,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Покупка «Мистралей» – образец вопиющей некомпетентности
  • 9 февраля 2013 |
  • 02:02 |
  • Alive |
  • Просмотров: 883
  • |
  • Комментарии: 8
  • |
-9
При этом вешать всех собак за эту сделку на одного Анатолия Сердюкова неверно, считает эксперт

Публикуя в минувшие выходные материал, посвященный началу строительства на французских верфях первого предназначенного для России вертолетоносца «Мистраль» (см. статью «Эффективность по-сердюковски, или Как выкинуть на ветер миллиард евро»), мы и не предполагали, что к теме этой скандальной сделки придется возвращаться столь быстро. Но повод нашелся...

Похоже, что при прежнем руководстве Минобороны там окопались не только коварные злодеи, интриганы и стяжатели, но и личности с весьма специфическим чувством юмора. Ибо (как почему-то выясняется только сейчас) по контракту Франция построит нам такие корабли, которые не только небоеспособны при температуре ниже семи градусов по Цельсию, но и к которым в нашей стране не было и нет нужного топлива. Об этом потрясенной публике поведал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин, являющийся в последнее время главным поставщиком новостей о том, что творится у нас в оборонке.

Но и это, как говорится в известной рекламе, еще не все. Мало того что существующие российские аналоги топлива не подходят для этих корабликов, так еще и заливать оное можно лишь с танкеров, имеющих системы контроля качества, сертифицированные НАТО. Также, как оказалось, у вертолетоносцев больно сложная единая электроэнергетическая установка, обслуживание которой будет исправно влетать в копеечку и вообще забирать немалую долю времени. В общем, анекдот оказался скверным, в первую очередь для российского бюджета.

Простодушный читатель спросит: «А на кой оно нам тогда надо?» Это действительно интересный вопрос, который не худо было бы задать отнюдь не одному Анатолию Эдуардовичу Сердюкову, но и хотя бы Сергею Борисовичу Иванову, который на момент заключения договора курировал в правительстве под началом Владимира Путина сферу ОПК. Вообще-то в России есть свои верфи, которые умеют делать авианосцы. В таких условиях покупка зарубежной техники могла бы быть логически оправданна (да и то относительно) лишь в случае, когда предлагается ну совсем уж невероятно-уникальный экземпляр с исключительными характеристиками. Но вряд ли тут стоит уподобляться даме из глубинки, попавшей в Москву на шопинг и хватающей все без разбору и впрок. Когда речь идет о контракте суммой $1,2 млрд, можно было бы и повнимательнее отнестись к такому приобретению. И хотя первый «Мистраль» на нашу голову будет готов лишь в следующем году, отказаться от проекта уже нельзя, да и нет смысла. Строительство идет, неустойка будет гигантской, а осадочек-то уже все равно не вывести.

Хорошо хоть в декабре минувшего года новое руководство Минобороны отказалось от перспективы закупки еще парочки чудных авианосцев. Однако первые два все же окажутся на наших водах – и делай с ними что хочешь. Конечно, можно утрясти некоторые детали с производителем: в середине февраля, как сообщают СМИ, даже соберется некая российско-французская комиссия, которая нет-нет, да и придумает что-то сообща на предмет того, как эксплуатировать чудо французской инженерии в наших условиях. Быть может, даже найдется решение по ГСМ и прочим расходным материалам, но в целом прогнозы, которые щедро раздаются бывалыми моряками в СМИ и блогах, малоутешительны: поплавают немного авианосцы в наших водах, да и встанут на якорь – просто ржаветь или детишек развлекать. Ну хоть так. У нас, кажется, еще ни один из скульпторов не соорудил памятник чиновничьей безответственности? Спасибо французам хотя бы уже за это.

Но как-то все равно дороговато – $1,2 млрд за памятник. Быть может, Анатолий Эдуардович по предложению Следственного комитета (можно в складчину с прочими причастными к заказу) согласится выкупить его у нас с вами? И тогда пусть хоть на даче своей держит.

Скандальную ситуацию с контрактом на покупку французских «Мистралей» в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал директор Центра анализа мировой торговли оружием, главный редактор журнала «Национальная оборона», полковник запаса Игорь Коротченко:

– Вообще, конечно, вызывает искреннее удивление, что лишь сейчас выявляются проблемные места, связанные с эксплуатацией «Мистралей». При их закупке министерство обороны должно было провести комплексную экспертизу проекта, в том числе определить стоимость жизненного цикла. Корабли подобного класса стоят на службе порядка 25-30 лет; следовательно, военное ведомство и военно-морской флот России должны были все просчитать. Те факты, что озвучил вице-премьер Дмитрий Рогозин, конечно, ставят под вопрос компетенцию тех, кто принимал практические решения по закупке этих кораблей, потому что выявляется, что они могут оказаться просто «золотыми», если мы 30 лет будем закупать топливо и ГСМ во Франции и там же производить ремонт и техобслуживание.

Поскольку корабль французский, у нас просто не будет авторизованного надзора для каких-то ремонтных, наладочных работ, и содержание этих кораблей может вылиться в громадные суммы. Стало быть, сейчас нужно принимать уже политическое решение – реализуем мы этот контракт на постройку или откажемся от него? Если откажемся, это будет скандал с большими политическими последствиями. Очевидно, что отказаться от контракта мы не сможем, учитывая, что деньги уже заплачены французам. Стало быть, мы либо принимаем корабли в состав флота, либо ищем покупателей на стороне, но это – тоже скандальная ситуация. Остается взять в руки калькулятор и начать считать, во сколько будет обходиться нам содержание этих кораблей.

– В середине февраля наши и французские спецы встретятся, будут думать, как быть, искать, наверное, какие-то компромиссы...

– Ну а какие могут быть компромиссы? Не производится у нас такое топливо, и все тут. Мы не можем заливать в «Мистраль» свою солярку, которая убьет нежный французский двигатель.
Полагаю, что главная вина все же лежит на наших флотоводцах. Если даже Сердюков принимал неправильные управленческие решения, то они должны были стучаться во все двери и доказывать министру: «мы не сможем эксплуатировать этот корабль по тем-то и тем-то причинам». А то у нас что получается? Что им говорят, то они и делают. А вообще в этой ситуации необходимо повышать статус независимых экспертных центров.

Наш Центр анализа мировой торговли оружием обладает достаточными условиями и квалификацией, которая позволила бы нам провести комплексную экспертизу этого проекта, предоставить все расчеты. Но к нам никто не обращался. А теперь получается, что когда Рогозин и военно-промышленная комиссия стали разбираться, оказалось, что при заключении этого контракта были допущены грубейшие военно-технические ошибки. Грубейшие!

И я бы не стал вешать всех собак только на Сердюкова. Огромная доля ответственности лежит прежде всего на главном штабе ВМФ, который готов в любой ситуации взять под козырек. Сегодня им говорят: «покупайте «Мистрали» – они берут под козырек. Завтра скажут: «Мистрали не нужны» – будет то же самое... У адмиралов не должен быть такой гибкий позвоночник. Они должны исходить прежде всего из интересов флота. Если надо, то и ценой собственной отставки настаивать на своей правоте.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх