,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


«Моя страна должна быть, и должна быть всегда!»
  • 8 февраля 2013 |
  • 19:02 |
  • Alive |
  • Просмотров: 987
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
-1
«Моя страна должна быть, и должна быть всегда!»


Сегодня в условиях нарастающего мирового кризиса, в сжимающихся тисках турбулентности (до­статочно вспомнить череду так называе­мых «цветных рево­люций», натовскую аг­рессию против Ливии и продолжающуюся с марта 2011 года дестабилизацию ситуа­ции в Сирии) вопрос о будущем России, ее внутреннем развитии, роли и месте нашей страны в мировой системе приобретает, как бы сказал классик, архиважное значение.
Противодействие со­временным масштаб­ным геополитическим сдвигам, которых не было со времен раз­вала СССР и мировой системы социализма и в которые вовлечены все ведущие государ­ства и наднациональные структуры — причем в условиях, когда решение про­блем мировой политики с помощью силы стало уже нормальной практикой, — воз­можно, лишь сохранив Россию как держа­ву, как один из мировых центров силы.

Реализация этой цели в свою очередь невозможна, да и немыслима не только без мощного социаль­ного, экономического и военно-техниче­ского потенциалов, но и без ясного, четко аргументированного целеполагания, кото­рое в свою очередь вы­зревает из осознания обществом объектив­ной потребности со­хранения и развития суще ствующей целост­ности, из идеи госу­дарственного единства и величия. Вся исто­рия России, и особен­но ярко — история ХХ века, доказала, что идеи сохранения госу­дарства играют колос­сальную роль в разви­тии общества. В России сила идеи, поддержи­ваемая обществом, всегда оказывалась куда более существен­ной и значимой для развития страны, чем уровень материально­го благополучия или, говоря современным языком, уровень потребления.

«Русь слиняла в два дня. Самое боль­шее — в три... Поразительно, что она ра­зом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей... Не осталось Царства, не оста­лось Церкви, не осталось войска, и не оста­лось рабочего класса. Что же осталось-то?

Странным образом — буквально ничего»1. Так охарактеризовал Февральскую ре­волюцию 1917 года известный русский религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Розанов. Эта эмоциональная характеристика событий почти вековой давности была основана не только на знании, но на понимании и даже ощущении мыслителем того глав­ного, что соединяло, цементировало как русское общество, так и государство, фор­мируя устойчивую целостность. В равной степени рациональной и эмоциональной скрепой России всегда была националь­ная идея как идея государственная. С ее крушением рушилось не только государ­ство, в пучину хаоса повергалось все об­щество.
В свое время Владимир Набоков верно заметил, что «власть и Родина — разные вещи»2. Однако как только в России рух­нула власть — перестала существовать и Родина, а сам Набоков скитался всю жизнь по иностранным гостиницам и пансио­нам. Очевидно, что в настоящий момент Россия как никогда нуждается в доктри-нальной конструкции существования и развития, в определении идейного смысла ее бытия. Сегодня особо остро ощущается потребность в таких идеях — идеях, спо­собных вызвать энтузиазм строительства сильного государства, объединив в этом порыве общество и власть.

Надо сказать, что последние годы ак­тивно ведутся поиски и разработки такой идеи. Среди проектировщиков будущего России есть те, кто занимается этим из праздного любопытства, кто стремится решить свои кратковременные задачи посредством получения грантов и вклю­чения в медиапространство. Есть и такие, кто внедряет в общественное сознание концептуальные вирусы о несостоятель­ности России и об отсутствии у нее буду­щего без полного включения в западный проект. Однако уверена, что значительная часть отечественных ученых — люди, пе­реживающие происходящее в России как личную драму. Главная цель их исследова­ний — выявление необходимых и доста­точных условий сохранения и развития российской государственности. Именно к этой части научной общественности относятся члены авторского коллектива вышедшего в мае 2012 года в издательстве «Научный эксперт» шеститомного труда «Национальная идея России»3.

Сразу следует оговориться, что в этой работе под национальной идеей пони­мается идея сохранения российской государственности, идея государствен-ническая. Собственно сама идея сфор­мулирована в подзаголовке работы «Моя страна должна быть, и должна быть всег­да», а все шесть томов посвящены обосно­ванию того, как это реализовать.

Поиск национальной идеи в России — отнюдь не «старинная русская забава», а продиктованное жизненной необходи­мостью стремление здоровой части об­щества найти оптимальный вектор сохра­нения и развития страны. «Национальная идея — это для тех, кто думает не только о своем благе, для тех, кто думает и о других, и о своей стране... Национальная идея — это среда (сродни воздуху), в которой живет, развивается и действует каждый гражданин, общество в целом, элита и чи­новники, политические деятели и руково­дители. Без нее, как без воздуха, возможны только неуспех, угасание и в пределе — гибель страны» (Т. I. С. 15). Известный аме­риканский футуролог Барбара М. Хаббард в своих работах постоянно напоминает: «Будущее существует сначала в вообра­жении, затем в воле, затем в реальности»4. Именно поэтому данный коллективный труд следует рассматривать как взгляд в будущее, которое рождается сегодня, в бу­дущее, которое невозможно без России.

Как отмечают авторы исследования, вопрос о национальной идее России «столь же важен для страны, как вопрос о смысле жизни для каждого человека. Без ответа на него цели, ценности, жизнен­ная энергия, успех становятся малоосяза­емыми и труднодостижимыми» (Т. I. С. 3). В современных условиях этот вопрос стоит особенно остро, преломляясь в двух плоскостях, проявляясь, как две сторо­ны одной медали. Во-первых, без четкой формулировки национальной идеи мы никогда не поймем: что есть Россия, зачем она пребывает в мировой истории, каков ее современный вклад в развитие мира? Во-вторых, «чтобы говорить о смысле су­ществования, смысле жизни, нужно, что­бы жизнь была! Поэтому, чтобы говорить о России, о ее миссии и предназначенно­сти, необходимо, чтобы Россия существо­вала!» (Т.I. С.3). А для этого нужна идея.

«Национальная идея, существуя для индивида, одновременно является ценностно-мотивационным представлением в рамках и масштабах всего обществен­ного сознания, которое закрепляется и проявляется в государственных актах и атрибутике, произведениях литературы и искусства, актуальных научных зада­чах, образовательных стандартах и учеб­никах, деятельности СМИ, пропаганде и воспитании, уличной рекламе и в иных материальных воплощениях» (Т. I. С. 15). Однако обоснование, формирование этой идеи — задача чрезвычайно сложная. Ре­цензируемая монография отличается от массы написанных на эту тему работ как раз солидной методологической базой, научной, а не наукообразной исследо­вательской платформой. Фундаменталь­ность выводов работы обоснована муль-тидисциплинарным научным подходом, логико-философским и математическим моделированием успешности страны. В качестве показателя жизнеспособности России в шести книгах проанализирована специфика ее как цивилизации, как госу­дарства, страны, человеческого сообще­ства. Выявлена связь качества конкретно­го многофакторного государственного управления, общественной активности и успешности страны в целом. Все это в ком­плексе позволило «нащупать», определить ключи к успешному развитию России.

Исследователи в построении своей мо­дели исходят из того, что «смысл сущест­вования (жизни) по определению заклю­чается в сохранении сущности. Если ей кто-то или что-то угрожает, то возника­ет надобность защищать сущность» (Т. I. С. 21 ). Сущность страны, согласно автор­ской логике, задается необходимой и до­статочной (в смысле неизбыточности) атрибутикой. Авторы выделяют три тес­ным образом взаимосвязанных атрибута, или сущностных признака: территория, народонаселение и управление на этой территории.

Если убрать любой из этих атрибутов или обратить любой из сомножителей в ноль, то сущность — «страна» — пропа­дет. Иными словами, мы получим нуле­вое значение жизнеспособности страны. Математически (кстати, все рассуждения авторов доказываются именно математи­чески) это выражается следующей фор­мулой:

Жизнеспособность страны = (сущностный признак 1) х (сущностный признак 2) х (сущностный признак 3)

Здесь необходимо уточнить, что под жизнеспособностью страны понимается «ее способность существовать и воспро­изводить (сохранять) себя в своей иден­тичности во времени» (Т. I. С. 13). Причем авторы исходят из того, что жизнеспо­собность почти эквивалентна понятию «успешность».

Отличительной особенностью рецен­зируемой работы является витальный подход к рассмотрению феномена госу­дарственности. Государственность России предстает как живая система, государство как живой организм. Поэтому и «нацио­нальная идея в этом контексте рассматри­вается не вполне традиционно, не в виде некой умозрительной конструкции, но в качестве жизненно важной функции со­циального (государственного) организ­ма. В этом смысле ее определение есть не вопрос субъективного выбора, а результат довольно жесткого диагностирования ви­довой специфики исследуемой государ­ственности» (Т. I. С. 23).

Отталкиваясь от традиций, заложен­ных в работах Л. Н. Гумилева, Н. Я. Да­нилевского, А. Д. Тойнби, Г. Спенсера, П. А. Сорокина, О. Шпенглера, которые функционирование локально-истори­ческих культур уподобляли жизнеде­ятельности живых существ, понимали государство как некий общественный организм, состоящий из отдельных лю­дей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток, авторы монографии существенно расширили приложение витальных принципов, распространив их «на государство в его узкофункцио­нальном управленческом понимании» (см. Т. IV. Гл. 8; Т. VI. Гл. 18).

Рецепт излечения и усиления имму­нитета страны, пораженного в ходе нео­либеральных реформ, дается на основе детальной диагностики государства как живого организма. В работе скрупулез­но исследован комплекс факторов, впи­санных в каждый из трех сущностных признаков. Так, причины деградации народонаселения России («сущностный признак 2») рассматриваются по следу­ющим параметрам: культура, здоровье населения и здравоохранение, образова­ние и квалификация, наука, воспитание, специфика российского менталитета, семья, религия, национальные отноше­ния (см. Т. III. Гл. 6). Проблема удержания территорий («сущностный признак 1») исследована по таким критериям, как внутренняя миграция и обезлюживание территории, этническое замещение, ре­гиональная дезинтеграция, зона русского мира и национальных интересов России, экономические условия развития и обо­роноспособность страны (см: Т. III. Гл. 7; Т. VI. Гл. 7).

«Сущностный признак 3» раскрыт и де­тализирован через качество и научность государственного управления в России, анализ формирования и функциониро­вания законодательной пирамиды, кад­ровую политику в новейшей истории страны (1992—1999 и 2000—2009 годы), коррупцию, криминализацию и клано-вость, административную, судебную и пенитенциарную системы (см. Т. IV. Гл. 8). Таким образом, в работе показано и мате­матически доказано, что современная со­циально-экономическая и политическая модель страны мало совместима с жизне­способностью России.

«Модель страны», «успешность стра­ны», выведенные как базовые категории в научно формализованном пространстве функций цели и множества независимых параметров государственного управле­ния, управленческого выбора, а также установленная связь Основного закона (Конституции) России, программиру­ющего развитие страны с ее реальными достижениями и стоящими перед ней вызовами, позволили авторам сделать фундированные и научно обоснован­ные выводы о неизбежности изменения главного вектора развития страны. По результатам исследования предложены научный макет новой Конституции Рос­сии, Доктрина безопасности и развития России и производная от этих базовых документов — система нормативно-пра­вовых актов, институциональных, соци­ально-экономических, региональных, финансовых, внешнеполитических и гуманитарных принципов жизнеустрой­ства России (см. Т. VI.Гл. 19).

О научном макете новой Конститу­ции — я бы его назвала Кодекс Охраните­ля России — следует сказать особо. Этот проект может показаться романтичным, идеалистичным, утопичным и даже ино­гда наивным, но он живой, искренний и высоконравственный. Именно в этом и есть огромная сила макета. Как писал Ф. М. Достоевский, «основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем воз­можность ее исполнения»5.

Научный макет новой Конституции со­держит восемь разделов, 46 глав и 239 ста­тей, поэтому нет никакой возможности детально описать его целиком. Обращу внимание на ряд наиболее показательных положений. Например, в статье 21 «Долг и обязанности человека» зафиксировано, что «труд является долгом каждого челове­ка». «Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни, заниматься фор­мированием своей духовной культуры — это тоже долг каждого человека (курсив мой. — Е. П.)». Статья 23 «Долг и обязан­ности гражданина» устанавливает, что участие в выборах и референдумах — это обязанность гражданина РФ.

Еще одним долгом полагается считать «стремление к постоянному личному со­вершенству, развитию самосознания и чувства ответственности за свое поведе­ние, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням достижений». В статье 26 ого­варивается право каждого человека «на создание новой человеческой жизни», а в статье 34 «Семья в России» зафик­сировано, что «основой семьи является разнополый брак». Кроме того, в макете Конституции есть целая глава, посвящен­ная социальному самочувствию человека, в которую входят статьи «Психологиче­ский комфорт» (Ст. 62), «Информирован­ность о планировании будущего» (Ст. 63), «Преодоление несправедливости, горя, беды» (Ст. 64).

Не менее интересна политическая часть макета. В частности, согласно ста­тье 150 «Президент России является гла­вой государства, Верховным главноко­мандующим, возглавляет Правительство России и осуществляет исполнительную власть в соответствии с федеральным кон­ституционным законом». Вводится долж­ность вице-президента (см. Ст. 153). За­конодательная власть, по логике ученых, должна быть представлена Народным со­бором России — постоянно действующим парламентом, состоящим из двух палат: Земского собрания и Собрания народных представителей (см. Ст. 163).

Национальная идея, представленная в монографии, это стратегия выживания, процветания и развития России в насто­ящем и будущем. Она призвана объеди­нить население страны вне зависимости от личных убеждений и идеологий раз­личных политических и общественных групп — партий и движений. Российское государство не может существовать дли­тельное время без национальной идеи. Более того, «лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбеж­но заведут народ в тупик»6. Поэтому, когда власть разумна (если она не мыслит себя без страны), в первую очередь она долж­на быть заинтересована в наличии ясной, четкой, судьбоносной, понятной и при­знанной большей частью населения стра­ны национальной идеи, закрепленной в Конституции, государственных символах и всех значимых документах. Такая идея должна пропагандироваться средствами массовой информации, деятелями ли­тературы и искусства — стать стержнем всей образовательной и воспитательной систем, в которых молодое поколение воспитывается в духе патриотизма, люб­ви к своему народу и своей Родине, в го­товности защищать ее территориальную целостность и способствовать ее процве­танию.

Национальная идея не может сущест­вовать только на бумаге. Она должна ра­ботать. В связи с этим уместно вспомнить, пожалуй, самых известных идеологов — Карла Маркса и Фридриха Энгельса: «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, ко­торые должны употребить практическую силу»7.

Конечно, национальная идея может меняться с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспекти­вы и возможности, формируются новые проблемы и вызовы. В этом случае наци­ональная идея может корректироваться. Она даже может быть заново обоснована, если в жизни страны происходят резкие и чрезвычайно болезненные перемены. Однако глубинная суть ее, выраженная в формуле «Моя страна должна быть, и должна быть всегда», не может быть изме­нена никогда.

Возвращаясь к монографии, следует сказать, что она стала результатом много­летнего труда большого, может быть, даже слишком большого коллектива (в работе приняли участие 54 исследователя), объ­единенного на базе Центра проблемного и государственно-управленческого про­ектирования. Еще несколько лет назад Генеральный директор Центра С. С. Сулак­шин определил основной принцип поис­ка и формулировки национальной идеи: «Национальная идея есть живая, развива­ющаяся во времени, рефлексирующая к изменениям окружающей среды идея, ха­рактерное время изменчивости которой измеряется поколениями... Национальная идея должна дать "смысл жизни" стране (если страна — это "живой организм")... Если усиливать этот тезис, то без нацио­нальной идеи никакая государственность в долгосрочной перспективе не может существовать»8.

На языке синергетики национальная идея — это важнейший параметр порядка в пространстве смыслов и ценностей. Он особенно важен, если рассматривать мир России как уникальную самодостаточную цивилизацию, устремленную в будущее. Видение будущего подразумевает, с од­ной стороны, рефлексию в пространстве смыслов и ценностей. С другой стороны, требуется оценка коридора возможно­стей страны, серьезный анализ прошлых ошибок и поражений, а также альтерна­тивных сценариев ее развития и связан­ных с ними рисков. В монографии содер­жится и то, и другое.

Очевидно, что при всех заимствова­ниях, пережитых нашей страной за бо­лее чем тысячелетнюю историю, Россия сформулировала императивы, отличаю­щие ее от западных и восточных цивили­заций. Кратко напомню лишь самые зна­чимые.

Духовное выше материального. Рос­сия — страна с экстремальными гео­графическими и геоэкономическими условиями. Поэтому, к примеру, неудиви­тельно, что русский Север обживали мо­нахи, а идея служения заменяла традици­онные для Запада материальные стимулы. И рациональный западный расчет (напо­леоновское «Бог любит больше батальо­ны») заменялось интуитивным и проро­ческим («Не в силе Бог, а в Правде»).

Общее выше личного. В условиях тра­диционного в основе своей общества действуют иные механизмы самооргани­зации — общинности, соборности, ком-мунитаризма.

Справедливость выше закона. Пред­ставление о справедливости играет важ­нейшую роль в России, принципиально отличающуюся от значения категории «закон» в западном обществе.

Будущее важнее настоящего и прош­лого. Во многих ситуациях именно это обеспечивало сверхусилия, прорывы в будущее. Многие исследователи форму­лируют это так: «Россия — страна, идущая в будущее. И живущая этим будущим. Ут­рата образа будущего — один из самых тяжелых ударов по миру России в про­странстве смыслов и ценностей». Имен­но поэтому поиск национальной идеи как проекта будущего России играет огром­ную роль не только для завтрашнего, но и для сегодняшнего дня.

Однако на этом пути в будущее мы сталкиваемся с невероятными рисками и угрозами, среди которых главные я вижу в «переформатировании» наших смыс­лов и ценностей, в превращении народа в население, утрате субъектности, ликви­дации исторической памяти, лишении цивилизационного кода. В шеститомнике этой проблеме — так называемым неси­ловым методам разрушения российской государственности — уделено особое внимание. Один из подразделов работы называется «Скрытые угрозы российской государственности завтра станут явны­ми» (см. Т. III. Гл. 5). И вот это завтра уже наступило — «мягкая власть» со страниц книг Джозефа Ная и брошюрок Джина Шарпа прочно вошла в жизнь россий­ского общества, заполнив собой реальное и виртуальное пространство (достаточно вспомнить встречи М. Макфола с предста­вителями «оппозиции» или шествия по площадям Москвы). Важно, что в моно­графии в сконцентрированном виде за­фиксированы не только причины утраты российским обществом многих жизнен­но важных ценностей, но и дана комплек­сная программа по реабилитации страны, по возвращению ее в мировую историю.

Итоги далеко не славного двадцати­летия требуют от ученого объективного, а в некоторых случаях и беспощадного знания о российской действительности. Ответы на вопросы «Почему по уровню коррупции Россия занимает места наря­ду с Руандой и Свазилендом?», «Почему около трети населения страны находят­ся за или около черты бедности?», «По­чему в России продолжается невиданное по меркам развитых стран сокращение населения?», «Почему наша страна стре­мительно превращается в сырьевой при­даток ядра капиталистической системы?» и на целый ряд других — можно найти, только пристально изучив природу рос­сийской власти и общества, их формаль­ные и неформальные основания, их идеи. Но этого мало. Нужно найти пути выхода из «Тупика Позора» (Ю. Поляков).
Монография «Национальная идея Рос­сии» не просто интересна, но и важна тем, что она предлагает реальную стратегию развития страны. Этот фундаменталь­ный труд не только аккумулирует обще­теоретические и эмпирические знания о природе государства и государственном строительстве, внутренних и внешних факторах политического и экономичес­кого развития страны, дает картину не­давнего исторического прошлого, но и предлагает комплексную программу по сохранению и превращению России в го­сударство процветания справедливости и высокой нравственности.

Конечно, рецензируемая работа — да­леко не готовый план действий; это свое­го рода «программа-максимум». Поэтому призываю всех думающих о будущем на­шей страны не как сырьевого придатка, а как самодостаточной и состоятельной державы присоединиться к обсуждению и продвижению важных положений этого проекта.

В заключение хочу подчеркнуть, что приоритетными для современной Рос­сии являются не внешнеполитические угрозы — откуда бы они ни исходили, а угрозы внутриполитические, на устра­нение которых и должны быть направ­лены усилия российского государства и общества. Одной из попыток устра­нения подобных внутренних угроз яв­ляется проект «Национальная идея Рос­сии», задающий ориентиры дороги в будущее нашей страны, а значит, и нас с Вами.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх