,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other

Мы продаем щебень с доставкой по Харькову и области, компания "Абсолют-Строй".

Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Стройка на болоте. Где и как сооружают российскую трассу Формулы-1
+5
Чтобы подготовить сочинскую почву для строительства трассы, которая примет Формулу-1 в 2014 году, застройщикам пришлось сменить 270 тысяч тонн грунта, осушить болото и спрятать кладбище. «Мотор» побывал на месте возведения автодрома и увидел, на каком этапе находится стройка.
«Много столетий назад в Черном море произошел подъем земной коры: у самого побережья дно поднялось на 150 метров, – рассказывает руководитель дирекции по строительству и проектированию трассы Формулы-1 в Сочи Галина Чумакова. – На суше остался Кавказ, а между морем и горами образовалась ложбинка: это и есть Имеретинская низменность. Сейчас здесь строят Олимпийские объекты и гоночный автодром. Веками сюда стекала вся вода, попадавшая на окрестные горы, из-за чего в долине образовалось болото. В царские времена сюда отправляли в ссылку, а по всей низменности роились малярийные комары».
Галина Чумакова с гордостью показывает макеты зданий, строительные краны и первые этажи почти готовых зданий. Чумакова работает в Олимпийском проекте с 2006 года: за это время она успела стать вице-президентом центра «Омега», курирующего строительные работы на месте будущей зимней Олимпиады, а затем ее перевели на проект трассы Формулы-1. «В прошлом году проходили общественные слушания, а потом мы прошли экологическую экспертизу – с нее все начинается, ведь иначе нам просто не дали бы разрешение на строительство автодрома. Буква закона полностью соблюдена», – уверяет Чумакова.
Вице-президент центра «Омега» оправдывается не просто так: в июле экологи из общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» обвинили строителей гоночной трассы в несоблюдении экологических процедур. Как выяснилось, с точки зрения закона все в порядке, вот только уникальную экосистему Имеретинской низменности уже не вернешь: когда-то здесь были водно-болотные угодья с уникальной для России флорой и фауной. Ученые долго пытались добиться присвоения долине статуса орнитологического заказника, но вместо этого территорию решили использовать для строительства спортивных объектов.
Раньше в Имеретинской низменности располагались несколько совхозов и населенных пунктов – в общей сложности расселить пришлось 117 семей. Каждой выделили жилье в другом районе Краснодарского края, а также выплатили денежную компенсацию. Сложнее всего пришлось со старообрядцами, которые поселились тут еще в 1911 году: за два года до этого император Николай II лично выдал им землю в Имеретинской низменности «на вечные времена». В итоге выселили и старообрядцев – единственным напоминанием об их поселении останется кладбище, которое окажется внутри гоночного комплекса. Разрывать могилы не будут – вместо этого кладбище обнесут стеной, которую обещают «разрисовать».
«Нам пришлось выполнить все предписания, – продолжает Чумакова. – К примеру, для того, чтобы соблюсти нормы по уровню шума, мы построим три ряда шестиметровых стен между автодромом и поселком Мирный. А в районе восьмого поворота раньше был Черепаший остров ― мы за свой счет переселили всех черепашек в другое место».
Теперь в Имеретинской низменности ничто не напоминает о бывших жителях, черепахах и птицах с малярийными комарами – на въездах в долину стоят контрольно-пропускные пункты с металлодетекторами, а на территории низменности повсюду орудуют рабочие и строительная спецтехника.
Строительство трассы Формулы-1 началось полтора года назад. По традиции чемпионата мира, разработку проекта доверили архитектурному бюро Германа Тильке Tilke Engineering GmbH. Немецкая контора представила российской стороне несколько вариантов автодрома, а центр «Омега» совместно с будущим промоутером Гран-при России – компанией «Формула Сочи» – выбрал один из них.
Трасса Гран-при России

Стройка на болоте. Где и как сооружают российскую трассу Формулы-1

Длина трассы: 5832 метра
Средняя скорость: 216 км/ч
Время прохождения круга: 1 мин. 37,2 сек.
Количество поворотов: 16


Генеральный директор «Формулы Сочи» Александр Богданов рассказывает, что по одному из проектов трасса ныряла внутрь Олимпийского стадиона, на котором состоится церемония закрытия зимних игр 2014 года. Это позволило бы разом избавиться от забот о трибунах – 60 тысяч посадочных мест появились бы сами собой. В итоге от экстравагантной затеи отказались, а трасса стала аккуратно огибать многочисленные ледовые арены. «За время Олимпиады зрители выучат названия здешних стадионов, а когда они увидят дебютный Гран-при России, то обнаружат знакомые арены, вокруг которых вьется автодром», – считает менеджер сочинского проекта из фирмы Tilke Engineering Александр Рябцев.
Возведение Олимпийского парка и гоночной трассы на нестабильных грунтах Имеретинской низменности – нетривиальная задача. По наблюдениям метеорологов, здесь ежегодно выпадает по полторы тысячи миллиметров осадков. «Раньше тут была разветвленная сеть каналов, которая уводила воду в Черное море. Теперь мы делаем полноценную дренажную систему, – объясняет Галина Чумакова. – Дрены – это трубы с боковыми прорезями, по которым влага поступает на насосную станцию, где воду очищают, а затем выбрасывают в море на расстоянии двух с половиной километров от берега. Пока уровень водоотведения в нашей долине на нуле. Мы прокладываем дрены по земле, а к концу строительства они окажутся на глубине в два с половиной метра – над ними насыпят грунт и уложат дорожную одежду».
Близость моря также добавляет хлопот. В районе пятого поворота от кромки воды трассу будет отделять какая-то сотня метров – а дальше обрыв и течения со сложными завихрениями. «В море расположен разлом длиной 400 метров. Именно сюда в 2006 году упал самолет компании «Армавиа», – рассказывает Александр Богданов. – Если в этом месте сделать берегозащитные укрепления по стандартной технологии, то долго эти укрепления не проживут: грунт сползет в море. Раньше необходимости в подобном усилении не было, так как Имеретинская долина представляла собой обычное поле, на котором где-то что-то росло. Но когда вы на это поле посадили 25 зданий, которые весят миллионы тонн, вы придали почве колоссальную нагрузку. Все равно что нажать на гамбургер ― кетчуп вылезет».
Трибуны рассчитаны на 42 тысячи зрителей. Недостающие места мы будем компенсировать за счет сборно-разборных конструкций, а в первом квартале 2013 года определимся с количеством и вместительностью новых стационарных трибун. Из-за особенностей здешней почвы только на проектирование любого сооружения потребуется год – а потом еще год на его строительство. Так что новые трибуны появятся не раньше 2015 года.
Но самое трудное – это характер местной почвы. Из-за обильной заболоченности Имеретинская низменность не имела шансов превратиться в курортную зону: многие десятилетия территорию не осваивали, а когда Олимпстрой приступил к работам, зданиям ледовых дворцов достались лучшие участки. Ради трассы Формулы-1 пришлось менять 270 тысяч тонн грунта: инертный материал привезли из Лабинска на востоке Краснодарского края. Щебень похожего качества можно было взять и в соседней Абхазии, но местные предприниматели не воспользовались преимуществом территориальной близости – цена грунта оказалась выше российской, и в Адлерский район Большого Сочи пришлось гонять фуры с другого конца края.
Впрочем, даже масштабное замещение грунта на временной части автодрома не смогло сравниться по сложности с работами по облагораживанию так называемого «малого кольца» – постоянной части сочинской трассы. Здешняя заболоченность не покорилась ни инженерам Германа Тильке, ни их коллегам из Западной Европы. «Когда мы прокладывали трассы Формулы-1 в Китае и Южной Корее, то сталкивались с чем-то подобным, – вспоминает специалист Tilke Engineering GmbH Йорн ван Рэй. – Это нормально: автодромы всегда строят на самых дешевых участках – хорошие земли отдают под жилые дома и гостиницы. Но в той же Корее мы работали с однородной почвой, а в Сочи на одном участке встречаются три типа грунта. Это делает проектирование намного сложнее».
Полукруг на фотографии – это не бэнкинг. Угол наклона дуги третьего поворота отрицательный. Иными словами, в этом месте инерция будет не прижимать пилотов к асфальту, а напротив – пытаться «выбросить» за пределы дорожного полотна. Восьмикратный победитель «24 часов Ле-Мана» Том Кристенсен и экс-пилот Формулы-1 Дэвид Култхард в один голос назвали этот затяжной вираж самым сложным и интересным местом на всей трассе.
Чтобы укрепить почву, центр «Омега» обращался к трем компаниям: из Германии, Австрии и Финляндии. Каждый претендент вбивал в землю пробную сваю – и ни одна из них не выдерживала нагрузок. Фирмы просили за свои услуги от 430 до 500 тысяч евро – но никто не мог гарантировать, что конструкция устоит. Тогда строители трассы обратились к российским инженерам и нашли решение в Новосибирске. Научно-исследовательский институт из этого города предложил использовать слегка модернизированную технологию 1970-х годов, по которой через заболоченную местность азиатской части России прокладывали отдельные участки Транссибирской магистрали.
«Под сумасшедшим давлением в землю выстреливают смесь из камней и бетона, – объясняет Александр Богданов. – В эту смесь добавлены специальные полимеры, которые моментально твердеют, стоит им попасть во влажную среду. Получаются подземные столбы высотой 80 метров – они называются грунто-цементными сваями. Только эта технология позволила достичь нужных нам показателей по усадке». Сибирскую идею осуществили специалисты московского Научно-исследовательского проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института оснований и подземных сооружений (НИИОСП), а всего над проектом сверхпрочных свай работали пять НИИ со всей страны.
Вместе с российскими работниками центра «Омега» на трассе постоянно дежурят как минимум десять человек из Tilke Engineering – немцы контролируют каждый шаг сочинских партнеров, непрерывно следя за качеством строительных работ. Все слои будущей трассы инспектируются и заверяются отдельной комиссией: так сотрудники Tilke смогут доложить Международной автомобильной федерации (FIA) о соблюдении всех норм. К осени 2012 года подготовительные работы на малом кольце почти закончены, а на большом кольце уже сменили 40 процентов грунта.
Поставщик верхнего – самого главного – слоя асфальта пока не выбран, однако организаторам очень нравится предложение австрийской фирмы «Штрабек». Так или иначе, на решение этого вопроса у «Омеги» достаточно времени: верхний слой будут укладывать лишь летом 2014-го года. В Сочи боятся, что за время зимних Олимпийских игр дорогу испортят груженые машины с оборудованием и многочисленные парады – все-таки, большое кольцо будет интегрировано в транспортную систему Адлера, делая трассу полугородской. Перед Олимпиадой на дороги уложат временный асфальт – цветной. Поначалу большое кольцо хотели замостить плиткой, но в последний момент передумали: в Олимпстрое решили, что асфальт пяти ярких цветов будет лучше смотреться на телевизионной картинке.
В апреле, когда Олимпиада с Паралимпиадой целиком уступят площадку «формулистам», верхний (цветной) слой срежут,а а вместо него уложат шесть сантиметров органический смеси, по которой и поедут болиды Формулы-1.
Необходимость заново формировать почву Имеретинской низменности привела к любопытному последствию: долина превратилась в плоскость. Ровная местность без ям и холмов, возможно, полезна для Олимпийского парка, но вряд ли порадует поклонников Формулы-1. Компенсировать тотальное отсутствие перепада высот придется конфигурацией трассы – в Tilke Engineering надеются, что обилие прямых участков позволит рассчитывать на регулярные обгоны.
Здания, обслуживающие гонку Формулы-1, будут готовы к ноябрю 2013 года – после этого «Омеге» и Tilke придется уйти со стройплощадки, уступив место «Олимпстрою». На время февральской Олимпиады «формулические» боксы, башню управления гонкой и медицинский центр заполнят телевизионщики и волонтеры зимних игр – сооружения в паддоке окончательно перейдут в распоряжение автодрома только в апреле 2014-го. Близость Олимпиады заставила строителей ускорить возведение всех зданий: сейчас у многих из них готовы первые этажи, а на некоторых рабочие уже приступили к перекрытиям и верхним ярусам. С трибунами такой спешки нет – основные места для зрителей напротив стартовой прямой доделают летом 2014 года. Сам дебютный Гран-при запланирован на октябрь.
Примечательно, что все здания проектировались с учетом сейсмической активности, характерной для нестабильной Имеретинской низменности. За всю историю наблюдений в этой долине не было зафиксировано толчков интенсивнее трех баллов, однако непростой подземный рельеф заставляет опасаться более серьезных землетрясений. Застройщики сыграли на опережение: все сооружения выдержат толчки до девяти баллов.
Бюджет сочинской трассы, утвержденный в министерстве регионального развития, составил 7 миллиардов 890 миллионов рублей – и похоже, что эти деньги работают. Стройка ведется на каждом сантиметре Имеретинской низменности: рабочие снуют повсюду, а бетономешалки с грузовиками едва не попадают в пробки, спешно привозя инертный грунт и новое оборудование. Конечно, значительная часть этого действа относится к Олимпиаде, но и гоночную трассу не обижают: в бетонных конструкциях угадываются боксы, а будущие дороги уже размечены – если знать, куда смотреть, то с высоты птичьего полета можно увидеть очертания будущего автодрома.

Стройка на болоте. Где и как сооружают российскую трассу Формулы-1Стройка на болоте. Где и как сооружают российскую трассу Формулы-1

Стройка на болоте. Где и как сооружают российскую трассу Формулы-1Стройка на болоте. Где и как сооружают российскую трассу Формулы-1

Стройка на болоте. Где и как сооружают российскую трассу Формулы-1Стройка на болоте. Где и как сооружают российскую трассу Формулы-1



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх