,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Москва называет вещи своими именами
  • 26 сентября 2013 |
  • 16:09 |
  • AlksndP |
  • Просмотров: 717
  • |
  • Комментарии: 11
  • |
+8

«Что полукавишь, то и поживешь»
Старая русская пословица


То, о чем неоднократно писали «2000», теперь прямым текстом озвучено устами одного из высших руководителей России: т. н. интеграционные инициативы украинской власти на восточном направлении есть политтехнологические трюки.

«Не секрет, где сосредоточена основная масса сторонников интеграции в ТС и ЕЭП — на юго-востоке Украины, т. е. в базовых электоральных регионах ПР и Виктора Януковича, которому совсем скоро предстоит поход за вторым президентским сроком. Чего только не придумывал официальный Киев, чтобы обзавестись каким-либо документом, который можно было бы предъявить избирателям в качестве «свидетельства об интеграции с Таможенным союзом».

Москва называет вещи своими именамиТо предлагали Москве формулу «3+1», хотя в таком формате с ТС по факту, без всяких дополнительных соглашений, сотрудничает любая страна, в т. ч. и Украина. То вышли с идеей создания зоны свободной торговли Украина — ТС. Хотя такая ЗСТ — между Украиной и странами Таможенного союза — и так существует: зона свободной торговли СНГ, участниками которой являются как Россия, Казахстан, Белоруссия (т. е. все страны ТС), так и Украина. Создать подобный гибрид — ЗСТ внутри ЗСТ — тоже не получилось.

Тогда родился вариант «интеграции» как получения «статуса наблюдателя» при ТС. Эту «интеграционную» новацию «2000» так же не раз комментировали, характеризуя ее как очередной политтехнологический трюк, направленный на введение в заблуждение пророссийски ориентированного избирателя Украины» («Меморандум «ни о чем», «2000», №23(656), 7—13.06.2013).

О том же речь шла в другом материале, когда мы отмечали, что официальный Киев всеми правдами и неправдами пытается создать видимость интеграции с ТС «в качестве политтехнологии власти, направленной на ее базовый электорат — жителей юго-восточных регионов, внешнеполитические предпочтения которых в дополнительных комментариях не нуждаются» («Урок. Впрок ли?», «2000», №35 (666), 30.08—5.09.2013).

И вот в ходе недавней встречи с участниками XV Генассамблеи организации информационных агентств стран Азии и Тихого океана российский премьер Дмитрий Медведев отметил, что заявления украинского руководства о готовности ратифицировать соглашение об ассоциации с ЕС и часть соглашений в рамках Таможенного союза ничего, кроме удивления, не вызывают.

«Aut nihil aut caesar», «все или ничего», дословно — «или Цезарь, или ничто», — есть такая латинская поговорка. То же самое я могу сказать в отношении совместимости участия в ассоциированном членстве в Европейском Союзе и соответствующего участия в Таможенном союзе, — заявил Медведев. — Все разговоры о возможности быть и тут и там — полное лукавство. Это желание, извините, просто запудрить мозги собственному народу».

Российский премьер дал понять, что невозможно усидеть на двух стульях, как нельзя догнать двух зайцев одновременно. «Что мы немножко и там, немножко и здесь, и отовсюду получим свои дивиденды, — так не бывает», — сказал он.

«Если Украина свой выбор в пользу Европейского Союза сделала, мы желаем нашим украинским друзьям максимально тесной интеграции с Евросоюзом. Пусть они зарабатывают деньги для своего национального бюджета от этого участия. Мы сомневаемся в том, что это принесет большие дивиденды. Но если они сделали такой выбор, это их решение. Пусть их поступки оценивает народ Украины», — заключил Дмитрий Медведев.

Касаемо вопроса «быть и тут и там» российский премьер, судя по всему, прокомментировал заявление своего украинского коллеги Николая Азарова, который продолжает уверять публику, что Украина после создания ЗСТ с ЕС сможет присоединиться к отдельным соглашениям ТС. Скажем, 4 сентября, открывая заседание правительства, Николай Янович сказал: «Я поручил Министерству экономического развития и торговли обобщить анализ всех соглашений, которые действуют в Таможенном союзе, и подать на рассмотрение правительства проекты решений о присоединении к тем соглашениям о технических регламентах, таможенных процедурах и т. п., которые нам необходимы, чтобы снять противоречия в двусторонних торгово-экономических отношениях».

Еще наш премьер озвучил идею провести некие «консультации в трехстороннем формате» между Россией, Украиной и Евросоюзом. А целью такой встречи, по словам Азарова, должно стать «эффективное применение положений Соглашения об ассоциации с ЕС и зоне свободной торговли со странами СНГ». Хотя подобные консультации нужно было проводить раньше — до того, как Киев и Брюссель согласовали и парафировали положения соглашения об ассоциации и условия создания ЗСТ Украина—ЕС.

Теперь-то каков смысл в трехстороннем форуме, когда Москва поставлена перед фактом? Создать впечатление, что во взаимной торговле проблем нет (или что имеющиеся снимаются)? Или дождаться более чем вероятного отказа России от этих бессмысленных консультаций, а затем обвинить ее в «неконструктивной позиции» — мы-де протянули руку, а Москва ее не приняла?

В ходе Ялтинской европейской стратегии г-н Азаров вновь уверял: «Мы найдем консенсус и взаимопонимание. Мы обречены на сотрудничество со странами Таможенного союза. Мы пройдем трудный период адаптации, понимания, и мы как сотрудничали, так и будем сотрудничать», отмечая, что Украина «готова присоединиться к некоторым протоколам Таможенного союза».

Сотрудничать, конечно, с Таможенным союзом Украина будет. Вопрос в ином — в глубине и качестве этого сотрудничества. Но по этому поводу уже немало сказано, написано на страницах «2000».

Интересен и пассаж Николая Яновича насчет негативных прогнозов в контексте создания Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Г-н Азаров вспомнил об аналогичных предсказаниях перед вступлением Украины во Всемирную организацию торговли. «Я вспоминаю прогнозы, когда мы готовились вступать в ВТО. Мы понесли потери, но посмотрите, как резко вырос наш экспорт, как наши предприятия должны были приспосабливаться к открытой торговле», — сказал он.

А что же украинский премьер не уточнил — в каких именно отраслях «резко вырос наш экспорт» после вступления в ВТО? Что-то не приходилось ранее слыхать о подобных экспортных прорывах. С другой стороны — а как насчет роста импорта (создающего проблемы для отечественного товаропроизводителя) вследствие все того же присоединения к ВТО? Об этом Николай Янович умолчал.

Если все так хорошо со вступлением в ВТО, то как понять обращение Украины в октябре 2012 во Всемирную торговую организацию с намерением повысить импортные пошлины почти на 371 товарную линию?

А как расценить заявления Николая Азарова полгода назад (на пресс-конференции для украинских СМИ) в том смысле, что вступление в ВТО существенно навредило украинским производителям? Видимо, премьер запамятовал, о чем вел речь совсем недавно? «Мы слишком открыли рынок, когда подписали известное соглашение (о вступлении в ВТО. — С. Л.). Вы знаете, о чем я. 2008 год, эйфория... И решение было скорее политическим, чем экономическим. Мы до сих пор ощущаем последствия — на рынок в большом объеме хлынул импортный товар. И он далеко не всегда хорошего качества», — констатировал премьер, сетуя, что Украина перестала быть индустриальной страной и почти «похоронила» свою промышленность. (ПОДРОБНОСТИ, 19.03.2013)

Впрочем, за Николаем Яновичем такое водится — сегодня говорить одно, завтра — другое, о чем мы не раз писали (см. например, «Азаров-2008 vs Азаров-2011», «2000», №36(572), 9—15.09.2011).

Однако вернемся к заявлению Дмитрия Медведева. Позволим себе уточнить, что украинская власть «пудрит мозги» не просто «собственному народу», а собственному избирателю — тем украинским гражданам, благодаря которым Виктор Янукович стал президентом, а Партия регионов — партией власти. Именно на них, на базовый электорат «регионалов» — чья настроенность на тесные отношения с Россией, на глубокую интеграцию со странами постсоветского пространства общеизвестна — и нацелены эти «разговоры о возможности быть и тут, и там». Именно в отношении этой части граждан и имеет место то, что Медведев охарактеризовал как «полное лукавство».

В принципе, лукавость — это черта, присущая практически всем политикам, за редким исключением, все они так или иначе — кто больше, кто меньше — лукавят перед электоратом.

Но есть отличие в лукавстве украинских «бело-синих» и «оранжевых». В чем оно заключается? В том, что «оранжевые» лукавят с «чужим» электоратом, а «регионалы» — со «своим». «Оранжевые» ведь тоже декларируют «дружбу с Россией», тоже обещают защищать права русскоязычных (вспомним хотя бы рассказы кандидата в президенты Ющенко в 2004-м), гарантируют невмешательство в вопросы церкви и т. д. и т. п. И обманывают. Но кого? Русских, русскоязычных, сторонников восточного вектора интеграции. Обещания «регионалов» тоже известны. Как не секрет и то, как они «выполняются».

Подписание руками «регионалов» соглашения об ассоциации с Евросоюзом вкупе с созданием ЗСТ с ЕС — это, как если бы «оранжевые» в 2005—2009 гг. сделали Украину участником Единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Но только если второе — из мира политической фантастики, то первое — происходит на наших глазах и в скором времени станет реальностью.

Лукавство политиков в отношении избирателей, раздача обещаний, которые они не намерены выполнять, это уже подлость. И в этом смысле «регионалы» значительно превзошли своих «оранжевых» оппонентов — ибо обманывают своих избирателей, тех, повторюсь, благодаря кому и получили власть.

Позволю себе цитату из материала более чем двухлетней давности — когда мы комментировали только-только разработанную стратегами властей политтехнологию под названием «формула 3+1»:

«Не тайна и то, что на все прежние выборы Партия регионов ходила под лозунгами сближения с Россией, необходимости вступления в ЕЭП. Когда же пару лет назад Россия, Беларусь и Казахстан вплотную подошли к созданию Таможенного союза, «регионалы» позиционировали себя как сторонники интеграции Украины и в эту организацию. В частности, неоднократно заявлял об этом и Виктор Янукович, будучи кандидатом в президенты.

Именно этот имидж — «друзей России» политической силы, «ориентированной на интеграцию с Россией», — лежал в основе электорального успеха Партии регионов и Виктора Януковича. Именно «пророссийские» лозунги позволили «регионалам» заручиться высокой поддержкой избирателей прежде всего на юге и востоке страны, и поныне остающимися электоральной базой ПР.

В реальности, как мы смогли убедиться за последние полтора года, никто ни в какой ЕЭП или Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном вступать не собирался. Избирательные лозунги являлись не политической платформой, а политтехнологическим инструментарием.

Теперь повсеместное разочарование и «регионалами» и президентом наблюдается у избирателей юго-востока в связи с обманутыми надеждами и ожиданиями на предмет украинско-российских отношений. В ходе будущих выборов Партии регионов предстоит отвечать на многие неудобные вопросы, в т. ч. и на следующие: где обещанная интеграция с Россией, где участие Украины в формировании ЕЭП, где ее вступление в Таможенный союз? И почему «пророссийский» курс, декларировавшийся «регионалами» в оппозиции, сменился прозападным, в частности направленным на создание ЗСТ с ЕС, когда они и их лидер стали властью?

Не идти же к избирателям юго-востока с новыми лозунгами «за Европу!» — много голосов не соберешь... В данной ситуации и может сработать такой политтехнологический трюк, как «формат 3+1». Дескать, интеграции с Россией и другими постсоветскими республиками никто не отменял, ведем переговоры по формуле «3+1». При правильно поставленной агитации и соответствующей медийной поддержке вполне можно создать у определенной части избирателей впечатление, что Украина со дня на день чуть ли не вступит в Таможенный союз, а 3+1, как и в обычном арифметическом примере, превратится в 4», — указывали мы в июне 2011 года. (Почему 3+1 не равно 4 // «2000», №23 (561) 10 - 16 июня 2011 г.)

И время подтвердило нашу правоту — «формула 3+1» (и прочие варианты в этом стиле — «статус наблюдателя» и т. п.) есть политтехнологический трюк и ничего больше.

Однако этот трюк, отмечали мы тогда же, может сработать в полной мере, только если удастся втянуть в его реализацию представителей российского политического истеблишмента: «Если же удастся втянуть Россию в эту кампанию, да еще и вывести «переговоры» на публичный уровень — вероятность того, что заготовка «3+1» сработает, еще выше».

Тем более что в прошлом «регионалам» не раз удавалось вовлекать в свои избирательные пиар-кампании Россию и российских политиков, которые вольно или невольно выступали в качестве вип-агитаторов за Партию регионов и Виктора Януковича.

«Регионалы» вместе с россиянами принимали активное участие в разного рода форумах, на которых выступали горячими сторонниками вступления в ЕЭП (скажем, прежде мы не раз цитировали зажигательный проеэповский спич премьера Азарова на заседании «Украинского форума» 28 ноября 2008 г.), посещали мероприятия, организуемые российской партией власти «Единая Россия» (где «регионалы» также представали большими поборниками интеграции на постсоветском пространстве). Кроме того — личные встречи видных деятелей ПР с высокопоставленными российскими чиновниками и известными политиками, на которых демонстрировался настрой на глубокую интеграцию Украины и России. Если вспомнить еще 2004 г., то фоном к тогдашней президентской кампании являлись украинско-российские переговоры (хотя в реальности со стороны официального Киева это были пустые разговоры) по поводу ЕЭП, газового консорциума, двойного гражданства и т. д. и т. п.

«Все это широко тиражировалось в СМИ, в партийных агитках, создавало в глазах избирателей видимость бурной деятельности «регионалов», нацеленной на сближение с Россией. При этом картинка получалась такой, что позиции относительно будущего украинско-российских отношений у Москвы и Партии регионов всецело совпадают. Буквально еще одно усилие, еще один шаг — и теснейшая интеграция Украины и России станет свершившимся фактом», — напоминали мы. От избирателей же требовалось только предоставить возможность «регионалам» сделать этот решающий шаг, опустив за них бюллетень в урну для голосования.

И далее: «Украинские власти и сейчас будут пытаться втянуть Москву в переговоры-разговоры о «формате 3+1», с тем чтобы выдать эту болтовню ни о чем (будем называть вещи своими именами) за «украинско-российскую интеграцию».

Совершенно очевидно, что не в интересах ни России, ни тех граждан Украины, которые настроены на украинско-российское сближение не на словах, а на деле, чтобы оный трюк в очередной раз сработал.

Переговоры о «формате 3+1» никак не уравновешивают процесс непосредственного вступления Украины в ЗСТ с Евросоюзом. И то, что понятно специалистам, должно быть ясно и украинским избирателям, которые не должны быть в очередной раз введены в заблуждение «пророссийской риторикой». От Москвы всего-то и требуется не подыгрывать данным политтехнологиям и называть вещи своими именами.

Украинскую власть необходимо заставить идти к избирателю не с пустопорожними планами о светлом интеграционном будущем Украины и России, а с отчетами о реально сделанных на данном направлении шагах» («Почему 3+1 не равно 4», «2000», №23(561), 10—16.2011).

Извиняюсь за пространное цитирование, однако, уверен, вышеизложенные тезисы актуальны и теперь. А совсем скоро станут еще более актуальными — в 2014 г. — предшествующем президентским выборам.

Не сомневаюсь, что после подписания в Вильнюсе соглашения о политической ассоциации с Евросоюзом (а оно включает в себя и создание ЗСТ Украина—ЕС) украинская власть резко активизирует усилия на российском направлении. Исходя все из тех же предвыборных (президентской гонки-2015) задач и необходимости сохранить симпатии своего базового электората. Поэтому будут разрабатываться различные политтехнологии, призванные продемонстрировать пророссийски настроенным избирателям юго-востока «сближение с Россией», «интеграцию с Таможенным союзом». Потому что — и это, полагаю, очевидно не только экспертам — выиграть президентские выборы на проевропейской риторике Виктор Янукович не сможет.

Однако и Россия уже научена прежним опытом сотрудничества с «бело-синими» и знает цену их словам. И уже можно отметить, что наши ожидания — чтобы представители российской власти не подыгрывали политтехнологиям украинской партии власти, направленным на введение в заблуждение сторонников восточного вектора интеграции, — оправдываются. И Москва (пусть и с некоторым опозданием) наконец начала «называть вещи своими именами» — что и продемонстрировал Дмитрий Медведев, охарактеризовав «интеграционные инициативы» Киева как «полное лукавство» и желание «запудрить мозги собственному народу».

Подписание соглашения в Вильнюсе — это, извините, кукиш в кармане от «регионалов» и их лидера Виктора Януковича партнерам в Москве и избирателям юго-восточных областей Украины. Но и ответ, согласно народной мудрости «как аукнется, так и откликнется», должен быть адекватным — в ходе президентских выборов 2015 года.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх