,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Было ваше – стало наше
+6
Было ваше – стало наше


В то время как внимание мира было приковано к событиям в Сирии, Польша спокойно объявила, что она забирает в государственное управление, то есть по сути конфискует, основную часть активов, принадлежащих частным пенсионным фондам (многие из них принадлежат таким зарубежным фирмам, как PIMCO, Allianz, AXA, Generali, ING и Aviva), без какой-либо компенсации. По сути, государство просто национализировало примерно половину пенсионных активов частных компаний, хотя и использовала при этом более политкорректное название: коренное обновление пенсионной системы (pension overhaul).


На сегодняшний день в Польше используется гибридная пенсионная система: обязательные взносы в государственный фонд ZUS и частные фонды OFE. Облигации составляют примерно половину портфеля частных фондов, остальные деньги, как правило, вкладываются в акции. И хотя изменения пенсионной системы государственных пенсионных фондов было ожидаемым, никто и предположить не мог, что это повлечет за собой обычный грабеж активов частного сектора.

Премьер-министр Польши Дональд Туск объявил, что частные фонды будут обязаны перевести принадлежащие им облигации, в которые были вложены в пенсионные средства «частников», в управление государственному пенсионному фонду. При этом они смогут сохранить свои вложения в акции. В результате государство становится владельцем половины средств частных пенсионных фондов, вложенных в наименее рискованные инструменты, которыми считаются облигации. За счет переноса некоторых активов от частных фондов в ZUS, правительство сможет забронировать часть активов, находящихся на государственном балансе, чтобы компенсировать рост государственного долга. Таким образом, власти получат больше возможностей занимать на открытом рынке и поддерживать бюджетные расходы. Министр финансов Яцек Ростовски сообщил при этом, что изменения смогут сократить государственный долг примерно на 8% ВВП. Это, в свою очередь, позволит снизить двух пороговые значения, которые сдерживают правительство от новых займов на долговом рынке.

По сути, результатом так называемой реформы будет наращивание долгов правительства, национализация частных пенсионных фондов, что приведет в дальнейшем к оттоку капитала из суверенного долга. Инвесторы начнут продавать бумаги, к которым у них не будет доверия, что повысит расходы польских властей на обслуживание государственных облигаций и затруднит размещение новых бумаг на открытом рынке. И, безусловно, Польша продолжит занимать, используя новое «окно возможностей», пока в один прекрасный день у нее ничего не остается в частном секторе, что можно было бы конфисковать. В этот момент и иностранные инвесторы могут столкнуться с такими же рисками, как и вкладчики частных пенсионных фондов. В тот момент Польша, которая входит в ЕС, но по-прежнему производит торговые операции не в евро, а в злотых, начнет печатать неограниченное количество своей валюты, чтобы в дальнейшем обесценить свои долги с помощью инфляции.

Между тем, как это ни парадоксально, но ситуация в польской экономике значительно лучше, чем в среднем по ЕС, отмечает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. В ходе кризиса польская экономика была единственной в ЕС, где наблюдался хотя и небольшой, но рост ВВП, который составил 4,2% по итогам 2012 года. И самое интересное, что по прогнозам в 2013 рост ВВП может остаться на таком же уровне. Дело в том, что в Польше достаточно сильный внутренний спрос, и именно за счет этого экономика стабильна по кризисным меркам.

Действия же правительства Туска, как считает эксперт, обусловлены скорее политическими факторами. Премьер идет на меры, которые будут с одобрением восприняты чиновниками ЕС, которые стремятся сократить уровень внешнего долга членов союза. При этом внутри страны в силу ряда крайне непопулярных мер, навязанных Единой Европой, уровень поддержки Туска находится на минимальном уровне. При этом ходят слухи, что после своей отставки Туск имеет очень хорошие шансы занять серьезный пост в структурах ЕС. Соответственно, одиозная реформа пенсионной системы - это еще одно звено в этой цепи.

Тем временем «реформа» вызвала шок у населения и экспертов. Изменения приведут к "истреблению (негосударственных пенсионных фондов), хотя и расчистит властям фискальное пространство для более легкой жизни,- считает Питер Аттард Монтальто из банка Nomura. – Надо отметить, что польское правительство имеет странное определение частной собственности, учитывая, что оно утверждает, что это не национализация". "Это хуже, чем опасались многие на рынке, – заявил менеджер одного из ведущих пенсионных фондов Reuters на условиях анонимности. – Дьявол кроется в деталях, и мы не знаем многого о механизме этих изменений, о том, какие критерии будет использовать власть для оценки нашей работы... пенсионные фонды потеряют гибкость в инвестировании". Эксперты уверены, что возможность фондов инвестировать только в акции, увеличит риски для вложений, соответственно снизив и количество желающих вкладывать деньги.

Катастрофические последствия для финансовых потоков в страну польский премьер-министр «отбрил», заметив, что люди, которые присоединятся к пенсионной системе в будущем, не будут обязаны платить в частные фонды. «(Текущая) система оказалась построена частично на росте государственных долгов, и, как оказалось, она очень дорогостоящая", – заявил на пресс-конференции Дональд Туск, добавив, что «кроме позитивных последствий этого решения для государственного долга пенсии тоже будут более защищены".

Конфискация части активов пенсионных фондов действительно будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия, констатирует руководитель стратегической службы Абсолют Банка Александр Магунов. С одной стороны, это позволит снизить госдолг и дефицит бюджета страны, что формально сделает её более привлекательной для внешних кредиторов и инвесторов. Но при этом может пострадать репутация и имидж Польши как одной из наиболее привлекательных развивающихся стран для ведения бизнеса. Кроме того остаётся открытым и вопрос соответствия такого манёвра действующей конституции.

Априори действия государства являются законными, если конфискация установлена законодательным актом, говорит эксперт проекта "Общественная дума" Марина Емельянцева. Но в самом деле нельзя забывать о конституции, который является верховным законом Польши, как и любого демократического государства. Она провозглашает охрану частной собственности и предполагает ее изъятие только в социальных целях и при условии справедливого возмещения. А о какой законности можно говорить, если у граждан фактически изымают без их согласия их пенсионные накопления и без предоставления хоть какого-то обещания о возврате этих денег в будущем, не говоря о других компенсациях? Технически происходящее может быть реализовано фискальными мерами, как это было совершено на Кипре при введении единовременного налога на депозит. Для этого необходимо принимать законодательный акт со стороны Сейма и добиваться его одобрения со стороны Сената.

Конфискацию можно обосновать социальными потребностями. Это нормальная практика в деятельности любых властей. Но польская конституция требует справедливого возмещения в отношении каждого факта нарушения права частной собственности. Поэтому для обоснования законности власти должны придумать систему, с помощью которой граждане получат возмещение конфискованных средств. Это либо прямое возмещение деньгами, либо предоставление привилегий и льгот: на медицинское обслуживание, социальное обеспечение, получение льготного жилья или иной помощи.

"Польские пенсионные фонды уже заявили, что изменения могут быть признаны неконституционными, потому что правительство забирает частные активы без какой-либо компенсации...", - говорит на это Рафал Бенецки из ING Bank Slaski. Однако власти, похоже, такие заявления не останавливают – им нужны деньги для покрытия собственных расходов. Тем более они уверены в успехе, что еще действительно не забыта ситуация на Кипре, где инвесторам пришлось отвечать за ошибки власти и банков своими деньгами. Основной же урок происходящего заключается в том, что пенсионные деньги – это разменная монета в руках властей, которую могут использовать для латания дыр.

Так что вряд ли стоит ожидать какой-то острой реакции на происходящее от чиновников всего ЕС, поскольку такие действия польских властей обусловлены именно требованием Единой Европы сократить уровень внешнего долга участниками союза, заключает управляющий директор «БКС Форекс» Павел Андреев. Времена, когда в ЕС уделяли пристальное внимание социальным гарантиям граждан стран-членов, сейчас позади, и главная проблема на повестке дня – это устранение кризисных явлений в экономике.

Между тем, для всех очевидно, что использование средств пенсионной системы для снижения государственного долга, даже при помощи такого механизма, как в Польше, это путь в никуда, уверен эксперт. С таким же успехом власти страны, где до сих пор обращается местная валюта, могли бы включить печатный станок. И власти Польши такими действиями смогут отсрочить эскалацию кризисных явлений в экономике, но возникновение необходимости помощи со стороны ЕС – это всего лишь вопрос времени. Скорее всего, польские власти считают, что сейчас не лучший момент для обращения за помощью и стараются это отсрочить.

Что же касается вопроса, какой смысл польскому правительству идти на конституционный конфликт, когда госдолг страны находится на вполне приемлемом уровне (52,7% ВВП по сравнению с, например 200% у Японии, около 74% у США и 80% у Германии), то, объясняет Сергей Ковжаров, страна боится повторить судьбу Кипра и других периферийных стран еврозоны. Теперь же с помощью конфискации вкладов улучшит свой баланс, чтобы продолжать заимствовать средства на международных рынках. Но, безусловно, это тревожный звонок для международных фондов, которые вышли на польский рынок, и для фондового рынка, на котором именно западные инвесторы играют ведущую роль, и для имиджа Польши в глазах евросоюзников. Безусловно, это тревожный звонок и для ЕС, в котором страны бывшего Восточного блока так и остались на вторых ролях, и по-прежнему прибегают к нерыночным мерам, тогда как власти страны постоянно говорят о невмешательстве в свободный рынок.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх