,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Степашина выдвинули "на передовую" силового клана
  • 13 февраля 2013 |
  • 22:02 |
  • Alive |
  • Просмотров: 369
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
-5
Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин в последнее время стал одним из наиболее часто упоминаемых в СМИ федеральных политиков. Складывается такое ощущение, что Степашин превратился в дубинку в руках силового клана, сконцентрированного вокруг президента Путина и его администрации. Причём дубинку "инициативную" - в последние месяцы Счётная палата наводит ужас на всех: от Газпрома и Аэрофлота до федеральных чиновников, "эффективно осваивающих" бюджетные средства на "олимпийских стройках". В последнее время, когда в силу политической необходимости наиболее сильно активизировалась "борьба с коррупцией" (в действительности являющаяся борьбой с впавшими в немилость коррупционерами из конкурирующих властных группировок), глава Счётной палаты стал чуть ли не главным действующим лицом всех чисток и проверок. Однако подобной "зачисткой" дело не обошлось: буквально накануне недвусмысленный выпад был сделан уже в адрес финансово-экономического блока правительства.

Карт-бланш Степашину

При этом было бы в корне ошибочно и нечестно приуменьшать заслуги и профессионализм самого Степашина – он является одним из весьма немногих профессиональных и адекватных чиновников в составе нынешнего ультралиберального правительства. Степашина можно упрекнуть в чём угодно – в том числе в нежелании ставить жёсткий диагноз чиновникам по результатам проверок и в "сглаживании углов". Однако компетентность его не вызывает сомнений.

Да, он не политик и, судя по своему "политическому долголетию", не имеет никаких серьёзных карьерных амбиций. По крайней мере, он не рискует их открыто демонстрировать и на слишком многие проблемы в стране предпочитает закрывать глаза.

Однако Степашин обладает прекрасным политическим чутьём, а также весьма неплохо разбирается в аппаратной борьбе и подковёрных склоках. Неудивительно, что на посту главы Счётной палаты он пребывает уже практически 13 лет, умудрился пережить 5 премьер-министров и пересидел самого экс-министра финансов Алексея Кудрина. И сейчас, когда в окружении президента наконец-то уловили возрастающее недовольство россиян коррупционным беспределом и осознали необходимость вырвать этот козырь из рук "триумфально-болотной" оппозиции, Степашин выступает на передовой.

Только за последние три месяца, когда Путин решил встряхнуть погрязшую в коррупции "вертикаль власти", Счётной палатой были инициированы проверки эффективности расходования бюджетных средств на десятке имиджевых "олимпийских строек" - начиная от нецелевого использования десятков миллиардов рублей на подготовке к Саммиту АТЭС во Владивостоке, строительства стадиона для ФК "Зенит" (смета затрат которого разбухла в 11 раз) и заканчивая "дагестанской реконструкцией" Большого театра, в которой принимали участие приближенные к Дмитрию Медведеву братья Магомедовы (смета затрат там выросла в 16 раз по сравнению с первоначальной оценкой и достигла 35 млрд рублей, тогда как сами сроки окончания реконструкции неоднократно срывались).

Все эти проверки, как и следовало ожидать, обернулись громкими коррупционными скандалами. Степашин и его ведомство, которое в прежние времена предпочитало не совать нос в деятельность госкомпаний и не встревать в политические конфликты, предельно чётко продемонстрировало свою лояльность Кремлю и лично Путину.

Весьма показательной стала недавняя атака Счётной палаты на российское нефтегазовое "национальное достояние", которое ежегодно повышает цены на газ для российских граждан и промышленных предприятий на 15-20% под сурдинку необходимости "модернизации производств" и "газификации регионов". Степашин прекрасно понимает, что своей политикой Газпром уничтожает остатки несырьевой обрабатывающей промышленности и вгоняет подавляющую часть россиян в нищету. Сначала Степашин посоветовал Газпрому навести порядок у себя в хозяйстве, когда газовая монополия в начале 2012 г. чуть ли не в ультимативной форме потребовала от правительства вслед за 15%-ным повышением цен на газ в июле 2012 г. провести дополнительную индексацию в размере 26,3% в октябре. А затем и вовсе заявил, что Счётная палата впервые за последние 5 лет проведёт проверку деятельности Газпрома, а также направит аудиторов в Роснано, Аэрофлот и целый ряд других госкомпаний.

После внесения законодательных поправок в начале 2000-х годов и прямого замыкания определения кандидатуры главы Счётной палаты на президента ожидать других действий от Степашина не приходится. Президент Путин, который под нажимом общественности и в целях перехвата контроля над темой коррупции из рук либеральной оппозиции был вынужден инициировать "чистку рядов", опирается именно на Счётную палату.

С другой стороны, и сам Степашин прекрасно понимает всю глубину надвигающегося на Россию финансово-экономического кризиса и масштабы несостоятельности, профнепригодности и неадекватности нынешнего состава кабинета министров тем задачам и тем вызовам, с которыми сталкивается Россия. На ключевых финансово-экономических постах правительства по-прежнему находятся ярые "кудринисты" и идейные "гайдаровцы", которые продолжают реализовывать убийственную политику накоплений "гробовых денег", внедряют принципы "Вашингтонского консенсуса" и демонтируют остатки финансово-экономического суверенитета страны.

Россия в долговой петле

Новым подтверждением того, как относится Степашин к деятельности финансово-экономического блока правительства, служит состоявшееся 11 февраля очередное заседание комитета Государственной думы по бюджету и налогам.

Степашин по сути открыто раскритиковал проводимую Минфином и Банком России политику втягивания страны в долговую петлю внешних займов. Глава Счётной палаты указал, что по итогам 2012 г. величина государственного долга подскочила на 22% до 6,5 трлн рублей, что эквивалентно 10,5% ВВП России. Притом что расходы на обслуживание государственного долга превысили 32 млрд руб., что, по оценкам Степашина, сопоставимо с расходами федерального бюджета на ЖКХ, культуру и кинематографию.

Помимо этого, глава СП отметил устойчивый рост совокупного внешнего долга РФ. "Внешний госдолг у нас небольшой на самом деле, но совокупный внешний долг к 2013 г. составил 624 млрд долларов", - сказал Степашин, добавив, что это на 16,1% больше, чем объем международных резервов. Кроме того, Степашин обратил внимание и на рост госдолга субъектов РФ - на 1 января 2013 г. он составил 1,36 трлн руб.

В общем и целом, ход мыслей Степашина верный и внушает оптимизм - в правительстве ещё есть люди, пускай их и немного, которые в отличие от вице-премьера Аркадия Дворковича не считают, что Россия в качестве основной деятельности должна поддерживать высокий уровень жизни в США и финансировать их бюджетные дефициты.

Однако имеет смысл внести ряд пояснений и уточнений в заявление Степашина. Прежде всего, в глаза бросается стремительный рост задолженности всех субъектов российской экономики перед иностранными кредиторами. Согласно предварительным оценкам Центрального банка, который превратился в филиал Федеральной Резервной Системы США и свёл всю полноту денежно-кредитной политики к операциям валютного обменника (эмиссия рубля привязана к притоку иностранной валюты), внешняя задолженность России за период с января 2012 г. по январь 2013 г. подскочила более чем 15,4% - с 540,5 до 623,9 млрд долларов.

Да, в относительном выражении динамика не выглядит столь пугающей. Однако в абсолютном выражении скачок внешней долговой нагрузки выглядит удручающим – по итогам 2012г., вопреки всем рассуждениям властей относительно необходимости снижения зависимости отечественной экономики от мировых рынков и внешних финансовых источников, долговая нагрузка выросла на 83,4 млрд долл. Это эквивалентно 2,585 трлн рублей или практически 4% ВВП России по итогам 2012 г.

Отдельного внимания заслуживает ситуация с государственным долгом. С формальной точки он действительно весьма скромен – менее 6,5 трлн рублей с учётом внешних и внутренних заимствований. Однако на деле ситуация гораздо хуже. По самым последним оценкам Банка России, по состоянию на 1 октября 2012 г. совокупный внешний долг государственного сектора в расширенном определении, учитывающий внешние заимствования принадлежащих более чем на 50% государству компаний и банков, превысил отметку в 258,2 млрд долларов.

Это эквивалентно 43,4% совокупного внешнего долга России и превышает совокупный размер временно свободных средств федерального правительства, лежащих без дела на счетах в Банке России и коммерческих банках. По состоянию на январь 2013г. этот остаток составлял порядка 7,4 трлн. Да, это много – это приблизительно 62% федерального бюджета России по итогам 2012 г.
Однако этой суммы явно недостаточно для того, чтобы в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и возникновения необходимости профинансировать внешние долговые обязательства государственных компаний и банков. Эта сумма приблизительно на 4% ниже внешней долговой нагрузки государственного сектора в расширенном определении.

Крайне примечательно, что, пока чиновники Министерства финансов и Банка России успокаивают доверчивых россиян, что государственный долг России находится на беспрецедентно низком уровне, реальная долговая нагрузка госкомпаний и госбанков стремительно разрастается. Точно так же как и реальная долговая нагрузка на государственный сектор, которая составляет не 10,5%, как указал Степашин в Госдуме, а все 23,3%. Конечно, это в 3 раза ниже, чем в Испании, в 4 раза ниже, чем в среднем по странам Еврозоны, и практически в 10 раз ниже, чем в индустриально развитой Японии.

Однако наш печальный опыт 1998 г. со всей ясностью показал, что, если Япония может вполне себе успешно существовать и развиваться с долговой нагрузкой к ВВП в размере 225%, то Россия с либерал-реформаторами во главе финансово-экономического блока может свалиться в дефолт и при суммарной государственной долговой нагрузке в 63% ВВП.

В этой связи не может не внушать опасений ускоренный рост внешних долгов подконтрольных государству компаний и банков. За период с января по октябрь 2012 г. (к сожалению, более свежих данных пока нет) внешний долг принадлежащих государству нефинансовых организаций подскочил с 102,7 до 110,9 млрд долларов. Тогда как внешняя долговая нагрузка государственных банков разрослась с 73,2 до 91,5 млрд долларов.

Совершенно очевидно, и печальный опыт шантажа властей и вымогательства бюджетных ресурсов со стороны олигархов в 2008-2009 гг. это наглядно показал, что в случае необходимости государство будет вынуждено выступить в качестве гаранта и поручителя по долговым заимствованиям госбанков и госкомпаний. Именно это оно и было вынуждено сделать в разгар финансово-экономического кризиса, предоставив "эффективным менеджерам" колоссальную государственную поддержку из кармана налогоплательщиков.

То же самое касается реальных расходов государства на обслуживание внешних займов, которые существенно превышают озвученные Сергеем Степашиным 32 млрд рублей. Согласно официальным данным Министерства финансов, только в 2012 г. затраты на обслуживание государственного и муниципального долга превысили 383,3 млрд руб. Согласно подписанному президентом проекту бюджета на ближайшие 3 года эти расходы вырастут до 550-570 млрд рублей к 2015 г. К тому времени расходы бюджета на оплату прибылей финансовых спекулянтов превысят затраты на образование и науку, а также здравоохранение, ЖКХ, культуру и спорт по отдельности.

Степашин метит в правительство?

Усиление Степашина и его все более явное позиционирование в медийном пространстве существенно повышает вероятность того, что после практически неизбежной отставки кабинета министров Медведева (или, по крайней мере, его радикальной чистки) Сергей Степашин, который сначала согласился передать Счётную палату под контроль президента, а затем верой и правдой служил Путину все 13 лет, может получить более высокий пост.

Скорее всего, речь не идёт о посте премьер-министра, который ему в последнее время прочат некоторые эксперты и СМИ. Слишком много желающих занять должность и слишком много властных группировок за неё борются. Однако пост вице-премьера, вместо дискредитировавших себя Дворковича или Шувалова, вполне достойная и достижимая планка для Степашина, который в последние месяцы превратился в верного оруженосца Путина и с его отмашки шерстит ранее неприкосновенные "дойные коровы". Тот факт, что под удар попали не только друзья и знакомые Дмитрия Медведева (в случае скандальной отставки Ахмеда Билалова и проверки "дагестанской реконструкции" Большого Театра), но и Газпром, Аэрофлот, олимпийская стройка в Сочи и Саммит АТЭС, говорит о том, что Степашин действует при поддержке первого лица. Как показывает практика, Путин не забывает своих верных соратников.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх