,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


России необходима реальная федерализация и децентрализация
Основной задачей демократического общественного устройства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан. Решить такую задачу невозможно без самоуправления в территориальных образованиях компактного проживания людей. Именно на этом уровне ежедневно обеспечивается безопасность граждан, предоставляются медицинское обслуживание, дается возможность получения образования, создаются рабочие места, оказываются транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги. История России свидетельствует, что попытки решить эти задачи с помощью централизованной структуры власти и управления обречены на провал.

Актуализация проблематики


Во второй половине 1980-х гг. идея федерализации жестко централизованного Советского Союза стала очень популярной. Примерно в это же время появляется идея возрождения подлинного («истинно социалистического») самоуправления, связываемого в первую очередь с производственным самоуправлением. При этом, что интересно, идеи суверенизации (идущие очень часто под флагом федерализации) вышли на первый план, затмив идеи самоуправления. К тому же практическая реализация «парада суверенитетов» кардинально изменила геополитическое положение страны — СССР прекратил свое существование.

В новом государстве — Российской Федерации — проблемы децентрализации, федерализации, сепаратизма стали не менее острыми. Относительная стабилизация произошла лишь в середине 1990-х гг. С этого времени властные структуры смогли обратить внимание и на необходимость развития местного самоуправления.

Формирование местного самоуправления было начато по российской традиции — «сверху». После силового «упразднения» Верховного Совета России в октябре 1993 г. советская власть на местах в большинстве субъектов Российской Федерации была демонтирована, а для замены понадобилось местное самоуправление. Следовательно, современное местное самоуправление в стране выросло из конфликта законодательной и исполнительной власти и стоящих за ними социальных групп. Нормативной основой введения местного самоуправления явилась серия президентских указов.

Показать, насколько успешно происходит его формирование на региональном уровне, а именно в республике Татарстан, и как этот процесс взаимосвязан с федерализацией страны, — главная задача данной статьи.

Противоречивость модели МСУ


Под федерализмом здесь понимаются не только взаимоотношения между различными правительственными уровнями, но и сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации.

Под местным самоуправлением здесь понимается принятое в российском законодательстве толкование термина, а именно: признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Согласно общепринятой теории, федеративное государство не только не отрицает местного самоуправления, но создает условия для его полного развития, поскольку это последнее является той формой государственного устройства, которая изначально предполагает наличие демократии и демократических институтов (в том числе и территориальную самоорганизацию граждан).

Реальные федеративные отношения строятся на принципе субсидиарности, обосновывающем приоритет (при прочих равных условиях) прав более мелкой (низкой) общности по сравнению с общностью более крупной (более высокого уровня). В соответствии с этим принципом полномочия по реализации какой-либо компетенции должны передаваться на более высокий уровень лишь в том случае, если нижестоящий уровень не имеет экономических, социальных и прочих возможностей для их реализации.

Так, в сфере распределения полномочий между местным самоуправлением, субъектами Федерации и Федерацией в целом принцип субсидиарности означает, что органы управления субъектов Федерации берут на себя и выполняют лишь те функции, которые местное самоуправление не способно реализовать; в свою очередь, Федерация берет на себя и отвечает за реализацию лишь тех полномочий, которые не способны реализовать ни местное самоуправление, ни субъекты Федерации или которые, с точки зрения интересов индивидов, могут быть более эффективно реализованы Федерацией.

Практика большинства федеративных государств Запада (США, Канада, ФРГ и др.) показывает, что все они имеют более или менее развитую систему местного управления или самоуправления. Большинство таких стран создавало свои федеративные системы «снизу», в интересах отдельного индивида. Локальное сообщество является здесь необходимым связующим звеном между личностью и правительством субъекта Федерации.

Россия сегодня находится в процессе перехода от жесткого централизма к федерализму. Однако реально существующую систему нельзя назвать федерализмом, так как сформирована лишь система взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, основанная на приватизации государственной власти местными региональными элитами (под приватизацией государственной власти имеется в виду фактическая неподконтрольность региональных элит судебным органам всех уровней, вышестоящим властным структурам). Установление региональными элитами (по крайней мере, некоторыми) авторитарной системы власти, полного контроля за распределением и управлением собственностью в субъекте Федерации, использование природных богатств регионов в целях личного обогащения и т.п.

Так, Республика Татарстан первой из субъектов Федерации (15.02.94) заключила с федеральным Центром договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», а таких 13 социально-экономических соглашений, конкретизирующих положения договора. В 1999 году и договор, и соглашения были пролонгированы еще на пять лет. Между тем положения данного договора противоречат не только положениям Конституции Российской Федерации, но и Конституции Республики Татарстан, которая в свою очередь противоречит федеральному законодательству.

В результате постоянных торгов с центром Татарстан имеет сегодня самостоятельность в большинстве сфер кадровой политики и во внешнеэкономических связях. Республика обладает значительными экономическими льготами. Объем полномочий у Республики Татарстан столь велик, что эксперты Совета Европы отмечают: республика не сможет найти на Западе контрагентов, так как федерализм в данных странах до таких высот не поднялся (ни один из субъектов западных федераций, например, не обладает правом заключения внешнеэкономических договоров).

Приобретение субъектами Российской Федерации больших полномочий показывает лишь степень продвинутости «бюрократического сговора» центральной и региональных элит. Бесконечные политические уступки федерального центра регионам ради сохранения и упрочения власти небольшой группы лиц создали систему, при которой существующий в центре режим стимулирует развитие авторитаризма во многих субъектах Федерации, что, в свою очередь, оказывает влияние на общефедеральный уровень. Следовательно, современный российский «федерализм» не только не способствует развитию демократии, но и благоприятствует росту авторитаризма на местах.

Множественность сепаратных договоров и соглашений внутри Российской Федерации, «асимметричный набор полномочий» ее субъектов фактически узаконивают положение дел, при котором региональные элиты определяют, помимо прочего, нужно или не нужно развивать местное самоуправление в подвластной им территории. Интересы граждан при этом вообще не учитываются, принцип субсидиарности не действует.


ЗЫ. Харе кормить Маскву!:)



My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх