,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Неразменная ГТС. Так не доставайся же ты никому
+3
Неразменная ГТС. Так не доставайся же ты никому


26 апреля в парламент был внесен законопроект, принятие которого открывает путь для смены способа управления и собственника украинской газотранспортной системы. Оппозиция тут же устроила форменную истерику по поводу очередной «сдачи национальных интересов», в очередной раз продемонстрировав, что эти самые национальные интересы понимаются оппозиционными лидерами очень своеобразно.

Итак, для начала несколько слов о том, что это за документ.

Речь идет о законопроекте №2937 с расплывчатым названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». Этот законопроект вносит почти два десятка изменений в семь законов, но суть этих изменений сводится к нескольким пунктам.

Во-первых, приоритетность вопросов собственности, в том числе приватизации украинской ГТС предоставляется международным договорам, ратифицированным Верховной Радой. Т.е. ежели в законе написано одно, а в международном договоре – другое, то, значит, будет так, как в договоре. Который по факту выше, чем внутреннее законодательство страны.

Во-вторых, снимаются заперты на приватизацию или аренду ГТС и всего, что с ней связано.

В-третьих, судьба ГТС в части «приватизировать или нет» отдается на откуп Кабмину.

Казалось бы – повод кричать «Караул!» Собственно, оппозиция этим и занимается. Яценюк, потрясая кулаками на митингах, уже вовсю вещает об утрате энергетической независимости. А ВО «Свобода» разразилась, как всегда, драматическим пресс-релизом, в котором сравнила возможный договор с Россией с «уплатой дани малороссийскими холопами московской орде», хотя, к слову сказать, кабальные газовые договоренности, заключенные Тимошенко напоминают уплату дани холопами куда больше.

На самом же деле все не так просто. Стереотип о том, что русский медведь только и ждет, чего бы откусить от изможденного тела неньки, является частью украинского национал-либерального мифотворчества и мешает взглянуть на ситуацию здраво. А здравый взгляд подсказывает, что русскому медведю ГТС сейчас не очень-то нужна.

Дело в том, что россияне уже давно задумывались над тем, как сделать так, чтобы трубы, несущие в Европу российский газ, пролегали по более спокойным территориям, чем нескучная Украина и скучная, но обладающая веселым президентом, Белоруссия. Результатами этих размышлений стали два проекта – Северный и Южный потоки. Пролегают они преимущественно по участкам, где нет полубезумных батек-президентов и оранжевых революций, т.е. по дну морскому. «Северный поток» - по дну Балтийского моря, «Южный поток»– по дну Черного.

Сказать, что оба этих мегапроекта радикально решают проблемы с поставками российского газа в Европу нельзя, потому что, во-первых, «Южный поток» пока не построен и будет закончен только в 2015-м, а во-вторых у «Газпрома» есть проблемы с дальнейшим движением газа из этих потоков по территории Европы. Дело в том, что по правилам, принятым в ЕС, тот, кто строит газотранспортные мощности, должен отдать определенную часть этих мощностей другим участникам рынка, во избежание образования монополии. Эта часть мощностей отдается, разумеется, на платной основе, однако без гарантий прокачки определенного количества газа, что «Газпрому» очень не нравится.

В общем, уже построенный «Северный поток» из за неурегулированности вопросов, связанных с движением газа по территории ЕС, используется едва ли на треть. Со строящимся «Южным потоком» ожидаются еще большие сложности. Если с севера альтернатив российскому газу у ЕС нет, то на юге есть проект под названием «Nabucco» - газопровод для прокачки в Европу туркменского газа через территорию Турции. И проект этот для ЕС является приоритетным, потому что, во-первых, у туркменов покупать газ дешевле, а во-вторых, зависеть в этом стратегически важном вопросе от идеологически не близкой России Европе, конечно, не хочется.

Но, несмотря на все эти проблемы, оба потока, уже существуют – «Северный» в готовом виде, а «Южный» планируется закончить к 2015-му. При этом перспективы «Nabucco» остаются весьма туманными – он существует только в проекте, причем в проекте, от которого постоянно откалываются участники. Так что очевидно, что и «Южному потоку» – быть

Что это означает для Украины? Проектная мощность Северного и Южного потоков - 55 и 63 млд. кубометров газа в год соответственно. В 2012 году через украинскую газотранспортную систему (ГТС) было прокачано немногим больше 84-х миллиардов кубов. Если оба потока заработают на полную мощность, удар для украинской газотранспортной системы будет сокрушительным. Правда, удар этот случится после 2015-го, с пуском Южного потока (от выхода на проектную мощность Северного потока больше пострадает Беларусь). По оценкам некоторых экспертов, объем транзита через украинскую ГТС сократится вдвое, и бюджет Украины не досчитается примерно полутора миллиардов долларов.

Сумма эта огромна, но дело не только в ней. Дело в том, что ГТС – это очень сложный инфраструктурный объект, поддержка которого штука не дешевая. Так вот для того, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии, при нынешних ценах на транзит Украина должна прокачивать минимум 60 млрд. кубов газа в год. Если меньше – работа ГТС будет попросту нерентабельной, и Украина, качая российский газ для Европы, будет работать «в минус». До этого самого «минуса» осталось всего-то уменьшить объем на 20 млрд. кубов, а роковой 2015-й, когда заработает Южный поток - все ближе.

Так что украинское правительство законопроектом №2937 просто пытается впрыгнуть в уходящий поезд. Причем прыжок этот будет, отнюдь не на выгодных условиях. И виноват в этом не Янукович, не Азаров и не злой Путин. Потому что прыгать в поезд надо было еще тогда, когда Южный и Северный потоки были проектами – году примерно в 2009-м или в 2010-м. Но тогда Украине было недосуг – президента выбирали, и на теме «не сдадим ГТС врагу» делался самый сочный и жирный пиар. А до этого выбирали парламент с теми же воплями, майданили… В общем, когда в стране то понос, то золотуха, т.е. то выборы, то майданы, думать о стратегических вопросах некогда.

В России этих проблем нет, там над этим размышляли. И результат этих размышлений вот он – трубы на дне Балтийского и Черного морей.

Так что перспективы украинской ГТС весьма туманны. Когда Северный и Южный потоки выйдут на проектные мощности, это почти перекроет потребность России в транзите – сейчас Евросоюз потребляет примерно 130 млрд. кубометров российского газа в год, а оба потока способны перекачать 118 млд. кубов. Перекачивать через свою ГТС остаток Украине нерентабельно. Единственная надежда на резкий рост потребления газа в Евросоюзе, а он вполне может случиться. Во-первых, потому до кризиса планировался рост импорта газа в Евросоюз к 2030 более чем на треть. А во-вторых, экономический кризис, как это ни парадоксально, может вызвать объем потребления газа в Европе. Потому что европейцы, прижатые финансовыми проблемами, прекратят играться в экологичность и перестанут поддерживать красивые, но нерентабельные проекты альтернативной энергетики.

К тому же кризисные явления могут изменить структуру экономик стран ЕС, заставив развивать собственное товарное производство. Эта индустриализация потребует энергии, и Россия может ее дать. Тем более, что газ является куда более экологичным топливом для электростанций, чем уголь (уровень выброса СО2 газа вдвое меньше, чем при сжигании угля).

Но надеяться, конечно, мало. Надо делать все для того, чтобы Украина была интегрирована в европейскую газотранспортную систему, получая хоть что-то, потому что есть реальная перспектива не получать вообще ничего. То, что Украине уже не до жиру – быть бы живу, отлично понимают в «Газпроме», а потому с нескрываемой иронией наблюдают за ее потугами как-то вписаться в новую реальность, в которой монополия на транзит российского газа неумолимо ускользает.

По сути, Россия заявляет: «Если консорциум, то только на наших условиях и разумеется только с нами, без всяких там европ». И Россия право так заявлять оплатила из собственного кармана – строительство Северного потока обошлось примерно в 8 млрд. евро, а Южный поток обойдется еще вдвое дороже.

И кстати, а что там Евросоюз? Сомнительный тезис «Заграница нам поможет» убаюкивала и без того не быстрые умы украинских чиновников: разговоры о создании газотранспортного консорциума с ЕС не утихали последние несколько лет. А Европа повела себя как ушлый парубок, который дивчину Украину поматросил и бросил. В марте прошлого года еврокомиссар по энергетике обещал 300 млн. евро на модернизацию ГТС, а в марте этого года посол ЕС в Украине заявил, что от ЕС по участию в консорциуме «никаких предложений нет».

Украинская сторона, видимо от отчаяния, выступила инициатором круглого стола в Брюсселе, который должен пройти 3 мая, однако вряд ли эта встреча с еврочиновниками станет судьбоносной, потому что Россия на ней представлена не будет. Представитель «Газпрома» заявил, что российской стороне «не совсем понятен формат и смысл этого мероприятия», да и вообще «они бы его еще 5-го мая назначили». В общем – у людей праздники и шашлыки, а Украина с какими-то глупостями лезет. Вот такой плевок, но плевок, увы, вполне заслуженный.

Тут бы утереться да сцепив зубы пытаться спасти газотранспортную систему, любой ценой встроив ее в российские транзитные схемы. Но не тут-то было. Есть у нас товарищи Яценюк, Тягныбок да Кличко, которые наверняка сделают из рассмотрения законопроекта №2937 очередное парламентское шоу исключительно с целью самопиара. И в данном случае, власть, убоявшись пустопорожних разговоров о «сдаче национальных интересов», вполне вероятно действительно их сдаст уже по-настоящему, отказавшись дать старт любому газотранспортному консорциуму. Как это было, к слову сказать, с земельной реформой, принятие которой могло бы радикально изменить инвестиционный климат в Украине.

В общем, скорее всего, вскоре нужно будет выдать украинским оппозиционерам по железке, чтобы они, стуча в пустую украинскую трубу, аккомпанировали своим мантрам об «энергетической независимости». Это будет лучшим применением для украинской оппозиции, и единственным – для никому не нужной украинской ГТС.

Дмитрий Грасов, специально для Полемики

Полемика



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх