,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


«Макароны по-флотски»
  • 19 марта 2011 |
  • 21:03 |
  • Anod |
  • Просмотров: 53662
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
0
В работе состоявшегося 15 марта телемоста Киев-Москва на тему «Военное и военно-техническое сотрудничество России и Украины: результаты и перспективы» приняли участие политики и военные эксперты обеих стран. Украинское экспертное сообщество представлял директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентин Бадрак, российское - директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. Политиков, отвечающих за ВТС двух стран, представляли депутаты парламентов Украины и РФ Валерий Коновалюк и Михаил Ненашев. И хотя телемост предполагал обсуждение широкого круга вопросов, касающихся военно-технического сотрудничества (ВТС) между странами, естественно была затронута и тема ЧФ РФ.

Недосогласованный ЧФ

В ходе моста Михаил Ненашев заявил, что Россия планирует обновлять состав Черноморского флота, уже в текущем году он получит несколько новых кораблей: «В этом году на ЧФ уже придут несколько новых кораблей - это корабли второго ранга, а также, возможно, дизельные подводные лодки». С 2012 по 2020 гг. на ЧФ РФ, по разным прогнозам, придут несколько десятков кораблей и подводных лодок. Кроме того, планируется перевооружение морской авиации ЧФ, в частности, сейчас прорабатывается вопрос строительства в Краснодарском крае аналога взлетно-посадочной полосы, которая имитирует авианосец. Обновление флота носит не только военный характер, подчеркнул Михаил Ненашев. Так, в этом году будет начата реализация программы по ремонту и строительству жилья для военнослужащих ЧФ в Севастополе, а также в Ялте, сказал российский депутат. Осторожность высказываний опытного политика не должна была вызвать лишних вопросов у присутствующих, однако для тех, кто имеет долгую память и немного знаком с недавней историей, очевидно, что в словах о проблеме перевооружения Черноморского флота больше политики, чем практики. Дело в том, что вопрос пребывания ЧФ РФ в Крыму с самого начала имел больше политическую, чем военную составляющую. И в этом вопросе нужно расставить точки над «i», причём для общего блага, ибо после долгого пребывания в плену собственных иллюзий, рано или поздно, придется сильно разочароваться. И уж точно не хочется, чтобы потом кто-то назначал виновных во всех бедах.


В чем правда о ЧФ РФ


Правда в том, что и ВС России, и ВС Украины, и их ВМФ и ВМС нуждаются в масштабном переоснащении, и об этом честно сказал господин Ненашев, который, между прочим, является лидером Общероссийского движения в поддержку Черноморского флота. В 2008 г. по результатам посещения Крыма он говорил: «Мы будем всеми законными средствами добиваться того, чтобы Россия и после 2017 года осталась в Севастополе и других населенных пунктах Крыма, где сейчас базируется Черноморский флот. Мы будем также развивать базы в Краснодарском крае и Ростовской области, но это не значит, что флот должен уйти из Севастополя». В ближайшие годы ЧФ будет усилен новыми кораблями. «Корабли будут поступать в установленном порядке. До этого были уступки в надежде на взаимопонимание (со стороны Украины), но ЧФ будет не сокращаться, а укрепляться, – говорил политик. - Мы будем развивать инфраструктуру базирования Черноморского флота, как в Крыму, так и на российской территории. У нас нет никаких планов по свертыванию ЧФ. Стоит вопрос лишь о развитии». Под развитием ЧФ имеется ввиду не только формирование, базирующееся на территории Украины, но и вторая часть ЧФ, базирующаяся в Краснодарском крае и на других территориях, повторялся Ненашев уже в 2009-м. «ЧФ мы будем развивать, поскольку Черное море связано со Средиземным морем и Атлантикой, а Средиземноморский регион - это центр мировых проблем, например арабо-израильской проблемы. Поэтому ЧФ мы рассматриваем не с позиций, как померяться с Украиной, или еще с кем-то. ЧФ будет решать те задачи, которые решаются в рамках всех вооруженных сил», - говорил он. Украинские политики все это время были столь же последовательны в своих обещаниях, но их обещания не сводились к тому, что военным морякам жить станет легче, они обещали, что «жить станет веселее». Многострадальный корвет для ВМС даже не заложен, а планы постройки первых 4-х кораблей уже перенесены на 2021 год. Поэтому сегодня проводится ремонт 40-летних кораблей и единственной подводной лодки, место которым в музее, а не в море.

Правда и в том, что из-за массового списания надводных кораблей и подводных лодок на металлолом в 90-е годы ВМФ России потерял больше кораблей, чем за всю Вторую мировую войну. При этом на протяжении десятилетий для пополнения корабельного состава ничего не делалось. Даже с учетом накопления нефтедолларовой подушки за счет баснословного роста цен на нефть Россия не вкладывала средств в строительство боевых кораблей для собственного флота. В кризисный период – тем более. Срок эксплуатации большинства кораблей ЧФ превысил 35-летний рубеж, противолодочные самолеты морской авиации, которые уже в настоящее время перешагнули 40-летний рубеж, подлежат списанию по ресурсу.

Правда в том, что единственная ПЛ ЧФ РФ «Алроса» после аварии у берегов Абхазии полгода была в ремонте. Статистика кораблестроения за последние двадцать лет удручающая. За это время и Россия, и Украина построили для своих флотов всего по паре новых боевых кораблей (не считая завершения советских долгостроев).

Правда в том, что в 2010 году финансирование военного судоремонта Черноморского флота было сокращено на треть и судоремонтные предприятия флота не были загружены заказами. С февраля 2010 г. персонал 13-го, 91-го судоремонтных заводов и предприятий по ремонту вооружений ЧФ сокращен почти вдвое. Не лучше дела обстоят и в 2011 году.

Правда в том, что оборонный бюджет РФ определил объем ассигнований по капитальному ремонту на 2011 г. больше предыдущего на 43%. Но полуправда – то, что это составляет 45% от потребности Минобороны России. В Заключении комитета Госдумы по обороне №104/1 подчеркивается, что «в результате недостаточного выделения бюджетных средств в последние годы на капитальный и текущий ремонт произошло значительное старение эксплуатируемого фонда Минобороны России. Более 40% зданий требуют значительного капитального ремонта – либо их дальнейшая эксплуатация нецелесообразна. При этом выделенные на ремонт арендуемых в Крыму строений средства придерживались. Хотя это и понятно - ведь не своё.

Правда и в том, что в РФ жилищную проблему для военнослужащих действительно могут решить в ближайшие 3-4 года полностью, в то время как в Украине, при тех темпах выделения жилья для военнослужащих, которые наблюдаются в последние годы, её невозможно решить и за два срока службы бесквартирных офицеров. Хотя прогресс и налицо, но этого явно недостаточно. Правда и в том, что ранее, в т.ч. во времена политического противостояния, когда в Москве безраздельно правил ныне опальный Юрий Лужков, в Севастополе выросли целые микрорайоны, построенные шефами, в духе соревнования строились напротив друг друга «путинские» и «кучмовские» дома. А сегодня говорят о ремонте, причем где? В Ялте?

Правда в том, что Россия публично отказалась от планов строительства авианосцев, о чем громогласно заявлялось ранее. Зачем снова заводить разговор о строительстве аналога украинской НИТКИ в степях Краснодарского края, не совсем понятно. Ведь, по оценкам ЦИАКР, на средства, необходимые для постройки комплекса, можно 1000 лет использовать украинский полигон в Саках для подготовки как своих, так и иностранных офицеров для выполнения иноконтрактов. Правда в том, что в морской авиации ЧФ не осталось летчиков-снайперов, а техсостояние самолетов и уровень их МТЗ не позволяют увеличить налет экипажей.

Согласно Государственной программе вооружения на период 2011-2020 гг., ЧФ РФ должен получить 18 кораблей новой постройки, в том числе шесть фрегатов проекта 22350, шесть дизельных подлодок 677-го проекта и два больших десантных корабля проекта 11711 «Иван Грен». До 2016 г. морская авиация ЧФ должна получить модернизированные бомбардировщики Су-24М вместо устаревших образцов этой машины, а взамен самолетов-амфибий Бе-12 - более современные противолодочные самолеты Ил-38.

Полуправда – то, что масштабное перевооружение действительно планируется. Однако, как известно, планы расходятся с их реализацией. В Украине ни одна из программ развития ВВТ не была выполнена даже на четверть. По оценкам же российских экспертов, большая часть из запланированных программой средств, вероятно, будет элементарно «освоена» или откровенно разворована. Если основные средства будут брошены на стратегические ядерные силы, то финансирование ВМФ пойдет по остаточному принципу.

Полуправда – и то, что в РФ достроена ДЭПЛ проекта 677 «Санкт-Петербург». Головную субмарину проекта 677 заложили еще в 1997 г., но спустили на воду лишь через восемь лет, а её ввод в строй состоялся только в мае 2010 г. При этом лодка принята в «ограниченную эксплуатацию», потому как на ней не установлен штатный гидроакустический комплекс, с разработкой которого возникли проблемы. Есть сложности и с главной энергетической установкой. Затягивание ввода в строй головной лодки «подвесило» и судьбу следующих субмарин проектов Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь», заложенных в 2005 и 2006 гг. Удастся ли исправить возникшие неполадки без ухудшения ТТХ лодки, и в какие сроки это можно сделать, пока неизвестно. 20 августа 2010 г. на «Адмиралтейских верфях» всё же состоялась торжественная церемония закладки дизель-электрической подводной лодки проекта 636, предназначенной для пополнения ЧФ РФ.

Полуправда - то, что дизельные ПЛ проекта 636 в последние годы Россия строила только на экспорт, а обеспечить наращивание объемов строительства в интересах собственных ВМФ пока не может. Скорее неправда, что зачисление в состав ЧФ РФ двух новых подводных лодок состоится в текущем или даже в следующем году.

О строительстве новых эсминцев, которые в 4-5 раз по своей эффективности будут превосходить корабли проекта 956, о чем неоднократно заявлял главком ВМФ РФ Высоцкий, уже и не вспоминают. Так что это тоже пока неправда. Фрегаты проекта 22350 еще не построены (фрегат «Адмирал Касатонов» заложен в «Северной верфи» в ноябре 2009 г.). От строительства признанных неудачными корветов проекта 20380 в России отказались вовсе (построен только экспериментальный и достроен один серийный корабль). В результате объявлен конкурс на создание нового корвета. Ранее сообщалось, что корабельный состав ЧФ планируется пополнить двумя сторожевыми кораблями Балтфлота проекта 11540 «Неустрашимый» и проекта «Ярослав Мудрый» (строился 20 лет), и это, возможно, и похоже на правду, но строительство серии прекращено, а эти корабли назвать новыми даже как-то язык не поворачивается. При отсутствии новых экспортных заказов, конечно, можно построить на «Прибалтийском заводе «Янтарь» три фрегата проекта 1135.6, которые поставлялись для ВМС Индии (3+3 корабля) или залатать дыры малыми артиллерийскими кораблями проекта 2163.2 «Торнадо» (разработка «Зеленодольского ПКБ»). Но правда в том, что российские верфи пока не могут удовлетворить потребности ВМФ РФ в быстром и качественном строительстве новых современных кораблей, т.к. находятся в состоянии очередной организационной пертурбации и переезда, который, как известно, приравнивается к половине пожара.

Правда и в том, что украинские инженеры спроектировали прекрасный корвет с водоизмещением фрегата, вооруженный современным европейским оружием. Но правительство пока не готово профинансировать его строительство для собственных ВМС, а Россия пока морально не готова заказать строительство этих кораблей в Украине даже притом, что украинские судоверфи уже контролируются российским капиталом, а половина корабельного оружия на них может быть российского производства.

Правда и в том, что ВМФ РФ нуждаются в ракетном крейсере. И кроме РФ, он никому не может быть продан Украиной в силу ограничений, предусмотренных РКРТ. Но желание «поучаствовать» в модернизации отдельных российских предприятий приводит к тому, что его стоимость возрастает до цены авианосца, чего не может себе позволить руководство Минобороны РФ. А получение практически готового крейсера по первоначальному проекту с минимальными доработками по цене металлолома (как черного, так и цветного) всего за $1 млрд не «кормит» всех желающих поживиться за бюджетный счет. Кое-кому в России, вероятно, более интересно получить модернизационный долгострой типа а ля «Горшков-Викрамадитья» (авианосец для ВМС Индии, введение которого в строй неоднократно откладывалось) и многократно стричь с него купоны, постоянно затягивая сроки сдачи и завышая цену. Но такой подход явно не укладывается в дух сотрудничества и взаимовыгодного партнерства.

Притом что граничная численность ЧФ РФ была определена базовыми соглашениями на уровне 25 тыс. чел., правда и в том, что при всех планах переоснащения на ЧФ происходят массовые сокращения офицеров. В 2009 г. на ЧФ сократили 2 тыс. 616 человек. В 2010 г. планировалось уволить 7 тыс. 500 человек, из которых 6 тыс. 500 - вольнонаемный гражданский персонал, а около 1 тыс. человек - офицеры. При этом сокращаются не только «тыловики», но и корабельные, штабные офицеры. В планах объединить (сократить) в Севастополе все штабы в один. Такие масштабные сокращения упали дополнительной социальной нагрузкой на плечи севастопольцев, о чем неоднократно заявляло руководство города.

Правда и то, что средства за аренду земель и объектов инфраструктуры в Крыму не доходят до местных бюджетов. А формула расчета стоимости - не согласована. Сумма компенсаций для Севастополя из госбюджета Украины в 2011 г. осталась на уровне прошлого года, хотя городские власти рассчитывали получить, согласно поданной на утверждение в Кабмин методике, вдвое больше. Только в Севастополе существует проблема со 121 участком общей площадью 37,12 га, которые не включены в межправительственные соглашения 1997 г., но используются ЧФ.

Правда и в том, что ЧФ РФ является символом величия России, а Севастополь - украинским Городом русской славы. При этом его военная составляющая стремится к нулю (даже не проводя сравнительную оценку потенциалов ЧФ РФ, например, с ВМС Турции). И в этом вся сермяжная правда жизни.


Закон – что дышло…


Так или иначе, нормальные международные отношения строятся на основе достигнутых договоренностей. И хотя срок действия договора аренды ЧФ был пролонгирован, остались неурегулированными частные вопросы. На сегодняшний день уже подписан протокол между оборонными ведомствами о предоставлении информации по поводу численности состава и основных вооружений ЧФ РФ, которые находятся на территории Украины, а также межправительственное соглашение о взаимодействии при проведении инспекционных мероприятий в местах дислокации российского флота. В конце 2010 года Посол Украины в России Владимир Ельченко от имени украинской стороны выразил надежду, что в 2011 г. будут подписаны все наиболее важные соглашения, касающиеся базирования Черноморского флота России в Крыму, в том числе относительно использования украинских маяков и процедуры перевооружения ЧФ. Недавно министр обороны Украины Михаил Ежель отметил, что вопрос перевооружения Черноморского флота России, дислоцирующегося в Крыму, должен решаться в процессе переговоров между Украиной и РФ.

Очевидно, что сегодня эти вопросы будут решаться полюбовно, ведь реальные потребности ЧФ РФ в Крыму сокращаются постоянно, а вопросы «перевооружения» и «переоснащения», как мы убедились, носят больше политический и имиджевый характер и связаны с интересами, в первую очередь, российских политиков, которые борются за свой электорат. Другое дело, что Россия стремится расширить свое политическое влияние, навязывая целый пакет экономических договоренностей, которые слабо отвечают интересам Украины. При явном сокращении военного присутствия сегодня возможна гуманитарная экспансия, о которой упоминал Михаил Ненашев. И место ЧФ в ней будет иметь более весомое значение, чем его военный потенциал. Но пока в некорректном поведении по отношению к Украине в её «летнем флигеле» на севере побережья Черного моря (разве что за исключением чрезмерно настойчивой позиции по разграничению Азовского моря и Керченского пролива) Россию упрекнуть трудно.


Дмитрий Богданов, эксперт ЦААКР


My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх