Лишь крупные и средние столичные предприятия и организации сдают отчетность в Росстат. Мы не знаем, сколько зарабатывает малое предпринимательство и самозанятые москвичи.

Если смотреть структуру занятости, в Москве высокая заработная плата формируется: а) постоянным повышением зарплат чиновников и б) опережающим ростом зарплат (уже сегодня высоких) в социальной сфере. Свою лепту вносит и крупный частный бизнес, который платит сотрудникам зарплату через банки.

«СП»: – «Вилка» между зарплатами в Москве и в регионах растет?

– Неравенство по заработной плате в целом по России, между регионами, сокращается – это показывают все измерения, и это хорошо. Но сокращается исключительно за счет перераспределения нефтяной ренты. Не за счет ускоренного развития экономики регионов, а за счет того, что периферийным бюджетникам добавляют зарплату. Это очень неустойчивый фактор, как вы понимаете.

«СП»: – Минувшей весной спикер Совфеда Валентины Матвиенко предложила перевести главные офисы госкорпораций в регионы, где они осуществляют основную деятельность. «Газ в Москве только на кухне, поэтому головной офис «Газпрома» надо перевести в Тюмень, «Роснефть» - в Сибирь, «Ростехнологии» и РЖД - на Урал, «РусГидро» - в Красноярск, «Росэнергоатом» - в Поволжье, «Роснано» - в Калининград и так далее, то есть сделать реальную дифференциацию экономической жизни», - сказала Матвиенко. Путин идею поддержал, но с оговорками – «сделать нужно так, чтобы не оголить казну Москвы» – а дальше тема и вовсе заглохла. Таким путем можно сгладить неравенство между регионами?

– Это важно для бюджетов субъектов Федерации – речь идет о налогах, которые госкорпорации сейчас платят в Москве. А с точки зрения роста региональных зарплат – совсем не важно. Ну, сколько людей в офисах госкорпораций работает? Несколько сотен человек. Они никак не изменят показателей по средней заработной плате.

Пока не будет внятной децентрализации, деньги будут сидеть в Москве. Нужно запустить процессы, которые могли бы стимулировать активность в регионах, а вовсе не меры, которые предлагает Валентина Ивановна Матвиенко: подарки региону А, потом региону Б – в виде «Транснефти» или «Газпрома». Это не системное решение, а переход на ручное управление.

Только когда полномочия и ресурсы начнут в большей мере концентрироваться на региональном уровне, разрыв между Москвой и остальной Россией будет сокращаться. Это простая задача, но при существующей политико-экономической системе я возможностей для такого сокращения не вижу.

Даже внутри условной «России-1» (ее составляет население крупнейших городов – если брать только миллионники, в них живет 22% населения страны) дифференциация гигантская. Ни Самара, ни Нижний Новгород, ни Новосибирск так не развиваются, как Москва. Одно дело – образ жизни и система ценностей населения в крупных городах (они близкие), другое – финансовые ресурсы, которые остаются сверхконцентрированными именно в столице. Это – прямое следствие сверхцентрализованного государства.

«СП»: – Насколько децентрализация увязана с реформой экономики, ведь нынешнюю сырьевую модель она не затрагивает?

– Одна из важнейших причин сверхцентрализации – жизнь на сырьевую ренту. Когда доходы у вас получаются из немногих источников, их нужно централизовать, чтобы потом перераспределять. Иначе одни живут супержирно, а другие супербедно.

Это в целом уже сделано. Так, налог на добычу полезных ископаемых полностью собран в федеральном бюджете. НДС, который, в основном, генерируют Москва, Питер и Московская область – тоже. Никто не говорит, что эти налоги надо отдавать в регионы – они очень неравномерно распределены по стране. Мы говорим о другом: в регионы нужно отдавать налог на прибыль и создавать более прозрачную систему выделения трансфертов. А главное – давать регионам больше полномочий, не регулировать сверху каждый чих.

Децентрализация должна быть двухшаговой: центр отдает полномочия регионам, а регионы – муниципалитетам. Только тогда у крупных городов – потому что все они муниципалитеты, кроме Москвы и Питера – появится больше ресурсов и пространства для маневра.

«СП»: – Сколько времени может занять децентрализация?

– Ничего быстро, к сожалению, сделать нельзя – это постепенный процесс. Нужно тупо, медленно, шаг за шагом делать движение в нужную сторону. Россия – дико неравномерная страна по уровню развития, и никакой мгновенной децентрализации у нас быть не может. Иначе одни останутся без ресурсов, а у других их будет слишком много.

Вообще, ключевую проблему – нефтяная рента сидит в федеральном центре – быстро решить нельзя. Но что можно и нужно сделать сразу – распределять ее по прозрачным критериям. Сейчас только четверть денег из федерального бюджета распределяется по внятной формуле, остальные три четверти – как начальство захочет…

«СП»: – Как регион за «Единую Россию» проголосует…

– И это тоже – есть дотация на сбалансированность, которая дается с учетом результатов голосования.

Да, мы исторически сверхцентрализованная страна, у нас очень неравномерное распределение доходов от налогов по территории. Это – объективные барьеры, но не надо их усугублять. Есть институциональные механизмы, которые снижают масштабы московской ренты. Столица должна жить на доходы от своего имущества, ренты на землю, налогов от малого и среднего предпринимательства, а не с налогов «Газпрома». С другой стороны, даже на этих условиях, Москва будет жить лучше остальной страны – это реальность, порушить которую в одночасье невозможно…


– Нынешняя политическая и экономическая модели России завязана на гиперценрализованную Москву, более того, на ее непрерывное разбухание и рост, – уверен председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Это неотъемлемое свойство нынешней системы. Поэтому, независимо от происходящего в мировой экономике, Москва будет богатеть относительно других субъектов федерации, а субъекты, не говоря о малых городах и муниципальных районах, – продолжать беднеть.

Изменить ситуацию можно, если пойти на ряд конкретных мер. Прежде всего, необходим перенос политической столицы государства за Урал – в Сибирь или на Дальний Восток. Москва останется при этом деловым центром страны – российским Нью-Йорком. А новая политическая столица даст импульс развитию регионов.

Необходимо также проведение полномасштабной – не «отверточной» – новой индустриализации и создание в регионах современных производств. Только так можно перевести туда рабочие места и центры создания прибыли.

Важны и внешнеполитические решения. Для децентрализации нужно строить Евразийский союз не через надстройку – Таможенный союз – а через промышленную кооперацию и создание новых экономических «тигров». Например, в том же Таджикистане. За счет этого, помимо перераспределения источников доходов, снизится хаотическая миграция из азиатских республик в Россию.

Наконец, последнее – нужно сделать упор на малоэтажную урбанизацию России, ставку на просторное расселение в регионах. Это расселение должно обеспечиваться новыми рабочими местами, транспортной и энергетической инфраструктурами.

Вот тогда и разрыва в доходах Москвы и регионов не будет. А без перечисленного разговоры о ликвидации регионального неравенства – ни о чем, ничего они не изменят...

Андрей Полунин

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх