,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Российское правосудие: мифы и реальность
  • 4 октября 2012 |
  • 16:10 |
  • Alive |
  • Просмотров: 948
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
-2
Этот вопрос, несомненно, требует более детального и глубокого изучения, он очень интересен и познавателен. Необходимо изучить огромное количество книг, летописей, повествующих о порядке ведения суда, и в целом об обычаях и порядках русского народа. Но, за неимением времени, остановимся лишь на некоторых источниках, которые дошли до нас из прошлого. А именно, на пословицах, поговорках, сказаниях, в общем, на произведениях русского народного творчества.
Как бы ни казались пословицы, поговорки присказки смутными и несколько двойственными в качестве доказательств, но именно из них можно узнать, какое мнение бытовало в обществе в то время. Например, в сборнике поговорок В. И. Даля есть многое о суде и законе.
Вот как относились к закону раньше:
Если бы не закон, не было бы и преступника.
Не будь закона, не стало б и греха.

Отчетливо прослеживается такая позиция: если ничего никому не запрещать, не устанавливать рамки, то не будет и нарушений. Такое мнение, к слову, сохраняется и сейчас. Причиной этому является стремление человека к свободе. Однако большинство людей не осознают, что свобода несет за собой хаос и разрушение, так как она полностью неконтролируемая. И пока этот факт не дойдет до сознания граждан нашей страны, они снова и снова будут пытаться сбросить с себя бремя законов.

Однако не только, и даже не столько сами законы вызывают недовольство у общества. Следующие пословицы. повествуют о недоверии к судьям, а не к самому суду непосредственно.

Судья — что плотник: что захочет, то и вырубит.
То-то и закон, как судья знаком.
Судьям то и полезно, что в карман полезло.

Видно, что складывается устойчивое мнение о «неподкупных» судьях. С чем это связано?
Прежде всего, стоит задуматься над вопросом, как же государство, содержало своих чиновников? А том-то и дело, что длительное время никак не содержало. В основе административной системы лежали кормления - нечто среднее между жалованьем и взяткой... В старину по приезде нового воеводы мир давал ему подарки (въезжий корм),причем не абы как, а с обрядом, который назывался " хлеб-соль". Потом он получал денежные и натуральные кормы и пошлины. Кормы платила вся община за то, что чиновник был, пошлины - частные лица, за то, что он делал. Пошлины делились на два разряда: почести и поминки. Почести вручали до начала дела ,а поминки - по окончанию дела. Плюс такой системы в то, что воевода, если желал хорошо жить, вынужден бы рассматривать дела, а не лениться. И лишь один вид подношений – посулы – рассматривался как криминал. Это были взятки: за нужное решение челобитчик сулил и давал должностному лицу бакшиш.

Взятка как юридический термин («посул») появилась на Руси в XIV веке. Первый законодательный акт, запрещающий получать вознаграждение при ведении судебных дел, вышел в 1497 году. Сколько средневековых «оборотней в погонах» было тогда уволено из «органов», неизвестно. Но явно не все: именно началом XVI века датируются пословицы, приведенные выше.
Чаще всего государство предпочитало закрывать глаза на страсть чиновников к хорошей жизни. Но не все правители одабривали это. Были и те, кто яро боролся со взяточничеством: Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Великая. При Советском Союзе эта борьба несколько ослабла, но на то были свои причины. Например, в 60–70-х гг. XX в. директора крупных заводов были вынуждены «подмазывать» чиновников соответствующих министерств только для того, чтобы вовремя получить сырье или оборудование для своих предприятий. Именно по этой причине не раз предпринимавшиеся попытки привести хозяйственную жизнь страны в соответствие с советской Конституцией заканчивались ничем.

Ярким примером служит существовало шесть способов умерщвления.
1. В XI веке первый русский юридический документ Русская Правда не предусматривал смертной казни, зато законодательно закреплял право кровной мести. В правовом поле смертная казнь появилась лишь в 1397 году в Двинской уставной грамоте — она предусматривалась за кражу, совершенную в третий раз , но не за убийство.
2. К XVII веку за политические преступления (оскорбление государя, покушение на его жизнь, измену, самозванство) применялись четвертование или посажение на кол .
По Соборному уложению 1649 года смертной казнью каралось до 60 преступлений. К списку «мер пресечения» добавилось еще четыре вида казней:
3. сожжением («А будет кого бусурман какими-нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет: и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия»);
4. залитием горла металлом («Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловянные, или ... в серебро учнут прибавляти медь или олово или свинец... и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло»);
5. вешанием («А будет кто, будет на государеве службе в полкех, учнет изменою ис полков переезжати в неприятельския полки: и такова переезщика казнити смертию, повесити против неприятельских полъков»);
6. закапыванием в землю («А будет жена ученит мужу своему смертное убийство: держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет»).

Таково было правовое поле того времени. Современный мир этого зверства не приветствует. Россия входит в число стран, отменивших смертную казнь.

Напоследок хотелось бы несколько слов сказать о символе правосудия – богине Фемиде.
Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.
Иносказательно: Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстиции меч.
Хотя Фемида – греческая богиня, но и на Руси у нее давно была сводная «сестра». Стоит вспомнить сказку «Правда и кривда».

«Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой или правдой?
— Пойдем к писарю, он нас рассудит!
— Пойдем, — отвечает Правда.
Вот пришли к писарю.
— Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?
Писарь спросил:
— О чем вы бьетеся?
— О ста рублях.
— Ну ты, Правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.
Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою.
— Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать.
— Хорошо, пойдем.
Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое:
— В наше время лучше жить кривдою.
— Подавай-ка свои глаза! — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала».

Тем не менее, Россия не привыкла походить на другие государства. Поэтому и Фемида у нас будет не как у всех, а зрячая.

В ходе реконструкции здания Верховного суда России над входом в комплекс со стороны Большого Ржевского переулка была установлена скульптура Фемиды, на лице которой отсутствует повязка — символ беспристрастия, что вызвало многочисленные критические публикации в прессе.
Видимо, архитектор тоже читал сказку о Правде и Кривде, так как в окончании сказки Правда нашла волшебную траву, протерла глаза и снова стала видеть.

«Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал?
Кривда в свой черед похваляется:
— А я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!
— Что глаза! — говорит набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!
Правда лежит да слушает.
Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза: потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу.
В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст её замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом...»

Если же говорить серьезно, то оказалось, подобный имидж богини правосудия — вовсе не какое-нибудь супермодное веяние в ваянии скульптур. В Верховном суде России придумали свою богиню правосудия!
«Наша Фемида не может быть с закрытыми глазами, поскольку она все видит и все знает» , — огорошил главный архитектор проекта реконструкции Верховного суда Юрий Милаев. — То есть древнегреческих канонов было решено не придерживаться». И на изумленный вопрос: а как же, собственно, беспристрастие? — архитектор невозмутимо пояснил: «Если вы заметили, наша Фемида без меча, то есть никого не режет и не бьет»

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх