,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Топ-10 "народных" инициатив Кабмина в 2011 году
0
Топ-10 "народных" инициатив Кабмина в 2011 году

Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что 2011 год войдет в историю Украины как год начала реформ. Портал UBR.UA проанализировал самые заметные реформы и нововведения правительства, которые были проведены в этом году. О плюсах и минусах инициатив рассказали ведущие специалисты в разных отраслях.

1. Админреформа

Несмотря на то, что административная реформа стартовала еще в прошлом году, результаты ее проведения проявились именно в 2011-м. По крайней мене, министр юстиции Александр Лавринович заявил, что в результате проведения адмиреформы было сэкономлено более 1 млрд. гривен. В ходе реформы 111 органов центральной исполнительной власти преобразованы в 74. Причем из 69 контролирующих органов осталось 11. Аппараты центральных органов власти сокращены более чем на 17% (из 26 тыс. 354 человека, осталось только 21 тысяча).

Впрочем, гидра бюрократии дает о себе знать. К примеру, невзирая на прошедшее сокращение штата секретариата КМУ, его численность вновь начала увеличиваться в этом году. Если в апреле Кабмин постановил, что предельная численность работников секретариата правительства составляет 587 человек, уже в августе эта цифра возросла до 592 человек, а в ноябре правительство увеличило численность еще на 15 человек - до 607. При этом свои зарплаты чиновники сокращать в целях экономии средств в кризисные времена не намерены - в госбюджете-2012 размер заработной платы чиновников Кабмина предусмотрен на уровне предыдущих лет.

По мнению директора Центра прикладных и политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, в целом эффективность админреформы оценить сложно. "То, что сократили число министерств, министров и вице-премьеров - это правильно. Но этого мало. Нужно менять практику управленческой работы, совершенствовать систему работы государственного управления и более четко проводить кадровую политику. Цели админреформы реализованы частично", - отмечает он.

2. Земельная реформа

7 июля Верховная Рада приняла закон "О государственном земельном кадастре", который впоследствии был подписан Президентом Виктором Януковичем. Этот документ - один из трех шагов на пути к введению в Украине свободной продажи земель сельхозназначения. Осталось совершить еще два шага - принять закон о государственном земельном кадастре и закон о рынке земли.

9 декабря парламент принял в первом чтении проект закона "О рынке земли", согласно которому купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения - с 1 января 2013. Однако, по мнению аналитика аграрного рынка Андрея Товстопята, законопроект - сырой и не способствует развитию нормальных земельных отношений. "Там был сделан очень большой акцент на то, чтобы земля оказывалась в собственности государства самым легким способом, а у реальных землепользователей были ограниченные возможности", - считает он.

Поэтому пока закон "О рынке земли" находится на доработке, народные депутаты продлили мораторий на продажу земель. И это, по мнению Товстопята, пока является самым важным событием на земельном рынке Украины в этом году: "Мораторий сохраняет уже сложившиеся отношения, то есть долгосрочную аренду, при которой собственники земельных паев получают арендную плату".

Вместе с тем, как прогнозирует председатель фракции Партии регионов Александр Ефремов, закон о рынке земли могут принять уже в январе 2012.

3. Пенсионная реформа.

Ночью 8 июля 2011 года после почти девятичасового рассмотрения депутаты 248 голосами приняли правительственный проект пенсионной реформы. Согласно закону, в Украине пенсионный возраст для женщин повышается до 60 лет, мужчин - до 63 лет, при этом страховой стаж поднят до 30 лет для женщин и 35 для мужчин. Размер максимальной пенсии для людей, утративших трудоспособность, ограничивается на уровне 10 минимальных заработных плат, то есть 7640 гривнами. Пенсионная реформа в силе с 1 сентября 2011, кроме определенных подпунктов, которые вступят в силу с 1 января 2012.

По мнению эксперта Центра Разумкова Павла Розенко, реформа в том виде, котором нужно было ее делать, не проведена. "То, что произошло, можно назвать дискредитацией пенсионной реформы, ведь ни одна задача, стоявшая перед пенсионной реформой, не выполнена. Она не приведет к улучшению жизни граждан: и нынешних пенсионеров, и будущих категорий пенсионеров. Размер пенсии в результате реформы у них не увеличится. Пенсионная система не стала более справедливой. В Украине продолжает оставаться две фактически разные пенсионные системы: одна для обычных граждан, пенсия которых предусматривает 45% от заработной платы, а другая - для чиновников, пенсии которых составляют где-то 80% от зарплаты", - говорит он.

4. Социальные льготы

Еще одна "народная" инициатива в сентябре вывала волну протестов под стенами Верховной Рады и Кабмина. Чернобыльцы и афганцы едва ли не взяли штурмом парламент, требуя снять с рассмотрения правительственный законопроект, предлагающий отмену законодательного определения перечня и объема льгот для ряда категорий граждан.

Не успел вице-премьер-министр Сергей Тигипко снять напряжение среди афганцев и чернобыльцев, обещая им уже с января вдвое увеличить выплаты, как на "тропу войны" готовы были выйти матери-одиночки. Очередную идею по "затягиванию поясов" украинцев выдал глава правительства Николай Азаров, предложив проверять доходы матерей-одиночек, претендующих на социальную помощь.

"Правительство почему-то решило, что самые большие льготники и воры - это чернобыльцы, афганцы и одинокие матери, поэтому за них счет надо проводить реформу социальных льгот. Были зарегистрированы соответствующие законопроекты, касающиеся реформы системы льгот именно этих малообеспеченных категорий людей. Зато систему льгот чиновников никто не трогал. Таким образом, разочарованными у нас остаются все категории населения, как все кто ждали улучшения жизни уже сегодня, так и те, кто надеялся, что власть способна на проведение этих реформ", - отмечает Павел Розенко. В итоге под давлением критики чиновники отказались от идеи проверки доходов одиноких матерей.

5. Европротокол

С 19 сентября 2011 вступили в силу ряд нововведений, касающихся обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Был отменен ІІ и ІІІ тип полисов, возросла их стоимость, установлен единый перечень документов, которые страховая компания имеет право потребовать от страхователя, изменен внешний вид полиса гражданской ответственности. Но основным и самым существенным новшеством является, введение в эксплуатацию европротоколов, с помощью которых автомобилисты смогут самостоятельно оформлять ДТП без привлечения ГАИ.

"Введение практики использования европротоколов является, позитивным новшеством на страховом рынке Украины, но, безусловно, требует еще накопления практического опыта использования европротоколов владельцами транспортных средств на дорогах Украины", - говорит специалист отдела автотранспортного страхования BritMark Александр Кореняко.

6. Биометрические паспорта

23 сентября Верховная Рада приняла законопроект о внедрении документов, удостоверяющих личность и гражданство Украины и содержащих биометрические данные. Внедрение биометрических паспортов является обязательством Украины, принятым в рамках плана действий по введению безвизового режима с Евросоюзом. Однако такие нововведения пришлись по вкусу не всем гражданам Украины. В начале сентября у стен Верховной Рады прошли акции протеста верующих, которые выступили против введения таких документов. А уже 21 октября Президент Виктор Янукович ветировал закон о биометрических паспортах, после чего премьер Николай Азаров на своей странице в Facebook сообщил, что Кабмин разрабатывает новый законопроект. Однако, как отмечает политолог Владимир Фесенко, столь оперативная реакция властей связана не столько с заботой о религиозных чувствах верующий украинцев, сколько с бизнес-интересами. "Здесь идет борьба бизнеса. У нас очень многие вопросы государственных услуг – эти сферы либо монополизированы, либо существует система подставных победителей, в результате государство переплачивает. Плюс есть вопросы, связанные с качеством этих услуг", - отмечает Фесенко.

7. "Фейс-контроль" в обменниках

С 23 сентября вступило в силу постановление НБУ, согласно которому в случае купли-продажи валюты на сумму до 50 тыс. гривен покупателю необходимо предъявлять паспорт, а в случае приобретения валюты на сумму до 150 тысяч гривен - еще и идентификационный номер, с которых работники обменного пункта должны снимать ксерокопию. Украинцы восприняли усиление контроля как угрозу своей свободе и безопасности, да и банкам оно пришлось не по вкусу. Зато в Нацбанке сообщили, что уже в первый день совершения операций с предъявлением документов, спрос на валюту сократился почти в три раза.

По мнению директора аналитического департамента финансово-аналитической группы Pro-Consulting Александра Соколова, НБУ ввел контроль, чтобы перестраховаться: "Заставив людей предъявлять паспорта при покупке инвалюты, Нацбанк таким образом хотел взять под контроль и систематизировать процесс валютообменных операций в стране и уменьшить спекулятивный спрос на валюту". Однако, подчеркнул эксперт, контролировать оборот валюты на суммы до 10 тыс. гривен - бессмысленно, так как это не имеет особого влияния на валютный рынок.

В итоге почти через месяц Нацбанк объявил о пересмотре правил работы на наличном валютном рынке. С 28 октября обменивать валюты разрешено без предоставления ксерокопии паспорта, но при предъявлении какого-либо документа с фотографией. Запрет на копирование страниц документов, удостоверяющих личность, при скупке валюты будет действовать до 1 сентября 2012 года.

8. Налоговая реформа

20 октября Верховная Рада приняла в целом изменения в Налоговый кодекс относительно упрощенной системы налогообложения, которые вступят в силу с 1января 2012. Данные изменения стали отголоском "налогового майдана", когда предпринимателям удалось добиться от власти исключения наиболее спорных норм из Налогового кодекса. Опасаясь очередных протестов, парламент проголосовал за сохранение единого налога, но уже в другом виде. Несмотря на то, что в некоторых случаях ставка единого налога выросла, "упрощенцам" позволили работать с юрлицами и увеличили порог оборота до 5 млн. гривен в год.

Старший консультант Института стратегических исследований Алексей Молдован отмечает, что с правовой точки зрения новая налоговая реформа, более эффективная, доступная, понятная. "Но есть другая сторона медали - как она будет действовать на практике, в том числе и в плане применения налогового законодательства, а также практика диалога налоговых контролирующих органов", - говорит он. По мнению Молдована, изменения в налоговой сфере немного отстают от формирования правового поля, поэтому есть нарушения со стороны контролирующих органов: "А законодательные инициативы должны нести позитив, поэтому налоговая реформа принесет свои первые плоды в начале следующего года".

9.Закон о выборах депутатов

17 ноября Рада приняла закон "О выборах народных депутатов", Виктор Янукович подписал его 8 декабря. Парламентские выборы будут проводиться по смешанной системе – 225 депутатов избираются в общегосударственном многомандатном округе по избирательным спискам от политических партий, а 225 – по мажоритарной системе. Кандидат в народные депутаты может выдвигаться как по списку политической партии, так и одновременно в одномандатном округе. Законом устанавливается 5% избирательный барьер, а в бюллетене не будет графы "против всех". В выборах принимают участие только политические партии, а участие блоков партий не предусмотрено.

Владимир Фесенко считает, что закон стал своеобразным компромиссом. "Больше от этого документа выиграло парламентское большинство из-за смешанной избирательной системы, Также регионалы выиграли по проходному барьеру,хотя и коммунистов барьер устраивает, так как по последним данным они наберут более 5%. А литвиновцев устраивает мажоритарка", - говорит он. Что касается оппозиции, то, по мнению политолога, их стратегический выигрыш от нового закона связан с процедурными вопросами. "Им удалось нейтрализовать очень многие проблемные вопросы, которые проявились на местных выборах. Это вопрос о формировании избирательных комиссий, вопрос голосования на дому и т.д. Были учтены все требования оппозиции", - объясняет Фесенко. Также эксперт отмечает, что в будущем нужно будет думать о переходе на открытые региональные списки: "Я сторонник того, чтобы над этим сначала поэкспериментировали, например, в Киеве. А потом уже проводить выборы в целом по стране. И, конечно же, надо думать над универсализацией закона, потому что он - далеко не идеален. Я б его оценил на 3 по 5-бальной системе".

10. Реформа здравоохранения

Реформа системы здравоохранения в Украине начнется в 2014 году, но уже с сентября 2011 года в Украине реализуются пилотные проекты. Под эксперимент попали Винницкая, Днепропетровская, Донецкая области и город Киев. В этих регионах уже в I квартале 2012 должны быть созданы центры первичной помощи, в середине 2012 - центры экстренной медицинской помощи, а со второй половины года начнется создание госпитальных округов. Результаты реализации пилотных проектов будут проанализированы в 2013 - начале 2014, после чего с учетом этих результатов реформа здравоохранения будет начата на всей территории Украины.

Президент Всеукраинского врачебного общества Олег Мусий отмечает, что сегодня идут эксперименты для того, чтобы решить, каким путем должна происходить реформа здравоохранения. "Большим негативом является то, что приняли только два законопроекта Верховной Радой, вместо предлагаемых пяти. В качестве эксперимента происходящего по закону о пилотных регионах, то, что делается в Киеве в плане семейной медицины, возникнет огромная кадровая проблема. Этот вопрос не решается, поэтому об успехах реформы говорить рано", - считает он.
Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх