,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Дело труба
  • 15 мая 2013 |
  • 19:05 |
  • Alive |
  • Просмотров: 470
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
-8
«Снявши голову, по волосам не плачут» (народная пословица)

5 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге был подписан меморандум между концернами «Газпром» и «Europol Gaz» о строительстве в 2018-2019 гг. второй очереди газопровода «Ямал – Европа». Стоит напомнить, что за два дня до этого события, в минувшую среду, 3 апреля, президент России В. Путин поручил главе ОАО «Газпром» А. Миллеру «проработать» вопрос о строительстве еще одного газопровода в Европу. Речь шла о новой «трубе» рядом с газпромовским газопроводом «Ямал-Европа», пересекающим с середины 1990-х годов Республику Беларусь с востока на запад.

Объявление о новой трубопроводной стройке стала мировой сенсацией, так как вряд ли кто ожидал, что после начала строительства Южного потока и второй очереди газопровода Nord Stream, Газпром начнет подготовку сооружения еще одного трансконтинентального газопровода. Безусловно, определенная мистика в данном начинании присутствует и заключается она в том, что Беларусь на церемонии подписания контракта не упоминалась. Нет белорусского транзита. Можно строить, как говорится, по головам белорусов все, что угодно. Так со временем, решив проблему БЖД, подпишут контракт с Польшей и Германией о строительстве сверхскоростной магистрали «Берлин –Москва» без остановки в Минске. Действительно, а зачем…

Почему не раньше?

Но ведь история газопровода «Ямал-Европа-2» тянется не первое десятилетие и о проекте вспомнили только тогда, когда Беларусь потеряла газовый транзит . В любом случае стоит напомнить основные ограничения, блокирующие в свое время строительства второй очереди данной газовой коммуникации. Прежде всего, препятствия со стороны Варшавы:

- не разрешаемая в течение почти полтора десятилетия проблема оформления собственности над польским участком газопровода «Ямал-Европа»;

- жесткая ценовая политика официальной Варшавы в отношении российского природного газа, сопровождаемая масштабной и непрерывной антироссийской пропагандисткой компанией в польских СМИ;

- польская транзитная политика - решительное неприятие строительства обходного газопровода «Ямал-Европа» и одновременное стремление поставить под свой контроль российский транзит через польскую территорию (последний пункт и сыграл в итоге существенную роль в начале проекта «Ямал-Европа -2»).

Были проблемы и с белорусским партнером:

- абсолютно недоговороспособное руководство РБ, нарушающее практически все подписанные и ратифицированные соглашения;

- сохранение за монопольным белорусским транзитером «Белтрансгаз» диспетчерских функций по отношению к находящемуся в собственности Газпрома газопроводу «Ямал-Европа»;

- постоянные попытки официального Минска использовать статус транзитера российских энергоносителей в собственных внешнеполитических целях, шантажируя то Запад, то Восток.

Оказалось, что все эти вышеперечисленные региональные, если не сказать лимитрофные риски, о которых автор этих строк не раз писал в 2007-2010 гг., можно, при наличии денег и четко спланированной политике, вполне преодолеть.

Белорусская версия «Ямал-Европа – 2»

Стоит напомнить, что после 2007 года, когда Газпром, после тяжелого российско-белорусского нефтегазового кризиса зимы 2006-2007 года уже активно втягивался в строительство газопровода «Nord Stream», белорусское руководство, понимая, что перспектива наращивания газового транзита через белорусскую территорию улетучивается на глазах, приступила к активному лоббированию строительству второй очереди газопровода «Ямал-Европа». В Москве появилось несколько пропагандистских материалов, подкрепленных псевдоаналитическими выкладками, были ангажированы несколько видных российских экспертов в сфере энергетики, а также проведены несколько российско-белорусских конференций и «круглых столов».

Нельзя умолчать и о том, что в российском экспертном сообществе, особенно его технократической части, оболваненной пропагандой идеями российско-белорусского братства и союзного строительства, в то время встречались искренние сторонники немедленного строительства газопровода, который имел бы серьезный антиукраинский потенциал (!), способствуя большей покладистости официального Киева. 2008-2009 годы был периодом очередного резкого обострения российско-украинских отношений в газовой сфере. Это, безусловно, учитывалось белорусским руководством и использовалось в пропагандистском плане.

Минск торопился…

С 2007 года начался процесс выкупа 50% акций ОАО «Белтрансгаза» - эта был, как мы сейчас видим, стратегический компромисс. Считалось, что белорусские власти ничем не рисковали, так как половина акций не означала монопольного контроля Газпрома над белорусским транзитером, но решение было символичным и его символизм был заложен в цене «ржавой трубы».

Основная часть «трубы» «Белтрансгаза» действительно не блещет «здоровьем». В конце 1990-х и начале 2000-х годов ремонтные службы периодически меняли целые участи газовой магистрали.

Ценность «Белтрансгаза» заключалась в том, что он держал руку на пульсе российского газопровода «Ямал – Европа». Однако представить себе, что на белорусской территории будут два транзитера и один из них российский, в то время А. Лукашенко не мог. Тем не менее, Россию с 2007 г. частично «допустили» к газовому транзиту, т.е. Минск уступил… Необходимо было срочно компенсировать уступку.

В виду создавшейся ситуации, задача белорусской стороны в борьбе за вторую очередь газопровода «Ямал-Европа» оказалась стратегической: Лукашенко хотел не только сохранить свой контроль над российским углеводородным транзитом, но и нарастить его, получив под свой «зонтик» новую газовую «реку». Понятно, что превратившись в крупнейшего, причем учитывая несменяемый характер власти в Республике Беларусь, единоличного контролера российского газового транзита, А. Лукашенко мог бы считать свою власть пожизненной. Никто бы не покусился на «крутильщика газового крана». Более того, российский газ должен был стать основой для устойчивой власти правящей династии.

Стоит напомнить, что никто не опровергает важное, но, естественно, не уникальное геополитическое положение Республики Беларусь в регионе. Но вот реализация этого геополитического статуса предполагает невозможность не учитывать роль республики при любом региональном раскладе: военно-стратегическом, энерготранзитном и т.д.

Географическое положение РБ не является достижением или собственностью семьи А. Лукашенко, а по сути, является природным свойство Беларуси. Однако когда геополитика становится внутриполитическим контекстом, то беды не миновать. Это и явилось одной из причин того, что попытки А. Лукашенко в конце 2010 – х годов навязать Москве строительство второй очереди газопровода «Ямал-Европа» провалились. Помимо польских рисков, свою роль сыграл фактор белорусской политической нестабильности (недоговороспособность А. Лукашенко, попытки использовать газовый транзит в качестве подпорки собственного политического режима и в качестве международного шантажа).

В разгар инициированной Минском пропагандистской кампании по строительству второй очереди газопровода «Ямал-Европа» автор этих строк писал (12.01.2009 г.): «белорусскому истэблишменту необходимо прекратить морочить себе и соседям голову, ожидая, что Газпром неожиданно «одумается» и вернется к идее строительства второй очереди газопровода «Ямал – Европа». Во-первых, Беларусь в данном проекте, не является ключевым звеном. Проблема только частично связана с Минском, а в большей степени с Варшавой. Стоит напомнить, что в свое время Польша выступила против строительства второй очереди «Ямала», не желая подвести своего стратегического союзника – Украины. В те годы в Варшаве прекрасно понимали, что дополнительного газа не будет и удвоение мощности «Ямал – Европа» возможно только в случае «похудания» украинского транзита. Строить новый газопровод, страхуясь от непредсказуемости Киева, через столь «ответственных» транзитеров, как Варшава и Минск, все равно, что менять шило на мыло.

Второй очереди «Ямал – Европа» пока не будет. Кремль и российский Белый Дом в этом плане едины в своих решениях.

Но, с другой стороны, пока обходные газопроводы не введены в строй, вторая очередь «Ямал – Европы», будь она построена, не осталась бы сейчас без работы. Автор этих строк уже лет пять, касаясь данной темы, отмечает, что если так уж белорусам нужен новый газопровод и если его строительство столь дешево, то ничто не мешает белорусам простроить его самим.

Нет денег - можно собрать инвестиции, выпустить акции для народа и т.д. Построить, чтобы потом сдавать в аренду тому же Газпрому. Но, видимо, в сознании правящей белорусской элиты не укладывается, что для того, чтобы получить деньги от белорусского транзита, необходимо в него вложить собственные деньги, а не годами сочинять в СМИ сказки, что некие «зарубежные эксперты» и «источники из российского правительства» «разделяют уверенность» Минска в «незаменимости» и «исключительно выгодности кратчайшего пути российского газа в Европу через Беларусь». Во всяком случае было бы смешно ожидать, что Россия построит за свои деньги газопровод, а белорусы с поляками им будут управлять. Эти времена прошли» (http://politoboz.com/content/gazovaya-klyushka?page=2).

Итак, прошло четыре года. Белорусский газопровод уже давно работал бы… если бы его построил Минск. Думается, что и деньги, вложенные в газопровод, давно бы окупились.

Опоздали…

Но сейчас, когда проблема белорусского транзита решена, новый газопровод будет российским или российско-польским, если забыть, что польский концерн «Europol Gaz» является совместным предприятием с Газпромом. Одновременно планируемый газопровод отражает новую ситуацию, как на польском, так и на белорусском «участках».

Прежде всего, Польша. Ситуация с собственностью на польский участок газопровода «Ямал-Европа» более-менее урегулирована, новый газопровод не вмешивается в газовую стратегию Польши и, судя по озвученным мотивам строительства Газопровода, новая порция российского газа не навязывается Польше. Если Варшава находит особую прелесть в норвежском газе, то никто не может ее заставить изменить свои привязанности. Главное в том, что в результате строительства «Ямал-Европа - 2», Польша получит транзитный газовый хаб на Словакию и Венгрию. А ведь по идее такой хаб, только российско-белорусский, мог быть создан на белорусской земле еще лет десять назад.

В апреле 2002 года была заключен целый комплекс российско-белорусских соглашений о развитии газового транзита по белорусской территории. Согласно данных соглашений, на базе ОАО «Белтрансгаз» должно было быть создано российско-белорусское газотранспортное предприятие. По сути, уже в первом десятилетии XXI века должен быть создан тот самый транзитный хаб, который сейчас планируется через пять лет сформировать в Польше. Однако вместо кропотливой работы по распределению функций и сфер деятельности, Минск не захотел делиться с Газпромом. В итоге, России предложили выкупить «ржавую трубу» по неподъемной цене. Понятно, что 5 млрд. долларов плюс самые низкие цены за природный газ в Евразии – фактическая плата за то, чтобы А. Лукашенко и те, кто придет за ним на пост главы белорусского государства навсегда отказался от каких-либо попыток снова перехватить российский газовый транзит в Европу.

Причины того, что Беларусь умудрилась упустить не просто огромный инвестиционный проект, носящий трансконтинентальный характер и укрепляющий ее геополитические преимущества, но и потерять статус газового транзитера находятся не только в явно завышенном самомнении А. Лукашенко и неспособности белорусского руководства и экспертных кругов рассчитать перспективы как российской энергетической политики в Восточной Европе, так и значение строительства Nord Stream, но и в восприятии белорусским политическим классом России и ее ресурсов в формате естественного сырьевого советского наследства для Минска. Стоит напомнить абсурдные заявления некоторых белорусских провластных экспертов, что Nord Strteam никогда не будет построен, так как он пройдет по донным захоронениям химических боезапасов. Да и сам А. Лукашенко называл Nord Stream «самым дурацким» проектом Газпрома и России.

Вместо поиска взаимопонимания и взаимовыгодных проектов Минск годами паясничал на трубах и надувал щеки чужим газом, едва не лопаясь от транзитного чванства.

Не нужен…

Возрождение проекта второй очереди газопровода «Ямал-Европа» свидетельствуют, что Россия решила белорусскую транзитную проблему. Это исключительно важно, так как свидетельствует о том, что российское руководство не намерено привлекать А. Лукашенко к каким-либо глобальным проектам в Восточной Европе. Действительно, если белорусскому президенту невозможно поручить простую газовую транзитную «трубу», то, что уж говорить об «Искандерах» и т.д.

Одновременно, чем больше Республика Беларусь будет включена в транснациональные проекты, тем меньше у А. Лукашенко окажется возможностей для политического маневра. Выкупив у белорусского президента газовый транзит, Россия резко снизила политические риски от непредсказуемой белорусской внешней политики.

Вместо совместного владения газовым транзитом республике достанутся налоги и плата за транзит. Естественно, Минск будет стремиться навязать Газпрому свои строительные организации, хотя думается, что в Москве не забыли с какими муками вводились газоперекачивающие станции на первой очереди «Ямал-Европа», возводимые белорусские строителями. И все…

Украинский след?

Стоит обратить внимание и на «украинскую версию» реанимации проекта. Ссылки на то, что проект второй очереди газопровода «Ямал - Европа» заявлен в качестве очередного инструмента давления на Украину вызывают удивление. Газпром возьмется за проект нового газопровода через Беларусь только после ввода в строй Южного потока, который наряду со второй очередью Nord Stream фактически ликвидирует украинский газовый транзит. Просто Словакия и Венгрия остаются севернее ветки Южного потока, который идет в Европу по Балканам.

Вторая очередь «Ямал –Европа» должна закрыть возникающую «газовую дырку», которая до настоящего времени обеспечивается российским газом посредством украинской газотранспортной системы.

Перешагнули…

Любопытно, что если у Беларуси газовый транзит выкупили (деньги, вырученные за проданный «Белтрансгаз» давно проедены), то Украине, в случае ввода в строй Южного потока, останется только собственное национальное достояние («лакомые куски» в белорусской интерпретации) в виде никому не нужной ГТС, но бесплатно.

Россия близка к тому, чтобы просто перешагнуть Восточную Европу и предоставить ее самой себе. В общем, у тех, кто считает, что можно лимитрофным «плетнем» огородить соседа, вместо того, чтобы договариваться и делиться, все явно завышенные надежды рано и ли поздно вылетают в «трубу». В данном случае - газовую. И это только начало…

А. Суздальцев, Москва,

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх