,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other

ua-ru.my-gift.in

Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Шииты и сунниты: чем они отличаются? И с чем связана война и ненависть в Сирии?
  • 15 октября 2015 |
  • 09:10 |
  • Daily |
  • Просмотров: 790
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
На Ближнем Востоке, в Ираке, Сирии, Бахрейне, Йемене и даже на востоке Саудовской Аравии враждебность между некоторыми сообществами шиитов и суннитов все больше скатывается в яму неконтролируемого насилия. В Сирии идет война. Разные ветви мусульман и ИГИЛ вступили в ожесточенную схватку, пишет УНН. Сегодня противостояние этих двух религиозных течений лежит в основе иракского кошмара и сирийской трагедии. Соперничество шиитов и суннитов возникло отнюдь не вчера: оно уходит корнями в самые истоки ислама и раздор после смерти пророка (в арабском языке эта смута называется «фитна»). Иногда складывается впечатление, что кто-то намеренно решил подлить масла в огонь. Но кто?

Шииты и сунниты: чем они отличаются? И с чем связана война и ненависть в Сирии?



Чем сунниты отличаются от шиитов?


Ислам разделяется на два крупнейших течения — суннизм и шиизм. На данный момент сунниты составляют около 85–87% мусульман, а количество шиитов не превышает 10%. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются.

Когда и почему последователи ислама раскололись на суннитов и шиитов?

Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али* в Арабском халифате возникли споры о том, кто займёт его место. Дело в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда, и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны — второго после Корана источника исламского права, отчего стали называться «суннитами».

Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов?

Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али.
Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али.
Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.
Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.
Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.



В каких странах большие шиитские общины?

Больше всего последователей шиизма живёт в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Ливане и Йемене.

Ударная волна арабских восстаний?

По одной из теорий во всем виноваты арабские революции. Они расшатали утвердившийся стабильный порядок, который был сформирован многолетними диктатурами в регионе. Арабские восстания, от Туниса до Египта и Сирии, принесли с собой ветер динамизма и сдвинули с места тектонические плиты в этой чувствительной зоне.

Так, например, большинство населения в Сирии составляют сунниты, однако отец и сын Асады всегда ставили на первые места сирийских алавитов (10-12%) в ущерб суннитам. Семья Асадов — алавиты, и это религиозное сообщество тесно связано с сирийским государством. Алавиты представляют собой весьма далекое ответвление шиизма, однако их зачастую все равно считают его частью. В первую очередь такой позиции придерживаются суннитские экстремисты (причем вовсе не обязательно сирийские), которые сейчас сражаются в Сирии. Эти радикалы называют алавитов еретиками, точно также как и шиитов.

В Ираке Саддам Хусейн стал первым, кто начал открыто притеснять шиитов. Он держал страну в ежовых рукавицах и, как и Асады, сдерживал порывы представителей разных конфессий своей авторитарной властью. Тем не менее, с течением лет дискриминациями и репрессиями он посеял давшие сегодня всходы зерна религиозной ненависти.

Запад?

В конечном итоге Асад и Хусейн в своих действиях мало чем отличались от Запада, который всячески пользовался межрелигиозными разногласиями для реализации собственных геополитических интересов. Так, с 1920 года по Севрскому мирному договору Ирак оказался под британским мандатом. Британцы решили опереться на большие суннитские кланы, которым начала раздавать титулы и привилегии еще Османская империя. Как пишет Клеман Гийемо (Clément Guillemot) в «Ключах от Ближнего Востока» (Clefs du Moyen-Orient), «британцы стремились к общему умиротворению региона и пытались защитить путь в Индию с помощью направленной на поддержку суннитов религиозной политики. В борьбе с Османской империей в 1915 году они заключили союзническое соглашение с шерифом Мекки Хусейном и тремя его сыновьями, чтобы обеспечить стабильность в регионе. (...) В Лондоне полагали, что приход к власти суннитов, сторонников светского государства с идеологией панарабского национализма, позволит предотвратить возникновение дальнейших конфликтов между национальными государствами на Ближнем Востоке». Шииты оказались на вторых ролях, что привело в целой серии восстаний в 1920, 1935, 1936 и 1937 годах. Все они были подавлены британцами. «Таким образом, после создания государства у шиитов сформировалось ощущение несправедливости из-за малого числа их представителей во властных инстанциях».

Что же касается суннитов, в их сознании укрепились недовольство и горечь по поводу западных вмешательств в судьбу Ближнего Востока в этот период. О подписанном в 1916 году тайном соглашении Сайкса-Пико говорят по сей день, 98 лет спустя! Договор Сайкса-Пико стал одной из главных целей исламистов ИГИЛ в Twitter. В сети появилось немало сообщений с хэштегом #SykesPicotOver. По их мнению, это соглашение символизирует предательство Запада. В тот момент британцы пообещали арабским народам сформировать большое независимое королевство, однако тайная договоренность Франции и Великобритании лишь способствовала формированию границ арабских стран в регионе.

В конечно итоге соглашение так и не было реализовано на практике, но оно все равно легло в основу современной политической карты. В ИГИЛ не согласны с этими границами и стремятся перерисовать очертания Ирака и Сирии, основав «халифат» на территории нескольких существующих государств.

Американское вмешательство в Ираке?

Сегодня Ирак оказался под угрозой со стороны исламистов ИГИЛ. Быть может, все это — лишь обратный ход маятника? После свержения диктатуры Саддама Хусейна в 2003 году американцы привели к власти шиитское большинство, а затем вывели силы из Ирака.

«Я сказал лидерам партии "Баас", что отныне путь в правительство для них закрыт, — признал бывший глава американской администрации в Ираке Пол Бремер (Paul Bremer). — Им было позволено делать все, что они захотят: создавать газеты, вернуться к общественной жизни... Но я ошибся, когда доверил реализацию этой меры иракским политикам, которые зашли слишком далеко в ее применении».

После прихода к власти премьер-министр Нури аль-Малики наделал немало ошибок. Он завяз в направленной против суннитов политике, лишил их высоких ответственных постов в армии. Подавление некоторых восстаний обстрелами с воздуха и отправка экстремистски настроенных шиитских вооруженных отрядов привели к тому (неудивительно...), что бывшие военные партии «Баас» Саддама Хусейна решили присоединиться к ИГИЛ. Сегодня часть суннитского населения отдает предпочтение предоставленной исламистами защите, а не той, что может дать им государство.



Геостратегическая борьба Ирана и Саудовской Аравии?

Ирак как исламская и шиитская республика естественно позиционирует себя защитником шиитов. Одни из главных шиитских святынь находятся на иракской земле и могут оказаться под ударом радикалов. Сотни тысяч иранцев каждый год оправляются туда в паломничество. В первую очередь это относится к Кербеле, где расположена гробница имам Хусейна, внука пророка Мухаммеда, который погиб в боях с суннитами в 680 году.

«Иранская нация сделает все, чтобы защитить святые места», — отметил в середине июня президент Ирака Хасан Рухани.

Кроме того, лидер ливанской «Хезболлы» Хасан Насралла заявил, что шиитские мавзолеи в Ираке имеют такое большое значение для движения, что оно готово для их защиты «принести в жертву в пять раз больше, чем в Сирии».

Помимо чисто религиозных интересов иранцами движет беспокойство по поводу резкого подъема суннитского исламистского восстания в Ираке. Они не смогли заранее предугадать его, так как сосредоточили все внимание на союзной Сирии. В Тегеране опасаются перспективы возвращения суннитского меньшинства к власти у самых иранских границ. В прошлом страна восемь лет вела войну с Ираком Саддама Хусейна: этот конфликт оставил после себя глубокие шрамы и миллион погибших. Поэтому иранцы стараются избежать повторения подобного сценария.

Как полагает научный сотрудник Высшей школы социальных наук Клеман Терм (Clément Therme), Тегеран опасается дестабилизации Ирака, потому что не хочет оказаться «в окружении несостоявшихся государств. У иранцев и так уже есть граница с Афганистаном».

Гегемония Эр-Рияда под угрозой

По информации американских источников, по меньшей мере три отряда спецподразделения «Аль-Кудс» (главное оружие Ирана за пределами своей территории) уже перешли границу для оказания помощи иракскому генштабу.

Что касается Саудовской Аравии, тут в первую очередь речь идет о моральной поддержке суннитского сообщества, которая опирается на салафитскую (и по своей сути антишиитскую) религиозную риторику. В военной сфере поддержка исламистов носит по большей части финансовый характер: частные организации, бизнесмены и религиозные деятели выделяют поистине колоссальные деньги. Получающие их исламистские группы отличаются большим разнообразием, а объемы средств варьируются.

После свержения Саддама Хусейна в регионе обрисовался своеобразный полумесяц шиитских правительств, от Тегерана до Бейрута, Багдада и Дамаска. Саудовская Аравия оказалась в окружении со всех сторон за исключением востока и юга. В Бахрейне последние три года не стихают направленные против суннитских властей восстания шиитского большинства. Эр-Рияд открыто вмешался в развитие событий, направив свои войска для подавления мятежа. В Йемене продолжает набирать обороты движение зейдитов (ответвление шиизма), которое представляет угрозу для северных границ Саудовской Аравии. Кроме того, внутри самого саудовского королевства вот уже три года бурлят 15% шиитов, которые по большей части проживают в нефтеносной восточной провинции.

В борьбе с шиитами на кону стоит само гегемоническое положение аравийцев. В 2003 году они в штыки восприняли решение американцев сформировать в Ираке шиитское правительство и сейчас серьезно обеспокоены влиянием Тегерана в Багдаде. Они видят за всем руку Ирана, который стремится дестабилизировать их с помощью шиитских восстаний по всему региону. И это беспокойство Эр-Рияда становится лишь сильнее при виде прогресса в переговорах Ирана и западных стран.

Эр-Рияд всегда был главным союзником США в регулировании нефтяного рынка, однако его роль может потерять былое значение в случае нормализации отношений с Ираном, которому принадлежат вторые по величине в мире запасы нефти.

Как бы то ни было, хотя Эр-Рияд сегодня радуется при виде трудностей иракских шиитов, есть все основания усомниться в том, что победа радикалов принесет ему такую уж большую пользу. Да, «Исламское государство Ирака и Леванта» поддерживает тесные связи с саудовским суннитским движением, однако эти исламисты преследуют собственные политические цели: сформировать в регионе халифат на территории нескольких арабских государств. Поэтому в перспективе непомерные амбиции ИГИЛ могут создать угрозу и для границ Саудовской Аравии.

И даже если Эр-Рияд в конечном итоге решит присоединиться к Тегерану, чтобы не допустить этого, будет уже слишком поздно. Риторика религиозной ненависти пустила настолько глубокие корни в общественном мнении всех стран региона, что перейти на чисто политический подход уже вряд ли получится.

Источник - УНН



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх