,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


«Булава» оказалась булавкой?
  • 22 сентября 2013 |
  • 16:09 |
  • yurriy73 |
  • Просмотров: 970
  • |
  • Комментарии: 12
  • |
-14
«Булава» оказалась булавкой?
Министр обороны не исключил, что полтора десятилетия работы над новой стратегической ракетой кончились ничем

Под занавес валдайского форума министр обороны РФ Сергей Шойгу сделал обескураживающее заявление. Из сказанного следует, что он допускает: нашему флоту, не исключено, придется отказываться от принятой на вооружение в минувшем году твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава».


Чтобы было понятнее, о бедствии какого масштаба может идти речь, напомним: 6 сентября нынешнего года в акватории Белого моря в ходе государственных испытаний только что построенного атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Александр Невский» проекта 955 «Борей» экипаж произвел очередной, девятнадцатый по счету, подводный пуск «Булавы» по полигону Кура на Камчатке. Ракета штатно вышла из контейнера. Но на второй минуте полета произошел неизвестный пока сбой в бортовой аппаратуре и «Булава» грохнулась в море.


Это была восьмая авария с этой системой оружия с 2004 года. Получается, 40% пусков завершились неудачами. И хоть понятно, что создание новых ракет такой сложности никогда не проходит без сучка и задоринки, муки, в которых рождается «Булава» выглядят уж слишком запредельными. В итоге создателю нового оружия академику Юрию Соломонову, с 1998 года руководившему этой программой, в 2009 году пришлось оставить пост генерального директора Московского института теплотехники. Правда, генеральным конструктором «Булавы» его пока оставили.


Несмотря на все злоключения, после пяти подряд успешных пусков «Булавы» прежний министр обороны Анатолий Сердюков в 2012 году объявил, что новый комплекс принят, наконец, на вооружение. Всего пять успешных пусков подряд - это очень и очень мало. Скажем, в советские годы при испытаниях ракеты Р-39, которой были вооружены АПЛ «Акула» проекта 941, из первых 17 пусков было «запорото» больше половины. Но была проведена серьезная доработка. Затем - еще 13 пусков. Успешными из них оказались 11. Лишь после этого Р-39 приняли на вооружение.


Но теперь-то страна другая и порядки в ней другие. К 2012 году огромные казенные миллиарды были сожраны незадавшейся программой, первый атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» давно стоял у причала, на верфях в Северодвинске ударно клепали его собратьев, сильно похудевшая морская составляющая российской ядерной триады настойчиво требовала неотложного обновления. Похоже, решено было, что лучше иметь на вооружении хотя бы такую ракету для «Бореев», чем никакую.


Не потому ли за весь 2012 год «Булавой» не рискнули выстрелить ни разу? Запланированные пуски откладывали по самым разным причинам. Даже по такой экзотической, как неблагоприятная ледовой обстановка в Белом море. Но вот в нынешнем сентябре пришлось. И шило снова вылезло из мешка.


Возможно, поэтому реакция руководства страны на этот раз оказалась самой жесткой. Госиспытания «Александра Невского» и его собрата - атомного подводного крейсера «Владимир Мономах», было велено приостановить до выяснения причин новой неудачи. Это означает, что в 2013 году, как планировалось, флот эти корабли не получит. Чтобы работы над «Бореями» продолжить, по решению министра обороны предстоит провести еще не менее пяти дополнительных пусков «Булавы». Вся партия этих ракет, выпущенных в Удмуртии Воткинским заводом, будет проверена. Группы проверяющих с понедельника работают и в Московском институте теплотехники, спроектировавшем «Булаву». Уже обещано, что будут сделаны и суровые кадровые выводы.


Версии высказываются самые разные. Но обращает на себя внимание стремление высоких должностных лиц снова все свести к одним лишь нарушениям технологической дисциплины на заводе. Предположения о гипотетических просчетах в конструкции «Булавы» чиновники и военные гонят от себя, как кошмарный сон.


Во всяком случае, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий ВПК, поспешил заявить, что причиной неудачного пуска 6 сентября, скорее всего, стал «технологический сбой при производстве не серии, а одной штатной ракеты». Ну, то есть – слесарь дядя Вася опять что-то там «на одну крутку не докрутил». А с дяди Васи какой спрос? Разогнать военную приемку, лишить слесаря премии. И снова за дело.


Как вообще можно делать такие выводы тогда, когда комиссия во главе с главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом Виктором Чирковым только собирает чемоданы для срочной командировки в Воткинск? Когда по опыту известно, что самые первые результаты работы появятся не ранее, чем через месяц?


Да и элементарной логике высказывание Рогозина противоречит. Ведь в Воткинске одним и тем же «дядям Васям» приходится клепать не только «Булаву». Там же делают, к примеру, и межконтинентальные «Тополя-М» для Ракетных войск стратегического назначения и высокоточные ракетные комплексы «Искандер» для Сухопутных войск. Только те «Тополя» и «Искандеры» регулярно стартуют туда, куда надо. А «Булавы» с атомоходов сыпятся в волны, как перезрелые яблоки глубокой осенью.


Если бы Шойгу придерживался той же точки зрения, что и Рогозин, зачем бы тогда ему приказывать отстреливать не менее пяти серийных ракет и останавливать испытания новых атомоходов? Мало того, упомянутое заявление министра обороны на Валдае тянет на подлинную сенсацию. Вопрос перед министром был поставлен так: не планирует ли Россия после очередного неудачного испытательного пуска, произведенного с борта атомной подводной лодки «Александр Невский» 6 сентября нынешнего года, менять «Булаву» на другую ракету? Генерал армии отрезал:


- Пока мы не выясним все, этого делать не будем.


Это что же получается? Министр обороны допускает, что многолетние хронические неудачи с новым ракетным комплексом для подводников-стратегов связаны не только с производственной дисциплиной заводчан и военных приемщиков? Что все – намного хуже?


Если это правда, тогда – крах. Потому что на самом деле «Булаву» на «Бореях» сегодня заменить невозможно. Шахты и «Юрия Долгорукого», уже переданного Северному флоту, и «Александра Невского» с «Владимиром Мономахом» сделаны только под нее. Поставить на эти корабли те же жидкостые ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер», успешно испытанные в 2011 году, не получится. Габариты не позволят. «Лайнер» и его предшественница «Синева» годятся только на старые, проверенные атомные подводные ракетные крейсера проектов 667 БДР и 667 БДРМ.


Правда, в прессе появлялись сообщения, что многолетние разработчики межконтинентальных баллистических ракет для подводных лодок из Миасса, давно отстраненные Минобороны и академиком Соломоновым от вооружения «Бореев», чуть не по собственной инициативе и за свои деньги разработали оружие, которое, как будто бы потенциально способно заменить «Булаву». Они сумели модернизировать старую, проверенную «Синеву» под габариты ракетных шахт атомных подводных крейсеров проекта 955. Получившийся вариант пока носит название Р-29РМУЗ.


На нем увеличен диаметр прежнего корпуса первой и второй ступеней и уменьшена длина ракеты. Бортовая система управления может быть той же, что и на «Булаве». Боевая часть – с восемью боевыми блоками. Это если оснащать их средствами прорыва системы ПРО. И с десятью – если не оснащать.


Если будет принято решение отказаться от «Булавы», ничего лучшего у нас нет. Конечно, запустить в серию новую ракету – это годы работы и дополнительные огромные затраты. Но что же делать?


Конечно, Р-29РМУЗ - это жидкостная ракета. Как и Р-29РМУ2 «Синева». Они ничего общего не имеют с твердотопливным сухопутным «Тополем-М». А ведь в 1998 году, когда история с «Булавой» только начиналась, академик Соломонов и тогдашний министр обороны Игорь Сергеев сумели убедить президента Бориса Ельцина, что именно за твердотопливными ракетами будущего нашего флота. Что унификация «Булавы» и «Тополя-М» позволит казне сильно сэкономить, а морякам – быстро обзавестись новыми грозными подводными крейсерами.

Что никакой унификации в итоге не получилось – известно давно. А теперь, кажется, придется признать, что и вообще получился самый дорогостоящий в мире пшик по имени «Булава»..






Евгений Лиманский, Сергей Ищенко

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх