,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


А у Толи и у Веры обе мамы тамплиеры.
  • 21 февраля 2013 |
  • 05:02 |
  • Alive |
  • Просмотров: 474
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
•В те старинные времена, когда все дети были пионерами, а их мамы - инженерами, мне часто доводилось слышать такой вопрос, обращённый ко мне, либо же к моим подругам: «Почему ты дерёшься ногами / хамишь учителю / швыряешься из окна помидорами (а также яйками и прочим млеком)?!!! Ты же девочка!». Также меня стыдила учительница труда, которая не понимала, почему я не хочу шить блузу, ночнушку или трусы (да-да, мы на уроках труда шили трусы, запошивочным швом). И снова раздавалось душераздирающее: «Ты же девочка!». Кстати, если кому-то очень интересно, шить я сейчас умею и вовсе не потому, что уродилась дамского пола и вида. Так вот, после всех этих ужасных стенаний, мы все делали закономерный вывод: драться, хамить, швыряться и грубо игнорировать пошив ужасных ситцевых трусов, по большому счёту, можно. Если ты - мальчик. Но это мемуар-ностальжи для присказки, ибо сказка будет впереди!

...Повторюсь, что дело было в Стране Советов, где активное залезание дамы на трактор и под трактор, а также пилотирование, конструирование и расщепление атома не являлись сугубо мужскими деяниями. Хочется расщеплять - берёшь и расщепляешь! Напротив, сугубо дамские занятьица - манекенщица, маникюрша, косметолог, стюардесса, и, наконец, домохозяйка, считались в СССР не самыми почётными. Женщине полагалось совершать трудовой подвиг, и, лучше всего, проводить рабочий день в суровой борьбе. Искать лёгкого счастья? Ни за что! В книгах, статьях и фильмах постоянно обыгрывался сюжет - девушка хочет иметь эффектную, красиво-дамскую работу, а потом идёт заниматься Большим и Трудным Делом. Хорошо это или плохо, судить не мне. Просто факт. В голливудском кино всё было наоборот. Например, в «Забавной мордашке» с Одри Хепберн умненькая девушка - со склонностью к суровой «книжности» - становится топовой моделью. Следуя советской традиции, девушка вполне может уйти от книжек - к прокатному стану, но никак не к подиуму! Гендерная политика в СССР была очень интересной. И объяснимой. Ибо тут смешивалось то, что не должно было смешаться изначально - стремление эмансипировать фемину под нужды индустрии и традиционно-крестьянское отношение к женщине, как к хранительнице очага и заботливой матери. На выходе получалось, что девушка может быть верхолазом, однако, не должна курить и материться, как имеет право делать верхолаз-мужчина.

С одной стороны отовсюду звучало трубно-протяжное: «Ты же де-е-евочка!», с другой стороны, эту самую тыжедевочку частенько стыдили за то, что она хочет быть «просто мамой», как в кинофильме «Доживём до понедельника». Старшеклассница честно выдала в сочинении, что материнство - это тоже труд. Учительница вошла в глубокий ступор, одноклассники сначала охнули, а потом прозрели - действительно, а что тут такого? В лирической кинокомедии «Однажды двадцать лет спустя...» бывшая отличница оказывается уже не просто мамой, а матерью-героиней. Попытка показать, точнее - доказать миру, что материнство - это именно подвиг, даже при условии, что дети получаются складные, умные и понимающие. Или вот иной пример, так сказать, с противоположного края полярности - Раиса Захаровна из комедии «Любовь и голуби». Красивая, ухоженная, интересная дама. Этакая леди провинциально-таёжного пошиба, знающая толк в диетическом питании и филиппинской медицине. Не умна, но крайне интересна. Однако. Подразумевается, что она после рабочего дня обязана создавать уют с пирогами - Васе Кузякину или другому претенденту на её «богатый внутренний мир». Кузякин сбегает от гранд-дамы, потому что ему страшно захотелось отравиться-таки горбушечкой. Он привык, что его жена вкалывает на основной работе, а потом, дома, у неё включается традиционная тыжедевочка c наваристым борщом, и лучше всего, без Массне.

В фильме «Служебный роман» авторы показывают, что Людмила Прокофьевна, хотя и хороший сотрудник, но ещё немного и она превратится в Прокофия Людмиловича, на что нам намекает оговорка Новосельцева. Ей срочно надо замуж, к уюту, к пирожкам, к материнству! Кстати, легкомысленная, дамски-скроенная Верочка с её батничками и вязанием тоже не эталон - она же секретарша, она живёт не расписанная с мужчиной, она слишком любит своё неказистое тельце и вообще - попрыгунья-стрекоза в шузах на моднейшем каблуке. Но именно её советы помогают правильной, но заблудшей Калугиной, обрести гармонию. Смысл - чтобы найти кого-то, как в песне из саундтрека. А потом, обретя этого кого-то, жить наполненной жизнью: утром - битва за качество, вечером - ароматные расстегаи для Толеньки Ефремовича. И никак иначе! С чего начинается фильм? Массовая сцена - дамы наносят макияж и ароматы, любуются собой и друг другом, расчёсывают свои густые, красивые волосы. Советская женщина никогда не была забитой и замызганной. Она постоянно искала способы, чтобы стать красавицей. Даже простушки-телефонистки старались обзавестись знакомым парикмахером и имели шикарные туфли «на выход». Рефрен «тыжедевочка» был популярен и в среде сорокалетних матрон, особенно в женских коллективах, где не скупились на замечания и грубые подколки.

В сатирических журналах постоянно высмеивались юные модницы, рискнувшие примерить на себя не слишком женственный образ - какие-нибудь пацанские джинсы или невразумительные кепи. Девушка обязана быть целомудренной, скромной, стыдливой. Останавливать коня на скаку следует в юбке, и лучше всего, без разреза, ибо это вульгарно. Собственно, это вовсе не является сугубо советским явлением - подобные карикатуры рисовал, к примеру, Херлуф Бидструп, да и вообще, в любом обществе люди в массе своей не рады «стиранию граней» между полами. Просто в СССР это шло параллельно с воспеванием труда женщин-верхолазок, местростроевок и прочих коней-на-скаку. Получалось, что дама обязана быть женственной, занимаясь при этом мужским трудом?! Не так давно мне попалась на глаза заметка из старой «Работницы» - в те годы я бы вообще не обратила на неё внимания. А сейчас... Девочки пишут вступительное сочинение для техникума, связанного с радиоаппаратурой. Красивые слова об эталонах женственной прелести - о Татьяне Лариной, о Наташе Ростовой, о тургеневских барышнях. Тыжедевочки, но обязанные паять паяльником. С паяльником? Всё правильно. Но тыжедевочка! Посмотри на Татьяну Ларину! Где твой малиновый берет? Брось цигарку, сними штаны, надень шифоновое чудо с прошивками! Ээээ, паяльник-то оставь себе...

•Разумеется, у каждого из нас - своё мнение. Одни из нас считают, что всё было правильно - женщина обязана и в поле, и в избе, и на партсобрании, и - в интеллигентной гостиной. Это - прекрасный эталон на все времена. Наверное. У других - иное мнение и они даже допускают, что дама может быть просто мамой или просто начальником. Или просто моделью, ибо у каждого свой путь, пусть даже и не вполне идеальный с чьей-то прекрасной и несомненно верной точки зрения.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх