,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other

Запчасти ford c max. Запчасти ford Focus2 .
ford-sklad.ru

Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


«Навязывая свои взгляды и интересы»
+4
«Навязывая свои взгляды и интересы»

Россияне больше не верят в то, что США являются примером для подражания.

Последний опрос фонда «Общественное мнение» свидетельствует о том, что граждане России стали относиться к США хуже. Интересно также и то, что отрицательные ассоциации Америка вызывает у 27% респондентов, а положительные – лишь у 15%. Эксперты отмечают, что ответы свидетельствуют и об изменениях на более глубоком уровне.

Последние конфликты между Россией и США, касающиеся как вопросов усыновления, так и политической проблематики, сказались и на изменении отношения россиян к Америке.

Об этом свидетельствует очередной опрос ФОМ, проведенный 9–10 февраля в ста населенных пунктах.

1500 респондентов отвечали на вопросы о США, и получившаяся картина довольно объективно иллюстрирует и внешние изменения, произошедшие в народном сознании, и тектонические сдвиги.

Динамика

По данным ФОМ, в феврале 2013 года отрицательно к США относятся 18% опрошенных, в начале 2001-го таковых было 17%. На этом фоне показательно снижение положительного отношения – с 35% в 2001-м до 23%, а также существенный рост безразличия – с 43% до 56%.

54% россиян полагают, что США – недружественное по отношению к нашей стране государство (в 2001 году – 47%), а дружественной Америку считают лишь 27% опрошенных. В этом пункте – значительное падение, с 36%.

Россияне полагают, что большая часть сограждан относится к США безразлично, и здесь динамика подчинена общей логике – 40% против 26% в 2001-м. Тех, кто считают, что их соседи относятся к Америке хорошо, набралось 21% (а было 32%).

Не изменилось, пожалуй, лишь мнение респондентов о том, как граждане США относятся к России.

Сегодня 25% россиян полагают, что мнение американцев о нас – плохое, 13% думают о том, что хорошее, а 33% уверены, что люди в Штатах к России равнодушны. Похожие цифры показывали опросы и двенадцать лет назад.

Ассоциации

Отдельного интереса заслуживают ассоциации, которые вызывают США. Респондентам предлагалось ответить на вопрос о том, «что в первую очередь приходит в голову» обычному человеку с улицы, когда он слышит «Соединенные Штаты Америки».

Все ассоциации можно условно разбить на 4 группы, и, здесь, безусловно, лидируют самые отрицательные мнения: от откровенной враждебности (7%) до оценки внешнеполитической угрозы, исходящей от США (10%). «Войны, которые они развязывают в разных странах»; «войны: Ирак, Афганистан, Вьетнам»; «встревают в политику других стран, разжигание войн»; «главенствует Америка, навязывая свои взгляды и интересы»; «пока США существуют, будут в мире войны» – именно этот ассоциативный ряд оказался для опрошенных самым актуальным.

В эту же группу входят такие ответы, как «бардак»; «беспорядок, безобразие»; «мафия, наркотики»; «разврат, драки, убийства»; «распутство, мародерство»; «стрельба в школах»; «убийства среди молодежи, беспредел».

Всего же первая группа собрала 27%, уступив второму типу, который можно назвать «нулевым»: более трети опрошенных ничего не смогли или не захотели сказать об Америке.

Положительных ассоциаций набралось лишь на 15%: у 8% опрошенных США связаны с богатством («люди там живут хорошо», «благосостояние»), у 3% – с величием («сильное государство», «сверхдержава»). Еще 3% полагают, что главное в Америке – это демократия, а 1% ассоциируют Штаты с «порядком» и «соблюдением законов».

26% опрошенных образовали четвертую группу, куда вошли «информационные», безоценочные ответы. Информации о США у россиян довольно много, страна Авраама Линкольна и Джорджа Вашингтона ассоциируется у россиян и с валютой, и с брендами (такими как «Макдональдс»), и с Голливудом, и с историей («Христофор Колумб», «Перл Харбор» и т.д.)

Выводы

Член Общественной палаты, проректор Академии им. Плеханова политолог Сергей Марков полагает, что данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют не о росте негативных оценок США, а о том, что «значение Америки в глазах россиян падает».

«Позитивно относящихся к США россиян достаточно много, и если говорить о краткосрочных реакциях, то здесь все довольно просто: мы хуже относимся к США, когда они совершают действия, которые нормальному человеку не нравятся (например, кого-нибудь бомбят), и еще хуже, когда сами начинаем жить лучше», – пояснил газете ВЗГЛЯД свою точку зрения Марков.

«В 90-е, – продолжает политолог, – США были очень сильным фактором, к ним было приковано огромное внимание, сегодня оно сосредоточено на внутренней политике – наша жизнь зависит от нас, это важно. А Америка растворяется в туманной дымке, представляясь чем-то не слишком важным».

Замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин в свою очередь считает столь большое количество равнодушных к США следствием «декларируемого безразличия».

«Так бывает, – рассказал эксперт, – что человеку неловко отрицательно отвечать, и он говорит «не знаю», это – скрытая форма осуждения, вежливый отказ от демонстрации негативных чувств и эмоций».

В интервью газете ВЗГЛЯД Зудин также отметил, что «данные ФОМа не новы, аналогичные опросы проводились и «Левадой», и ВЦИОМом, крупнейшими российскими центрами общественного мнения. И результаты опросов свидетельствуют о том, что позиция россиян по отношению к США последовательна».

«Россияне начали менять отношение к Америке давно, после конца 90-х, и переломом здесь была западная интервенция в Югославию и бомбежки Белграда. И мы видим на протяжении долгого времени трезвые оценки поведения США на международной арене», – заявил Зудин, подчеркнув, что речь идет не об антиамериканизме, а о прагматике:

«Нет оснований упрекать россиян в антиамериканизме. Опрошенные из года в год последовательно проводят различие между США как государством и американцами как людьми. Нет предубеждения, есть реализм».

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх