,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


На страже демократии - Выпуск 6
  • 21 сентября 2010 |
  • 11:09 |
  • Whites |
  • Просмотров: 19247
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
На страже демократии - Выпуск 6Евро 2012 как индикатор уровня демократии
Правительство вошло в активную фазу подготовки к Евро-2012. Несмотря на кризисное состояние экономики, в бюджете на 2010 год на подготовку к Чемпионату Европы предусмотрено 10 млрд. грн. Власть в регионах, координируя усилия с правительством, предпринимает попытки модернизировать инфраструктуру, не готовую к наплыву иностранных туристов. По состоянию на сегодняшний день в Донецке и Харькове уже готовы новые современные стадионы, а Харьков может похвастаться и новым аэропортом. Руководство УЕФА даже озвучило позитивную реакцию по поводу темпов подготовки Украины к Евро-2012. С другой стороны, ремонт дорог к правительственным резиденциям под Киевом, который проводят под прикрытием подготовки к ЧЕ, должен побуждать украинскую общественность к усиленному контролю за расходованием бюджетных средств, чтобы не допустить превращения европейского праздника футбола в праздник благосостояния отдельных власть имущих. Хочется также надеяться, что украинская власть примет к сведению недостатки организации Чемпионата мира по футболу, прошедшего этим летом в ЮАР. Самыми значительными из них были неудовлетворительное состояние транспортной и гостиничной инфраструктуры, проблемы с преступностью, неготовность тренировочных баз для участников чемпионата и пр.
Отдельной темой в контексте подготовки Украины к Евро-2012 является реконструкция киевского Национального спорткомплекса «Олимпийский», которая проводится за счет бюджета и должна быть завершена к июню 2011 года. В августе Кабинет Министров Украины увеличил общую сметную стоимость реконструкции НСК «Олимпийский» и инфраструктуры вокруг него до 3 млрд. грн., что почти вдвое увеличило предыдущую смету. При этом армия государственных чиновников, ответственных за организацию Евро-2012, не может ответить на простой вопрос: как именно расходуются огромные бюджетные средства? Следует напомнить власти, что подотчетность правительства налогоплательщикам, его содержащим, является индикатором уровня демократии в стране. И подготовка к Евро-2012 станет для Украины хорошим экзаменом на демократию.

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Согласно официальным данным правительства ЮАР, общие затраты на проведение Чемпионата мира по футболу в Южной Африке составили 4,5 млрд. долл. США, из них 1,5 млрд. долл. было израсходовано на строительство пяти новых и реконструкцию пяти старых стадионов. По последним данным, украинское правительство планирует потратить на организацию только половины Евро-2012 около 6.4 млрд. долл. США.
Интересно, почему Евро-2012, событие значительно более скромного масштаба, чем Чемпионат мира, обходится втроедороже, тем более с учетом того, что стадионы в Донецке и Харькове построены на деньги частных инвесторов?
Средняя стоимость реконструкции стадиона в ЮАР составила 150 млн. долл. США, в то время как стоимость реконструкции НСК «Олимпийский» в Киеве на данный момент оценивается в сумму от 456 до 566 млн. долл. Возможно, эта цифра приводится с автоматическим учетом убытков от махинаций? Тем более, что СБУ уже изобличила таких махинаций на 1,35 млн. долл.? Стоимость рабочей силы в Украине сравнима с аналогичными показателями в ЮАР. К тому же, обе страны производят стекло и сталь, являющиеся существенной составляющей сметы проекта. Поэтому стоит всерьез задуматься, почему киевский стадион будет стоить украинским налогоплательщикам в 3-4 раза больше, чем аналогичный стадион для Чемпионата мира?
При постройке в Великобритании знаменитого стадиона Уэмбли бюджет проекта был существенно превышен. Причиной превышения стала новизна архитектурного решения, стоимость которого проектанты не сумели заранее правильно просчитать. Последовавшая за этим волна разбирательств, статей в прессе и парламентских расследований длилась несколько месяцев, так как британские налогоплательщики хотели получить ответы на свои вопросы. В конечном итоге компания-подрядчик была вынуждена заплатить огромные штрафы. Ей даже пришлось акционироваться, чтобы предотвратить банкротство. В Украине же общественность молчит, а правительство идет к МВФ и Всемирному Банку с протянутой рукой, чтобы попросить еще милостыни в свой бездонный карман. Реконструкция «Олимпийского» должна стать темой специального расследования и объектом независимой экспертной оценки. В противном случае за расточительство власти нам придется еще долго платить – из собственного кармана.

"Украина для людей" идет в школы
Новый учебный год в школах некоторых регионов Украины начался уроком, который по старой памяти можно назвать политинформацией. «Новая старая» политинформация образца 2010 года прошла под лозунгом президентской кампании В. Януковича "Украина для людей". В Днепропетровской области по инициативе местной облгосадминистрации в средних школах появились стенды с портретом президента и его политической программой, а Министерство образования и науки Крыма предложило 1 сентября провести в старших классах общеобразовательных школ и в техникумах урок на тему "Украина для людей". Сам В. Янукович отметил, что не знает о фактах презентации в школах его политической программы, а министр образования и науки Д.Табачник, комментируя аналогичний вопрос журналистов, заявил, что не усматривает в этом никакой политики, а выбор учителями лозунга президентской политической программы в качестве темы для 1 сентября считает составляющей свободного творческого труда.
Создается впечатление, что и министр образования Д. Табачник, и представители Днепропетровской облгосадминистрации, и власти Крыма таким примитивным и неприкрытым навязыванием политической рекламы в образовательных учреждениях оказывают президенту медвежью услугу, ведь вместо содействия его популяризации такой прием провоцирует скорее недовольство и даже возмущение населения. Не говоря уже о том, что «насаждение» симпатии к власти через пропаганду ее идеологии противоречит демократическим нормам и принципам.

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Когда политики начинают использовать детей как объект политической агитации, это значит, что им пора в отставку. Проявлениям тоталитарных режимов не место в свободном демократическом обществе. Власть также не должна забывать, что люди остро воспринимают любые проявления насилия по отношению к их детям, и что такое откровенное неуважение к своему народу не улучшит рейтинг ни отдельного министра, ни правительства в целом, ни Президента.
Украинцы принадлежат к числу самых образованных наций в Центральной и Восточной Европе. Неужели министр образования полагает, что народ, уже 20 лет живущий в условиях свободного доступа к информации, «проглотит» объяснение, бодто бы директора школ в центральной Украине и Крыму, «подотчетных» партии власти, единогласно решили начать учебный год в совковом стиле – с политической агитки?
Что касается фигуры самого министра образования, то ни для кого не секрет, что она вызывала острые дискуссии с момента назначения на должность. Взгляды нового министра на украинский язык и историю характеризует уклон, несовместимый с понятием о государственном суверенитете. Обязанность министерства образования состоит в том, чтобы быть мудрым арбитром в идеологически поляризованном обществе и представлять взвешенную, «серединную» линию, которая бы содействовала объединению, а не противостоянию. А наше министерство образования, похоже, воспринимает молодое поколение как послушное орудие в своих политических играх. И при этом не слишком беспокоится об экономии, ведь расходовать огромные бюджетные средства на новые учебники, переписывающие историю в угоду временной власти, как минимум безответственно.

Западный бизнес не спешит инвестировать в Украину
По свидетельству директора ЕБРР в Украине А. Куусвека, сегодня немногие инвесторы готовы вкладывать в Украину. Стране понадобится еще минимум несколько лет, чтобы выйти на уровень притока иностранных инвестиций в размере 10 млрд. долл. в год. С другой стороны, политическая стабильность в государстве и новые договоренности с МВФ послужили бы серьезными факторами улучшения инвестиционного климата. По данным Госкомстата, в первом полугодии 2010 года прямые иностранные инвестиции составили всего около 500 млн. долл., продемонстрировав падение на 78% по отношению к показателям аналогичного периода 2009 года. Иностранных инвесторов настораживают, в частности, проблемы с возвратом НДС, споры вокруг нового Налогового кодекса и факты вмешательства власти в частный бизнес. Все эти факторы не добавляют Украине инвестиционной привлекательности, особенно на фоне настоящей борьбы за инвестиции, происходящей на глобальном рынке в условиях кризисного финансового «голода».
Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций отраслями экономики в Украине по-прежнему остаются металлургическая и химическая промышленность, сельское хозяйство, энергетика, инфраструктурные проекты, сфера информационных технологий и пр. Но для выхода на докризисный уровень инвестирования в Украину нашей власти необходимо будет продемонстрировать реальные шаги содействия развитию демократии. А пока западные инвесторы выжидают, на авансцену выходят российские и китайские компании, для которых уровень демократии в Украине не является фактором инвестиционной привлекательности. Во время недавнего визита в Китай В. Янукович призвал китайский бизнес к масштабному инвестированию в Украину и подписал в этой связи ряд соглашений.

Комментарий Фонда "Сначала Люди": Похоже, инвесторы махнули на Украину рукой. И это не должно вызывать удивления, ведь ни одно из украинских правительств так и не смогло понять, что на рынке внешних инвестиций у Украины есть 183 страны-конкурента. За все годы независимости власть почти ничего не сделала, чтобы удовлетворить потребности иностранных инвесторов, и даже не осознала выгоду, которую можно извлечь из их присутствия. Что подтверждает такие предположения? Да хотя бы то, что на привлечение иностранных инвестиций в государственном бюджете предусмотрено средств меньше, чем у среднего уровня западной корпорации – на рекламную кампанию шоколадного батончика у себя в стране. Не говоря уже о кампании на мировом уровне.
Наибольший объем иностранных инвестиций в Украину был зафиксирован в 2008 году, составивший более 10 млрд. долл. США. Впрочем, это было скорее исключением из правила, которое случилось за счет продажи «Криворожстали». В среднем же эта цифра значительно скромнее – около 5 млрд. долл. США в год. Есть люди, полагающие, что Украина выживет и без иностранных инвестиций. Но в данном случае акцент нужно ставить на слове «выживет»…
«Выжить», причем с большим успехом, могли и другие страны. Но при этом средний уровень иностранных инвестиций в Польше выше, чем в Украине, в 3,5 раза, в Словакии – в 5,9 раза, Венгрии – в 6,5 раза, а в Чехии – даже в 7.5 раза. Почему? Потому что правительства этих стран знают: инвестиции создают новые рабочие места, совершенствуют производство и, таким образом, работают на развитие страны. Но для того, чтобы привлечь инвестиции, правительство должно потрудиться, создав безопасные и выгодные условия для инвестирования.
В то же время неоправданно высокие налоги, запутанная регуляторная политика, коррумпированная судебная система и бюрократия, способная и танкер отправить на дно, не содействуют притоку инвестиций. Возможно, российские и китайские компании все еще заинтересованы в возможностях и масштабе украинского рынка, но почему-то пока не торопятся подписывать договора. Не исключено, что и они обратят взгляды в сторону других стран, когда узнают, чего им будет стоить инвестирование в Украину. Если стране нужны иностранные инвесторы, то правительство должно усвоить, что у этой игры есть свои, давно и прочно устоявшиеся, правила.

Крымские татары не поддаются давлению власти
Президент Украины и региональная власть Крыма, похоже, взяли курс на конфронтацию с крымскими татарами. 26 августа Президент подписал указ о сокращении Совета представителей крымскотатарского народа с 33 до 19 человек. Более того, отныне их будет назначать сам президент, а не делегировать Меджлис – представительский орган крымских татар. По поручению В. Януковича, в ближайшее время должно состояться первое заседание нового Совета. Делегаты национального съезда крымских татар и глава Меджлиса М. Джемилев призывают В. Януковича урегулировать ситуацию и вернуться к старой структуре Совета и принципам его работы. В противном случае, Меджлис и в дальнейшем будет игнорировать переговоры с властью и отказывается участвовать в реформированном президентом Совете представителей.
Совершенно очевидно, что власти следует прислушаться к мнению законного представительского органа крымских татар и искать компромисс, показав, таким образом, свою способность защищать интересы национальных меньшинств. Если власть и дальше будет игнорировать демократические механизмы представительства интересов крымских татар через Меджлис, являющийся исполнительным органом национального съезда (парламента) крымских татар, "татарский вопрос" в Крыму может существенно обостриться. Будучи неспособными защищать свои права законным и демократическим путем, крымские татары могут прибегнуть к более радикальным действиям, что в перспективе может спровоцировать силовое противостояние. Если дело дойдет до такого сценария, то победителей не будет. Все стороны конфликта проиграют, а мирное сосуществование многих национальностей в Украине может оказаться под вопросом.

Комментарий Фонда "Сначала Люди": В третьем выпуске «На страже демократии» (от 30 августа 2010 года) мы уже говорили о том, что любая попытка разрешить «крымскотатарский вопрос» достойна поощрения. К сожалению, советники Президента и крымская власть не понимают, что в условиях демократии невозможно навязать решение «сверху», тем более, если речь идет о проблеме, имеющей национальный или религиозный подтекст. Насилие в этом случае угрожает перспективой получить еще одну Чечню или Афганистан. Мусульманский мир сегодня балансирует на грани умеренности и радикализма. При этом следует отметить, что агрессивная военно-дипломатическая политика Запада этот баланс никоим образом не укрепляет. Следовательно, любая попытка разрешения конфликтных ситуаций должна прежде всего предполагать сохранение этого хрупкого равновесия.
В такой сложной ситуации украинская власть не имеет права игнорировать демократически избранный представительский орган крымских татар. Убежденность власти в том, что она сумеет навязать крымским татарам свою волю, может дорого ей стоить в будущем. Более того, подобный подход к «решению» проблемы противоречит недавним заявлениям президента о поддержке демократии, обращенным к немецким масс-медиа. Стоит также напомнить, что поведение слона в посудной лавке играет на руку силам, которые в последнее время все более настойчиво пытаются радикализировать крымскотатарское сообщество, особенно молодежь. Эти тенденции должны стать для Украины серьезным поводом для беспокойства. Будем надеяться, что Меджлис проявит ту сдержанность и то умение вести переговоры, которые пока не удается проявить власти.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх