,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ДЕЛЕЖ ШКУРЫ МЕДВЕДЯ, КОТОРОГО НЕТ
  • 21 октября 2010 |
  • 20:10 |
  • irenasem |
  • Просмотров: 41377
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
Вот уже всего чуть больше недели осталось до даты местных выборов. Но в политической «атмосфере» что-то не наблюдается обычного перед такими мероприятиями накала. В телеэфире реклама средств от перхоти в разы превышает количество предвыборных (и довольно таки скучных, ввиду банальной повторяемости) агитроликов, число «бигморд» на обочинах можно пересчитать по пальцам. Наезды топ-политиков и их «спикеров» друг на дружку в популярных ток-шоу по «избирательным» вопросам явно не занимают ни «прайм-тайма», ни хотя бы значительной доли времени передач. Даже разноцветных палаток – от красного и бело-голубого до яценюковского «фронтового камуфляжа» - почти не видно.

А удельный вес известно кем проплаченного «заказняка» в печатных и электронных СМИ совсем не превышает среднестатистический в межвыборный период.

Судя по всему, данная кампания станет единственной в истории Украины, официальные траты на которую со стороны государства (чуть больше миллиарда гривен) превысит таковые со стороны спонсоров всех партий вместе взятых. Да что там об отечественном политикуме говорить – если и обычно внимательной к «прозрачности и честности» избирательного процесса в Украине Европе просто лень послать к нам действительно заметное количество своих наблюдателей.

Временами складывается впечатление – что вся эта жалкая пародия на предвыборную борьбу ведется исключительно из чувства ревности. Не зависти (поскольку предмет вожделения не слишком актуален для соперников) – а именно из-за нежелания уступить конкуренту пусть даже самый неаппетитный кусок. «Пусть у меня от этого уксуса челюсти сводит – но я не позволю, чтобы он задарма достался противнику». Вот и продолжает длиться вялотекущая «мышиная возня» на тему: «Кто в Украйне всех милее, всех румяней и белее?» – причем, в роли «свет мой, зеркальца» должен выступить избиратель.

Теоретически, во всякой случае – на практике победители-регионалы уже выстроили сто-олько «линий обороны» – что победить можно только чудом. Тут и банальное давление на кандидатов (вплоть до их «посадки», пусть даже и за реальные грешки – как в Крыму) и невключение представителей оппозиции в местные «избиркомы» для последующего «правильного подсчета». И, наконец, изменение системы выборов с однозначно-пропорциональной на пропорционально-мажоритарную. Которая без проблем дает возможность «наставить на путь истинный», во фракцию провластного большинства, почти всех «мажоритарщиков» - шантажируя их возможной потерей работы, повышенным вниманием правоохранительных структур и т.д.

В поисках «козлов отпущения»

Но отчего же теперь столь любимое нашими «слугами народа» слово «власть» (пусть даже и с приставкой «местная») – теперь не вызывает у них так знакомого по прошлым временам воистину «павловского» «слюноотделительного рефлекса»? Что ж это за «медведь» такой – «шкуру» которого доморощенные профессиональные «охотники» делят едва ли не из-под палки?

По большому счету, «власти» этой – если понимать под этим понятием не только записанные на бумаге полномочия, но и средства, необходимые для их осуществления – никогда толком и не было. Как минимум – в обозримом прошлом.

Во времена СССР штаты организаций, якобы находящихся на балансе местных Советов, все равно утверждались едва ли не в ЦК КПСС - местные начальники лишь выбирали конкретных людей на эти должности. Точно также утверждались и конкретные зарплаты, одинаковые на просторах от Дуная до Каспия и Амура, разве что с поправкой на «северные коэфициенты». И людей, эти зарплаты получавшие, меньше всего беспокоил вопрос, из какого именно «кармана» – союзного, республиканского, областного и районного – они платились. Тогда все, кроме колхозников и некоторых других малочисленных категорий были «госслужащими».

Но вот пришла независимость – а с ней и катастрофическое падение уровня производства вкупе с уровнем жизни. Что делать? Так же можно и места у вожделенной «кормушки», только-только оттяпанной у союзного Центра, лишиться?

И тогда в головах новоиспеченных «государственных мужей» родилась гениальная мысль – надо спихнуть с себя побольше ответственности. Замаскировав ее под красивенькие и звучненькие лозунги «народовластия», «местной инициативы», «собственности» и проч.

Ну, например – не было у стремительно жиреющей олигархии и ее «политической крыши» ни денег, ни желания содержать в должном порядке ветшающий жилищный фонд и прочее коммунальное хозяйство. И сразу же пошла приватизация. Пусть бы предприятий – новые собственники которых, хотя и заботились прежде всего о набивании собственных карманов, а не об обновлении основных фондов и модернизации производства – но, как минимум, держали это производство на плаву. Но государство стало массово приватизировать квартиры в многоквартирных домах – 80% новых «собственников» которых до сих пор перебиваются с хлеба на макароны. А заодно не имеют достаточно денег и на оплату тепла и света – а не то, что капремонта. Однако люди не обижаются на столь изощренный «кидок» – они ведь теперь «хозяева», хоть и в латанных (или «сэконд-хендовых) штанах.

Сходная схема была с блеском осуществлена и с полномочиями местной власти. Тут вообще сложно сказать, чего здесь больше – цинизма или иезуитской хитрости. В России, к примеру, хотя бы до 2004 года местные и Думы, и губернаторы избирались населением. В самой же демократической на свете Украине администрации практически всегда назначались «сверху» – и реально только перед Центром и отвечали. Зато Советы избирались людьми – и на них же была возложена забота об образовании, медицине, культуре, ремонте дорог, том же ЖКХ…Дескать – «нам власть – Вам ответственность».

Это при том, что львиная доля собираемых налогов шла в центральный бюджет – да и собирались они чаще не по месту производства, а по месту регистрации главной «конторы» той или иной структуры – чаще всего в стольном граде Киеве. Который, несмотря на отсутствие в нем какой-нибудь «Силиконовой долины», умудряется поставлять в бюджет страны едва ли не четверть доходов – получаемых «из воздуха» менеджмента и финансовых спекуляций. Впрочем, относительно неплохо жили и часть крупных и даже средних «бездотационных» городов – с неплохо развитым производством.

Зато районные бюджеты (не говоря уже о сельских) влачили жалкое существование. Их дефицит доходил до 80% - несмотря на все мыслимые и немыслимые «оптимизации», проводимые «независимой» местной властью по «настойчивым рекомендациям» из Киева.

Доходило до абсурда – сохранения аж «четверти ставки» для сельских библиотекарей или санитарок ФАПов. В конце концов, трансферты из Минфина доходили до адресатов – но порой опаздывали ну очень сильно. Помнится, в конце 90-х «бюджетники» одного из районов Правобережной Киевщины ждали зарплату 10 месяцев.

Или та же стоимость жилищно-коммунальных услуг – она ж тоже устанавливается местными Советами. Ну и что с того, что их «казна» бедна, как церковная мышь, а цена на газ в результате деятельности самой патриотичной в истории страны премьерши переплюнула европейскую – все равно, все претензии за повышение тарифов будьте добры предъявлять к своим «местным» избранникам. А избранники «общенациональные» тем временем будут радеть за «общенациональные» интересы. Ну и попутно – за свои собственные, только в воистину общенациональных масштабах.

Конечно, за такие художества в мало-мальски действительно демократической стране обанкротившаяся верхушка давно бы оказалась в лучшем случае в изгнании. Но у нас все завершилось «сменой декораций» путем Майдана – после чего обманутый тотальной ложью политиков народ надолго ушел в «спячку». Так что вариант «перевода стрелок» с Киева на места в общем-то и не понадобился. Так как люди, приученные во времена СССР к смиренному «лишь бы не было войны», предъявлять счета «отцам нации» за бедственное положение «социалки» явно не спешили. Но и эти самые «отцы» тоже не торопились изменять так устраивавшее их «разделение властей». Хоть народ и притерпелся – но мало ли что, глядишь, и придется «расконсервировать» «дежурного козла отпущения» на тот случай, когда электорат серьезно спросит: «Кто виноват?» и «что с виноватым делать?»

Немного политической фантастики

Лишь изредка кое-кто из представителей правящей элиты поднимал вопрос сломе насквозь лживой системы, при которой Центр реально властвует, но ни за что не отвечает – кроме, разве что, обороны и внешней политики. Да и то, у них была и другая «сверхзадача» – например, противодействие планам «регионализации» Украины, еще совсем недавно проталкиваемые Партией Регионов. Одним из таких политиков был Арсен Аваков, в 2007 году сторонник Ющенко, а ныне – соратник Тимошенко. Так или иначе – но, пожалуй, он единственный из губернаторов решился сказать «правду-матку» от так называемой «местной власти». Вот отрывки из упомянутой программной статьи в «Украинской правде» 3-летней давности.

«Государство только тогда государство, когда обеспечивает выполнение ключевых управленческих функций перед своими гражданами.

Эти основные функции государственности и национальной идентичности следующие:
- обеспечение системы образования;
- обеспечение системы здравоохранения;
- обеспечение развития культуры;
- социальная защита и пенсионное обеспечение;
- финансовая и налоговая система;
- оборона, правопорядок, юстиция и законодательство.

Если государство обеспечивает адекватное развитие перечисленных функций, то оно процветает, оно имеет перспективу.

Если же какая-либо из ключевых государственных функций не обеспечивается государственной поддержкой по всей вертикали общественного устройства (что и наблюдается сейчас в Украине), то страна будет обречена на развал… По «Днепру», «по трактовке образовательной доктрины», по степени адекватности местной власти к вопросам здравоохранения т.д.

Рассмотрим в качестве примера основополагающий государственный принцип:
Должен быть задан государственный стандарт в образовании, здравоохранении, культуре. Этот стандарт обеспечит приемлемый уровень качества жизни человека и неизбежно воздействует на уровень государственного развития Украины.
Отсутствие этого стандарта порождает тотальную социально-духовную (и физическую!) деградацию. Ситуация на селе – пик этой проблемы.

Разве могут обеспечить уровень сельского здравоохранения ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), переданные несколько лет назад на баланс и попечение сельских советов?…

Государство должно забрать ранее переданные местным сельским, поселковым, районным, городским советам названные выше ключевые государственные функции.

Полностью и самостоятельно, через имеющуюся систему управления, реализовывать государственный стандарт обеспечения таких функций – от единой философии и доктрины до финансово-материального обеспечения.

В образовании - от детского сада до выпускника школы (дипломированного университетского специалиста); в медицине - от первой помощи в сельской амбулатории до специализированного областного клинического центра; в культуре - от сельской библиотеки до национального Дворца культуры.

Реализацией государственных функций должны заниматься государственные администрации: и в районах (как сейчас), и в городах (сейчас делегировано исполкомам горсоветов). Это обеспечит полную государственную вертикаль обеспечения государственного стандарта качества жизни.

Если же, местный совет решит, что государственного стандарта на территории села, города, района недостаточно и за счёт местного бюджета решит добавить уровень обеспечения – милости просим!

Это и будет адекватно работающая модель взаимодействия государства и местного самоуправления на благо людей.
Что же касается ключевых функций местных советов, их и так предостаточно - земельные отношения, местные налоги, сборы, лицензии, жилищно-коммунальное обустройство… Эти функции, в теории вопроса, можно делегировать местным государственным администрациям, или создать для их выполнения соответствующие исполкомы.»

Несложно заметить, что за истекшие три года разговоры эти так разговорами и остались. Киевский «бомонд» - хоть с «галицкими», хоть с «днепропетровскими», хоть с «донецкими» «корнями» - всегда предпочитал сохранять контроль лишь над «сливками» финансовых потоков. Вместо того, чтобы «набивать шишки» трудной и неблагодарной работой над повышением «единых соцстандартов». Когда народ мог бы спросить за выполнение обещаний не с безвластных «мальчиков для битья» с значками депутатов рай- и сельсоветов – а непосредственно с «гаранта» и Кабмина.

«С виртуального медведя - хоть шерсти клок»

И все-таки, порой становятся непонятно – зачем Партии Регионов сдался контроль еще и над местными Советами? Главы областных и районных госадминистраций и так назначаются Указами президента – а кандидатуры начальников всех мало-мальски значимых управлений тоже подлежат обязательному утверждению вышестоящей инстанцией. «Вотум недоверия» местному «голове» крайне маловероятен даже при оппозиционном составе местного Совета – да и в случае вынесения его можно игнорировать, оспаривая через суды сколь угодно долго. Как это блестяще доказал тот же Аваков, года четыре успешно проработавший харьковским губернатором, несмотря на недоверие областных депутатов.

А уж теперь, при полном контроле «бело-голубых» над правоохранительными органами и полу-мажоритарном принципе формирования депутатского корпуса, киевским назначенцам и подавно бояться нечего. Зато, при отсутствии улучшения качества жизни населения всегда можно было бы кивать на неспособность оппозиции – дескать, смотрите, это ж они Советами рулят!
Только ж, несмотря на все вышеописанные резоны, местная власть продолжает хоть кого-то привлекать. Думается – не желанием «послужить народу», финансовых возможностей для чего у большинства региональных Советов просто нет, а те, которые есть – полностью регулируются Центром. Но ведь есть еще и кой-какая (и очень лакомая!) коммунальная собственность. Земля, например – которую всегда можно продать по бросовым ценам «нужным людям», получив от них соответствующую «благодарность». Возможность разрешить или запретить выдачу лицензии на то или иное производство и т.д.

Мелочь, конечно – в сравнении с общеукраинскими масштабами. Ну так и потребности у «провинциальных звезд» пока еще тоже далеко не олигархические – им еще расти и расти. Но кушать – и не только «хлеб насущный», но и красную икорочку - хочется уже сейчас. Что с того, что «медведя» местной власти давно уже нет, да, по сути, никогда и не было? В нашей стране даже с несуществующего медведя всегда можно «состричь хоть шерсти клок»…


Юрий Юрко



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх