,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ПАТОЛОГОАНАТОМЫ
  • 11 ноября 2010 |
  • 20:11 |
  • irenasem |
  • Просмотров: 35017
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
Что-то пока явно не получается. Сегодня происходит точно такое же накопление внутренних и внешних долгов, что и вчера. Происходит точно такое же расширение прав бюрократии и снижение возможностей общественных контролеров. Происходит обособление государства и превращение его в «общественного оппонента». Происходит скупка должностей и создание в отраслях и/или в регионах своеобразных феодальных вотчин. Происходит накопление силовых потенциалов в ущерб договорным или переговорным потенциалам. И все это в очередной раз доказывает, что мы по-прежнему не имеем фундаментального решения. Наша ключевая проблема кроется не в наименовании правящей партии «здесь и сейчас» и не в имени президента/премьера/спикера.

Основа всех проблем – слишком живучий принцип «победитель временно получает страну в безраздельное пользование, устанавливает любые правила и не вступает в переговоры». Государство (как институт принуждения) у нас, увы, покупается крупными финансовыми группами и превращается в частную «принудительную контору». А базовый политический спор идет не от стратегиях развития (хотя уполномоченные «говорящие головы» старательно на этом настаивают), но исключительно о распределении условных «пакетов акций». И причитающихся по этим пакетам бюджетных выплат, перераспределения территорий/отраслей. Плохо. Но пока что мы упорно продолжаем жить именно в этой реальности.

Бесконечные тактические выигрыши нынешней партии власти (создание парламентского большинства, отмена конституционной реформы-2004, марш победителей на местных выборах) – это локальные выигрыши целого ряда крупных финансовых групп. Но, во-первых, ответа на банальный вопрос «что делать после того, как все будет перераспределено?» у них нет. А во-вторых, в любом ситуативном бизнес-союзе очень быстро вызревают конфликтные ситуации. Уже сейчас в партии власти достаточно много разнородных ситуативных групп, кои на дух не переносят друг друга. И внутривидовые войны – это всегда похлеще рубки с внешними оппонентами.

С другой стороны, тотальный и растянутый по времени проигрыш команды Тимошенко – это ведь тоже не столько идеологический, сколько финансовый проигрыш. Между прочим, обе ключевые политические группы – условные ПР и БЮТ - уже более полугода выглядят растеряно. Первые (регионалы) не сомневались, что вторые (тимошенковцы) быстро организуют мощное профессиональное сопротивление. Но сопротивления нет. Есть спорадическая активность самой Юлии Владимировны.

Эмоциональная, хихикающая, вздорная. И точка. А ведь регионалам нужен был работающий концепт сильного врага, который разворовал страну вчера и, а сегодня умело мешает работать. «Враг» мешает наводить порядок. Но если нет «врага», то почему все так неэффективно работает? Вторые (тимошенковцы) готовились к грандиозным и затяжным боям. Но получили молниеносную реставрацию. И даже не пикнули. Оказалось, что реальной силы и реального влияния у них не было. А был лишь яркий и красивый пиар-шум. Все как всегда у нас – полнейшее несоответствие реалий и лубочных телевизионных картинок.

Взглянем шире. Безотносительно к конкретным персоналиям. Основная нагрузка на наше государство – бесконечно расширяющиеся аппетиты власть/имущих. Они приходят на конкретные должности сугубо ради получения преференций. Бизнесовых, финансовых, бюджетных. В свою очередь, рост преференций (как платы за лояльность) и порождает все наши дефициты. Товарные, денежные, бюджетные, пенсионные etc. Плюс к этому – неизменная слабость в понимании макроэкономических аксиом у многих ключевых гос/топов (их партийная принадлежность роли не играет). Разве сложно понять самый простой постулат о том, что нагрузка на бюджет не может быть всегда только «изымательной»? Бесконечное «изымание» обязательно приводит к накоплению невыполненных обязательств, которые на какое-то время перекрываются одолженными у внешних кредиторов ресурсами.

Но в итоге государство обязательно падает, серьезно ухудшая внутренний социальный микроклимат и переводя себя в разряд «аутсайдеров» на внешних рынках. Правда, не без парадокса. Правящая элита, которая взяла на себя теневые обязательства перед ФПГ (оплатившими им покупку власти), мощно сопротивляется собственному падению вместе с государством. А значит, основное время топов уходит на войну и тем самым качество управленческих услуг стремительно ухудшается. Вот это и есть любимая и вечная «украинская спираль». Рано или поздно происходит смена элит, но принципы и правила «частного государства» остаются прежними. Стремительно нарастающие аппетиты «новых во власти», распродажа государственных функций, нереализованные общественные ожидания, невыполненные обязательство на внешних рынках, крах очередного государства, падение очередной правящей элиты, смена, временная передышка, новый виток патологической спирали. По сути, можно говорить об Украине как о классическом «несостоявшемся государстве». Неполноценном государстве. Корпоративном государстве, где общество оказалось в роли бесправного миноритария.

Но вернемся к провалу концепции «войны нынешних и вчерашних» как к единственному содержанию внутренней политики. В частности, правительство и его эмиссары готовились к серьезному политическому сопротивлению, которое они планировали сломать в течение двух-трех лет. И таким образом, обязательное падение качества управленческих услуг и качества жизни в Украине имело бы вполне резонное обоснование – война против вчерашних не позволяет сосредоточиться на ситуационном менеджменте. А что сегодня? Тотальная полнота власти в одних руках. Уже. За четыре года до очередных президентских выборов. Войны нет, а качество управления падает. У правящей команды остается только один ресурс для собственного сохранения – максимальная авторитаризация управления и монополизация информационного обеспечения.

Но вот вопрос: можно ли вернуть Украину в середину 90-х годов? Сформулирую вопрос по-другому: что правящая команда готова предложить общественности (которая уже многое знает про окружающий мир и способы комфортного существования в этом мире) взамен на свое право быть политико-экономической монополией? Единственная приемлемая плата – именно резкое улучшение качества управленческих услуг. Особенно на местах. А также развязка социальных проблем. Опять же на местах. Но такой платы никто предложить не сможет. По той простой причине, что и здесь мы снова упираемся в наш традиционный парадокс: качество новоизбранной местной власти совершено не соответствует уровню задач, кои необходимо решить. Их уровень компетенций и профессионализм низок. А их мотивации для похода во власть и вовсе поразительны. Не раскрою большой секрет, если скажу, что мотивация на местном уровне – это земля и доступ. Ну, и где в этом «дуете» рутина?

Т.е. все пошло не так. Правительство ждало профессиональных «информационных войн», которые могли быть развязаны мощными медийными холдингами (олигархическими) и обязательно поддержаны оппозиционными спикерами. Правящая команда боялась (и в тоже время надеялась на это) грамотной антиправительственной PR-кампании в домашних медиа. Этого не случилось. Дома, по большому счету, тишина. А вот к чему они опять же не были готовы, так это к отличным информационным атакам в иноязычных СМИ на европейских рынках, что уже привело к существенному падению стоимости реформаторской репутации правящей команды. И ситуация будет только ухудшатся, что уже совсем скоро поставит команду перед очень непростой ситуацией – произойдет резкое подорожание для них, скажем так, любых союзнических отношений на внешних рынках. Грубо говоря, цена дружбы или цена внешнеполитического проекта для Украины резко вырастет.

С другой стороны, пока не оправдывается еще один страх нынешней правительственной команды. Ребята опасались возможной консолидации альтернативных политических групп на какой-либо перспективной платформе с последующим избавлением от явных аутсайдеров. Однако и этого не происходит. Имеем очень плохой статус-кво. Внутри – пустота. Правительство привыкает работать в безальтернативной, неконкурентной среде, в рамках своеобразного командного авторитарного стиля. И почти не реагирует на общественную неудовлетворенность. Такая модель очень быстро радикализирует внутренние политические рынки. Внешне – нарастающее раздражение потенциально денежных партнеров. Что в свою очередь серьезно сокращает поле для маневра у правящей команды. И провоцирует панические ошибки.

А что же те, кто должен был задуматься о настоящей альтернативе? Пока ничего. Почти ничего. Олигархи элегантно поклонились вчерашним кумирам (той же ЮВТ) и наперебой бросились во властные кабинеты, пытаясь… найти себе новых административных покровителей. Они готовы встроить этих «админ-покровителей» в свои теневые бизнес-схемы и, тем самым, существенно нарастить уровень их личного благосостояния (не безвозмездно, разумеется). И делают это не очень аккуратно. Ничего нового в этом мире придумать уже невозможно. Я о способах управления, а не о «facebook-ах» как о новых технологических продуктах развлечения и коммуникации. Возможно, нам нужно еще раз очень больно упасть, чтобы вернутся к решению элементарных задач…


Михаил Подоляк



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх